Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

ESCORT OF THE CHILD WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH IN THE CONDITIONS OF INCLUSIVE PRACTICE

Ryabova N.V. 1
1 Mordovian State Pedagogical Institute
Раскрыта сущность инклюзивного образования, показаны проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с ориентацией на реализуемый закон «Об образовании в Российской Федерации». Представлен опыт деятельности инновационных структурных подразделений кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьвева (МордГПИ), призванных оказать помощь и содействие педагогическому сообществу Республики Мордовия в проектировании, организации и реализации психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ. Показаны возможности взаимодействия науки и практики, педагогов-практиков и ученых в условиях модернизации педагогического образования в Российской Федерации, а именно: совместное научно-теоретическое обоснование и научно-методическое оснащение психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ.
The essence of inclusive education is opened, problems of formation of persons with the limited opportunities of health (LOH) with orientation to the realized law "About Education in the Russian Federation" are shown. Experience of activity of innovative structural divisions of department of special pedagogics and medical fundamentals of defectology of the Mordovian state teacher training college of M. E. Evsevvev (МордГПИ), urged to give help and assistance of the Republic of Mordovia to pedagogical community in design, the organization and realization of psychology and pedagogical escort of persons with OVZ is presented. Possibilities of interaction of science and practice, experts teachers and scientists in the conditions of modernization of pedagogical education in the Russian Federation are shown, namely: joint scientific-theoretical justification and scientific and methodical equipment of psychology and pedagogical escort of persons with OVZ.
innovative structural divisions
psychology and pedagogical maintenance
persons with limited opportunities of health
inclusive education
interaction
modernization of education
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ) впервые определяет понятие «инклюзивное образование», которое трактуется следующим образом: инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (статья 2, пункт 27) [6]. В данном документе конкретизируется понятие «обучающийся с ограниченным возможностями здоровья» - это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (статья 2, пункт 16) [6]. В образовании детей с ОВЗ под инклюзией понимается процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни [2].

Сегодня инклюзивное образование - это достаточно гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, поэтому они не должны отвечать жестким требованиям и стандартам, но при этом все могут (и должны) учиться. Поэтому сегодня в образовательных организациях необходимо создавать условия, обеспечивающие глубокое погружение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в адаптированную образовательную среду и оказание ему поддерживающих услуг. Мы полагаем, что создание указанных условий возможно при эффективном взаимодействии науки и практики, педагогов-практиков и ученых. Перспективные направления данного взаимодействия могут быть представлены следующим образом: во-первых, это определение единых методологических, теоретических и практико-ориентированных основ реализации психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ; во-вторых, создание условий для сопровождения лиц с ОВЗ; в-третьих, решение проблем содержательного, технологического, методического оснащения психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ; в-четвертых, совершенствование квалификации педагогов с учетом формирования компетенций, обеспечивающих готовность и возможность проектирования и реализации процесса сопровождения детей с ОВЗ.

Данные направления деятельности легли в основу работы инновационных структурных подразделений кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьвева (МордГПИ), призванных оказать помощь и содействие педагогическому сообществу Республики Мордовия в проектировании, организации и реализации психолого-педагогического сопровождения  лиц с ОВЗ. В данной статье раскроем опыт работы данной кафедры.

Материал исследования. Решение задача создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития возможно посредством создания и развития системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательных организациях различных видов. Анализ психолого-педагогической литературы (Э. М. Александровской, М. Р. Битяновой, Н. И. Кокурекиной, Н. В. Куренковой, И. В. Ромазана, Т. С. Чередниковой, Т. Г. Яничевой и др.) позволяет определить психолого-педагогическое сопровождение как особый метод педагогического взаимодействия, основанный на сотрудничестве, создание условий для самостоятельного творческого освоения системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым учащимся личностно-значимых жизненных выборов, результатом которого являются решения и действия, ведущие к личностному развитию. Каковы теоретико-методологические основы разработки новых технологий сопровождения? Какие технологии сопровождения способны обеспечить коррекционно-развивающее воздействие на детей с различными отклонениями в развитии, необходимое для их успешного включения в образовательную среду? Как необходимо строить образовательный процесс с использованием новых технологий психолого-педагогического сопровождения? Поиск ответов на данные вопросы предпринимают такие инновационные структурные подразделения кафедры специальной педагогии и медицинских основ дефектологии МордГПИ как научно-исследовательская лаборатория «Интегрированное обучение детей в современной системе образования» и научно-практический центр «Ресурсный центр интегрированного образования».

Научно-исследовательская лаборатория «Интегрированное обучение детей в современной системе образования», созданная в 2010 году, решает следующие задачи: интеграция науки и образования в сфере психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ; разработка научных основ подготовки будущего педагога, обеспечивающего реализацию сопровождения таких детей в современной системе образования. С учетом поставленных задач, лаборатория выполняет исследования по двум векторам: во-первых, научно-теоретическое обоснование психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ; во-вторых, научно-методическое оснащение процесса подготовки педагога к реализации сопровождения детей с ОВЗ.

В ходе реализации указанных векторов деятельности лаборатории, преподаватели и студенты выполняли теоретико-методологическое направление деятельности, которое позволило выявить и обосновать методы решения исследовательских задач; сделать анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме инклюзивного образования; с ориентацией на полученные выводы, теоретически обосновать модель инклюзивного образования с учетом специфики региона;  провести анализ теоретически обоснованных моделей подготовки педагога, обеспечивающего реализацию инклюзивной практики. Реализация проблемно-аналитического направление деятельности позволила провести диагностический анализ состава детей образовательных организаций региона; выявить категории детей с проблемами в развитии, обучении, поведении, эмоционально-волевой сфере, а также провести диагностический анализ личности педагога образовательной организации, работающего в условиях инклюзивной практики. В ходе выполнения проектно-практического направление деятельности была дана характеристика категорий детей с ОВЗ, обучающихся в образовательных организациях, а также характеристика готовности педагогов этих организаций к работе с детьми указанной категории; проведена работа по созданию модели педагога образовательной организации, реализующей инклюзивную практику и разработан содержательный аспект процесса подготовки такого педагога.  Выполнение организационно-презентационного направления деятельности позволило реализовать деятельность состава лаборатории по достижению поставленных задач, а также организации собственной научно-исследовательской деятельности и деятельности студентов; обеспечило взаимодействие с образовательными организациями. Результаты научных исследований, выполненных в лаборатории, широко апробировались в ходе научно-практических мероприятий, представлялись в виде научной и учебно-методической продукции, отражающей деятельность ученых и практиков, будущих педагогов [1, 3, 4, 5].

 Сегодня на базе лаборатории проводятся исследования, направленные на решение следующих проблем: во-первых, формирование положительного отношения к детям с ограниченными возможностям здоровья (например, А. С. Игониным  выполняется работа по теме «Формирование гражданской позиции субъектов образования в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья», что обеспечивает формирование философии принятия детей указанной категории такими, какие они есть, как  здоровыми детьми, так  их родителями, а также педагогами, участвующими в эксперименте); во-вторых, проектирование, апробация и внедрение модели сопровождения ребенка с ОВЗ (так, Е. В. Ежовкиной выполняется работа по теме «Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях развивающей образовательной среды», что позволяет обосновать модель взаимодействия специалистов системы сопровождения, а также модель гуманитарно-ориентированной образовательной среды, обеспечивающей не только адекватное включение ребенка с ОВЗ в среду здоровых сверстников, но и его образование с учетом индивидуальной образовательной траектории); в-третьих, создание модели и реализация технологии психолого-педагогического сопровождения развития детей в системе образования (данная работа осуществляется коллективом преподавателей, что позволило  обосновать не только условия создания адаптированной образовательной среды, но и разработать модели и технологии сопровождения таких детей посредством взаимодействия специалистов; результаты проведенного исследования апробированы на базе научно-практического центра «Центр продленного дня» Мордовского базового центра педагогического образования (МБЦПО)). Таким образом, основная деятельность научно-исследовательской лаборатории посвящена изучению передового российского и зарубежного педагогического опыта оказания помощи и поддержки детям с ОВЗ; проектированию на этой основе модели психолого-педагогического сопровождения таких детей в условиях конкретного региона, созданию соответствующей научно-методической базы; разработке проблем подготовки специалистов, готовых и способных обеспечить совместное обучение детей с ОВЗ и их здоровых сверстников.

В конце 2012 года на базе факультета психологи и дефектологии был создан научно-практический центр «Ресурсный центр интегрированного образования». Его целью является  психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в регионе, содействие в предоставлении качественных образовательных услуг лицам с ОВЗ, их родителям, а также педагогам, обеспечивающим психолого-педагогическое сопровождение в условиях образовательных организаций различных видов. В соответствии с целью решаются следующие задачи: во-первых, разработка научно-методических основ, программно-методического, информационного обеспечения и организация комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях образовательной интеграции; во-вторых, подготовка психолого-педагогических кадров и повышение их квалификации для реализации задач сопровождения такого ребенка. Основные направления деятельности НПЦ «Ресурсный центр интегрированного образования» могут быть представлены следующим образом: научно-исследовательское, научно-методическое, практическое. Научно-исследовательское направление нацелено на научные исследования и опытно-экспериментальные работы, апробацию результатов посредством проведения мероприятий различного уровня (научно-практические семинары, «круглые столы» и др.), публикации научных работ по проблемам интегрированного образования. Научно-методическая деятельность предполагает разработку совместных проектов с педагогами образовательных организаций республики по реализации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ; проведение консультаций с родителями таких детей; экспертизу программ инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ.  Практическая деятельность направлена на осуществление комплексной диагностики, консультирования, просвещения субъектов образования, осуществляющих работу с обучающимися с ОВЗ;  оказание образовательных услуг посредством реализации коррекционно-образовательных программ для детей и программ дополнительного профессионального образования для иных субъектов образования.

Таким образом, НПЦ «Ресурсный центр интегрированного образования» призван осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для обучения ребенка с ОВЗ; обеспечивать поддержку процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процесс образования детей данной категории. Образовательные услуги Центра могут быть представлены следующим образом: во-первых, оказание помощи в выстраивание маршрута, обеспечивающего сопровождение ребенка с ОВЗ при реализации индивидуальной образовательной траектории; во-вторых, консультирование со специалистами образовательной организации по вопросам реализации процесса сопровождения конкретного ребенка с ОВЗ; в-третьих, оказание помощи помощь в создание индивидуальной программы сопровождения ребенка; в-четвертых, консультирование со специалистами по организации различных форм работы с такими детьми, а также проведение коррекционно-развивающих занятий с ребятами и оказание психолого-педагогической помощи родителям. Сегодня на базе данного центра осуществляются консультации детей и родителей, а также специалистов сопровождения процесса обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Результаты исследования и их обсуждение.  Сегодня инклюзивное образование в России только начинает реализовываться, а поэтому возникает множество проблем, а именно: во-первых, недостаточное ресурсное обеспечение коррекционно-образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих обучение детей с ОВЗ; во-вторых, их слабое материально-техническое оснащение; в-третьих, несовершенство нормативно-организационных ресурсов образовательной организации; в-четвертых, отсутствие специальной подготовки педагогических кадров. Обсуждение обозначенных проблем  позволяет говорить о том, что их решение в условиях реформирования отечественной системы образования, потребует пошагового выполнения следующих действий: обеспечить возможность инклюзии детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников; обеспечить постоянную и квалифицированную методическую помощь педагогам образовательных организаций, работающих с указанной категорией детей; приблизить к нуждающимся детям психолого-педагогическую помощь; обеспечить родителям необходимую консультативную помощь; обеспечить консультативную помощь педагогам образовательных организаций; обеспечить психологическую готовность ребенка с ОВЗ к совместному обучению со здоровыми сверстниками; обеспечить готовность образовательных организаций к принятию детей с ОВЗ.

Заключение. Сегодня становится актуальным и значимым эффективное сопровождение детей с ОВЗ в образовательных организациях, реализующих инклюзивную практику. Эффективное внедрение данного процесса потребует создания теоретико-методологического обоснования и экспериментального апробирования организационных моделей  работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья; специальной подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров для образовательных организаций различных видов; принципиально нового взаимодействия специалистов образовательных организаций; овладения педагогами образовательных организаций дефектологическими знаниями и специальными педагогическими технологиями, которые помогут им квалифицированно работать с такими детьми; разработки  механизмов реального взаимодействия специалистов разного профиля, участвующих в процессе инклюзивного образования.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что сегодня реализация инклюзивного образования становится реальностью, поэтому необходимо приложить усилия к тому, чтобы этот процесс осуществлялся системно и целенаправленно на благо детей с ОВЗ, что во многом определяется подготовленными специалистами, которые  в своей профессиональной деятельности могут и должны принять философию инклюзивного образования; учитывать современное научное понимание психолого-педагогических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья; учитывать принципы включения таких детей в коррекционно-развивающее образовательное пространство; овладеть методиками диагностики, консультирования, коррекции; уметь с учетом результатов педагогической диагностики разрабатывать коррекционно-развивающие программы, проектировать развивающую среду, направленную на активное взаимодействие участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация); участвовать в разработке образовательной программы образовательной организации, программы развития, проектировании системы управления; проводить экспертизу и анализ планов учебно-воспитательной работы, решений, принимаемых педагогическими советами и руководством образовательных организаций, а также текущего состояния образовательного процесса с точки зрения их обоснованности и практической эффективности в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ. Только в условиях межпрофессионального сотрудничества учителей-дефектологов, логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей и медицинских работников возможно успешное решение проблем комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обеспечивающих эффективное внедрение инклюзивной практики.

Работа проведена при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» на 2015 год. Проект №1846 «Теоретико-методические основы разработки модели вуза как базового центра педагогического образования».

Рецензенты:

Якунчев М.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры естественнонаучного образования, ГБОУ ДПО (ПК) «Мордовский республиканский институт образования», г. Саранск.

Карпушина Л.П., д.п.н., доцент, профессор кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт  имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск.