Современная система российского образования в рамках компетентностного подхода предполагает переход от фундаментальных основ воспитания к решению частных вопросов воспитательного процесса в школе, обращение к технологиям, методам и методикам. В контексте проблемы профилактики зависимого поведения детей и молодежи это обуславливает актуальность поиска современных технологий по противодействию вовлечения несовершеннолетних в процесс употребления одурманивающих препаратов.
Профилактика наркомании в детской и молодежной среде должна строится на принципах научности, обоснованности, доступности и комплексного подхода. В связи с этим система такой профилактики должна рассматриваться в русле взаимодействия различных сил общества на основе единой концепции, позволяющей решать проблему с разных сторон.
В постсоветской России переход от тоталитарного к демократическому режиму в числе прочих либеральных благ и свобод принес и свободу разрушительного отношения к собственному здоровью через употребление наркотиков.
Основным теоретическим посылом нашего исследования стало предположение о том, что воспитание активной жизненной позиции и культуры здорового образа жизни является основными факторами педагогической профилактики наркомании среди детей и молодежи. Для определения научных основ педагогической профилактики наркомании несовершеннолетних нами был предпринят теоретико-методологический анализ имеющихся современных исследований, который позволил выделить ряд основных направлений разработки таких технологий, которые позволили бы совершенствовать содержание и методы работы психолого-педагогического коллектива школы в противодействии наркотизации детей и молодежи на основе формирования активной гражданской позиции и культуры здорового образа жизни.
Это позволило разработать и апробировать методику педагогической профилактики наркомании среди детей и молодежи, суть которой изложена в настоящей статье.
Цель исследования: разработать и апробировать методику педагогической профилактики зависимого поведения детей и молодежи.
Материал и методы исследования: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, тестирование по батарее методик.
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе проведения экспериментального анализа поставленной проблемы исследованием было охвачено 1200 человек. Для диагностики состояния проблемы нами было проведено анкетирование молодежи в двух возрастных категориях: 11-13 лет и 14-16 лет. Вторым методом мониторингового исследования стали фокус-группы среди подростков в разных школах г.Махачкалы, г.Каспийска, г. Буйнакска и г. Ставрополя по проблеме профилактики наркомании. Результаты нашего анкетирования свидетельствуют о том, что основную часть работы по противодействию наркотизации учащихся ведут Управления Госнаркоконтроля по регионам и молодежные общественные организации, что приводит нас к выводу о необходимости активизации деятельности образовательных учреждений в этом направлении.
Следующим направлением диагностической работы стало выявление подростков с риском нервно-психической неустойчивости с использованием методики «Прогноз-2». Использование указанной анкеты являлось необходимым условием отбора испытуемых для участия в серии формирующих экспериментов.
Мы исходили из представления о том, что одним из рисков наркотизации выступает низкий уровень нервно-психической устойчивости (НПУ) личности. Поэтому основные усилия в профилактической работе необходимо направить на тех подростков, которые демонстрируют высокую вероятность нервно-психических срывов. Тем участникам, которые показали низкий уровень НПУ, в ненавязчивой, но убедительной форме предлагалось принять участие в серии формирующих экспериментов.
При этом участники с высоким и средним уровнем нервно-психической устойчивости также участвовали в эмпирической работе по апробации предлагаемой нами модели педагогической профилактики наркомании, так как для групповой работы необходимо объединение подростков с различными вариантами НПУ.
В эксперименте приняло участие 350 испытуемых (320 дагестанских школьников и 30 - из Ставропольского края). Были получены следующие данные- 81 человек продемонстрировал низкий уровень нервно-психической устойчивости личности (23% выборки), 226 подростков - средний уровень (64,6%), а 43 подростка - высокий уровень (12,4% выборки).
Полученные данные свидетельствуют о том, что в нашей выборки почти 1/5 часть детей и молодежи находятся в зоне риска наркотизации в связи с высокой вероятностью нервных срывов.
На этом этапе эксперимента мы предположили, что столь высокое число детей с низким уровнем нервно-психической устойчивости является своеобразной реакцией на особенности пубертатного возраста, а, следовательно, в ходе целенаправленной работы по оптимизации окружающей социальной среды, вовлечения в социально-значимую деятельность и общего оздоровления организма в ходе занятий физкультурой и спортом, как во время уроков, так и во внеурочной деятельности, уровень НПУ может быть скорректирован.
Еще одной использованной нами методикой в диагностике риской наркотизации стала методика «Дерево» [4, 5]. Результаты исследования свидетельствуют о том, что практически у ¼ выборки диагностируется дефицитарная социальная ситуация развития, которая обусловлена такими факторами, как хроническое доминирование негативно эмоционально окрашенных установок на социально-значимую деятельность, асоциальность родительской среды, ограниченные возможности здоровья (инвалидность), асоциальность ближайшего социального окружения.
Результаты теоретико-методологического и экспериментального анализа проблемы наркотизации детей и молодежи в современных условиях позволили нам разработать модель педагогической профилактики наркомании в подростковой среде [1, 2, 6]. Основными направлениями работы по предлагаемой нами модели выступают воспитание активной гражданской позиции и формирование культуры здорового образа жизни [1, 2, 3].
Педагогическая профилактика зависимого поведения включается в себя:
1. Регулярный психолого-педагогический анализ рисков наркотизации на основе мониторинга ситуации в школе и в вузе.
2.Просветительскую деятельность с детьми и молодежью, направленную на формирование позитивных установок на развитие положительных качеств личности и гражданской ответственности как факторов противодействия наркотизации.
3.Создание условий по обеспечению экологически благоприятной педагогической среды в образовательных организациях, направленной на развитие культуры здорового образа жизни.
4.Повышение компетенций медико-социальной и психолого-педагогической службы образовательного учреждения в сфере педагогической профилактики зависимого поведения.
5.Создание условий для участия детей и молодежи в общественной деятельности и социально-значимых проектах.
6. Вовлечение родительской общественности в социальную практику и систему педагогической профилактической работы.
7.Систематическое оздоровление детей и молодежи средствами физической культуры.
8.Формирование гражданской ответственности средствами информационных технологий.
Для реализации указанны направлений педагогической профилактики зависимого поведения детей и молодежи в рамках предлагаемой нами модели мы разработали следующие методы:
1. Методы формирования эмоциональных позитивно окрашенных эмоциональных установок личности на вовлечение в социальную практику.
2. Методы воспитания активной гражданской позиции детей и молодежи
3. Методы подкрепления социально значимого поведения учащихся в образовательных организациях.
Для апробации предлагаемой нами модели было проведено экспериментальное исследование, включавшее в себя серию констатирующих, контрольных и формирующих экспериментов.
Профилактика наркомании в подростковой среде должна рассматриваться в русле взаимодействия различных сил общества на основе единой концепции, позволяющей решать проблему с разных сторон.
Основными социальными институтами, на базе которых должна быть развернута такая работа, являются школа и молодежные общественные организации. Результирующее взаимодействие их усилий предполагает наибольшую эффективность профилактической работы.
При проведении формирующего эксперимента были привлечены молодежные общественные организации, которые активно работают в сфере первичной профилактики наркомании, благодаря которым к исследованию была привлечена широкая выборка молодых испытуемых. В числе этих молодежных организаций следует упомянуть дагестанское и предгорненское отделения Российского благотворительного фонда «Нет алкоголизму и наркомании», а также Движение добровольцев Дагестана, имеющее отделения в г.Махачкала, г. Дербент, г.Хасавюрт и в Хивском районе Дагестана [6].
Использование методов вариационной статистики (U-критерия Манна-Уитни) свидетельствует о том, что в результате серии формирующих экспериментов выборки контрольной и экспериментальной групп достоверно различаются по показателям: компетентность педагогов и родителей в области профилактики наркомании, знания подростков в сфере противодействия употреблению психоактивных веществ, отношение к употреблению наркотиков, уровень физической активности и сформированность интереса к занятиям спортом в пользу позитивной динамики в экспериментальных группах.
Анализ материалов исследования свидетельствует о том, что если до начала формирующего эксперимента отмечалась малая компетентность педагогов и родителей в области профилактики наркомании, недостаточность знаний подростков в сфере противодействия употреблению психоактивных веществ, низкий уровень физической активности и недостаточность интереса к занятиям спортом, то в результате проведенной формирующей работы все родители и педагоги, принимавшие участие, стали активными пропагандистами здорового образа жизни, у подростков и взрослых отмечаются достоверные значительные улучшения показателей здоровья и физической активности. Результаты анкетирования подростков демонстрируют явное изменение отношения к употреблению наркотиков от индифферентного к резко отрицательному. У большинства школьников диагностируется развитие ценностного отношения к своему здоровью и жизненному маршруту.
Заключение
Положительный эффект воспитания активной гражданской позиции и формирования культуры здорового образа жизни в ходе педагогической профилактики наркомании среди учащихся подросткового возраста можно считать экспериментально доказанным.
Эффективными формами педагогической профилактики наркомании являются специально организованный социально-педагогический тренинг и технология вовлечения молодежи в социально значимые проекты (помощь инвалидам, усовершенствование работы с молодежью группы риска, патриотическое воспитание, молодежные воспитательные смены в оздоровительных лагерях и другие виды деятельности), где ненавязчиво, минуя тему наркотиков, подростки приходят к осознанию своей гражданской ответственности, пониманию своей важности для страны, необходимости здорового образа жизни.
Рецензенты:Маллаев Д.М., д.п.н., профессор, зав. кафедрой коррекционной педагогики и специально психологии ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала;
Чупанов А.Х., д.п.н., профессор кафедры общей и теоретической педагогики ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала.
Библиографическая ссылка
Омарова П.О., Магомедова С.Ш. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23132 (дата обращения: 13.02.2025).