Электронный научный журнал
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Козин А.М. 1 Кейлер А.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Челябинский Государственный Университет»
В статье обосновывается понятие «летняя психолого-педагогическая практика» с учетом системного, деятельностного и личностно-ориентированного подходов. Особое внимание уделяется личностно-ориентированному подходу, рассматриваемому как стратегия целенаправленного вовлечении в процесс профессионального становления будущего педагога-психолога потенциальных возможностей студента-практиканта с ограниченными возможностями здоровья как субъекта, личности, индивидуальности с последовательным приращением профессиональных психолого-педагогических компетенций. Отмечаются знания, умения, навыки, которыми должны обладать обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья в результате освоения программы летней психолого-педагогической практики. Рассматриваются основания, на которых должен строиться подход к организации психолого-педагогической практики. Раскрываются особенности психолого-педагогических технологий подготовки, организации и проведения практики, а также основные критерии оценки совокупности компетенций, которые характеризуют деятельность студентов-практикантов с ограниченными возможностями здоровья.
технология
личностно-ориентированный подход
летняя психолого-педагогическая практика
лица с ограниченными возможностями здоровья
практика
1. Гребеньков, Н.Н. и др. Психологические основы педагогической практики студентов: учеб. пособ. для студентов высших и средних специальных пед. уч. заведений. / Под ред. Чернышева А.С. - М.: Педагогическое общество России, 2000. – 245 с.
2. Губина, Е.А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база) / Е.А. Губина. - Волгоград: издательство «Учитель», 2012. – 85 с.
3. Методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса [Электронный ресурс] – URL: http://www.spbstu.ru/education/general-information/regulations/Invalid.pdf.
4. Образование как фактор социальной мобильности инвалидов: сб. науч. тр./под ред. Д.В. Зайцева. – Саратов: Науч. кн., 2007. – 275 с.
5. Проектирование структуры и содержания профессионального образования инвалидов: монография / под общ. ред. Г.С. Птушкина. – Новосибирск: Изд-во Носиб. гос. техн. ун-та, 2009. – 295 с.
6. Приказ Министерства образования и науки от 06.02.2015 г. №05-268 «О доработке ФГОС ВО».
7. Поляков, С.Д. Технологии воспитания: учеб. – метод. Пособие / С.Д. Поляков. – М: ВЛАДОС, 2002. – 342 с.
8. Уланова, Т.А. Личностно-ориентированный подход к организации педагогической практики в педагогическом колледже на интегративной основе: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Т.А. Уланова – Ростов-на Дону, 2005. – 168 с.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2010 № 200 [Электронный ресурс] – URL: www.kantiana.ru/uop/managers/list/34.pdf
10. Щуркова, Н.Е. Прикладная педагогика воспитания: уч. пособие./ Н.Е. Щуркова. – СПб: Питер, 2005. – 294 с.
Практика - важнейший этап в получении профессионального образования, профессиональной подготовки будущего специалиста, средство профессионального самоопределения студентов, основная база при построении профессиональной карьеры, дальнейшего трудоустройства. Одним из видов практики является летняя психолого-педагогическая практика, которая трактуется нами как подсистема,  обеспечивающая интегрирование профессиональных знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения в вузе и практической деятельности в условиях временного детского коллектива в летний период и отличающаяся характером деятельности, продолжительностью, необходимостью постоянного взаимодействия с детьми в рамках временного детского объединения, возможностями для творческой самостоятельной педагогической деятельности, формирующей мировоззрение педагога-психолога, стиль поведения, профессиональную этику и пр. [1;3;5;6].

Актуальность и выбор проблемы нашего исследования определяется недостаточной разработанностью в теоретических исследованиях идеи работы со студентами с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) непосредственно в детских оздоровительных лагерях различного типа с учетом прохождения ими летней психолого-педагогической практики. Необходимость приведения содержания и форм организации психолого-педагогической практики в соответствие с современными требованиями обусловлена тем, что сохраняется рассогласование в логике предъявления студентам данного профиля инструктивно-методического материала и набирающей силу индивидуализацией процесса обучения лиц с ОВЗ [4; 8].  Учитывая специфику предмета исследования, мы предполагаем, что для эффективного решения поставленной проблемы необходима опора на идеи системного, деятельностного, личностно-ориентированного подхода в подготовке педагогов-психологов и развитии их профессиональных способностей (П.К. Анохин, В.Г. Афанасьев, М.М. Бахтин, Т.А. Ильин, А.Н. Леонтьев, В.Н. Сагатовский, Г.К. Селевко, В.А. Сластенин, И.С. Якиманская и др.).

Значительное влияние на нашу работу оказали исследования, раскрывающие теории профессионального становления личности (Р.М. Асадуллин, М.Я. Виленский, Е.П. Каргаполов, Б.Ф. Скиннер и др.); проблемы педагогической практики и деятельности загородных лагерей (О.А. Абдуллина, К.Н. Волков, С.Д. Дерябо, И.П. Иванов,  О.М. Матвеева, С.И. Панченко, М.Е. Сысоева, З.И. Тюмасева, В.А. Ясвин и др.); идеи педагогики здоровья (И.И. Брехман, Г.К. Зайцев, В.П. Петленко и др.).

Использование системного подхода связано с тем, что технология осуществления летней психолого-педагогической практики обладает системными свойствами, направленными на выбор содержания, приоритетных целей, способов и средств, применение которых ведет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует получение продукции заданного качества. Опора на деятельностный подход предполагает, что овладение деятельностью является условием формирования активной личности; эффективный характер профессиональной подготовки может быть обеспечен только при наличии признаков деятельности-предметности, целенаправленности, структурности, технологичности (Л.С. Выготский, В.И. Загвязинский, И.Я. Лернер, Н.Ф. Талызина и др.).  С другой стороны, деятельностная составляющая  позволяет предварительно спроектировать процесс психолого-педагогической практики, реализовать соответствующие умения и слагаемые их компонентов, создать определенные условия. Личностно-ориентированный подход ставит в центр всей воспитательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее свободного развития, реализация ее природных и личностных потенциалов, утверждает принципы педагогического сотрудничества (Ш.А. Амонашвили, Л.В. Занков, Г.К., М.В. Кларин, В.С. Кукушкин, Б.Т. Лихачев, Г.К. Селевко, Г.Н. Сериков, В.М. Шепель и др.). Одновременно, этот подход предусматривает учет возрастных, физиологических, психических особенностей студентов с ОВЗ и инвалидов, что предполагает большую субъективную значимость используемого ими материала и стимулирует к самоценной воспитательной деятельности и саморазвитию. Уточняя наши подходы, мы исходим из понимания того, что личностно-ориентированная практика является системообразующим компонентом профессиональной подготовки студентов с ОВЗ.

Следовательно, личностно - ориентированный подход предусматривает, с нашей точки зрения, рассмотрение предмета исследования с позиции целостности человека, для которого овладение психолого-педагогической профессией в контексте его индивидуальной жизнедеятельности приобретает конкретный личностный смысл (Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, Б.Б. Коссов, А.К. Маркова, А.В. Петровский, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.), а осуществление личностно - ориентированного подхода к организации психолого-педагогической практики лиц с ОВЗ заключается в целенаправленном вовлечении в процесс профессионального становления будущего педагога-психолога потенциальных возможностей студента-практиканта как субъекта, личности, индивидуальности с последовательным приращением профессиональных психолого-педагогических  компетенций.

Необходимо также  отметить, что личностно - ориентированный характер воспитательного процесса повышает мотивацию и обеспечивает в определенной мере самореализацию студентов с ОВЗ при выполнении индивидуальной программы психолого-педагогической деятельности, влияет на формирование индивидуального стиля его профессиональной деятельности. В ходе анализа мы выяснили, что психолого-педагогическая практика для лиц с ОВЗ рассматривается как часть личностно - ориентированной системы профессионального образования классического вуза (факультет психологии и педагогики), предоставляющая возможность студенту стать его субъектом, осознать ее личную смыслообразующую и культурообразующую ценность, видеть в ней путь к самореализации, саморазвитию, рефлексии и смыслотворчеству, при соблюдении основных принципов ее организации - принципа доступности и непрерывности, которые распространяются на весь период вузовского обучения студентов с ОВЗ [1; 4; 8; 10].  

Летняя психолого-педагогическая практика направлена на формирование следующих компетенций согласно ФГОС ВПО [9]:

- готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую и др. (ОПК-5);

- способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды (ОПК-6).

В результате освоения программы практики обучающийся инвалид или обучающийся с ОВЗ должен знать: закономерности развития человека в разные возрастные периоды; основные этапы развития детского коллектива; основные характеристики психологического климата, комфортного, безопасного и благоприятного для активного оздоровления и отдыха детей в соответствии с их индивидуальными особенностями; приемы психологической защиты личности от негативных, травмирующих переживаний, способы адаптации.

Программа обеспечивает формирование следующих умений: правильно оценивать детей, включая их индивидуальные характерологические особенности, мотивы, намерения, состояния; планировать различные виды воспитательной работы во временном детском коллективе; использовать методики изучения личностных качеств ребенка и коллектива в целом; исследовать особенности психологического климата в реальной ситуации развития коллектива; находить пути преодоления конфликтных ситуаций;- правильно оценивать сложившуюся ситуацию, действовать с ее учетом; осуществлять самоанализ и самооценку результатов собственной деятельности.

В процессе освоения программы студент с ограниченными возможностями здоровья овладеют: методикой разнообразных коллективных творческих дел и проведением коллективной организаторской деятельности; методикой психологического и педагогического изучения детей и подростков; диагностикой индивидуально - психологических особенностей детей, методами наблюдения и анализа воспитательного процесса в условиях временного детского коллектива; такими методами, способами, средствами, приемами эффективного общения, которые бы с минимальными затратами приводили к намеченной цели общения.

Таким образом, в ходе практики обучающийся с ОВЗ имеет множество разнообразных социальных взаимодействий, что создает и расширяет базу для адаптации; развиваются общественные навыки, коллективизм, организаторские способности, умение налаживать контакты и сотрудничать с разными людьми; формируется мировоззрение и гражданская позиция и т.д. В этой связи важно подчеркнуть, что общей целью организации психолого-педагогической практики является формирование у будущего педагога - психолога профессиональной компетенции как совокупности профессионально значимых качеств личности, а также  профессионально значимых знаний, умений и навыков. В качестве значимых качеств личности педагога-психолога необходимо выделить инициативность, ответственность, общительность, наблюдательность, умение слушать, эмпатия, рефлексия и т.п. Особое внимание необходимо уделять стимулированию активности и самостоятельности студентов - инвалидов, студентов с ограниченными возможностями здоровья, укреплению положительной мотивации в преодолении трудностей, связанных со здоровьем, способности к объективной самооценке.

Как органическая часть учебного процесса, она организуется в летний период и проводится в учреждениях отдыха и оздоровления детей и подростков, независимо от их организационно - правовых форм: загородных оздоровительных лагерях, лагерях санаторного типа, труда и отдыха, профильных лагерях, спортивно-оздоровительных, туристических лагерях, лагерях с дневным пребыванием детей, эколого-биологических, технического творчества, краеведческих и других типах и видах учреждений, детских оздоровительных площадках, оздоровительно-воспитательных центрах, базах и комплексах, отвечающих задачам подготовки бакалавров данного профиля. Эти учреждения очень разные по назначению, условиям работы, контингенту детей, но в то же время в их деятельности много общего.

С учетом требований соответствия профессиональных стандартов и федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования психолого-педагогическая практика может проводиться в форме участия студентов - практикантов в роли педагога - воспитателя, помощника воспитателя, вожатого, социального педагога, руководителя детского коллектива, инструктора, руководителя кружка, руководителя досуга в учреждениях образования, специалиста по реабилитационной работе, занимающихся организацией летнего отдыха и оздоровления детей.

Индивидуальная программа практики включает в себя ряд мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности и может быть разработана в отношении обучающихся с конкретными видами ограничений здоровья (нарушения слуха (глухие, слабослышащие), нарушения зрения (слепые, слабовидящие), нарушения опорно-двигательного аппарата и пр.). При определении мест прохождения производственной практики необходимо учитывать рекомендации, данные по результатам медико-социальной экспертизы, содержащиеся в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда. Предварительно такое лицо должно предъявить заключение психолого-педагогической комиссии с рекомендациями об обучении по данной профессии, содержащее информацию о необходимых специальных условиях обучения [3].   

Рассматривая конкретную технологию осуществления летней психолого-педагогической практики, опираясь на работы С.П. Афанасьева, В.В. Воронова, С.Д. Полякова, Л.Д. Столяренко, Г.К. Селевко, Н.Е. Щурковой и др., в нашем исследовании мы используем следующую трактовку понятия «технология осуществления психолого-педагогической практики» - целенаправленный комплексный процесс воздействия педагога на воспитанников с использованием личностных, психологических, инструментальных и методических средств для эффективного достижения заданных результатов и психолого-педагогических целей.

На наш взгляд, данная деятельность должна быть сконцентрирована на психолого-педагогическом обеспечении вокруг основных личностных образований: о здоровом самоуважении (Я-концепция); о сотрудничестве; законопослушании (сила сверх-Я), наполняемых более частными личностными качествами. В этой связи цель практики студентов с ОВЗ может состоять в присвоении студентами феномена педагогической воспитательной культуры, потенциально приближающейся к технологии (коллективные, творческие дела, тренинги общения, шоу-технологии, групповые проблемные работы и пр.) и подразумевающей формирование готовности к творческой воспитательной работе.

Подход к организации психолого-педагогической практики, на наш взгляд, должен строиться на следующих основаниях: ведущей задачей практики является формирование основ психолого-педагогической культуры будущего специалиста, способствующих их профессиональному самоопределению; воспитательная деятельность студентов в период практики помогает развитию индивидуальных творческих способностей, формированию индивидуального стиля деятельности; психолого-педагогическая практика способствует выработке у студентов гуманистической педагогической позиции, принятию личности ребенка как высшей ценности, утверждая тем самым личностно - ориентированный подход к детям в современном образовании; в период практики студенты выступают как носители общечеловеческой и национальной культуры, используя опыт народной педагогики и научной психологии; в организации практики предусматривается опора на самостоятельность и ответственность студентов и др.

Все это связано с формированием умений конструировать, выполнять и контролировать различные виды и формы воспитательных ситуаций продуктивного взаимодействия, обеспечивающие развитие психолого-педагогического мышления, педагогическую умелость, профессиональную компетентность будущих специалистов [1; 7; 8; 10]. Для успешной деятельности будущего педагога - психолога в детском оздоровительном учреждении недостаточно имеющихся у него знаний, полученных при изучении теоретических дисциплин, вследствие чего студента необходимо  ознакомить с особенностями работы с временным детским объединением, системой воспитательной деятельности детского лагеря, логикой развития лагерной смены, способами планирования смены, дня, собственной педагогической деятельности, методикой проведения отрядных и массовых дел, методикой работы с микрогруппами и лидерами в условиях детского лагеря. Важно, чтобы данные знания послужили основой для формирования соответствующих умений, которые потребуются при работе в оздоровительном лагере. В качестве основных критериев оценки совокупности компетенций, которые характеризуют деятельность студентов-практикантов мы включили такие, как: мотивация деятельности, способность к педагогическому прогнозированию, организаторские способности, установка на сотрудничество, самостоятельность мышления, эмоциональная зрелость, трудолюбие, ответственность и др.

Таким образом, на результативность летней психолого-педагогической практики студентов с ОВЗ оказывают влияние: качественное планирование и правильная организация самостоятельной работы студентов, целенаправленная их подготовка к самостоятельной работе, учет личностно-временных аспектов самоорганизации деятельности студентов в ходе педагогического проектирования работы, разработка и применение технологий самостоятельной воспитательной деятельности, представляющие целостную систему и взаимосвязь общекультурной, психолого-педагогической, методической, творчески-практической подготовки.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №14-06- 00884.

Рецензенты:

Сериков С.Г., д.п.н., профессор, проректор по учебной работе ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры», г. Челябинск;

Котлярова И.О., д.п.н., профессор, директор Научно-образовательного центра «Педагогика непрерывного образования» ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ), профессор кафедры безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ), г. Челябинск.


Библиографическая ссылка

Козин А.М., Кейлер А.В. ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23371 (дата обращения: 14.08.2020).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074