Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF UNIVERSITY FUNDS DEPARTMENT CULTURAL ACTIVITIES

Ekimova K.V. 1 Eshkina N.I. 1
1 Tula State Lev Tolstoy Pedagogical University
В статье авторами анализируется исследовательский опыт развития профессиональных компетенций студентов в образовательной среде вузовской кафедры педагогики. Описываются различные средства культурно-просветительской деятельности, направленные на формирование исследовательских и культурно-просветительских компетенций. Среди наиболее эффективных средств были выделены следующие: изучение студентами дисциплин «Педагогика», «Организация культурно-просветительской деятельности», педагогические практики (культурно-просветительская и практика в детских лагерях), социально-педагогическое проектирование, исследовательские веб-квесты. Определены необходимые педагогические условия развития профессиональных компетенций. Представлены элементы мониторингового исследования развития исследовательских и культурно-просветительских компетенций студентов педвуза, подтверждающие выводы сделанные авторами статьи.
The authors analyzed the experience in research of development of professional competence of students in the educational environment of the University Department of pedagogy. Describes the various means of cultural and educational activities aimed at the formation of research and cultural competencies. Among the most effective tools identified were the following: the students studying disciplines «Pedagogics», «the Organization of cultural activities», teaching practice (cultural, educational, and practice in children´s camps), socio-pedagogical design, research, web quests. Defined pedagogical conditions of development of professional competencies. Presents the elements of the monitoring studies for the development of research and cultural-educational competence of students of pedagogical high schools, confirming the conclusions made by the authors of the article.
educational environment
cultural activities
tools
cultural and educational activities
research activity
Изменения, происходящие в российской системе образования, предъявляют новые требования к воспитанию личности. Особое внимание отводится образовательным организациям,  осуществляющим подготовку школьников к практическому применению добытых в процессе самостоятельного поиска знаний для решения познавательных, личностных и профессиональных задач в различных жизненных и профессиональных ситуациях. Особую роль в подготовке учащихся играет личность учителя, к которой предъявляются особые требования. Так, в профессиональном стандарте «Педагог» в качестве основных требований к педагогу провозглашаются умение организовывать исследовательскую деятельность школьников в процессе аудиторной и внеаудиторной деятельности,  проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка); умение обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, исследовательской, спортивной, художественной и т.д.) [4]. Данные положения профессионального  стандарта «Педагог» обусловливают особое внимание к исследовательской и культурно-просветительской деятельности педагога, так как для организации образовательного процесса необходимо применение учителем новой информации, полученной в результате собственного исследования и включение регионального компонента в образовательную среду.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования отмечается, что бакалавр по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» должен решать ряд профессиональных задач в области исследовательской и  культурно-просветительской деятельности: сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам науки и образования; разработка современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания, обучения и развития личности; проведение экспериментов по использованию новых форм учебной и воспитательной деятельности, анализ результатов; изучение, формирование и реализация потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности; организация культурного пространства [5].

Такие задачи требуют целенаправленного формирования исследовательских  и культурно-просветительских компетенций студентов, с формированием которых в  высших учебных заведениях наблюдаются определенные трудности [2, 3].

Целью нашего локального исследования было выявить педагогические условия формирования исследовательских и культурно-просветительских компетенций в образовательной среде вузовской кафедры педагогики. Базой исследования стали студенты факультета истории и права и факультета русской филологии и документоведения ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Проведенная в 2011 г. диагностика среди студентов выпускных курсов (95 человек) с использованием таких методов исследования, как беседа, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности, показала, что, несмотря на то, что студенты практически закончили обучение в вузе, представление их об исследовательской  и культурно-просветительской деятельности было достаточно обобщенным. На вопрос: «Какими видами исследовательской работы вы занимались в период обучения в вузе?» 70% опрошенных отвечали, что они не принимали участия в исследовательской деятельности, несмотря на то, что все выпускники пишут курсовые и дипломные работы. Это свидетельствует о том, что большая часть студентов просто не знакома с различными видами и формами исследовательской деятельности, хотя 92% опрошенных студентов отмечали, что исследовательская деятельность должна стать неотъемлемой частью профессиональной деятельности современного учителя, но при этом не понимая, каким образом и когда учитель должен вести научный поиск. Треть опрошенных студентов  не понимали смысла понятия «исследовательская деятельность», отождествляя его чаще всего с проектной деятельностью или рассматривая как деятельность по выполнению исследования, без рассмотрения сущностных характеристик данного феномена. На вопрос: «В чем заключается культурно-просветительская деятельность современного педагога?» большинство респондентов выбирали вариант ответа  «затрудняюсь ответить», между тем как этот вид деятельности является основным наряду с преподаванием и исследованием, к чему должен быть готов выпускник направления подготовки «Педагогическое образование». Студенты испытывали сложности с указанием  специфики культурно-просветительской деятельности на современном этапе, определением форм культурно-просветительской деятельности.

Анализ продуктов деятельности студентов показал, что правильно использовали понятия, связанные с исследовательской деятельностью, только 22% опрошенных. Будущие учителя расплывчато представляли себе ход исследования, не понимая, с чего должно начинаться исследование и чем оно должно заканчиваться; только 35% респондентов   уместно использовали возможности культурно-просветительской деятельности, не опираясь только на «мероприятийный» подход. Полученные результаты показали, что важнейшими направлениями, к которым должны целенаправленно готовить студентов в период обучения в вузе, должны быть исследовательская и культурно-просветительская деятельность. Начинать подготовку к данным направлениям деятельности будущих учителей, на наш взгляд, необходимо с младших курсов, когда студенты только знакомятся с особенностями и видами профессиональной деятельности учителя, у будущих учителей формируется ценностное отношение к выбранной профессии и непосредственно к данным видам деятельности. В качестве средств включения студентов в поисковую работу в образовательной среде вузовской кафедры педагогики были выбраны средства культурно-просветительской деятельности.

В процессе опытно-экспериментальной работы нами были выбраны следующие средства формирования исследовательских и культурно-просветительских компетенций  на теоретическом и практическом уровнях подготовки в образовательной среде вузовской кафедры:  изучение студентами дисциплин «Педагогика» и «Организация культурно-просветительской деятельности»,  включение их в исследовательскую работу в процессе аудиторной и внеаудиторной деятельности (участие в конференциях, работе клуба «Педагог», педагогической олимпиаде и т.д.), педагогическую и культурно-просветительскую практики в школе.

Большую роль в формировании готовности студентов педагогического вуза к исследовательской и культурно-просветительской деятельности играет процесс изучения педагогических дисциплин. В процессе их  освоения будущие учителя не только знакомятся с педагогическими идеями, теориями и концепциями, творческим характером педагогической деятельности, мастерством педагогов, их профессиональным становлением, традициями региона, культурной средой, но и осознают место исследовательской и культурно-просветительской работы в профессиональной деятельности современного учителя. Особое значение играет индивидуальный и дифференцированный подход в процессе изучения педагогических дисциплин, позволяющий отбирать адресные задания с учетом интересов, потребностей и возможностей студентов. В зависимости от уровня сложности выбираемых студентами заданий со стороны преподавателя осуществлялась помощь, заключающаяся в обучении алгоритму действий, консультациях на любом этапе выполнения задания, подсказках, эмоциональной поддержке, выражающейся в создании психологически благоприятной образовательной среды [1].  При проведении  практических занятий и педагогических практик в школе студенты активно включаются в проведение исследований, в том числе в области культурно-просветительской деятельности, что помогает им формировать необходимые общекультурные и профессиональные компетенции, играющие важную роль в самостоятельном творческом поиске будущих педагогов.

В рамках изучения дисциплины «Организация культурно-просветительской деятельности» на лекционных и практических занятиях студенты знакомятся с содержанием, направлениями, формами и методами культурно-просветительской деятельности,  рассматривают  опыт организации культурно-просветительской деятельности в России и за рубежом, субъектов культурно-просветительской деятельности, проблемы изучения потребностей населения в культурно-просветительской деятельности, определяют роль регионального культурно-образовательного пространства. Практические занятия представляют собой результаты проведенных индивидуальных и групповых микроисследований студентов, раскрывающих особенности региональной культурной образовательной среды (учреждения культурно-просветительской направленности г. Тулы и Тульской области (Ясная Поляна, Новомосковск, Богородицк и т.д.)), в ходе таких занятий даются характеристики памятным местам, архитектурным комплексам, скульптурным группам, музеям и т.д. В ходе занятий рассматриваются особенности культурно-просветительской деятельности учителя-предметника и классного руководителя, особенности проектирования мероприятий культурно-просветительского характера и т.д.

Значительным потенциалом, способствующим профессиональному становлению будущих учителей, обладают педагогические практики в школе. Во время педпрактики происходит сознательное, прочное и глубокое овладение знаниями, умениями и навыками; развиваются мотивы учения и познавательные способности; формируются способы умственной и практической деятельности (репродуктивные и творческие); развиваются профессиональное мышление, коммуникативная культура и организаторские умения; формируются потребность и способность в профессиональной и личностной самооценке, готовность к исследовательской и культурно-просветительской деятельности.

Деятельность студентов во время практики в детских пришкольных оздоровительных лагерях на 3-м курсе (июнь), педагогической практики в школе на 4-м курсе и культурно-просветительской практики на 5-м курсе способствует ориентации на культурно-просветительскую и исследовательскую деятельность, выработке потребности в данных видах деятельности,  формированию положительного эмоционального отклика на эти виды деятельности и ценностного отношения к ним.

Задания на педагогической практике 4-го курса носили индивидуальный характер. Студенты проектировали и реализовывали мероприятия культурно-просветительской направленности. Выполнение данных заданий позволило студентам познакомиться с особенностями организации культурно-просветительской деятельности в образовательном учреждении,  разработать и реализовать культурно-просветительское мероприятие в конкретном классе и познакомиться с классным руководителем как главным  участником культурно-просветительской деятельности.  При этом все мероприятия проектировались под конкретные классы, в которых они проводили диагностику на выявление ценностных ориентаций учащихся (данный тип заданий выполнялся студентами индивидуально), студентами обязательно учитывалась характеристика классов классными руководителями, и, что самое важное, спроектированные мероприятия проводились студентами с   учащимися самостоятельно.

Успешным результатом подготовки является готовность студентов к этим видам деятельности, которая  оценивалась на основе критериальной базы, включающей в себя четыре группы критериев: личностные (изменение уровня интереса к педагогической деятельности, ценностное отношение студентов к исследовательской и культурно-просветительской деятельностей, положительный эмоциональный отклик на нее); когнитивные (приращение знаний об исследовательской и культурно-просветительской деятельности); деятельностные (развитие исследовательских и культурно-просветительских умений, изменение качества педагогических и учебных умений); рефлексивные (осознание личностного смысла полученных знаний, самооценка деятельности).

Так, в процессе педагогических практик в школе мы включали студентов в учебное социально-педагогическое проектирование. Задания распределялись как для работы в микрогруппах, так и индивидуально. Так, на  практике для студентов-филологов  в детских пришкольных оздоровительных лагерях проводилась групповая форма работы: микрогруппам 1, 2, 3 предлагали придумать и спроектировать сценарий мероприятия, который они бы провели с учащимися не в классе, а вне стен школы (например, в  Ясной Поляне, в Богородицке, на Куликовом Поле, в Поленово);   микрогруппам 4, 5, 6  - сценарий внеклассного мероприятия по литературе, которое будет проведено у памятника А.С. Пушкину («Пушкинский скверик») / памятника В.А. Жуковскому (ул. Менделеевская, уч. корпус № 1 ТГПУ им. Толстого) / памятника Л.Н. Толстому. Студентам исторического факультета предлагалось выполнить и спроектировать сценарии мероприятий, которые бы будущие учителя провели в стенах Тульского Кремля (историко-краеведческая игра «Тайны Тульского Кремля»), в Тульском государственном музее Оружия (интерактивная игра «Тула веками оружие ковала...», экскурсия «Выстоять и победить», посвященная 70-й годовщине победы в Сталинградской битве и др.),  на базе музейно-выставочного центра «Тульские древности», разработка проекта экскурсии по культурно-историческим местам г. Тулы (передний край обороны г. Тулы и др.).

Эффективной формой работы, направленной на формирование исследовательских и культурно-просветительских компетенций, является исследовательский веб-квест «Педагогическая Тула». Студентам предлагалось окунуться в педагогическую историю нашего города, познакомиться с рядом архитектурных памятников, история которых связана с развитием образования и деятельностью ученых-педагогов России в течение ХVIII-ХХ столетий.

Маршрут направлен на понимание культурологического контекста, отгадку имени или названия образовательного учреждения. Исследовательское задание связывает это имя, название с каким-либо документом - источником эпохи, которое студенты могут найти в Интернете. Изучение этого документа помогало выполнить научное задание - представить ключевую идею, основной принцип, основополагающую закономерность, основания педагогической  системы в графической или символической форме. В итоге научный продукт должен содержать презентацию и видеосюжет с образным представлением основной идеи веб-квеста.

Проведенная диагностика среди выпускников факультета истории и права и русской филологии и документоведения в 2015 г. показала положительную динамику в формировании исследовательских и культурно-просветительских компетенций. Как показали результаты наблюдений, анкетирования, выпускники без труда могли назвать различные виды исследовательской и культурно-просветительской деятельности с конкретизацией тех видов деятельности, которыми они занимались в период обучения в вузе. Изменилось и отношение студентов к данным видам деятельности с формализованного, «потому что это необходимо в период обучения в вузе», на ценностное «это необходимо мне как учителю, профессионалу своего дела». Во многом это произошло благодаря активному включению в социально-педагогическое проектирование и участию в реализации проектов на культурно-просветительской деятельности. Об этом также свидетельствует увеличение количества студентов, занимающихся самостоятельной исследовательской работой и представляющих результаты своего научного поиска на научно-практических конференциях. Таким образом, можно сделать вывод, что начатая нами исследовательская работа показала положительные результаты благодаря реализации следующих условий: создание благоприятного психологического климата в процессе организации исследовательской и культурно-просветительской деятельности, насыщение аудиторной и внеаудиторной работы методами и средствами формирования субъектного исследовательского и культурного опыта  студентов, построение образовательного процесса на основе интеграции региональной с образовательной средой кафедры. Дальнейшая исследовательская деятельность будет направлена на выявление условий образовательной среды вузовской кафедры педагогики мотивирующих студентов к исследовательской и культурно-просветительской деятельности.

Рецензенты:

Райхлина Е.Л. д.п.н., доцент, заведующая кафедрой русского языка и литературы ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г. Тула;

Митрохина С.В., д.п.н., доцент, заведующая кафедрой педагогики, дисциплин и методик начального образования ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г. Тула.