Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ-СТРОИТЕЛЕЙ

Анищенко В.А. 1 Сорокина О.А. 1
1 Кумертауский филиал ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»
В статье рассматриваются вопросы развития мотивации достижений студентов в ВУЗе. Обосновывается, что средством развития мотивации являются профессионально-ориентированные задачи. Представлен анализ определений «профессионально-ориентированная задача», предложенных в научно-педагогической литературе. Обозначены виды профессиональной деятельности выпускника, освоившего программу бакалавриата. Для нашего исследования определены ведущие методологические подходы, лежащие в основе подготовки бакалавров профессионального обучения. Предложен комплекс методик диагностирования профессионально-ориентированных задач, направленных на развитие мотивации достижений бакалавров-строителей. Выявлено, что проектирование представляет наибольшую значимость для нашего исследования.Определены требования к профессионально-ориентированным задачам, решение которых обеспечивает профессиональное развитие личности будущего бакалавра-строителя.
профессиональные задачи
профессиональная деятельность
компетенции
проектирование
профессионально-ориентированные задачи
развитие
Мотивация достижений
1. Анищенко, В. А. Проектирование образовательной системы «колледж-ВУЗ» в условиях университетского комплекса. Монография / В. А. Анищенко. – М.: «Дом педагогики», 2006. - 257 с.
2. Кириллова, И.К. Модель развития проектировочных умений бакалавров технического профиля при изучении иностранных языков / И.К. Кириллова // Приволжский научный журнал. – Н. Новгород, 2014. –№ 1. – С.228-232.
3. Рапацевич, Е.С. Педагогика: большая соврем. энцикл. / Е.С. Рапацевич. – Мн.: Соврем. слово, 2005. – 720 с.
4. ФГОС ВО направления подготовки 08.03.01 Строительство (уровень высшего образования: бакалавриат): приказ Минобрнауки Российской Федерации от 12 марта 2015 г. № 201 [Электронный ресурс] / http://минобрнауки.рф/документы/5524.
5. Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения. СПб., 2001. – С.21.
6. Atkinson, J.W., Raynor, J.O. Motivation and Achievement / – Wash D.C. 1974.
7. Murray, H.A. Toward a classification of interactions. In T. Parsons and E. A. Shils (Eds.). Toward a general theory of action. Cambridge, Mass.: Harvard Univer. Press, 1951. Pp. 434-464.
В условиях социально-экономического реформирования, непрерывного обновления и развития системы образования, конкуренции на рынке труда и образовательных услуг, перехода на федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования (ФГОС ВО), главной задачей образовательных организаций становится подготовка конкурентоспособных выпускников, свободно владеющих своей профессией, способных к эффективной работе по выбранному направлению подготовки на уровне мировых стандартов. На наш взгляд, выпускник образовательной организации высшего образования способен обладать необходимым объемом знаний, уметь применять их в различных ситуациях в процессе будущей профессиональной деятельности. Одним из направлений, способствующих развитию мотивации достижений, является внедрение в учебный процесс профессионально-ориентированных задач.

Целью нашего исследования является развитие мотивации достижений бакалавров-строителей на основе профессионально-ориентированных задач.

В настоящее время существует множество определений понятия «мотивация достижения», которые, в конечном счете, сводятся к стремлению достичь успеха в разных сферах образовательной деятельности.

Обратимся к результатам обзора научно-педагогической литературы в установленном аспекте.

Начиная с первой половины ХХ в. интерес к понятию мотивации достижения постоянно растет (Г. Мюррей, Д. Макклелланд,  Дж. Аткинсон, М.Ш. Магомед-Эминов, А. Маслоу, Х. Хекхаузен, К. Роджерс, Э. Фромм, Н. Schuler, J. Ingalls, А.Н. Леонтьев, C.Л. Рубинштейн, Т.О. Гордеева, О.С. Виндекер и др.). В классификации Г. Мюррея [7] впервые был сделан акцент на мотив достижения как константную характеристику личности. В исследовании Дж. Аткинсона [6] мотивация достижения успеха значится как интеграционное образование, в котором выделены две мотивационные тенденции: стремление к успеху и стремление к избеганию неудач. Согласно Х. Хекхаузену [5], мотивация достижения демонстрирует стремление увеличить или сохранить высокими способности человека там, где может быть использован критерий успешности. При этом само стремление предполагает возможность двух исходов - успеха и неудачи.

Для того чтобы учебный процесс был успешным, необходимо учитывать многие компоненты учебной деятельности, среди которых на первый план выходит мотивация достижения. Мотивация находит выражение как в общем отношении бакалавра к обучению, так и в его активности в процессе учебной деятельности [2]. Развитие мотивации достижения студентов обусловлено особенностями современного образовательного процесса, выдвигающего на первый план проблему подготовки компетентных конкурентоспособных выпускников, которые готовы решать профессиональных задачи в области изыскательской и проектно-конструкторской, производственно-технологической и производственно-управленческой, экспериментально-исследовательской, монтажно-наладочной и сервисно-эксплуатационной деятельности. Тем самым, учебное заведение представляется важнейшим культурно-образовательным институтом, стратегической целью которого выступает воспитание интеллигентного, компетентностно развитого специалиста, способного к творческому самосовершенствованию и выстраиванию поведенческих стратегий гармонизации отношений с окружающим миром, природой и обществом. При этом проектирование, как социально-педагогический феномен, выступает ведущим механизмом образовательного совершенствования социума, творчески синтезирующим совокупность общественно-экономических, научно-технических, культурологических и психолого-педагогических факторов компетентностного развития будущих специалистов [1].

Для нашего исследования определены ведущие методологические подходы, лежащие в основе подготовки бакалавров профессионального обучения: прогностический, компетентностный, личностно-деятельностный.

Прогностический подход, выступая в качестве стратеги­ческой линии исследования, заключается в совокупности диагностиче­ских методов, обес­печивает парирование в концепции закономерности актуального и по­тенциального в разработке комплекса профессионально-ориентированных задач как фактора развития мотивации достижения студентов.

Компетентностный подход в концепции профессионально-ориентированных задач как фактора развития мотивации достижений студентов выявляет педагогическое содержание, нацеленное на достижение действия - усвоение студентами наиболее значимыми компетенциями, генерируя их на стремление решать характерные и индивидуальные, поисковые задачи всех уровней слож­ности, деятельные задачи.

Личностно-деятельностный подход означает, что разработка профессионально-ориентированных задач осуществляется с учетом личности студента как субъекта деятельности, его мотивов, интересов, целей.

Для нашего исследования проектирование представляет наибольшую значимость, поскольку исключительно студенты с высокими уровнем мотивации достижения, могут эффективно реализовывать свои прогностические способности. Разрабатывая комплекс профессионально-ориентированных задач развития мотивации достижений, мы считаем, что самые лучшие дидактические материалы станут внутренним убеждением преподавателя. Главным условием возникновения мотива к достижению поставленной задачи, является наличие интереса к предмету самого преподавателя, увлеченность им, глубокая убежденность в его силе, гуманистическая направленность.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования [4] представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата по направлению подготовки 08.03.01 Строительство.

В соответствии с видами профессиональной деятельности, на которые направлена программа бакалавриата, выпускник должен быть готов решать профессиональные задачи (таблица 1). В результате решения данных задач, выпускник, освоивший программу бакалавриата, имеет отличительную особенность - владеет общекультурными компетенциями (ОК), общепрофессиональными компетенциями (ОПК) и профессиональными компетенциями (ПК).

Таблица 1

Характеристика профессиональных задач выпускника, освоившего программу бакалавриата по направлению подготовки 08.03.01 Строительство

Виды профессиональной деятельности

Профессиональные задачи

изыскательская и проектно-конструкторская

сбор и систематизация информационных и исходных данных для проектирования зданий, сооружений, комплексов, транспортной инфраструктуры, инженерных систем и оборудования, планировки и застройки населенных мест; участие в выполнении инженерных изысканий для строительства и реконструкции зданий, сооружений

производственно-технологическая и производственно-управленческая

участие в работах по доводке и освоению технологических процессов возведения, ремонта, реконструкции, эксплуатации и обслуживанию строительных объектов и объектов жилищно-коммунального хозяйства; участие в инженерных изысканиях и проектировании строительных объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства

экспериментально-исследовательская

изучение и анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по профилю деятельности; использование стандартных пакетов автоматизации проектирования и исследования; подготовка данных в установленной форме для составления обзоров, отчетов, научных и иных публикаций

монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная

опытная проверка технологического оборудования и средств технологического обеспечения; разработка и реализация программ по достижению энергоэффективности зданий и сооружений; составление инструкций по эксплуатации оборудования, строительных и жилищно-коммунальных объектов; участие в управлении технической эксплуатацией инженерных систем

предпринимательская

участие в организации управленческой и предпринимательской деятельности в строительстве и жилищно-коммунальной сфере на базе знаний их организационно-правовых основ; применение знаний основ ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальной сфере

Профессиональная деятельность будущих бакалавров-строителей делегированана решение выше перечисленных задач разного уровня сложности, поэтому средством развития мотивации достижения будущих бакалавров-строителейв опытно-экспериментальной работе, в соответствии с видами профессиональной деятельности ивыделенной классификацией задач, является внедрение в учебный процесс комплекса прикладных задач, изложение которых заключает в себе прoфессиональные компоненты. Эти задачи мы будем называть профессионально-ориентированными. Термин «задача» употребляется в разных науках, при этом трактуется широко и неоднозначно. В большой современной энциклопедии по педагогике задача - это поставленная цель с конкретными условиями, требующая нового способа решения или применения известного и др. [3, с. 164].

Критерием развития мотивации достижений будущих бакалавров-строителей в нашем исследовании является способность решать сформированный тип учебных и профессиональных задач на качественно значимом уровне. Реализация комплекса профессионально-ориентированных задач, обеспечивающего в образовательном процессе Кумертауского филиала ОГУ развитие мотивации достижений, проходила в несколько этапов.Условия, предъявляемые к опытно-экспериментальной работе, определили выделение экспериментальной и контрольной групп (ЭГ и КГ). Необходимость подобного эксперимента предопределила избрание студентов очной формы обучения направления подготовки 08.03.01 - Строительство, профили подготовки «Производство строительных материалов, изделий и конструкций» и «Городское строительство и хозяйство».

Выделим показатели развития мотивации достижений студентов путем решения профессионально-ориентированных задач, которые удалось установить в ходе изучения психолого-педагогической литературы (таблица 2).

Таблица 2

Комплекс методик диагностирования профессионально-ориентированных задач, направленных на развитие мотивации достижения бакалавров-строителей

Показатели мотивации достижения студентов

Цели диагностирования

Методики диагностирования

Эмотивный

Наличие ценностного отношения к процессу и результату решения профессионально- ориентированных задач, позитивное отношение к профессиональной деятельности

Определить уровень мотивации достижения, наличие ценностных отношений, а также эмоционально-волевых качеств будущих бакалавров-строителей посредством профессионально- ориентированных задач

Методика «Формула успеха» (Г.С. Прыгин), «Мотивация достижения успеха студентов в вузе» (С.А. Пакулина)

Когнитивный

Наличие необходимых профессиональных знаний, постижение личностного смысла развития мотивации достижения через профессионально-ориентированные задачи

Выявить уровень развития мотивации достижения бакалавров-строителей путем решения профессионально-ориентированных задач

Тестирование: исследование академических ведомостей

Деятельностный

Владение способами и приемами решения профессионально-ориентированных задач

Установить уровни развития проектировочных умений бакалавров-строителей при решении профессионально-ориентированных задач

Тестирование: наблюдение за выявлением проектировочных умений при решении профессионально-ориентированных задач

Профессионально-ориентированные задачи для развития мотивации достижений бакалавров-строителей, руководствуются требованиями: задача воссоздает некоторую ситуацию, возникающую в профессиональной деятельности будущего бакалавра-строителя; в задаче имеются неизвестные параметры профессионального объекта, которые нужно исследовать по существующим известным параметрам; решение задач способствует прочному усвоению профессиональных знаний, приемов и методов, являющихся основой профессиональной деятельности будущего бакалавра-строителя; профессиональные задачи реализуют межпредметные связи; содержание профессионально-ориентированной задачи определяет подготовительный этап исследования дисциплин, относящихся к вариативной части образовательной программы бакалавриата; решение задач обеспечивает профессиональное развитие личности будущего бакалавра-строителя.

Таким образом, чтобы профессионально-ориентированная задача стала механизмом развития мотивации достижений при подготовке бакалавров-строителей, необходимо нетолько воссоздать профессиональную ситуацию, но и разработать комплект заданий, в ходе реализации которых, с применением сформированных методик решения профессионально-ориентированных задач, можно увидеть применяемые виды компетенций и провести экспертную оценку результатов деятельности. Решая профессионально-ориентированные задачи разного уровня сложности в установленной последовательности, студенты оперируют профессиональными изречениями, овладевают умением разбирать ситуации характерные для будущей профессиональной деятельности.

Рецензенты:

Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой общей и профессиональной педагогики факультета гуманитарных и социальных наук ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург;

Ольховая Т.А., д.п.н., профессор кафедры общей и профессиональной педагогики факультета гуманитарных и социальных наук ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург.


Библиографическая ссылка

Анищенко В.А., Сорокина О.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ-СТРОИТЕЛЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23318 (дата обращения: 24.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674