Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

OVERCOMING COMMUNICATIVE AND SPEECH DISORDERS IN PRESCHOOL CHILDREN WITH GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT THROUGH INNOVATIVE MUSIC TECHNOLOGIES

Filicheva T.B. 1 Tumanova T.V. 1 Rutgers N.A. 1
1 Moscow State Humanitarian University named after M.A. Sholokhov
Deep research, provided in this scientific work found, that modern music technologies can seriously enhance positive effect derived from traditional speech therapy lessons during correctional work to prevent the communication and speech disorders in preschool children. As innovative technologies, were considered main functions of a standard keyboard for children (CASIO LK-240 as a base model). The resulting experimental statistics showed a correlation of musical abilities with possibilities allocated parameters: easy communication, emotions and behavior sphere, children’s dialogue, playing skills, vocabulary. In the course of the study were identified concrete steps and directions of correctional and developing work which based on modern music technologies.
playing skills
emotions & behavior
modern music technologies
children’s dialogue
communication
keyboard
general underdevelopment of speech
communicate disorders
Известно, что основной проблемой, с которой сталкивается нормально развивающийся ребенок уже в раннем возрасте, является проблема установления взаимоотношений со значимыми для него взрослыми людьми. Решение ее осуществляется в общении, которое становится важным каналом получения информации о внешнем мире и основой, на которой строится дальнейшее развитие личности. Согласно взглядам отечественных психологов (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) общение является важнейшим фактором и неотъемлемым условием формирования личности и нормального психического развития ребенка. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен интеллектуальной информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнера, так и само сообщение. Именно в дошкольном возрасте закладываются основные формы поведения и общения, формируются все компоненты речевой системы, складывается детский коллектив, законы существования которого требуют более развитой системы коммуникативных навыков.

Однако все изменения, происходящие в современном обществе, влияют на создание нового типа более пластичного, гибкого человека. Этому также способствует и неизбежный технический прогресс, привносящий в современную жизнь инновационные технические средства, и, как результат, порождающий новые формы межличностных коммуникаций и восприятия окружающего мира. Для своевременной адаптации к подобному окружающему миру и межличностным отношениям, всё более актуальной становится проблема гармоничного развития творчески активной личности, принимающей на себя определенные социальные роли, вступающей в современные социальные отношения. Именно поэтому необходимо отслеживать и своевременно внедрять новые способы воспитательного воздействия и обучения, ведь только такой подход сможет предотвратить столкновение ребенка с конфликтами и проблемами быстро меняющегося современного общества. В этой связи весьма актуальным видится поиск таких коррекционных методик, которые не просто направлены на создание у ребенка системы психологических установок для решения проблем, возникающих в процессе его взаимодействия с окружающими, а еще и эффективно используют для этого современные и интересные ребенку технические средства.

Зарубежные педагоги и психологи прошлого (Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли) и отечественные учёные (Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, А.И. Граборов и др.), занимавшиеся изучением детей с проблемами, указывали на важную роль искусства, музыки в развитии детей. Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, способна не только привлекать внимание детей, заинтересовать и доставлять удовольствие, возбуждать положительную эмоцию, но и значительно обогатить, эмоционально окрасить представления ребенка о сложном материальном и социальном мире. Своим непрямым, невербальным характером музыкальное искусство воздействует как мощный стимул коммуникации и интеграции. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр, при условии правильно подобранных приемов, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь (Н.А. Ветлугина, Г.А. Волкова, И.В. Евтушенко, В.П. Козырева, А.Я. Мухина, Т.С. Овчинникова и др.).

Однако если проанализировать текущую ситуацию сегодня становится, очевидно, что произошедшие за последние пару десятилетий инновации в сфере музыкальных технологий имеют тенденции к органичному внедрению в область специальной (коррекционной) педагогики. Вместе с тем, на данный момент, появился ряд новейших технических средств, способных существенно расширить области развития ребенка, способных заинтересовать и сделать процесс обучения более легким и, что самое главное, сделать сами занятия более эффективными. Одним из таких универсальных средств может стать современный клавишный музыкальный инструмент - детский синтезатор (англ. Keyboard). Преимущество данного средства состоит в том, что, с одной стороны, это музыкальный инструмент, а с другой - абсолютно современный гаджет с уникальными возможностями. Именно ряд новейших функций современного синтезатора позволяет говорить о возможности их эффективного использования для занятий по коррекции большого спектра речевых и коммуникативных нарушений. Немаловажен и тот факт, что для начала работы с данным устройством и получения быстрого результата, педагогу не требуется специфических музыкальных знаний и какой-либо дополнительной квалификации.

Исходя из всего вышесказанного, был проведен констатирующий эксперимент, охвативший одиннадцать детей 5-ти летнего возраста с общим недоразвитием речи, посещающих МБДОУ комбинированного вида №38 «Познание» г.Балашиха МО. Эксперимент был направлен на исследование игровых навыков, музыкальных способностей, эмоционально-волевой сферы, свободного общения, партнерского диалога и активного словаря детей. Методики, использованные в эксперименте, базировались на известных работах Л.С. Выготского, Г.В. Воробьевой, С.Д. Забрамной, Р.Р. Калининой, И.Ю. Левченко, Т.Б. Филичевой, Д.Б. Эльконина и др., но адаптированные и модифицированные применительно к задачам исследования [1,6,7]. Анализ результатов деятельности детей позволил сформулировать следующие выводы:

1) У дошкольников ЭГ по сравнению со сверстниками отмечается низкая речевая активность в совместной деятельности (в свободном общении, в игровой, учебной, познавательной деятельности).

2) Выявлено наличие общих черт и специфических особенностей речи у детей с ОНР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. У детей с общим недоразвитием речи фиксируются низкие показатели игровой деятельности такие, как: распределение ролей, использование ролевой речи, реализация основного содержания игры. При исследовании музыкальных способностей оказалось, что задания, в которых не использовалась зрительная опора, выполнялись детьми ЭГ гораздо хуже, чем детьми КГ. Это связано с недостаточным развитием музыкального слуха, ритма, памяти, и как следствие явилось специфической особенностью детей с ОНР. Исследование свободного общения показало, что у дошкольников ЭГ низкая мотивация, быстрая истощаемость, малая заинтересованность в непосредственном общении друг с другом, продолжительность игры в сравнении с детьми КГ значительно меньше. При исследовании партнерского диалога выявлено: недостаточность умения слушать и умения договариваться, недоразвитие всех компонентов речи, что характерно для дошкольников с общим недоразвитием речи.

3) Статистическая обработка показала корреляцию состояния музыкальных способностей с возможностями свободного общения и эмоционально-волевой сферы детей с ОНР. Вторично эти возможности коррелируют с партнерским диалогом и активным словарем детей. А самая слабая связь музыкальных способностей по результатам статистического анализа оказалась с игровыми навыками. Следовательно, развивая музыкальные способности, мы можем оказать влияние на состояние свободного общения и эмоционально-волевой сферы, что в свою очередь будет влиять на развитие у детей партнерского диалога и активного словаря.

4) Сопоставительный анализ результатов выполнения экспериментального (констатирующего) изучения показал значительное отставание музыкальных способностей, игровых и речевых возможностей у детей с ОНР по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Однако отставание наблюдается и по другим параметрам исследования, а в совокупности полученные результаты свидетельствуют о наличии коммуникативных расстройств у дошкольников ЭГ.

5) Таким образом, развитие коммуникативных навыков и умений у детей с ОНР в сравнении с нормой имеет недостаточный уровень, что определяет необходимость проведения соответствующей комплексной планомерной коррекционной работы, в том числе с привлечением современных музыкальных технологий.

Учитывая, выявленные расстройства у дошкольников с ОНР был разработан план коррекционно-развивающей работы, который включает в себя следующие направления:

  • мелкая моторика (совершенствовать динамическую и статистическую организацию движений);
  • артикуляционная моторика (удерживать губы и язык в заданном положении на счет);
  • фонематические процессы (дифференциация неречевых звуков, дифференциация речевых звуков, дифференциация гласных звуков, дифференциация согласных звуков, формирование умения воспроизводить слоговые ряды, игры и упражнения на развитие слухового внимания);
  • слоговая структура слова (развитие и совершенствование музыкально-ритмических способностей на материале неречевых звуков, работа по нормализации ритмической стороны речи на материале речевых звуков);
  • связная речь (формирование умений и навыков составления простых предложений по вопросам, схемам, картинкам; развитие навыков диалогической речи, развитие монологической речи, игры и упражнения на совершенствование слухового восприятия);
  • коммуникативные возможности (формирование умения действовать организованно и сообща, работа по воспитанию стремления дружить с окружающими, развитие навыков сотрудничества, формирование умения обмениваться информацией с помощью речи, совершенствование умения осознанно слышать собеседника, работа по разрешению конфликтных ситуаций между сверстниками);
  • музыкальные способности (совершенствование зрительной памяти, внимания, совершенствование музыкального слуха, развитие координации движений, развитие творческого воображения);
  • эмоционально-волевая сфера (воспитание доброго отношения детей друг к другу, развитие воображения и эмоционально-положительной атмосферы, развитие способности принятия и выражения эмоций, совершенствование контроля своих действий и эмоций).

Эта коррекционно-развивающая программа была совмещена с общим ходом логопедической работы с дошкольниками. Параллельно с основным направлением были реализованы специальные авторские задания и упражнения, основанные на современных инновационных функциях детского синтезатора модели CASIO LK-240. Проверка результативности проводимой работы требует достаточно длительного времени. Однако мы имеем объективные показатели эффективности предлагаемой нами работы даже в условиях недлительной апробации (три месяца).

Таким образом, благотворное музыкальное воздействие, может быть ощутимо усилено с помощью инноваций в сфере современных музыкальных технологий. А это, в свою очередь, положительно скажется на эффективности коррекционно-логопедической деятельности, в частности в работе над преодолением коммуникативных и речевых расстройств у детей дошкольного возраста.

Рецензенты:

Архипова Е.Ф., д.п.н., профессор кафедры логопедии ГБОУ ВПО Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, г. Москва;

Орлова О.С., д.п.н., профессор кафедры логопедии ГБОУ ВПО Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, г. Москва.