Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL PREVENTIVE MAINTENANCE OF ADDICTIVE BEHAVIOR OF CHILDREN AND YOUTH

Omarova P.O. 1 Magomedova S.Sh. 1
1 FGBOU VPO "Dagestan State Pedagogical University"
Prevention of addictions in children and youth should be considered in line with the interaction of the different forces of society on the basis of a single concept, which allows to solve the problem from different angles. The authors have developed and tested a method of teaching the prevention of addictive behavior of children and youth. The basis of the technique on a model of preventive work, which includes the following major components: purpose, objectives, structure, activities, methods, forms, tools to work. The main directions of pedagogical work with the act of psycho-pedagogical education of students in the field of drug prevention in children and youth, increasing professional competencies of psycho-pedagogical collective educational organization in the field of drug prevention, involvement of the parent community in the educational process of school education active citizenship of children and youth, cultural development of a healthy lifestyle.
students.
promoting a healthy lifestyle
drug abuse among adolescents
teaching prevention

Современная система российского образования в рамках компетентностного подхода предполагает переход от фундаментальных основ воспитания к решению частных вопросов воспитательного процесса в школе, обращение к технологиям, методам и методикам. В контексте проблемы профилактики зависимого поведения детей и молодежи это обуславливает актуальность поиска современных технологий по противодействию вовлечения несовершеннолетних в процесс употребления одурманивающих препаратов.

Профилактика наркомании в детской и молодежной среде должна строится на принципах научности, обоснованности, доступности и комплексного подхода. В связи с этим система такой профилактики должна рассматриваться в русле взаимодействия различных сил общества на основе единой концепции, позволяющей решать проблему с разных сторон.

В постсоветской России переход от тоталитарного к демократическому режиму в числе прочих либеральных благ и свобод принес и свободу разрушительного отношения к собственному здоровью через употребление наркотиков.

Основным теоретическим посылом нашего исследования стало предположение о том, что воспитание активной жизненной позиции и культуры здорового образа жизни является основными факторами педагогической профилактики наркомании среди детей и молодежи. Для определения научных основ педагогической профилактики наркомании несовершеннолетних нами был предпринят теоретико-методологический анализ имеющихся современных исследований, который позволил выделить ряд основных направлений разработки таких технологий, которые позволили бы совершенствовать содержание и методы работы психолого-педагогического коллектива школы в противодействии наркотизации детей и молодежи на основе формирования активной гражданской позиции и культуры здорового образа жизни.

Это позволило разработать и апробировать методику педагогической профилактики наркомании среди детей и молодежи, суть которой изложена в настоящей статье.

Цель исследования: разработать и апробировать методику педагогической профилактики зависимого поведения детей и молодежи.

Материал и методы исследования: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, тестирование по батарее методик.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе проведения экспериментального анализа поставленной проблемы исследованием было охвачено 1200 человек. Для диагностики состояния проблемы нами было проведено анкетирование молодежи в двух возрастных категориях: 11-13 лет и 14-16 лет. Вторым методом мониторингового исследования стали фокус-группы среди подростков в разных школах г.Махачкалы, г.Каспийска, г. Буйнакска и г. Ставрополя по проблеме профилактики наркомании. Результаты нашего анкетирования свидетельствуют о том, что основную часть работы по противодействию наркотизации учащихся ведут Управления Госнаркоконтроля по регионам и молодежные общественные организации, что приводит нас к выводу о необходимости активизации деятельности образовательных учреждений в этом направлении.

Следующим направлением диагностической работы стало выявление подростков с риском нервно-психической неустойчивости с использованием методики «Прогноз-2». Использование указанной анкеты являлось необходимым условием отбора испытуемых для участия в серии формирующих экспериментов.

Мы исходили из представления о том, что одним из рисков наркотизации выступает низкий уровень нервно-психической устойчивости (НПУ) личности. Поэтому основные усилия в профилактической работе необходимо направить на тех подростков, которые демонстрируют высокую вероятность нервно-психических срывов. Тем участникам, которые показали низкий уровень НПУ, в ненавязчивой, но убедительной форме предлагалось принять участие в серии формирующих экспериментов.

При этом участники с высоким и средним уровнем нервно-психической устойчивости также участвовали в эмпирической работе по апробации предлагаемой нами модели педагогической профилактики наркомании, так как для групповой работы необходимо объединение подростков с различными вариантами НПУ.

В эксперименте приняло участие 350 испытуемых (320 дагестанских школьников и 30 - из Ставропольского края). Были получены следующие данные- 81 человек продемонстрировал низкий уровень нервно-психической устойчивости личности (23% выборки), 226 подростков - средний уровень (64,6%), а 43 подростка - высокий уровень (12,4% выборки).

Полученные данные свидетельствуют о том, что в нашей выборки почти 1/5 часть детей и молодежи находятся в зоне риска наркотизации в связи с высокой вероятностью нервных срывов.

На этом этапе эксперимента мы предположили, что столь высокое число детей с низким уровнем нервно-психической устойчивости является своеобразной реакцией на особенности пубертатного возраста, а, следовательно, в ходе целенаправленной работы по оптимизации окружающей социальной среды, вовлечения в социально-значимую деятельность и общего оздоровления организма в ходе занятий физкультурой и спортом, как во время уроков, так и во внеурочной деятельности, уровень НПУ может быть скорректирован.

Еще одной использованной нами методикой в диагностике риской наркотизации стала методика «Дерево» [4, 5]. Результаты исследования свидетельствуют о том, что практически у ¼ выборки диагностируется дефицитарная социальная ситуация развития, которая обусловлена такими факторами, как хроническое доминирование негативно эмоционально окрашенных установок на социально-значимую деятельность, асоциальность родительской среды, ограниченные возможности здоровья (инвалидность), асоциальность ближайшего социального окружения.

Результаты теоретико-методологического и экспериментального анализа проблемы наркотизации детей и молодежи в современных условиях позволили нам разработать модель педагогической профилактики наркомании в подростковой среде [1, 2, 6]. Основными направлениями работы по предлагаемой нами модели выступают воспитание активной гражданской позиции и формирование культуры здорового образа жизни [1, 2, 3].

Педагогическая профилактика зависимого поведения включается в себя:

1. Регулярный психолого-педагогический анализ рисков наркотизации на основе мониторинга ситуации в школе и в вузе.

2.Просветительскую деятельность с детьми и молодежью, направленную на формирование позитивных установок на развитие положительных качеств личности и гражданской ответственности как факторов противодействия наркотизации.

3.Создание условий по обеспечению экологически благоприятной педагогической среды в образовательных организациях, направленной на развитие культуры здорового образа жизни.

4.Повышение компетенций медико-социальной и психолого-педагогической службы образовательного учреждения в сфере педагогической профилактики зависимого поведения.

5.Создание условий для участия детей и молодежи в общественной деятельности и социально-значимых проектах.

6. Вовлечение родительской общественности в социальную практику и систему педагогической профилактической работы.

7.Систематическое оздоровление детей и молодежи средствами физической культуры.

8.Формирование гражданской ответственности средствами информационных технологий.

Для реализации указанны направлений педагогической профилактики зависимого поведения детей и молодежи в рамках предлагаемой нами модели мы разработали следующие методы:

1.      Методы формирования эмоциональных позитивно окрашенных эмоциональных установок личности на вовлечение в социальную практику.

2.      Методы воспитания активной гражданской позиции детей и молодежи

3.      Методы подкрепления социально значимого поведения учащихся в образовательных организациях.

Для апробации предлагаемой нами модели было проведено экспериментальное исследование, включавшее в себя серию констатирующих, контрольных и формирующих экспериментов.

Профилактика наркомании в подростковой среде должна рассматриваться в русле взаимодействия различных сил общества на основе единой концепции, позволяющей решать проблему с разных сторон.

Основными социальными институтами, на базе которых должна быть развернута такая работа, являются школа и молодежные общественные организации. Результирующее взаимодействие их усилий предполагает наибольшую эффективность профилактической работы.

При проведении формирующего эксперимента были привлечены молодежные общественные организации, которые активно работают в сфере первичной профилактики наркомании, благодаря которым к исследованию была привлечена широкая выборка молодых испытуемых. В числе этих молодежных организаций следует упомянуть дагестанское и предгорненское отделения Российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании», а также Движение добровольцев Дагестана, имеющее отделения в г.Махачкала, г. Дербент, г.Хасавюрт и в Хивском районе Дагестана [6].

Использование методов вариационной статистики (U-критерия Манна-Уитни) свидетельствует о том, что в результате серии формирующих экспериментов выборки контрольной и экспериментальной групп достоверно различаются по показателям: компетентность педагогов и родителей в области профилактики наркомании, знания подростков в сфере противодействия употреблению психоактивных веществ, отношение к употреблению наркотиков, уровень физической активности и сформированность интереса к занятиям спортом в пользу позитивной динамики в экспериментальных группах.

Анализ материалов исследования свидетельствует о том, что если до начала формирующего эксперимента отмечалась малая компетентность педагогов и родителей в области профилактики наркомании, недостаточность знаний подростков в сфере противодействия употреблению психоактивных веществ, низкий уровень физической активности и недостаточность интереса к занятиям спортом, то в результате проведенной формирующей работы все родители и педагоги, принимавшие участие, стали активными пропагандистами здорового образа жизни, у подростков и взрослых отмечаются достоверные значительные улучшения показателей здоровья и физической активности.  Результаты анкетирования подростков демонстрируют явное изменение отношения к употреблению наркотиков от индифферентного к резко отрицательному. У большинства школьников диагностируется развитие ценностного отношения к своему здоровью и жизненному маршруту.

Заключение

Положительный эффект воспитания активной гражданской позиции и формирования культуры здорового образа жизни в ходе педагогической профилактики наркомании среди учащихся подросткового возраста можно считать экспериментально доказанным.

Эффективными формами педагогической профилактики наркомании являются специально организованный социально-педагогический тренинг и технология вовлечения молодежи в социально значимые проекты (помощь инвалидам, усовершенствование работы с молодежью группы риска, патриотическое воспитание, молодежные воспитательные смены в оздоровительных лагерях и другие виды деятельности), где ненавязчиво, минуя тему наркотиков, подростки приходят к осознанию своей гражданской ответственности, пониманию своей важности для страны, необходимости здорового образа жизни.

Рецензенты:

Маллаев Д.М., д.п.н., профессор, зав. кафедрой коррекционной педагогики и специально психологии ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»,        г. Махачкала;

Чупанов А.Х., д.п.н., профессор кафедры общей и теоретической педагогики ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала.