Целью нашего исследования является развитие мотивации достижений бакалавров-строителей на основе профессионально-ориентированных задач.
В настоящее время существует множество определений понятия «мотивация достижения», которые, в конечном счете, сводятся к стремлению достичь успеха в разных сферах образовательной деятельности.
Обратимся к результатам обзора научно-педагогической литературы в установленном аспекте.
Начиная с первой половины ХХ в. интерес к понятию мотивации достижения постоянно растет (Г. Мюррей, Д. Макклелланд, Дж. Аткинсон, М.Ш. Магомед-Эминов, А. Маслоу, Х. Хекхаузен, К. Роджерс, Э. Фромм, Н. Schuler, J. Ingalls, А.Н. Леонтьев, C.Л. Рубинштейн, Т.О. Гордеева, О.С. Виндекер и др.). В классификации Г. Мюррея [7] впервые был сделан акцент на мотив достижения как константную характеристику личности. В исследовании Дж. Аткинсона [6] мотивация достижения успеха значится как интеграционное образование, в котором выделены две мотивационные тенденции: стремление к успеху и стремление к избеганию неудач. Согласно Х. Хекхаузену [5], мотивация достижения демонстрирует стремление увеличить или сохранить высокими способности человека там, где может быть использован критерий успешности. При этом само стремление предполагает возможность двух исходов - успеха и неудачи.
Для того чтобы учебный процесс был успешным, необходимо учитывать многие компоненты учебной деятельности, среди которых на первый план выходит мотивация достижения. Мотивация находит выражение как в общем отношении бакалавра к обучению, так и в его активности в процессе учебной деятельности [2]. Развитие мотивации достижения студентов обусловлено особенностями современного образовательного процесса, выдвигающего на первый план проблему подготовки компетентных конкурентоспособных выпускников, которые готовы решать профессиональных задачи в области изыскательской и проектно-конструкторской, производственно-технологической и производственно-управленческой, экспериментально-исследовательской, монтажно-наладочной и сервисно-эксплуатационной деятельности. Тем самым, учебное заведение представляется важнейшим культурно-образовательным институтом, стратегической целью которого выступает воспитание интеллигентного, компетентностно развитого специалиста, способного к творческому самосовершенствованию и выстраиванию поведенческих стратегий гармонизации отношений с окружающим миром, природой и обществом. При этом проектирование, как социально-педагогический феномен, выступает ведущим механизмом образовательного совершенствования социума, творчески синтезирующим совокупность общественно-экономических, научно-технических, культурологических и психолого-педагогических факторов компетентностного развития будущих специалистов [1].
Для нашего исследования определены ведущие методологические подходы, лежащие в основе подготовки бакалавров профессионального обучения: прогностический, компетентностный, личностно-деятельностный.
Прогностический подход, выступая в качестве стратегической линии исследования, заключается в совокупности диагностических методов, обеспечивает парирование в концепции закономерности актуального и потенциального в разработке комплекса профессионально-ориентированных задач как фактора развития мотивации достижения студентов.
Компетентностный подход в концепции профессионально-ориентированных задач как фактора развития мотивации достижений студентов выявляет педагогическое содержание, нацеленное на достижение действия - усвоение студентами наиболее значимыми компетенциями, генерируя их на стремление решать характерные и индивидуальные, поисковые задачи всех уровней сложности, деятельные задачи.
Личностно-деятельностный подход означает, что разработка профессионально-ориентированных задач осуществляется с учетом личности студента как субъекта деятельности, его мотивов, интересов, целей.
Для нашего исследования проектирование представляет наибольшую значимость, поскольку исключительно студенты с высокими уровнем мотивации достижения, могут эффективно реализовывать свои прогностические способности. Разрабатывая комплекс профессионально-ориентированных задач развития мотивации достижений, мы считаем, что самые лучшие дидактические материалы станут внутренним убеждением преподавателя. Главным условием возникновения мотива к достижению поставленной задачи, является наличие интереса к предмету самого преподавателя, увлеченность им, глубокая убежденность в его силе, гуманистическая направленность.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования [4] представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата по направлению подготовки 08.03.01 Строительство.
В соответствии с видами профессиональной деятельности, на которые направлена программа бакалавриата, выпускник должен быть готов решать профессиональные задачи (таблица 1). В результате решения данных задач, выпускник, освоивший программу бакалавриата, имеет отличительную особенность - владеет общекультурными компетенциями (ОК), общепрофессиональными компетенциями (ОПК) и профессиональными компетенциями (ПК).
Таблица 1
Характеристика профессиональных задач выпускника, освоившего программу бакалавриата по направлению подготовки 08.03.01 Строительство
Виды профессиональной деятельности |
Профессиональные задачи |
изыскательская и проектно-конструкторская |
сбор и систематизация информационных и исходных данных для проектирования зданий, сооружений, комплексов, транспортной инфраструктуры, инженерных систем и оборудования, планировки и застройки населенных мест; участие в выполнении инженерных изысканий для строительства и реконструкции зданий, сооружений |
производственно-технологическая и производственно-управленческая |
участие в работах по доводке и освоению технологических процессов возведения, ремонта, реконструкции, эксплуатации и обслуживанию строительных объектов и объектов жилищно-коммунального хозяйства; участие в инженерных изысканиях и проектировании строительных объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства |
экспериментально-исследовательская |
изучение и анализ научно-технической информации, отечественного и зарубежного опыта по профилю деятельности; использование стандартных пакетов автоматизации проектирования и исследования; подготовка данных в установленной форме для составления обзоров, отчетов, научных и иных публикаций |
монтажно-наладочная и сервисно-эксплуатационная |
опытная проверка технологического оборудования и средств технологического обеспечения; разработка и реализация программ по достижению энергоэффективности зданий и сооружений; составление инструкций по эксплуатации оборудования, строительных и жилищно-коммунальных объектов; участие в управлении технической эксплуатацией инженерных систем |
предпринимательская |
участие в организации управленческой и предпринимательской деятельности в строительстве и жилищно-коммунальной сфере на базе знаний их организационно-правовых основ; применение знаний основ ценообразования и сметного нормирования в строительстве и жилищно-коммунальной сфере |
Профессиональная деятельность будущих бакалавров-строителей делегированана решение выше перечисленных задач разного уровня сложности, поэтому средством развития мотивации достижения будущих бакалавров-строителейв опытно-экспериментальной работе, в соответствии с видами профессиональной деятельности ивыделенной классификацией задач, является внедрение в учебный процесс комплекса прикладных задач, изложение которых заключает в себе прoфессиональные компоненты. Эти задачи мы будем называть профессионально-ориентированными. Термин «задача» употребляется в разных науках, при этом трактуется широко и неоднозначно. В большой современной энциклопедии по педагогике задача - это поставленная цель с конкретными условиями, требующая нового способа решения или применения известного и др. [3, с. 164].
Критерием развития мотивации достижений будущих бакалавров-строителей в нашем исследовании является способность решать сформированный тип учебных и профессиональных задач на качественно значимом уровне. Реализация комплекса профессионально-ориентированных задач, обеспечивающего в образовательном процессе Кумертауского филиала ОГУ развитие мотивации достижений, проходила в несколько этапов.Условия, предъявляемые к опытно-экспериментальной работе, определили выделение экспериментальной и контрольной групп (ЭГ и КГ). Необходимость подобного эксперимента предопределила избрание студентов очной формы обучения направления подготовки 08.03.01 - Строительство, профили подготовки «Производство строительных материалов, изделий и конструкций» и «Городское строительство и хозяйство».
Выделим показатели развития мотивации достижений студентов путем решения профессионально-ориентированных задач, которые удалось установить в ходе изучения психолого-педагогической литературы (таблица 2).
Таблица 2
Комплекс методик диагностирования профессионально-ориентированных задач, направленных на развитие мотивации достижения бакалавров-строителей
Показатели мотивации достижения студентов |
Цели диагностирования |
Методики диагностирования |
Эмотивный Наличие ценностного отношения к процессу и результату решения профессионально- ориентированных задач, позитивное отношение к профессиональной деятельности |
Определить уровень мотивации достижения, наличие ценностных отношений, а также эмоционально-волевых качеств будущих бакалавров-строителей посредством профессионально- ориентированных задач |
Методика «Формула успеха» (Г.С. Прыгин), «Мотивация достижения успеха студентов в вузе» (С.А. Пакулина) |
Когнитивный Наличие необходимых профессиональных знаний, постижение личностного смысла развития мотивации достижения через профессионально-ориентированные задачи |
Выявить уровень развития мотивации достижения бакалавров-строителей путем решения профессионально-ориентированных задач |
Тестирование: исследование академических ведомостей |
Деятельностный Владение способами и приемами решения профессионально-ориентированных задач |
Установить уровни развития проектировочных умений бакалавров-строителей при решении профессионально-ориентированных задач |
Тестирование: наблюдение за выявлением проектировочных умений при решении профессионально-ориентированных задач |
Профессионально-ориентированные задачи для развития мотивации достижений бакалавров-строителей, руководствуются требованиями: задача воссоздает некоторую ситуацию, возникающую в профессиональной деятельности будущего бакалавра-строителя; в задаче имеются неизвестные параметры профессионального объекта, которые нужно исследовать по существующим известным параметрам; решение задач способствует прочному усвоению профессиональных знаний, приемов и методов, являющихся основой профессиональной деятельности будущего бакалавра-строителя; профессиональные задачи реализуют межпредметные связи; содержание профессионально-ориентированной задачи определяет подготовительный этап исследования дисциплин, относящихся к вариативной части образовательной программы бакалавриата; решение задач обеспечивает профессиональное развитие личности будущего бакалавра-строителя.
Таким образом, чтобы профессионально-ориентированная задача стала механизмом развития мотивации достижений при подготовке бакалавров-строителей, необходимо нетолько воссоздать профессиональную ситуацию, но и разработать комплект заданий, в ходе реализации которых, с применением сформированных методик решения профессионально-ориентированных задач, можно увидеть применяемые виды компетенций и провести экспертную оценку результатов деятельности. Решая профессионально-ориентированные задачи разного уровня сложности в установленной последовательности, студенты оперируют профессиональными изречениями, овладевают умением разбирать ситуации характерные для будущей профессиональной деятельности.
Рецензенты:
Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, зав. кафедрой общей и профессиональной педагогики факультета гуманитарных и социальных наук ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург;
Ольховая Т.А., д.п.н., профессор кафедры общей и профессиональной педагогики факультета гуманитарных и социальных наук ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», г. Оренбург.
Библиографическая ссылка
Анищенко В.А., Сорокина О.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ-СТРОИТЕЛЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23318 (дата обращения: 14.02.2025).