Военная наука играет значительную роль в совершенствовании образовательной деятельности не только военных институтов, но и всех воинских частей. Залогом успешного выполнения задач офицерами является качественное освоение различных учебных дисциплин в период обучения в военном вузе.
Анализ отзывов на выпускников военных институтов из воинских частей за 5 лет позволяет сделать вывод: при вступлении в должность молодые офицеры проявляют слабые знания и навыки в работе со служебными документами. Восполнять пробелы образования им приходится самостоятельно, а не в период обучения в институте. Военные педагоги давно обращают внимание на явное расхождение между качеством подготовки выпускника в учебном заведении и требованиями, предъявляемыми к офицеру непосредственно в войсках.
Опираясь на исследования системной реализации компетентностного подхода, можно говорить о необходимости формирования документоведческой компетентности у курсантов в процессе обучения в вузе как одной из составляющих профессиональной компетентности.
Подготовке военных кадров посвящено большое количество работ (А.В. Барабанщиков, В. Г. Звягинцев, Л. Г. Лаптев, Г. В. Ложкин и др.). Но не стоит забывать, что ежегодно происходит пополнение административных и служебных нормативных актов, изменяются требования к офицерам, появляются новые формы и методы обучения. В связи с этим актуальны поиски новых путей для совершенствования профессиональной подготовки курсантов.
В ходе изучения проблемы формирования документоведческой компетентности выпускников военных вузов выявилась необходимость в обосновании процесса формирования данной компетентности [5]. Для реализации данного условия необходимо выполнить моделирование процесса формирования документоведческой компетентности, которое будет отражать функции, суть и природу модели. Основой модели должны являться интегративность, согласованность и целостность всех ее элементов.
Анализ педагогических моделей (И.Ф. Головановой [3], Ю.В. Голубева [4], А.В. Шаранова [6], А.И. Шишкова [7]) позволил определить военного специалиста, который характеризуется как опытный и хорошо разбирающийся в военно-профессиональной сфере человек. Подтверждением данному высказыванию служит множество педагогических моделей, призванных формировать профессиональную компетентность курсантов.
Системный подход является одним из методологических оснований, который обеспечивает единство образовательного процесса и образовательной системы в военном вузе. Системный подход Б.С. Гершунским описывается посредством педагогической системы, обеспечивающей свое функционирование за счет образовательного процесса [1].
Системный подход является основой для рассмотрения процесса формирования документоведческой компетентности как совокупного элемента системы высшего профессионального образования, который взаимосвязан с другими ее элементами. Системный подход обозначает направления, необходимые при формировании документоведческой компетентности. Но не менее значимым является привлечение деятельностно-компетентностного подхода в процессе формирования документоведческой компетентности.
Деятельностно-компетентностный подход рассматривается как комплексная методологическая основа, предполагающая изучение документоведческой компетентности как вида деятельности, опирающейся на компетентное содержание. Формирование документоведческой компетентности у курсантов будет ориентировано на деятельностную составляющую педагогического процесса.
Практико-ориентированное направление деятельностно-компетентностного подхода рассмотрено в работах Д.А. Богданова[1], Ф.Г. Ялалова [8] и др. По мнению авторов, данный подход должен быть нацелен не только на знания, но и в большей степени на приобретение опыта в практическом направлении, выраженном в компетенциях.
Вышеописанные методологические подходы являются основой структуры и содержания документоведческой компетентности у курсантов военных вузов.
На основе анализа научно-практических исследований мы разработали модель формирования документоведческой компетентности у курсантов военных вузов. Структура данной модели представляет собой взаимосвязанную систему, наполненную интегративно взаимодействующими компонентами (аналитико-диагностический, процессуально-формирующий и оценочно-корректирующий блоки).
Аналитико-диагностический блок служит для диагностирования начального уровня документоведческой компетентности, состоящего из трех этапов (организационного, диагностического, аналитического), и определения степени ее соответствия. Также в данный блок входят задачи, определяемые учебным учреждением, сформированные на основе компетенций, установленных во ФГОС ВПО и квалификационных требованиях к специалистам.
Процессуально-формирующий блок является основой формирования документоведческой компетентности. Здесь происходит поэтапное формирование компонентов документоведческой компетентности (когнитивного, деятельностного и мотивационно-ценностного) от низкого к продвинутому уровню посредством педагогических методов, форм и средств. Процесс формирования мы разделяем на три этапа (вводно-информационный, профессионально-ориентированный, деятельностно-аналитический), в каждом из которых происходит повышение уровня сформированности документоведческой компетентности. Оценка результата осуществляется в оценочном блоке данной системы.
Оценочно-корректирующий блок представляет собой элемент оценки качества сформированности документоведческой компетентности и ее коррекции. Оценка осуществляется по компонентам документоведческой компетентности (когнитивного, деятельностного и мотивационно-ценностного), каждый из которых характеризуется продвинутым, достаточным и низким уровнем сформированности.
На рисунке 1 представлена модель формирования документоведческой компетентности.
Рис. 1. Структурная модель формирования документоведческой компетентности у курсантов
Функционирование модели документоведческой компетентности основывается на определенных принципах. Мы выделяем две группы принципов: 1) принципы организации деятельности (проблемности обучения, сознательности и активности, систематичности и последовательности, непрерывной и прямой обратной связи) и принципы построения и содержания материала (соответствия содержания военного образования, единства теории и практики, визуализации, доступности обучения, гражданственности).
Данные принципы предназначены для взаимодействия друг с другом в процессе формирования документоведческой компетентности у курсантов. Все принципы явно проявляются на каждом этапе формирования документоведческой компетентности, дополняя и усиливая друг друга.
Создание благоприятной педагогической среды осуществляется за счет внедрения выделенных педагогических условий в модель формирования документоведческой компетентности, которые призваны оказывать благотворное влияние на учебный процесс.
Мы выделяем следующие педагогические условия:
1) организация квазипрофессиональной деятельности в процессе формирования документоведческой компетентности;
2) привлечение воспитательного потенциала в ходе военно-профессиональной подготовки;
3) педагогическое содействие в саморазвитии курсантов.
Организация квазипрофессиональной деятельности в процессе формирования документоведческой компетентности осуществляется посредством внедрения в процесс формирования документоведческой компетентности тренинговой деятельности, баскет-метода и военно-имитационных игр. Изучение и анализ ситуаций реальной профессиональной деятельности офицеров оказывают плодотворное влияние на формирование у курсантов профессионального мировоззрения, умений и навыков в решении документационных задач.
Привлечение воспитательного потенциала в ходе военно-профессиональной подготовки позволит повысить мотивационную составляющую документоведческой компетентности в процессе воспитательной работы, проводимой преподавателями и командирами подразделений, посредством включения реальных примеров из жизни, актуализации ценности документов в процессе службы, проведения интеграции прошлого и современного документационного обеспечения.
Педагогическое содействие в саморазвитии должно строиться на деятельностной функции преподавателя; прямом взаимодействии преподавателя и курсанта; педагогической поддержке в саморазвитии; самостоятельности курсантов. Все эти функции способствуют самостоятельному приобретению и накоплению курсантами способностей, знаний и информации для аккумуляции их в документоведческой компетентности.
Высокий результат при формировании документоведческой компетентности будет достигнут посредством полного функционирования всех вышеописанных блоков в контексте выделенных педагогических условий.
В результате разработанная теоретическая модель формирования документоведческой компетентности у курсантов может быть использована для совершенствования процесса подготовки будущих офицеров внутренних войск МВД России, которые приобретут знания, навыки и практический опыт в работе с документами. Модель формирования документоведческой компетентности представляет собой систематизированный последовательный (поэтапный) процесс, основанный на взаимосвязи взаимозависимых основных элементов (аналитико-диагностического, процессуально-формирующего и оценочно-корректирующего блоков). Эффективность внедрения данной модели будет обусловлена ее функционированием в определенной педагогической среде посредством выделенных условий.
Рецензенты:
Андруник А.П., д.п.н., профессор, кафедра ГиСН, ФГКВОУ ВПО «Пермский военный институт ВВ МВД России», г. Пермь;
Коломийченко Л.В. д.п.н., профессор, кафедра ГиСН, ФГКВОУ ВПО «Пермский военный институт ВВ МВД России», г. Пермь.
Библиографическая ссылка
Муралев А.А. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СРЕДА И МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ДОКУМЕНТОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У КУРСАНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23122 (дата обращения: 10.02.2025).