Инклюзивное обучение в Казахстане, как и во многих демократических странах, является одним из приоритетных направлений развития всей системы образования. Идеи инклюзивного образования в Республике Казахстан имплицитно присутствуют в основополагающем документе - Конституции Республики Казахстан, которая провозглашает страну как светское, социальное и демократическое государство и которая закрепляет право каждого на получение образования. В контексте развития инклюзивного образования предпосылки заложены в таких документах, как Законы Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» [2], «Об образовании» [5], «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» [4], «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» [3] и др. Непосредственно пути решения проблем инклюзивного образования определены в «Государственной программе развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы» [1], в которой определены перспективы и задачи развития инклюзивного образования.
Интеграция детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательную школу обеспечивает соблюдение следующих принципов государственной политики в области образования:
1) равенство прав всех граждан Республики Казахстан на качественное образование;
2) доступность образования всех уровней для населения с учетом интеллектуального развития, психофизиологических и индивидуальных особенностей каждого гражданина;
3) гуманистический и развивающий характер образования.
Реализация вышеуказанных принципов способствует формированию способностей к успешной социализации в обществе всех людей независимо от пола, возраста, физических, психических возможностей человека, социального, этнического и экономического статуса.
Однако подготовка будущего учителя к профессиональной деятельности в инклюзивной среде продолжает оставаться частной инициативой и ответственностью самих вузов. Поэтому развитие инклюзивного образования в Казахстане требует обновления содержания профессиональной подготовки будущего педагога в контексте интеграции детей с разными образовательными потребностями и возможностями здоровья в массовую школу.
В связи с этим есть насущная потребность в системном и целенаправленном формировании инклюзивной компетенции педагогов [6]. Для достоверного построения процесса подготовки педагогов к инклюзивному образованию следует выявить его теоретические и эмпирические предпосылки.
В этом контексте целью нашего исследования является изучение и анализ реального состояния готовности педагогов к инклюзивному образованию.
Материал и методы исследования
Для достижения поставленной цели мы выбрали социологический опрос среди студентов предвыпускных и выпускных курсов педагогических специальностей, а также среди учителей, работающих в коррекционных и общеобразовательных школах. Поскольку в Казахстане начат эксперимент по реализации идей инклюзивного образования, то к данному опросу мы подключили учителей и этих школ. Также, понимая, что инклюзивное образование представляет собой не только психолого-педагогическую, но и социальную проблему, к социологическому опросу мы привлекли и родителей, чьи дети обучаются в указанных выше школах. Основным методом при этом выступил метод кейс-стади. Нами разработаны анкета № 1 кейс для студентов 3-4-х курсов педагогических специальностей, кейс № 1 для учителей школ и кейс № 2 для родителей школьников.
В анкетировании приняли участие 130 студентов, которые обучаются на 3-м и 4-м курсах педагогических специальностей. Анкеты анонимны, содержат шесть вопросов, направленных на выявление информированности студентов о проблемах инклюзивного образования, основных источников информации, общих представлений и отношения студентов к идее инклюзивного образования, а также о степени научного интереса студентов к данной проблеме (табл. 1).
Таблица 1
Общие сведения о результатах анкетирования
Вопросы |
Варианты ответов |
Ответы (%) |
1. Слышали ли Вы об инклюзивном образовании? |
никогда |
30,00 |
редко |
57,69 |
|
часто |
12,31 |
|
2. В чем, по Вашему мнению, суть инклюзивного образования? |
специальное обучение детей с ограниченными возможностями в здоровье |
33,08 |
совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями в здоровье |
66,92 |
|
3. Поддерживаете ли Вы идею инклюзивного образования? |
да |
26,15 |
скорее да, чем нет |
56,15 |
|
скорее нет, чем да |
14,62 |
|
нет |
3,08 |
|
4. Из каких источников Вы получали информацию об инклюзивном образовании? |
сверстники |
9,89 |
СМИ |
76,92 |
|
педагоги |
13,19 |
|
5. Изучаете ли Вы проблемы инклюзивного образования? |
да |
10,77 |
нет |
89,23 |
|
6. Если изучаете проблемы инклюзивного образования, то: |
по собственной инициативе |
7,69 |
на занятиях в вузе |
3,08 |
Среди учителей социологический опрос проводился посредством кейса, направленного на выявление общих представлений о сути инклюзивного образования, их отношения к практической реализации инклюзивного образования в школах и вузах Казахстана, их оценочных суждений по поводу отношения родителей школьников к инклюзивному обучению, а также знаний нормативно-правовой базы инклюзивного образования (табл. 2). В опросе приняли участие 69 учителей, из них 15 работают в коррекционной школе (КШ), 8 - в школе, реализующей инклюзивное обучение в экспериментальном режиме (ИШ), 46 - в общеобразовательной школе (ОШ).
Таблица 2
Общие сведения о результатах социологического опроса среди учителей
Вопросы |
Варианты ответов |
Ответы (%) |
|||
КШ |
ИШ |
ОШ |
|||
1. В чем, по Вашему мнению, суть инклюзивного образования? |
Специальное обучение детей с ограниченными возможностями в здоровье |
26,67 |
0,00 |
32,50 |
|
Совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями в здоровье |
73,33 |
100,00 |
67,50 |
||
2. Поддерживаете ли Вы идею инклюзивного образования? |
Да |
26,67 |
62,50 |
75,63 |
|
Скорее да, чем нет |
33,33 |
37,50 |
17,92 |
||
Скорее нет, чем да |
13,33 |
0,00 |
6,46 |
||
Нет |
26,67 |
0,00 |
0,00 |
||
3. Считаете ли Вы возможным реализацию инклюзивного образования в школах и вузах Казахстана? |
Да |
46,67 |
100,00 |
66,25 |
|
Нет |
53,33 |
0,00 |
33,75 |
||
4. Как Вы думаете, будут ли возражать родители здоровых детей против инклюзивного образования? |
Да |
73,33 |
25,00 |
71,46 |
|
Нет |
26,67 |
75,00 |
28,54 |
||
5. Как Вы думаете, будут ли возражать родители детей с ограниченными возможностями в здоровье против инклюзивного образования? |
Да |
33,33 |
0,00 |
30,42 |
|
Нет |
66,67 |
100,00 |
69,58 |
||
Следующий кейс был разработан с целью изучения мнения родительской общественности. Вопросник, как и в кейсе для учителей, был предварен текстом, посвященным раскрытию сущности инклюзивного образования. Лишь после прочтения текста респондентам были даны 13 утверждений, предложенных Координатором по инклюзии МБОУ СОШ № 95 г. Красноярска Р.В. Шайхутдиновой [7], по поводу которых им предстояло выразить или свое согласие, или возражение, или сомнение (табл. 3).
Таблица 3 - Список утверждений и их нумерация
№ |
Текст утверждений |
1 - |
Каждый имеет право на образование |
2 - |
Все дети могут учиться |
3 - |
Каждый может столкнуться с трудностями в обучении в определенных областях или в определенное время. |
4 - |
Каждый нуждается в помощи в процессе обучения |
5 - |
Школа, учитель, семья и общество несут основную ответственность за содействие в обучении, и не только детей |
6 - |
Различия естественны, ценны и обогащают общество |
7 - |
Дискриминационное отношение и поведение должны подвергаться критике. |
8 - |
Необходимо готовить детей к жизни в инклюзивном обществе, которому свойственна толерантность и которое принимает многообразие |
9 - |
Учителя не должны существовать сами по себе, они нуждаются в постоянной поддержке |
10 - |
Образование начинается с самого рождения. В раннем детстве образование особенно важно, но оно не заканчивается в зрелом возрасте - этот процесс длится всю жизнь |
11 - |
Идея инклюзивного образования поддерживается государством |
12 - |
Идея инклюзивного образования поддерживается всеми родителями |
13 - |
Идея инклюзивного образования поддерживается всеми учителями |
Обработка результатов анкетирования студентов позволяет констатировать следующее:
1) треть респондентов никогда не слышали об инклюзивном образовании, изредка об этих проблемах получают информацию порядка 58% опрошенных;
2) две трети респондентов имеют более верное представление об инклюзивном образовании;
3) подавляющее большинство респондентов склонны поддержать идею инклюзивного образования, но однозначно поддерживают данную идею лишь четверть опрошенных;
4) подавляющее большинство респондентов информацию о проблемах инклюзивного образования получают по каналам СМИ, в меньшей степени - от сверстников;
5) подавляющее большинство студентов предвыпускных и выпускных курсов педагогических специальностей (порядка 90%) не проявляют научного (профессионального) интереса к проблемам инклюзивного образования;
6) из числа интересующихся проблемами инклюзивного образования подавляющее большинство исследуют данные проблемы по собственной инициативе.
Анализ результатов опроса среди учителей был направлен на сравнение показателей между учителями коррекционных, инклюзивных и общеобразовательных школ. Он позволил констатировать следующее:
1) верное понимание основной сути инклюзивного образования продемонстрировали учителя школ, которые работают в экспериментальном режиме, в отличие от учителей, работающих в коррекционной и общербразовательных школах, причем большая часть респондентов, работающих в традиционном режиме, считают, что суть инклюзивного образования заключается в совместном обучении здоровых детей и детей с ограниченными возможностями в здоровье;
2) идею инклюзивного образования единдушно поддерживают учителя инклюзивных и общеобразовательных школ, здесь в отличие от учителей коррекционных школ нет сомневающихся или отрицающих данную идею;
3) все учителя инклюзивных школ считают возможной практическую реализацию идей инклюзивного образования в Казахстане, тогда как недоверие выражают учителя коррекционных и общеобразовательных школ; здесь, по мнению большинства респондентов, к инклюзивному обучению казахстанское общество не готово;
4) подавляющее большинство респондентов считают, что родители здоровых детей будут против инклюзивного образования, оптимизм проявляют лишь три четверти опрошенных учителей, работающих в эксперименальном режиме, т.е. учителя проявляют сомнения по поводу родителей здоровых детей, но не по поводу мнения родителей детей с ограниченными возможностями в здоровье: здесь подавляющее большинство опрошенных уверены, что эти родители не будут возражать против инклюзивного образования;
Анализ результатов социологического опроса среди родителей школьников позволил констатировать следующее:
1) все респонденты единодушны во мнении, что «каждый имеет право на образование»;
2) незначительное число респондентов выражают сомнения по поводу утверждения «все дети могут учиться», но есть определенная доля родителей, которые отрицают данное утверждение, причем к этому числу респондентов относятся родители, чьи дети обучаются в коррекционной и инклюзивной школах;
3) респонденты единодушно согласны с утверждением «каждый может столкнуться с трудностями в обучении в определенных областях или в определенное время», за некоторым исключением родителей, чьи дети обучаются в коррекционной школе;
4) с утверждением «каждый нуждается в помощи в процессе обучения» согласны подавляющее большинство респондентов;
5) с утверждением «школа, учитель, семья и общество несут основную ответственность за содействие в обучении, и не только детей» согласны родители, чьи дети обучаются в общеобразовательных школах, здесь порядка 15% респондентов возражают против данного утверждения (видимо, полагают, что ответственность за обучение должны нести и сами обучающиеся);
6) сложнее ситуация с признанием многообразия в сообществе: если респонденты из числа коррекционной и инклюзивной школ согласны или сомневаются по поводу утверждения «различия естественны, ценны и обогащают общество», то немалая доля респондентов из общеобразовательных школ не принимают социальной ценности многообразия;
7) с утверждениями «дискриминационное отношение и поведение должны подвергаться критике» и «необходимо готовить детей к жизни в инклюзивном обществе, которому свойственна толерантность и которое принимает многообразие» безоговорочно согласны родители детей коррекционных школ, в отличие от респондентов инклюзивной и общеобразовательной школ: здесь имеются не только сомневающиеся, но и возражающие против критики дискриминационного поведения и признания необходимости готовить детей к толерантному обществу;
8) с утверждениями «учителя не должны существовать сами по себе, они нуждаются в постоянной поддержке» и «образование начинается с самого рождения. В раннем детстве образование особенно важно, но оно не заканчивается в зрелом возрасте - этот процесс длится всю жизнь» согласны подавляющее большинство родителей;
9) с утверждением «идея инклюзивного образования поддерживается государством» в основном не согласны родители, чьи дети обучаются в коррекционной школе, но есть незначительная доля респондентов и из инклюзивной и общеобразовательной школ, сомневающихся в этом;
10) по мнению солидной доли респондентов, не все родители и не все учителя поддерживают идеи инклюзивного образования.
Обсуждение результатов социологического опроса
Обобщение результатов анкетирования среди студентов предвыпускных и выпускных курсов педагогических специальностей позволило сделать следующие выводы:
1) несмотря на то, что часть студентов имеют верное представление о сути инклюзивного образования, проявляется опасная тенденция отсутствия у будущих учителей системных профессиональных знаний об инклюзивном образовании как об одном из важнейших мировых образовательных трендов современности, что свидетельствует о слабой целенаправленной информированности в этих вопросах;
2) выявлена крайне нежелательная тенденция отсутствия в образовательных программах педагогических специальностей казахстанских вузов системного и целенаправленного изучения вопросов инклюзивного образования, следовательно, отсутствует инновационная направленность типовых учебных программ психолого-педагогических дисциплин, изучаемых будущими учителями в стенах вузов;
3) представляется положительной тенденцией гуманистическая направленность социально и профессионально значимых компетенций будущих педагогов, поддерживающих и склонных поддержать идею инклюзивного образования.
Обобщение результатов социологического опроса среди школьных учителей позволило сделать следующие выводы:
1) проводимый в школах Казахстана эксперимент по инклюзивному образованию вполне оправдан и уже дает положительные результаты в аспекте информированности, уверенности и оптимизма педагогов в вводимой инновации;
2) по мнению педагогов, отношение родителей к инклюзивному образованию неоднозначно: родители здоровых детей в отличие от родителей, чьи дети ограничены в возможностях обучения, будут возражать против вводимого новшества в школах Казахстана.
Обобщение результатов социологического опроса среди родителей позволило сделать следующие выводы:
1) респонденты согласны с большинством утверждений, что свидетельствует о гуманистической направленности мировоззрения родителей школьников;
2) особое возражение у родителей школьников вызывают утверждения о поддержке идей инклюзивного образования со стороны государства, педагогического сообщества и родительской общественности в целом, что свидетельствует о твердости убеждений родителей по поводу неготовности казахстанского общества к реализации идей инклюзивного образования;
3) сомнения респондентов по поводу утверждений «Различия естественны, ценны и обогащают общество», «Идея инклюзивного образования поддерживается государством», «Идея инклюзивного образования поддерживается всеми родителями» и «Идея инклюзивного образования поддерживается всеми учителями» свидетельствуют об отсутствии у родителей школьников оптимизма в вопросах принятия социальной ценности толерантного поведения и единогласной поддержки идей инклюзивного образования со стороны казахстанского сообщества в целом;
4) особые сложности в реализации инклюзивного образования в школах Казахстана обусловлены позицией именно родительской общественности, что требует широкой и целенаправленной просветительской работы с основным стейкхолдером школьного образования - родителями.
Таким образом, несмотря на реализацию идей инклюзивного образования в Казахстане, на принятые политические решения в этой области, казахстанское общество еще не готово к полномасштабному внедрению инклюзивного обучения школьников. Об этом свидетельствует проведенный социологический опрос среди учителей и родителей школьников.
Основная проблема, на наш взгляд, заключается в отсутствии системной подготовки педагогических кадров к решению данных проблем.
Безусловно, реализация инклюзивного образования - чрезвычайно сложный процесс, требующий не только перепланировки помещений и подготовки компетентных специалистов для работы в школах, но и изменения сознания общества, проявления толерантности и принятия идеи уникальности каждой личности. Но в этом ведущая роль принадлежит учительству. Именно поэтому назрела насущная потребность в пересмотре образовательных программ педагогических специальностей в вузе, направленных на формирование инклюзивной компетенции педагогов.
Рецензенты:Жетписбаева Б.А., д.п.н., профессор, декан факультета иностранных языков Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова МОН РК, г. Караганда;
Шкутина Л.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры дошкольной и психолого-педагогической подготовки Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова МОН РК, г. Караганда.
Библиографическая ссылка
Жилбаев Ж.О., Сырымбетова Л.С. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГОВ К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23212 (дата обращения: 10.02.2025).