Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

EMPIRICAL BACKGROUND PREPARATION OF TEACHERS FOR INCLUSIVE EDUCATION IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Zhilbaev Zh.O. 1 Syrymbetova L.S. 1
1 The National Academy of Education named after Y.Altynsarin and Ministry of Education and Science of Kazakhstan
Проведен анализ готовности педагогов к реализации идей инклюзивного образования в школах Казахстана. Социологический опрос среди студентов старших курсов вузов и учителей, работающих в коррекционных и общеобразовательных школах и в школах, участвующих в эксперименте по инклюзивному образованию, и обобщение его результатов показали неготовность педагогов к широкомасштабной реализации инклюзивного обучения. Это подтвердилось результатами опроса, проведенного среди родителей школьников. Эти результаты свидетельствуют об отсутствии у родителей школьников оптимизма в вопросах принятия социальной ценности толерантного поведения и единогласной поддержки идей инклюзивного образования со стороны казахстанского сообщества в целом. Поэтому есть основания для утверждения, что особые сложности в реализации инклюзивного образования в школах Казахстана обусловлены позицией именно родительской общественности, что требует широкой и целенаправленной просветительской работы среди них. В этом ведущая роль принадлежит учительству. Именно поэтому назрела насущная потребность в пересмотре образовательных программ педагогических специальностей в вузе, направленных на формирование инклюзивной компетенции педагогов.
An analysis was made of readiness of teachers to implement the ideas of inclusive education in schools of Kazakhstan. Sociological survey among senior students and university teachers working in correctional and secondary schools and in the schools participating in the experiment in inclusive education and the generalization of the results showed no willingness of teachers to a large-scale implementation of inclusive education. This was confirmed by the results of a survey conducted among parents of schoolchildren. These results indicate the absence of the parents of schoolchildren optimism in decision-social value of tolerant behavior and unanimous support for the ideas of inclusive education on the part of the Kazakh community as a whole. Therefore, there are reasons to claim that a special difficulty in the implementation of inclusive education in schools of Kazakhstan is due to the position of the parent community, which requires a broad and purposeful educational work among them. This leading role is for teaching. That is why there is an urgent need for a revision of the educational programs of pedagogical specialties in high school, aimed to the formation of the inclusive competence of teachers.
special education needs
children with disabilities
teaching profession
training of future teachers
inclusive education

Инклюзивное обучение в Казахстане, как и во многих демократических странах, является одним из приоритетных направлений развития всей системы образования. Идеи инклюзивного образования в Республике Казахстан имплицитно присутствуют в основополагающем документе - Конституции Республики Казахстан, которая провозглашает страну как светское, социальное и демократическое государство и которая закрепляет право каждого на получение образования. В контексте развития инклюзивного образования предпосылки заложены в таких документах, как Законы Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» [2], «Об образовании» [5], «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» [4], «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» [3] и др. Непосредственно пути решения проблем инклюзивного образования определены в «Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы» [1], в которой определены перспективы и задачи развития инклюзивного образования.

Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную школу обеспечивает соблюдение следующих принципов государственной политики в области образования:

1)                 равенство прав всех граждан Республики Казахстан на качественное образование;

2)                 доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого гражданина;

3)                 гуманистический и развивающий характер образования.

Реализация вышеуказанных принципов способствует формированию способностей к успешной социализации в обществе всех людей независимо от пола, возраста, физических, психических возможностей человека, социального, этнического и экономического статуса.

Однако подготовка будущего учителя к профессиональной деятельности в инклюзивной среде продолжает оставаться частной инициативой и ответственностью самих вузов. Поэтому развитие инклюзивного образования в Казахстане требует обновления содержания профессиональной подготовки будущего педагога в контексте интеграции детей с разными образовательными потребностями и возможностями здоровья в массовую школу.

В связи с этим есть насущная потребность в системном и целенаправленном формировании инклюзивной компетенции  педагогов [6]. Для достоверного построения процесса подготовки педагогов к инклюзивному образованию следует выявить его теоретические и эмпирические предпосылки.

В этом контексте целью нашего исследования является изучение и анализ реального состояния готовности педагогов к инклюзивному образованию.

Материал и методы исследования

Для достижения поставленной цели мы выбрали социологический опрос среди студентов предвыпускных и выпускных курсов педагогических специальностей, а также среди учителей, работающих в коррекционных и общеобразовательных школах. Поскольку в Казахстане начат эксперимент по реализации идей инклюзивного образования, то к данному опросу мы подключили учителей и этих школ. Также, понимая, что инклюзивное образование представляет собой не только психолого-педагогическую, но и социальную проблему, к социологическому опросу мы привлекли и родителей, чьи дети обучаются в указанных выше школах. Основным методом при этом выступил метод кейс-стади. Нами разработаны анкета № 1 кейс для студентов 3-4-х курсов педагогических специальностей, кейс № 1 для учителей школ и кейс № 2 для родителей школьников.

В анкетировании приняли участие 130 студентов, которые обучаются на 3-м и 4-м курсах педагогических специальностей. Анкеты анонимны, содержат шесть вопросов, направленных на выявление информированности студентов о проблемах инклюзивного образования, основных источников информации, общих представлений и отношения студентов к идее инклюзивного образования, а также о степени научного интереса студентов к данной проблеме (табл. 1).

 

Таблица 1

Общие сведения о результатах анкетирования

 

Вопросы

Варианты ответов

Ответы (%)

1. Слышали ли Вы об инклюзивном образовании?

никогда

30,00

редко

57,69

часто

12,31

2. В чем, по Вашему мнению, суть инклюзивного образования?

специальное обучение детей с ограниченными возможностями в здоровье

33,08

совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями в здоровье

66,92

3. Поддерживаете ли Вы идею инклюзивного образования?

да

26,15

скорее да, чем нет

56,15

скорее нет, чем да

14,62

нет

3,08

4. Из каких источников Вы получали информацию об инклюзивном образовании?

сверстники

9,89

СМИ

76,92

педагоги

13,19

5. Изучаете ли Вы проблемы инклюзивного образования?

да

10,77

нет

89,23

6. Если изучаете проблемы инклюзивного образования, то:

по собственной инициативе

7,69

на занятиях в вузе

3,08

Среди учителей социологический опрос проводился посредством кейса, направленного на выявление общих представлений о сути инклюзивного образования, их отношения к практической реализации инклюзивного образования в школах и вузах Казахстана, их оценочных суждений по поводу отношения родителей школьников к инклюзивному обучению, а также знаний нормативно-правовой базы инклюзивного образования (табл. 2). В опросе приняли участие 69 учителей, из них 15 работают в коррекционной школе (КШ), 8 - в школе, реализующей инклюзивное обучение в экспериментальном режиме (ИШ), 46 - в общеобразовательной школе (ОШ).

Таблица 2

Общие сведения о результатах социологического опроса среди учителей

 

Вопросы

Варианты ответов

Ответы (%)

КШ

ИШ

ОШ

1. В чем, по Вашему мнению, суть инклюзивного образования?

Специальное обучение детей с ограниченными возможностями в здоровье

26,67

0,00

32,50

Совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями в здоровье

73,33

100,00

67,50

2. Поддерживаете ли Вы идею инклюзивного образования?

Да

26,67

62,50

75,63

Скорее да, чем нет

33,33

37,50

17,92

Скорее нет, чем да

13,33

0,00

6,46

Нет

26,67

0,00

0,00

3. Считаете ли Вы возможным реализацию инклюзивного образования в школах и вузах Казахстана?

Да

46,67

100,00

66,25

Нет

53,33

0,00

33,75

4. Как Вы думаете, будут ли возражать родители здоровых детей против инклюзивного образования?

Да

73,33

25,00

71,46

Нет

26,67

75,00

28,54

5. Как Вы думаете, будут ли возражать родители детей с ограниченными возможностями в здоровье против инклюзивного образования?

Да

33,33

0,00

30,42

Нет

66,67

100,00

69,58

           

Следующий кейс был разработан с целью изучения мнения родительской общественности. Вопросник, как и в кейсе для учителей, был предварен текстом, посвященным раскрытию сущности инклюзивного образования. Лишь после прочтения текста респондентам были даны  13 утверждений, предложенных Координатором по инклюзии МБОУ СОШ № 95 г. Красноярска Р.В. Шайхутдиновой [7], по поводу которых им предстояло выразить или свое согласие, или возражение, или сомнение (табл. 3).

Таблица 3 - Список утверждений и их нумерация

Текст утверждений

1 -                 

Каждый имеет право на образование

2 -                 

Все дети могут учиться

3 -                 

Каждый может столкнуться с трудностями в обучении в определенных областях или в определенное время.

4 -                 

Каждый нуждается в помощи в процессе обучения

5 -                 

Школа, учитель, семья и общество несут основную ответственность за содействие в обучении, и не только детей

6 -                 

Различия естественны, ценны и обогащают общество

7 -                 

Дискриминационное отношение и поведение должны подвергаться критике.

8 -                 

Необходимо готовить детей к жизни в инклюзивном обществе, которому свойственна толерантность и которое принимает многообразие

9 -                 

Учителя не должны существовать сами по себе, они нуждаются в постоянной поддержке

10 -              

Образование начинается с самого рождения. В раннем детстве образование особенно важно, но оно не заканчивается в зрелом возрасте - этот процесс длится всю жизнь

11 -              

Идея инклюзивного образования поддерживается государством

12 -              

Идея инклюзивного образования поддерживается всеми родителями

13 -              

Идея инклюзивного образования поддерживается всеми учителями

Обработка результатов анкетирования студентов позволяет констатировать следующее:

1)  треть респондентов никогда не слышали об инклюзивном образовании, изредка об этих проблемах получают информацию порядка 58% опрошенных;

2)  две трети респондентов имеют более верное представление об инклюзивном образовании;

3)  подавляющее большинство респондентов склонны поддержать идею инклюзивного образования, но однозначно поддерживают данную идею лишь четверть опрошенных;

4)  подавляющее большинство респондентов информацию о проблемах инклюзивного образования получают по каналам СМИ, в меньшей степени - от сверстников;

5)  подавляющее большинство студентов предвыпускных и выпускных курсов педагогических специальностей (порядка 90%) не проявляют научного (профессионального) интереса к проблемам инклюзивного образования;

6)  из числа интересующихся проблемами инклюзивного образования подавляющее большинство исследуют данные проблемы по собственной инициативе.

Анализ результатов опроса среди учителей был направлен на сравнение показателей между учителями коррекционных, инклюзивных и общеобразовательных школ. Он позволил констатировать следующее:

1)  верное понимание основной сути инклюзивного образования продемонстрировали учителя школ, которые работают в экспериментальном режиме, в отличие от учителей, работающих в коррекционной и общербразовательных школах, причем большая часть респондентов, работающих в традиционном режиме, считают, что суть инклюзивного образования заключается в совместном обучении здоровых детей и детей с ограниченными возможностями в здоровье;

2)  идею инклюзивного образования единдушно поддерживают учителя инклюзивных и общеобразовательных школ, здесь в отличие от учителей коррекционных школ нет сомневающихся или отрицающих данную идею;

3)  все учителя инклюзивных школ считают возможной практическую реализацию идей инклюзивного образования в Казахстане, тогда как недоверие выражают учителя коррекционных и общеобразовательных школ; здесь, по мнению большинства респондентов, к инклюзивному обучению казахстанское общество не готово;

4)  подавляющее большинство респондентов считают, что родители здоровых детей будут против инклюзивного образования, оптимизм проявляют лишь три четверти опрошенных учителей, работающих в эксперименальном режиме, т.е. учителя проявляют сомнения по поводу родителей здоровых детей, но не по поводу мнения родителей детей с ограниченными возможностями в здоровье: здесь подавляющее большинство опрошенных уверены, что эти родители не будут возражать против инклюзивного образования;

Анализ результатов социологического опроса среди родителей школьников позволил констатировать следующее:

1) все респонденты единодушны во мнении, что «каждый имеет право на образование»;

2) незначительное число респондентов выражают сомнения по поводу утверждения «все дети могут учиться», но есть определенная доля родителей, которые отрицают данное утверждение, причем к этому числу респондентов относятся родители, чьи дети обучаются в коррекционной и инклюзивной школах;

3) респонденты единодушно согласны с утверждением «каждый может столкнуться с трудностями в обучении в определенных областях или в определенное время», за некоторым исключением родителей, чьи дети обучаются в коррекционной школе;

4) с утверждением «каждый нуждается в помощи в процессе обучения» согласны подавляющее большинство респондентов;

5) с утверждением «школа, учитель, семья и общество несут основную ответственность за содействие в обучении, и не только детей» согласны родители, чьи дети обучаются в общеобразовательных школах, здесь порядка 15% респондентов возражают против данного утверждения (видимо, полагают, что ответственность за обучение должны нести и сами обучающиеся);

6) сложнее ситуация с признанием многообразия в сообществе: если респонденты из числа коррекционной и инклюзивной школ согласны или сомневаются по поводу утверждения «различия естественны, ценны и обогащают общество», то немалая доля респондентов из общеобразовательных школ не принимают социальной ценности многообразия;

7) с утверждениями «дискриминационное отношение и поведение должны подвергаться критике» и «необходимо готовить детей к жизни в инклюзивном обществе, которому свойственна толерантность и которое принимает многообразие» безоговорочно согласны родители детей коррекционных школ, в отличие от респондентов инклюзивной и общеобразовательной школ: здесь имеются не только сомневающиеся, но и возражающие против критики дискриминационного поведения и признания необходимости готовить детей к толерантному обществу;

8) с утверждениями «учителя не должны существовать сами по себе, они нуждаются в постоянной поддержке» и «образование начинается с самого рождения. В раннем детстве образование особенно важно, но оно не заканчивается в зрелом возрасте - этот процесс длится всю жизнь» согласны подавляющее большинство родителей;

9) с утверждением «идея инклюзивного образования поддерживается государством» в основном не согласны родители, чьи дети обучаются в коррекционной школе, но есть незначительная доля респондентов и из инклюзивной и общеобразовательной школ, сомневающихся в этом;

10) по мнению солидной доли респондентов, не все родители и не все учителя поддерживают идеи инклюзивного образования.

Обсуждение результатов социологического опроса

Обобщение результатов анкетирования среди студентов предвыпускных и выпускных курсов педагогических специальностей позволило сделать следующие выводы:

1)   несмотря на то, что часть студентов имеют верное представление о сути инклюзивного образования, проявляется опасная тенденция отсутствия у будущих учителей системных профессиональных знаний об инклюзивном образовании как об одном из важнейших мировых образовательных трендов современности, что свидетельствует о слабой целенаправленной информированности в этих вопросах;

2)  выявлена крайне нежелательная тенденция отсутствия в образовательных программах педагогических специальностей казахстанских вузов системного и целенаправленного изучения вопросов инклюзивного образования, следовательно, отсутствует инновационная направленность типовых учебных программ психолого-педагогических дисциплин, изучаемых будущими учителями в стенах вузов;

3)  представляется положительной тенденцией гуманистическая направленность социально и профессионально значимых компетенций будущих педагогов, поддерживающих и склонных поддержать идею инклюзивного образования.

Обобщение результатов социологического опроса среди школьных учителей позволило сделать следующие выводы:

1)   проводимый в школах Казахстана эксперимент по инклюзивному образованию вполне оправдан и уже дает положительные результаты в аспекте информированности, уверенности и оптимизма педагогов в вводимой инновации;

2)  по мнению педагогов, отношение родителей к инклюзивному образованию неоднозначно: родители здоровых детей в отличие от родителей, чьи дети ограничены в возможностях обучения, будут возражать против вводимого новшества в школах Казахстана.

Обобщение результатов социологического опроса среди родителей позволило сделать следующие выводы:

1)  респонденты согласны с большинством утверждений, что свидетельствует о гуманистической направленности мировоззрения родителей школьников;

2)  особое возражение у родителей школьников вызывают утверждения о поддержке идей инклюзивного образования со стороны государства, педагогического сообщества и родительской общественности в целом, что свидетельствует о твердости убеждений родителей по поводу неготовности казахстанского общества к реализации идей инклюзивного образования;

3)  сомнения респондентов по поводу утверждений «Различия естественны, ценны и обогащают общество», «Идея инклюзивного образования поддерживается государством», «Идея инклюзивного образования поддерживается всеми родителями» и «Идея инклюзивного образования поддерживается всеми учителями» свидетельствуют об отсутствии у родителей школьников оптимизма в вопросах принятия социальной ценности толерантного поведения и единогласной поддержки идей инклюзивного образования со стороны казахстанского сообщества в целом;

4)  особые сложности в реализации инклюзивного образования в школах Казахстана обусловлены позицией именно родительской общественности, что требует широкой и целенаправленной просветительской работы с основным стейкхолдером школьного образования - родителями.

Таким образом, несмотря на реализацию идей инклюзивного образования в Казахстане, на принятые политические решения в этой области, казахстанское общество еще не готово к полномасштабному внедрению инклюзивного обучения школьников. Об этом свидетельствует проведенный социологический опрос среди учителей и родителей школьников.

Основная проблема, на наш взгляд, заключается в отсутствии системной подготовки педагогических кадров к решению данных проблем.

Безусловно, реализация инклюзивного образования - чрезвычайно сложный процесс, требующий не только перепланировки помещений и подготовки компетентных специалистов для работы в школах, но и изменения сознания общества, проявления толерантности и принятия идеи уникальности каждой личности. Но в этом ведущая роль принадлежит учительству. Именно поэтому назрела насущная потребность в пересмотре образовательных программ педагогических специальностей в вузе, направленных на формирование инклюзивной компетенции педагогов.

Рецензенты:

Жетписбаева Б.А., д.п.н., профессор, декан факультета иностранных языков Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова МОН РК, г. Караганда;

Шкутина Л.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры дошкольной и психолого-педагогической подготовки Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова МОН РК, г. Караганда.