Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ

Рябова Н.В. 1
1 ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева»
Раскрыта сущность инклюзивного образования, показаны проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с ориентацией на реализуемый закон «Об образовании в Российской Федерации». Представлен опыт деятельности инновационных структурных подразделений кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьвева (МордГПИ), призванных оказать помощь и содействие педагогическому сообществу Республики Мордовия в проектировании, организации и реализации психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ. Показаны возможности взаимодействия науки и практики, педагогов-практиков и ученых в условиях модернизации педагогического образования в Российской Федерации, а именно: совместное научно-теоретическое обоснование и научно-методическое оснащение психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ.
модернизация образования
взаимодействие
инновационные структурные подразделения
психолого-педагогическое сопровождение
лица с ограниченными возможностями здоровья
инклюзивное образование
1. Винокурова, Г. А. Апробация модулей программы профессиональной переподготовки «Практическая психология в образовании» в рамках проекта модернизации педагогического образования / Г. А. Винокурова, Е. В. Царева, А. Н. Яшкова // Гуманитарные науки и образование. – 2015. – № 3 (23). – С. 8993.
2. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении : Инновационный опыт / авт.-сост. А. А. Наумов, В. Р. Соколова, А. Н. Седегова. – Волгоград : Учитель, 2012. – 147 с.
3. Кадакин, В. В. Подготовка педагогических кадров в условиях сетевого взаимодействия образовательных организаций / В. В. Кадакин, Т. И. Шукшина // Гуманитарные науки и образование. – 2015. – № 3 (23). – С. 9399.
4. Лаврентьева, М. А. Сетевое взаимодействие образовательных организаций при реализации инновационных проектов: проблемы командообразования / М. А. Лаврентьева, Е. В. Золоткова // Гуманитарные науки и образование. – 2015. – № 3 (23). – С. 103107.
5. Рябова, Н. В. Сетевое взаимодействие образовательных организаций как необходимое условие подготовки педагогических кадров / Н. В. Рябова // Гуманитарные науки и образование. – 2015. – № 3 (23). – С. 107112.
6. Федеральный Закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://edugid.ru/zakon-ob-obrazovanii-v-rf.
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ) впервые определяет понятие «инклюзивное образование», которое трактуется следующим образом: инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (статья 2, пункт 27) [6]. В данном документе конкретизируется понятие «обучающийся с ограниченным возможностями здоровья» - это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий (статья 2, пункт 16) [6]. В образовании детей с ОВЗ под инклюзией понимается процесс увеличения степени участия всех граждан в социуме, в первую очередь, имеющих трудности в физическом развитии. Он предполагает разработку и применение таких конкретных решений, которые смогут позволить каждому человеку равноправно участвовать в академической и общественной жизни [2].

Сегодня инклюзивное образование - это достаточно гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, поэтому они не должны отвечать жестким требованиям и стандартам, но при этом все могут (и должны) учиться. Поэтому сегодня в образовательных организациях необходимо создавать условия, обеспечивающие глубокое погружение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в адаптированную образовательную среду и оказание ему поддерживающих услуг. Мы полагаем, что создание указанных условий возможно при эффективном взаимодействии науки и практики, педагогов-практиков и ученых. Перспективные направления данного взаимодействия могут быть представлены следующим образом: во-первых, это определение единых методологических, теоретических и практико-ориентированных основ реализации психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ; во-вторых, создание условий для сопровождения лиц с ОВЗ; в-третьих, решение проблем содержательного, технологического, методического оснащения психолого-педагогического сопровождения лиц с ОВЗ; в-четвертых, совершенствование квалификации педагогов с учетом формирования компетенций, обеспечивающих готовность и возможность проектирования и реализации процесса сопровождения детей с ОВЗ.

Данные направления деятельности легли в основу работы инновационных структурных подразделений кафедры специальной педагогики и медицинских основ дефектологии Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьвева (МордГПИ), призванных оказать помощь и содействие педагогическому сообществу Республики Мордовия в проектировании, организации и реализации психолого-педагогического сопровождения  лиц с ОВЗ. В данной статье раскроем опыт работы данной кафедры.

Материал исследования. Решение задача создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития возможно посредством создания и развития системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательных организациях различных видов. Анализ психолого-педагогической литературы (Э. М. Александровской, М. Р. Битяновой, Н. И. Кокурекиной, Н. В. Куренковой, И. В. Ромазана, Т. С. Чередниковой, Т. Г. Яничевой и др.) позволяет определить психолого-педагогическое сопровождение как особый метод педагогического взаимодействия, основанный на сотрудничестве, создание условий для самостоятельного творческого освоения системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым учащимся личностно-значимых жизненных выборов, результатом которого являются решения и действия, ведущие к личностному развитию. Каковы теоретико-методологические основы разработки новых технологий сопровождения? Какие технологии сопровождения способны обеспечить коррекционно-развивающее воздействие на детей с различными отклонениями в развитии, необходимое для их успешного включения в образовательную среду? Как необходимо строить образовательный процесс с использованием новых технологий психолого-педагогического сопровождения? Поиск ответов на данные вопросы предпринимают такие инновационные структурные подразделения кафедры специальной педагогии и медицинских основ дефектологии МордГПИ как научно-исследовательская лаборатория «Интегрированное обучение детей в современной системе образования» и научно-практический центр «Ресурсный центр интегрированного образования».

Научно-исследовательская лаборатория «Интегрированное обучение детей в современной системе образования», созданная в 2010 году, решает следующие задачи: интеграция науки и образования в сфере психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ; разработка научных основ подготовки будущего педагога, обеспечивающего реализацию сопровождения таких детей в современной системе образования. С учетом поставленных задач, лаборатория выполняет исследования по двум векторам: во-первых, научно-теоретическое обоснование психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ; во-вторых, научно-методическое оснащение процесса подготовки педагога к реализации сопровождения детей с ОВЗ.

В ходе реализации указанных векторов деятельности лаборатории, преподаватели и студенты выполняли теоретико-методологическое направление деятельности, которое позволило выявить и обосновать методы решения исследовательских задач; сделать анализ отечественной и зарубежной литературы по проблеме инклюзивного образования; с ориентацией на полученные выводы, теоретически обосновать модель инклюзивного образования с учетом специфики региона;  провести анализ теоретически обоснованных моделей подготовки педагога, обеспечивающего реализацию инклюзивной практики. Реализация проблемно-аналитического направление деятельности позволила провести диагностический анализ состава детей образовательных организаций региона; выявить категории детей с проблемами в развитии, обучении, поведении, эмоционально-волевой сфере, а также провести диагностический анализ личности педагога образовательной организации, работающего в условиях инклюзивной практики. В ходе выполнения проектно-практического направление деятельности была дана характеристика категорий детей с ОВЗ, обучающихся в образовательных организациях, а также характеристика готовности педагогов этих организаций к работе с детьми указанной категории; проведена работа по созданию модели педагога образовательной организации, реализующей инклюзивную практику и разработан содержательный аспект процесса подготовки такого педагога.  Выполнение организационно-презентационного направления деятельности позволило реализовать деятельность состава лаборатории по достижению поставленных задач, а также организации собственной научно-исследовательской деятельности и деятельности студентов; обеспечило взаимодействие с образовательными организациями. Результаты научных исследований, выполненных в лаборатории, широко апробировались в ходе научно-практических мероприятий, представлялись в виде научной и учебно-методической продукции, отражающей деятельность ученых и практиков, будущих педагогов [1, 3, 4, 5].

 Сегодня на базе лаборатории проводятся исследования, направленные на решение следующих проблем: во-первых, формирование положительного отношения к детям с ограниченными возможностям здоровья (например, А. С. Игониным  выполняется работа по теме «Формирование гражданской позиции субъектов образования в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья», что обеспечивает формирование философии принятия детей указанной категории такими, какие они есть, как  здоровыми детьми, так  их родителями, а также педагогами, участвующими в эксперименте); во-вторых, проектирование, апробация и внедрение модели сопровождения ребенка с ОВЗ (так, Е. В. Ежовкиной выполняется работа по теме «Психолого-педагогическое сопровождение адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях развивающей образовательной среды», что позволяет обосновать модель взаимодействия специалистов системы сопровождения, а также модель гуманитарно-ориентированной образовательной среды, обеспечивающей не только адекватное включение ребенка с ОВЗ в среду здоровых сверстников, но и его образование с учетом индивидуальной образовательной траектории); в-третьих, создание модели и реализация технологии психолого-педагогического сопровождения развития детей в системе образования (данная работа осуществляется коллективом преподавателей, что позволило  обосновать не только условия создания адаптированной образовательной среды, но и разработать модели и технологии сопровождения таких детей посредством взаимодействия специалистов; результаты проведенного исследования апробированы на базе научно-практического центра «Центр продленного дня» Мордовского базового центра педагогического образования (МБЦПО)). Таким образом, основная деятельность научно-исследовательской лаборатории посвящена изучению передового российского и зарубежного педагогического опыта оказания помощи и поддержки детям с ОВЗ; проектированию на этой основе модели психолого-педагогического сопровождения таких детей в условиях конкретного региона, созданию соответствующей научно-методической базы; разработке проблем подготовки специалистов, готовых и способных обеспечить совместное обучение детей с ОВЗ и их здоровых сверстников.

В конце 2012 года на базе факультета психологи и дефектологии был создан научно-практический центр «Ресурсный центр интегрированного образования». Его целью является  психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в регионе, содействие в предоставлении качественных образовательных услуг лицам с ОВЗ, их родителям, а также педагогам, обеспечивающим психолого-педагогическое сопровождение в условиях образовательных организаций различных видов. В соответствии с целью решаются следующие задачи: во-первых, разработка научно-методических основ, программно-методического, информационного обеспечения и организация комплексного психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях образовательной интеграции; во-вторых, подготовка психолого-педагогических кадров и повышение их квалификации для реализации задач сопровождения такого ребенка. Основные направления деятельности НПЦ «Ресурсный центр интегрированного образования» могут быть представлены следующим образом: научно-исследовательское, научно-методическое, практическое. Научно-исследовательское направление нацелено на научные исследования и опытно-экспериментальные работы, апробацию результатов посредством проведения мероприятий различного уровня (научно-практические семинары, «круглые столы» и др.), публикации научных работ по проблемам интегрированного образования. Научно-методическая деятельность предполагает разработку совместных проектов с педагогами образовательных организаций республики по реализации психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ; проведение консультаций с родителями таких детей; экспертизу программ инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ.  Практическая деятельность направлена на осуществление комплексной диагностики, консультирования, просвещения субъектов образования, осуществляющих работу с обучающимися с ОВЗ;  оказание образовательных услуг посредством реализации коррекционно-образовательных программ для детей и программ дополнительного профессионального образования для иных субъектов образования.

Таким образом, НПЦ «Ресурсный центр интегрированного образования» призван осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для обучения ребенка с ОВЗ; обеспечивать поддержку процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процесс образования детей данной категории. Образовательные услуги Центра могут быть представлены следующим образом: во-первых, оказание помощи в выстраивание маршрута, обеспечивающего сопровождение ребенка с ОВЗ при реализации индивидуальной образовательной траектории; во-вторых, консультирование со специалистами образовательной организации по вопросам реализации процесса сопровождения конкретного ребенка с ОВЗ; в-третьих, оказание помощи помощь в создание индивидуальной программы сопровождения ребенка; в-четвертых, консультирование со специалистами по организации различных форм работы с такими детьми, а также проведение коррекционно-развивающих занятий с ребятами и оказание психолого-педагогической помощи родителям. Сегодня на базе данного центра осуществляются консультации детей и родителей, а также специалистов сопровождения процесса обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Результаты исследования и их обсуждение.  Сегодня инклюзивное образование в России только начинает реализовываться, а поэтому возникает множество проблем, а именно: во-первых, недостаточное ресурсное обеспечение коррекционно-образовательного процесса в образовательных организациях, реализующих обучение детей с ОВЗ; во-вторых, их слабое материально-техническое оснащение; в-третьих, несовершенство нормативно-организационных ресурсов образовательной организации; в-четвертых, отсутствие специальной подготовки педагогических кадров. Обсуждение обозначенных проблем  позволяет говорить о том, что их решение в условиях реформирования отечественной системы образования, потребует пошагового выполнения следующих действий: обеспечить возможность инклюзии детей с ОВЗ в среду здоровых сверстников; обеспечить постоянную и квалифицированную методическую помощь педагогам образовательных организаций, работающих с указанной категорией детей; приблизить к нуждающимся детям психолого-педагогическую помощь; обеспечить родителям необходимую консультативную помощь; обеспечить консультативную помощь педагогам образовательных организаций; обеспечить психологическую готовность ребенка с ОВЗ к совместному обучению со здоровыми сверстниками; обеспечить готовность образовательных организаций к принятию детей с ОВЗ.

Заключение. Сегодня становится актуальным и значимым эффективное сопровождение детей с ОВЗ в образовательных организациях, реализующих инклюзивную практику. Эффективное внедрение данного процесса потребует создания теоретико-методологического обоснования и экспериментального апробирования организационных моделей  работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья; специальной подготовки и переподготовки научно-педагогических кадров для образовательных организаций различных видов; принципиально нового взаимодействия специалистов образовательных организаций; овладения педагогами образовательных организаций дефектологическими знаниями и специальными педагогическими технологиями, которые помогут им квалифицированно работать с такими детьми; разработки  механизмов реального взаимодействия специалистов разного профиля, участвующих в процессе инклюзивного образования.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод о том, что сегодня реализация инклюзивного образования становится реальностью, поэтому необходимо приложить усилия к тому, чтобы этот процесс осуществлялся системно и целенаправленно на благо детей с ОВЗ, что во многом определяется подготовленными специалистами, которые  в своей профессиональной деятельности могут и должны принять философию инклюзивного образования; учитывать современное научное понимание психолого-педагогических особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья; учитывать принципы включения таких детей в коррекционно-развивающее образовательное пространство; овладеть методиками диагностики, консультирования, коррекции; уметь с учетом результатов педагогической диагностики разрабатывать коррекционно-развивающие программы, проектировать развивающую среду, направленную на активное взаимодействие участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация); участвовать в разработке образовательной программы образовательной организации, программы развития, проектировании системы управления; проводить экспертизу и анализ планов учебно-воспитательной работы, решений, принимаемых педагогическими советами и руководством образовательных организаций, а также текущего состояния образовательного процесса с точки зрения их обоснованности и практической эффективности в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ. Только в условиях межпрофессионального сотрудничества учителей-дефектологов, логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей и медицинских работников возможно успешное решение проблем комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, обеспечивающих эффективное внедрение инклюзивной практики.

Работа проведена при поддержке Минобрнауки РФ в рамках Государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева» на 2015 год. Проект №1846 «Теоретико-методические основы разработки модели вуза как базового центра педагогического образования».

Рецензенты:

Якунчев М.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры естественнонаучного образования, ГБОУ ДПО (ПК) «Мордовский республиканский институт образования», г. Саранск.

Карпушина Л.П., д.п.н., доцент, профессор кафедры музыкального образования и методики преподавания музыки, ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт  имени М. Е. Евсевьева», г. Саранск.


Библиографическая ссылка

Рябова Н.В. СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23366 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674