Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PEDAGOGICAL ENVIRONMENT AND MODEL OF FORMATION OF DOCUMENTATION COMPETENCE AT MILITARY STUDENTS

Muralev A.A. 1
1 Perm Military Institute of Internal Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia
The article substantiates the urgency of the problem of formation of documental competence of military students. Documental formation of competence of military students is a pedagogical process is inseparably associated with professional military education based on a pedagogical model formation of documental competence. The content and structure of the model, based on analytical and diagnostic, procedural, formative and assessment-correction blocks, which are interconnected. Identify system and activity-competence methodological approaches underlying the formation of documental competence. The functioning model is based on two groups of principles: the organization and build and content material. Considers the pedagogical environment of effective functioning of this model, based on the conditions of the organization context activity in the formation of documental competence, the involvement of educational potential in military training and pedagogical assistance in the self-development of military students. The developed model of formation of documental competence of military students will contribute to achieving new heights in educational process of training future officers.
documental competence
pedagogical model
modeling
methodological approaches
teaching principles
pedagogical conditions

Военная наука играет значительную роль в совершенствовании образовательной деятельности не только военных институтов, но и всех воинских частей. Залогом успешного выполнения задач офицерами является качественное освоение различных учебных дисциплин в период обучения в военном вузе.

Анализ отзывов на выпускников военных институтов из воинских частей за 5 лет позволяет сделать вывод: при вступлении в должность молодые офицеры проявляют слабые знания и навыки в работе со служебными документами. Восполнять пробелы образования им приходится самостоятельно, а не в период обучения в институте. Военные педагоги давно обращают внимание на явное расхождение между качеством подготовки выпускника в учебном заведении и требованиями, предъявляемыми к офицеру непосредственно в войсках.

Опираясь на исследования системной реализации компетентностного подхода, можно говорить о необходимости формирования документоведческой компетентности у курсантов в процессе обучения в вузе как одной из составляющих профессиональной компетентности.

Подготовке военных кадров посвящено большое количество работ (А.В. Барабанщиков, В. Г. Звягинцев, Л. Г. Лаптев, Г. В. Ложкин и др.). Но не стоит забывать, что ежегодно происходит пополнение административных и служебных нормативных актов, изменяются требования к офицерам, появляются новые формы и методы обучения. В связи с этим актуальны поиски новых путей для совершенствования профессиональной подготовки курсантов.

В ходе изучения проблемы формирования документоведческой компетентности выпускников военных вузов выявилась необходимость в обосновании процесса формирования данной компетентности [5]. Для реализации данного условия необходимо выполнить моделирование процесса формирования документоведческой компетентности, которое будет отражать функции, суть и природу модели. Основой модели должны являться интегративность, согласованность и целостность всех ее элементов.

Анализ педагогических моделей (И.Ф. Головановой [3], Ю.В. Голубева [4], А.В. Шаранова [6], А.И. Шишкова [7]) позволил определить военного специалиста, который характеризуется как опытный и хорошо разбирающийся в военно-профессиональной сфере человек. Подтверждением данному высказыванию служит множество педагогических моделей, призванных формировать профессиональную компетентность курсантов.

Системный подход является одним из методологических оснований, который обеспечивает единство образовательного процесса и образовательной системы в военном вузе. Системный подход Б.С. Гершунским описывается посредством педагогической системы, обеспечивающей свое функционирование за счет образовательного процесса [1].

Системный подход является основой для рассмотрения процесса формирования документоведческой компетентности как совокупного элемента системы высшего профессионального образования, который взаимосвязан с другими ее элементами. Системный подход обозначает направления, необходимые при формировании документоведческой компетентности. Но не менее значимым является привлечение деятельностно-компетентностного подхода в процессе формирования документоведческой компетентности.

Деятельностно-компетентностный подход рассматривается как комплексная методологическая основа, предполагающая изучение документоведческой компетентности как вида деятельности, опирающейся на компетентное содержание. Формирование документоведческой компетентности у курсантов будет ориентировано на деятельностную составляющую педагогического процесса.

Практико-ориентированное направление деятельностно-компетентностного подхода рассмотрено в работах Д.А. Богданова[1], Ф.Г. Ялалова [8] и др. По мнению авторов, данный подход должен быть нацелен не только на знания, но и в большей степени на приобретение опыта в практическом направлении, выраженном в компетенциях.

Вышеописанные методологические подходы являются основой структуры и содержания документоведческой компетентности у курсантов военных вузов.

На основе анализа научно-практических исследований мы разработали модель формирования документоведческой компетентности у курсантов военных вузов. Структура данной модели представляет собой взаимосвязанную систему, наполненную интегративно взаимодействующими компонентами (аналитико-диагностический, процессуально-формирующий и оценочно-корректирующий блоки).

Аналитико-диагностический блок служит для диагностирования начального уровня документоведческой компетентности, состоящего из трех этапов (организационного, диагностического, аналитического), и определения степени ее соответствия. Также в данный блок входят задачи, определяемые учебным учреждением, сформированные на основе компетенций, установленных во ФГОС ВПО и квалификационных требованиях к специалистам.

Процессуально-формирующий блок является основой формирования документоведческой компетентности. Здесь происходит поэтапное формирование компонентов документоведческой компетентности (когнитивного, деятельностного и мотивационно-ценностного) от низкого к продвинутому уровню посредством педагогических методов, форм и средств. Процесс формирования мы разделяем на три этапа (вводно-информационный, профессионально-ориентированный, деятельностно-аналитический), в каждом из которых происходит повышение уровня сформированности документоведческой компетентности. Оценка результата осуществляется в оценочном блоке данной системы.

Оценочно-корректирующий блок представляет собой элемент оценки качества сформированности документоведческой компетентности и ее коррекции. Оценка осуществляется по компонентам документоведческой компетентности (когнитивного, деятельностного и мотивационно-ценностного), каждый из которых характеризуется продвинутым, достаточным и низким уровнем сформированности.

На рисунке 1 представлена модель формирования документоведческой компетентности.

Рис. 1. Структурная модель формирования документоведческой компетентности у курсантов

Функционирование модели документоведческой компетентности основывается на определенных принципах. Мы выделяем две группы принципов: 1) принципы организации деятельности (проблемности обучения, сознательности и активности, систематичности и последовательности, непрерывной и прямой обратной связи) и принципы построения и содержания материала (соответствия содержания военного образования, единства теории и практики, визуализации, доступности обучения, гражданственности).

Данные принципы предназначены для взаимодействия друг с другом в процессе формирования документоведческой компетентности у курсантов. Все принципы явно проявляются на каждом этапе формирования документоведческой компетентности, дополняя и усиливая друг друга.

Создание благоприятной педагогической среды осуществляется за счет внедрения выделенных педагогических условий в модель формирования документоведческой компетентности, которые призваны оказывать благотворное влияние на учебный процесс.

Мы выделяем следующие педагогические условия:

1) организация квазипрофессиональной деятельности в процессе формирования документоведческой компетентности;

2) привлечение воспитательного потенциала в ходе военно-профессиональной подготовки;

3) педагогическое содействие в саморазвитии курсантов.

Организация квазипрофессиональной деятельности в процессе формирования документоведческой компетентности осуществляется посредством внедрения в процесс формирования документоведческой компетентности тренинговой деятельности, баскет-метода и военно-имитационных игр. Изучение и анализ ситуаций реальной профессиональной деятельности офицеров оказывают плодотворное влияние на формирование у курсантов профессионального мировоззрения, умений и навыков в решении документационных задач.

Привлечение воспитательного потенциала в ходе военно-профессиональной подготовки позволит повысить мотивационную составляющую документоведческой компетентности в процессе воспитательной работы, проводимой преподавателями и командирами подразделений, посредством включения реальных примеров из жизни, актуализации ценности документов в процессе службы, проведения интеграции прошлого и современного документационного обеспечения.

Педагогическое содействие в саморазвитии должно строиться на деятельностной функции преподавателя; прямом взаимодействии преподавателя и курсанта; педагогической поддержке в саморазвитии; самостоятельности курсантов. Все эти функции способствуют самостоятельному приобретению и накоплению курсантами способностей, знаний и информации для аккумуляции их в документоведческой компетентности.

Высокий результат при формировании документоведческой компетентности будет достигнут посредством полного функционирования всех вышеописанных блоков в контексте выделенных педагогических условий.

В результате разработанная теоретическая модель формирования документоведческой компетентности у курсантов может быть использована для совершенствования процесса подготовки будущих офицеров внутренних войск МВД России, которые приобретут знания, навыки и практический опыт в работе с документами. Модель формирования документоведческой компетентности представляет собой систематизированный последовательный (поэтапный) процесс, основанный на взаимосвязи взаимозависимых основных элементов (аналитико-диагностического, процессуально-формирующего и оценочно-корректирующего блоков). Эффективность внедрения данной модели будет обусловлена ее функционированием в определенной педагогической среде посредством выделенных условий.

Рецензенты:

Андруник А.П., д.п.н., профессор, кафедра ГиСН, ФГКВОУ ВПО «Пермский военный институт ВВ МВД России», г. Пермь;

Коломийченко Л.В. д.п.н., профессор, кафедра ГиСН, ФГКВОУ ВПО «Пермский военный институт ВВ МВД России», г. Пермь.