В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования отмечается, что бакалавр по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» должен решать ряд профессиональных задач в области исследовательской и культурно-просветительской деятельности: сбор, анализ, систематизация и использование информации по актуальным проблемам науки и образования; разработка современных педагогических технологий с учетом особенностей образовательного процесса, задач воспитания, обучения и развития личности; проведение экспериментов по использованию новых форм учебной и воспитательной деятельности, анализ результатов; изучение, формирование и реализация потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности; организация культурного пространства [5].
Такие задачи требуют целенаправленного формирования исследовательских и культурно-просветительских компетенций студентов, с формированием которых в высших учебных заведениях наблюдаются определенные трудности [2, 3].
Целью нашего локального исследования было выявить педагогические условия формирования исследовательских и культурно-просветительских компетенций в образовательной среде вузовской кафедры педагогики. Базой исследования стали студенты факультета истории и права и факультета русской филологии и документоведения ТГПУ им. Л.Н. Толстого. Проведенная в 2011 г. диагностика среди студентов выпускных курсов (95 человек) с использованием таких методов исследования, как беседа, тестирование, анкетирование, анализ продуктов деятельности, показала, что, несмотря на то, что студенты практически закончили обучение в вузе, представление их об исследовательской и культурно-просветительской деятельности было достаточно обобщенным. На вопрос: «Какими видами исследовательской работы вы занимались в период обучения в вузе?» 70% опрошенных отвечали, что они не принимали участия в исследовательской деятельности, несмотря на то, что все выпускники пишут курсовые и дипломные работы. Это свидетельствует о том, что большая часть студентов просто не знакома с различными видами и формами исследовательской деятельности, хотя 92% опрошенных студентов отмечали, что исследовательская деятельность должна стать неотъемлемой частью профессиональной деятельности современного учителя, но при этом не понимая, каким образом и когда учитель должен вести научный поиск. Треть опрошенных студентов не понимали смысла понятия «исследовательская деятельность», отождествляя его чаще всего с проектной деятельностью или рассматривая как деятельность по выполнению исследования, без рассмотрения сущностных характеристик данного феномена. На вопрос: «В чем заключается культурно-просветительская деятельность современного педагога?» большинство респондентов выбирали вариант ответа «затрудняюсь ответить», между тем как этот вид деятельности является основным наряду с преподаванием и исследованием, к чему должен быть готов выпускник направления подготовки «Педагогическое образование». Студенты испытывали сложности с указанием специфики культурно-просветительской деятельности на современном этапе, определением форм культурно-просветительской деятельности.
Анализ продуктов деятельности студентов показал, что правильно использовали понятия, связанные с исследовательской деятельностью, только 22% опрошенных. Будущие учителя расплывчато представляли себе ход исследования, не понимая, с чего должно начинаться исследование и чем оно должно заканчиваться; только 35% респондентов уместно использовали возможности культурно-просветительской деятельности, не опираясь только на «мероприятийный» подход. Полученные результаты показали, что важнейшими направлениями, к которым должны целенаправленно готовить студентов в период обучения в вузе, должны быть исследовательская и культурно-просветительская деятельность. Начинать подготовку к данным направлениям деятельности будущих учителей, на наш взгляд, необходимо с младших курсов, когда студенты только знакомятся с особенностями и видами профессиональной деятельности учителя, у будущих учителей формируется ценностное отношение к выбранной профессии и непосредственно к данным видам деятельности. В качестве средств включения студентов в поисковую работу в образовательной среде вузовской кафедры педагогики были выбраны средства культурно-просветительской деятельности.
В процессе опытно-экспериментальной работы нами были выбраны следующие средства формирования исследовательских и культурно-просветительских компетенций на теоретическом и практическом уровнях подготовки в образовательной среде вузовской кафедры: изучение студентами дисциплин «Педагогика» и «Организация культурно-просветительской деятельности», включение их в исследовательскую работу в процессе аудиторной и внеаудиторной деятельности (участие в конференциях, работе клуба «Педагог», педагогической олимпиаде и т.д.), педагогическую и культурно-просветительскую практики в школе.
Большую роль в формировании готовности студентов педагогического вуза к исследовательской и культурно-просветительской деятельности играет процесс изучения педагогических дисциплин. В процессе их освоения будущие учителя не только знакомятся с педагогическими идеями, теориями и концепциями, творческим характером педагогической деятельности, мастерством педагогов, их профессиональным становлением, традициями региона, культурной средой, но и осознают место исследовательской и культурно-просветительской работы в профессиональной деятельности современного учителя. Особое значение играет индивидуальный и дифференцированный подход в процессе изучения педагогических дисциплин, позволяющий отбирать адресные задания с учетом интересов, потребностей и возможностей студентов. В зависимости от уровня сложности выбираемых студентами заданий со стороны преподавателя осуществлялась помощь, заключающаяся в обучении алгоритму действий, консультациях на любом этапе выполнения задания, подсказках, эмоциональной поддержке, выражающейся в создании психологически благоприятной образовательной среды [1]. При проведении практических занятий и педагогических практик в школе студенты активно включаются в проведение исследований, в том числе в области культурно-просветительской деятельности, что помогает им формировать необходимые общекультурные и профессиональные компетенции, играющие важную роль в самостоятельном творческом поиске будущих педагогов.
В рамках изучения дисциплины «Организация культурно-просветительской деятельности» на лекционных и практических занятиях студенты знакомятся с содержанием, направлениями, формами и методами культурно-просветительской деятельности, рассматривают опыт организации культурно-просветительской деятельности в России и за рубежом, субъектов культурно-просветительской деятельности, проблемы изучения потребностей населения в культурно-просветительской деятельности, определяют роль регионального культурно-образовательного пространства. Практические занятия представляют собой результаты проведенных индивидуальных и групповых микроисследований студентов, раскрывающих особенности региональной культурной образовательной среды (учреждения культурно-просветительской направленности г. Тулы и Тульской области (Ясная Поляна, Новомосковск, Богородицк и т.д.)), в ходе таких занятий даются характеристики памятным местам, архитектурным комплексам, скульптурным группам, музеям и т.д. В ходе занятий рассматриваются особенности культурно-просветительской деятельности учителя-предметника и классного руководителя, особенности проектирования мероприятий культурно-просветительского характера и т.д.
Значительным потенциалом, способствующим профессиональному становлению будущих учителей, обладают педагогические практики в школе. Во время педпрактики происходит сознательное, прочное и глубокое овладение знаниями, умениями и навыками; развиваются мотивы учения и познавательные способности; формируются способы умственной и практической деятельности (репродуктивные и творческие); развиваются профессиональное мышление, коммуникативная культура и организаторские умения; формируются потребность и способность в профессиональной и личностной самооценке, готовность к исследовательской и культурно-просветительской деятельности.
Деятельность студентов во время практики в детских пришкольных оздоровительных лагерях на 3-м курсе (июнь), педагогической практики в школе на 4-м курсе и культурно-просветительской практики на 5-м курсе способствует ориентации на культурно-просветительскую и исследовательскую деятельность, выработке потребности в данных видах деятельности, формированию положительного эмоционального отклика на эти виды деятельности и ценностного отношения к ним.
Задания на педагогической практике 4-го курса носили индивидуальный характер. Студенты проектировали и реализовывали мероприятия культурно-просветительской направленности. Выполнение данных заданий позволило студентам познакомиться с особенностями организации культурно-просветительской деятельности в образовательном учреждении, разработать и реализовать культурно-просветительское мероприятие в конкретном классе и познакомиться с классным руководителем как главным участником культурно-просветительской деятельности. При этом все мероприятия проектировались под конкретные классы, в которых они проводили диагностику на выявление ценностных ориентаций учащихся (данный тип заданий выполнялся студентами индивидуально), студентами обязательно учитывалась характеристика классов классными руководителями, и, что самое важное, спроектированные мероприятия проводились студентами с учащимися самостоятельно.
Успешным результатом подготовки является готовность студентов к этим видам деятельности, которая оценивалась на основе критериальной базы, включающей в себя четыре группы критериев: личностные (изменение уровня интереса к педагогической деятельности, ценностное отношение студентов к исследовательской и культурно-просветительской деятельностей, положительный эмоциональный отклик на нее); когнитивные (приращение знаний об исследовательской и культурно-просветительской деятельности); деятельностные (развитие исследовательских и культурно-просветительских умений, изменение качества педагогических и учебных умений); рефлексивные (осознание личностного смысла полученных знаний, самооценка деятельности).
Так, в процессе педагогических практик в школе мы включали студентов в учебное социально-педагогическое проектирование. Задания распределялись как для работы в микрогруппах, так и индивидуально. Так, на практике для студентов-филологов в детских пришкольных оздоровительных лагерях проводилась групповая форма работы: микрогруппам 1, 2, 3 предлагали придумать и спроектировать сценарий мероприятия, который они бы провели с учащимися не в классе, а вне стен школы (например, в Ясной Поляне, в Богородицке, на Куликовом Поле, в Поленово); микрогруппам 4, 5, 6 - сценарий внеклассного мероприятия по литературе, которое будет проведено у памятника А.С. Пушкину («Пушкинский скверик») / памятника В.А. Жуковскому (ул. Менделеевская, уч. корпус № 1 ТГПУ им. Толстого) / памятника Л.Н. Толстому. Студентам исторического факультета предлагалось выполнить и спроектировать сценарии мероприятий, которые бы будущие учителя провели в стенах Тульского Кремля (историко-краеведческая игра «Тайны Тульского Кремля»), в Тульском государственном музее Оружия (интерактивная игра «Тула веками оружие ковала...», экскурсия «Выстоять и победить», посвященная 70-й годовщине победы в Сталинградской битве и др.), на базе музейно-выставочного центра «Тульские древности», разработка проекта экскурсии по культурно-историческим местам г. Тулы (передний край обороны г. Тулы и др.).
Эффективной формой работы, направленной на формирование исследовательских и культурно-просветительских компетенций, является исследовательский веб-квест «Педагогическая Тула». Студентам предлагалось окунуться в педагогическую историю нашего города, познакомиться с рядом архитектурных памятников, история которых связана с развитием образования и деятельностью ученых-педагогов России в течение ХVIII-ХХ столетий.
Маршрут направлен на понимание культурологического контекста, отгадку имени или названия образовательного учреждения. Исследовательское задание связывает это имя, название с каким-либо документом - источником эпохи, которое студенты могут найти в Интернете. Изучение этого документа помогало выполнить научное задание - представить ключевую идею, основной принцип, основополагающую закономерность, основания педагогической системы в графической или символической форме. В итоге научный продукт должен содержать презентацию и видеосюжет с образным представлением основной идеи веб-квеста.
Проведенная диагностика среди выпускников факультета истории и права и русской филологии и документоведения в 2015 г. показала положительную динамику в формировании исследовательских и культурно-просветительских компетенций. Как показали результаты наблюдений, анкетирования, выпускники без труда могли назвать различные виды исследовательской и культурно-просветительской деятельности с конкретизацией тех видов деятельности, которыми они занимались в период обучения в вузе. Изменилось и отношение студентов к данным видам деятельности с формализованного, «потому что это необходимо в период обучения в вузе», на ценностное «это необходимо мне как учителю, профессионалу своего дела». Во многом это произошло благодаря активному включению в социально-педагогическое проектирование и участию в реализации проектов на культурно-просветительской деятельности. Об этом также свидетельствует увеличение количества студентов, занимающихся самостоятельной исследовательской работой и представляющих результаты своего научного поиска на научно-практических конференциях. Таким образом, можно сделать вывод, что начатая нами исследовательская работа показала положительные результаты благодаря реализации следующих условий: создание благоприятного психологического климата в процессе организации исследовательской и культурно-просветительской деятельности, насыщение аудиторной и внеаудиторной работы методами и средствами формирования субъектного исследовательского и культурного опыта студентов, построение образовательного процесса на основе интеграции региональной с образовательной средой кафедры. Дальнейшая исследовательская деятельность будет направлена на выявление условий образовательной среды вузовской кафедры педагогики мотивирующих студентов к исследовательской и культурно-просветительской деятельности.
Рецензенты:
Райхлина Е.Л. д.п.н., доцент, заведующая кафедрой русского языка и литературы ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г. Тула;
Митрохина С.В., д.п.н., доцент, заведующая кафедрой педагогики, дисциплин и методик начального образования ТГПУ им. Л.Н. Толстого, г. Тула.
Библиографическая ссылка
Екимова К.В., Ешкина Н.И. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗОВСКОЙ КАФЕДРЫ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23361 (дата обращения: 16.02.2025).