Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROFESSION-ORIENTED TASKS AS THE FACTOR OF THE ACHIEVEMENT MOTIVATION DEVELOPMENT IN THE TRAINING OF BACHELORS WITH MAJOR IN CONSTRUCTION

Anischenko V.A. 1 Sorokina O.A. 1
1 Kumertau branch of Orenburg State University
The article considers the questions of the students’ achievement motivation development at the higher educational establishment. The study proves profession-oriented tasks as the means of the motivation development. Analysis of definitions of the “profession-oriented task” represented in the scientific-and-pedagogical literature is introduced. The kinds of the professional activity of the graduate having mastered the bachelor’s educational programme are designated. The main methodological approaches of the bachelors’ training are defined for our research. A set of diagnosing methods in profession-oriented tasks oriented on the achievement motivation development of the bachelors with major in construction is suggested. The study reveals that projecting has a great significance for our research. Requirements to the profession-oriented tasks are determined and the solving of these tasks provides the professional development of the personality of the future bachelor’s with major in construction.
professional tasks
professional activity
competences
projecting
profession-oriented tasks
development
achievement motivation
В условиях социально-экономического реформирования, непрерывного обновления и развития системы образования, конкуренции на рынке труда и образовательных услуг, перехода на федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО), главной задачей образовательных организаций становится подготовка конкурентоспособных выпускников, свободно владеющих своей профессией, способных к эффективной работе по выбранному направлению подготовки на уровне мировых стандартов. На наш взгляд, выпускник образовательной организации высшего образования способен обладать необходимым объемом знаний, уметь применять их в различных ситуациях в процессе будущей профессиональной деятельности. Одним из направлений, способствующих развитию мотивации достижений, является внедрение в учебный процесс профессионально-ориентированных задач.

Целью нашего исследования является развитие мотивации достижений бакалавров-строителей на основе профессионально-ориентированных задач.

В настоящее время существует множество определений понятия «мотивация достижения», которые, в конечном счете, сводятся к стремлению достичь успеха в разных сферах образовательной деятельности.

Обратимся к результатам обзора научно-педагогической литературы в установленном аспекте.

Начиная с первой половины ХХ в. интерес к понятию мотивации достижения постоянно растет (Г. Мюррей, Д. Макклелланд,  Дж. Аткинсон, М.Ш. Магомед-Эминов, А. Маслоу, Х. Хекхаузен, К. Роджерс, Э. Фромм, Н. Schuler, J. Ingalls, А.Н. Леонтьев, C.Л. Рубинштейн, Т.О. Гордеева, О.С. Виндекер и др.). В классификации Г. Мюррея [7] впервые был сделан акцент на мотив достижения как константную характеристику личности. В исследовании Дж. Аткинсона [6] мотивация достижения успеха значится как интеграционное образование, в котором выделены две мотивационные тенденции: стремление к успеху и стремление к избеганию неудач. Согласно Х. Хекхаузену [5], мотивация достижения демонстрирует стремление увеличить или сохранить высокими способности человека там, где может быть использован критерий успешности. При этом само стремление предполагает возможность двух исходов - успеха и неудачи.

Для того чтобы учебный процесс был успешным, необходимо учитывать многие компоненты учебной деятельности, среди которых на первый план выходит мотивация достижения. Мотивация находит выражение как в общем отношении бакалавра к обучению, так и в его активности в процессе учебной деятельности [2]. Развитие мотивации достижения студентов обусловлено особенностями современного образовательного процесса, выдвигающего на первый план проблему подготовки компетентных конкурентоспособных выпускников, которые готовы решать профессиональных задачи в области изыскательской и проектно-конструкторской, производственно-технологической и производственно-управленческой, экспериментально-исследовательской, монтажно-наладочной и сервисно-эксплуатационной деятельности. Тем самым, учебное заведение представляется важнейшим культурно-образовательным институтом, стратегической целью которого выступает воспитание интеллигентного, компетентностно развитого специалиста, способного к творческому самосовершенствованию и выстраиванию поведенческих стратегий гармонизации отношений с окружающим миром, природой и обществом. При этом проектирование, как социально-педагогический феномен, выступает ведущим механизмом образовательного совершенствования социума, творчески синтезирующим совокупность общественно-экономических, научно-технических, культурологических и психолого-педагогических факторов компетентностного развития будущих специалистов [1].

Для нашего исследования определены ведущие методологические подходы, лежащие в основе подготовки бакалавров профессионального обучения: прогностический, компетентностный, личностно-деятельностный.

Прогностический подход, выступая в качестве стратеги­ческой линии исследования, заключается в совокупности диагностиче­ских методов, обес­печивает парирование в концепции закономерности актуального и по­тенциального в разработке комплекса профессионально-ориентированных задач как фактора развития мотивации достижения студентов.

Компетентностный подход в концепции профессионально-ориентированных задач как фактора развития мотивации достижений студентов выявляет педагогическое содержание, нацеленное на достижение действия - усвоение студентами наиболее значимыми компетенциями, генерируя их на стремление решать характерные и индивидуальные, поисковые задачи всех уровней слож­ности, деятельные задачи.

Личностно-деятельностный подход означает, что разработка профессионально-ориентированных задач осуществляется с учетом личности студента как субъекта деятельности, его мотивов, интересов, целей.

Для нашего исследования проектирование представляет наибольшую значимость, поскольку исключительно студенты с высокими уровнем мотивации достижения, могут эффективно реализовывать свои прогностические способности. Разрабатывая комплекс профессионально-ориентированных задач развития мотивации достижений, мы считаем, что самые лучшие дидактические материалы станут внутренним убеждением преподавателя. Главным условием возникновения мотива к достижению поставленной задачи, является наличие интереса к предмету самого преподавателя, увлеченность им, глубокая убежденность в его силе, гуманистическая направленность.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования [4] представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата по направлению подготовки 08.03.01 Строительство.

В соответствии с видами профессиональной деятельности, на которые направлена программа бакалавриата, выпускник должен быть готов решать профессиональные задачи (таблица 1). В результате решения данных задач, выпускник, освоивший программу бакалавриата, имеет отличительную особенность - владеет общекультурными компетенциями (ОК), общепрофессиональными компетенциями (ОПК) и профессиональными компетенциями (ПК).

Таблица 1

Характеристика профессиональных задач выпускника, освоившего программу бакалавриата по направлению подготовки 08.03.01 Строительство

Виды профессиональной деятельности

Профессиональные задачи

изыскательская и проектно-конструкторская

сбор и систематизация информационных и исходных данных для проектирования зданий, сооружений, комплексов, транспортной инфраструктуры, инженерных систем и оборудования, планировки и застройки населенных мест; участие в выполнении инженерных изысканий для строительства и реконструкции зданий, сооружений

производственно-технологическая и производственно-управленческая

участие в работах по доводке и освоению технологических процессов возведения, ремонта, реконструкции, эксплуатации и обслуживанию строительных объектов и объектов жилищно-коммунального хозяйства; участие в инженерных изысканиях и проектировании строительных объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства

экспериментально-исследовательская

изучение и анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по профилю деятельности; использование стандартных пакетов автоматизации проектирования и исследования; подготовка данных в установленной форме для составления обзоров, отчетов, научных и иных публикаций

монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная

опытная проверка технологического оборудования и средств технологического обеспечения; разработка и реализация программ по достижению энергоэффективности зданий и сооружений; составление инструкций по эксплуатации оборудования, строительных и жилищно-коммунальных объектов; участие в управлении технической эксплуатацией инженерных систем

предпринимательская

участие в организации управленческой и предпринимательской деятельности в строительстве и жилищно-коммунальной сфере на базе знаний их организационно-правовых основ; применение знаний основ ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальной сфере

Профессиональная деятельность будущих бакалавров-строителей делегированана решение выше перечисленных задач разного уровня сложности, поэтому средством развития мотивации достижения будущих бакалавров-строителейв опытно-экспериментальной работе, в соответствии с видами профессиональной деятельности ивыделенной классификацией задач, является внедрение в учебный процесс комплекса прикладных задач, изложение которых заключает в себе прoфессиональные компоненты. Эти задачи мы будем называть профессионально-ориентированными. Термин «задача» употребляется в разных науках, при этом трактуется широко и неоднозначно. В большой современной энциклопедии по педагогике задача - это поставленная цель с конкретными условиями, требующая нового способа решения или применения известного и др. [3, с. 164].

Критерием развития мотивации достижений будущих бакалавров-строителей в нашем исследовании является способность решать сформированный тип учебных и профессиональных задач на качественно значимом уровне. Реализация комплекса профессионально-ориентированных задач, обеспечивающего в образовательном процессе Кумертауского филиала ОГУ развитие мотивации достижений, проходила в несколько этапов.Условия, предъявляемые к опытно-экспериментальной работе, определили выделение экспериментальной и контрольной групп (ЭГ и КГ). Необходимость подобного эксперимента предопределила избрание студентов очной формы обучения направления подготовки 08.03.01 - Строительство, профили подготовки «Производство строительных материалов, изделий и конструкций» и «Городское строительство и хозяйство».

Выделим показатели развития мотивации достижений студентов путем решения профессионально-ориентированных задач, которые удалось установить в ходе изучения психолого-педагогической литературы (таблица 2).

Таблица 2

Комплекс методик диагностирования профессионально-ориентированных задач, направленных на развитие мотивации достижения бакалавров-строителей

Показатели мотивации достижения студентов

Цели диагностирования

Методики диагностирования

Эмотивный

Наличие ценностного отношения к процессу и результату решения профессионально- ориентированных задач, позитивное отношение к профессиональной деятельности

Определить уровень мотивации достижения, наличие ценностных отношений, а также эмоционально-волевых качеств будущих бакалавров-строителей посредством профессионально- ориентированных задач

Методика «Формула успеха» (Г.С. Прыгин), «Мотивация достижения успеха студентов в вузе» (С.А. Пакулина)

Когнитивный

Наличие необходимых профессиональных знаний, постижение личностного смысла развития мотивации достижения через профессионально-ориентированные задачи

Выявить уровень развития мотивации достижения бакалавров-строителей путем решения профессионально-ориентированных задач

Тестирование: исследование академических ведомостей

Деятельностный

Владение способами и приемами решения профессионально-ориентированных задач

Установить уровни развития проектировочных умений бакалавров-строителей при решении профессионально-ориентированных задач

Тестирование: наблюдение за выявлением проектировочных умений при решении профессионально-ориентированных задач

Профессионально-ориентированные задачи для развития мотивации достижений бакалавров-строителей, руководствуются требованиями: задача воссоздает некоторую ситуацию, возникающую в профессиональной деятельности будущего бакалавра-строителя; в задаче имеются неизвестные параметры профессионального объекта, которые нужно исследовать по существующим известным параметрам; решение задач способствует прочному усвоению профессиональных знаний, приемов и методов, являющихся основой профессиональной деятельности будущего бакалавра-строителя; профессиональные задачи реализуют межпредметные связи; содержание профессионально-ориентированной задачи определяет подготовительный этап исследования дисциплин, относящихся к вариативной части образовательной программы бакалавриата; решение задач обеспечивает профессиональное развитие личности будущего бакалавра-строителя.

Таким образом, чтобы профессионально-ориентированная задача стала механизмом развития мотивации достижений при подготовке бакалавров-строителей, необходимо нетолько воссоздать профессиональную ситуацию, но и разработать комплект заданий, в ходе реализации которых, с применением сформированных методик решения профессионально-ориентированных задач, можно увидеть применяемые виды компетенций и провести экспертную оценку результатов деятельности. Решая профессионально-ориентированные задачи разного уровня сложности в установленной последовательности, студенты оперируют профессиональными изречениями, овладевают умением разбирать ситуации характерные для будущей профессиональной деятельности.

Рецензенты:

Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой общей и профессиональной педагогики факультета гуманитарных и социальных наук ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург;

Ольховая Т.А., д.п.н., профессор кафедры общей и профессиональной педагогики факультета гуманитарных и социальных наук ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург.