Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРЕОДОЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Филичева Т.Б. 1 Туманова Т.В. 1 Рутгерс Н.А. 1
1 ГБОУ ВПО Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова
Проведенное в данной работе исследование показало, что современные музыкальные технологии способны серьезно усилить положительный эффект, получаемый от традиционных логопедических занятий, проводимых в рамках коррекционной работы по преодолению коммуникативных и речевых расстройств у дошкольников с ОНР. В качестве инновационных технологий рассматривались функции современного детского синтезатора (на базе модели CASIO LK-240). Статистическая обработка результатов эксперимента показала корреляцию состояния музыкальных способностей с возможностями выделяемых параметров: свободное общение, эмоционально-волевая сфера, партнерский диалог, игровая деятельность, активный словарь. В процессе исследования были выделены этапы и определены направления коррекционно-развивающей работы с применением современных музыкальных технологий.
игровая деятельность
эмоционально-волевая сфера
современные музыкальные технологии
партнерский диалог
свободное общение
синтезатор
общее недоразвитие речи
коммуникативные расстройства
1. Анисимова М.В. Музыка здоровья: Программа музыкального здоровьесберегающего развития дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 129с.
2. Арушанова А.Г. Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2011. – 80с.
3. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Союз, 2004. – 224с.
4. Козырева В.П. Формирование коммуникативной активности у детей с множественными нарушениями в процессе коррекционной работы: Дис. канд. пед. наук. – М., 2011 – 183с.
5. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – СПб.: Питер, 2009. – 318с.
6. Основы дошкольной логопедии / Т.Б.Филичева, О.С.Орлова, Т.В.Туманова и др. – Москва: Эксмо, 2015. – 320с.
7. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте /Д.Б.Эльконин// Избранные психологические труды. – М., 1989.
Известно, что основной проблемой, с которой сталкивается нормально развивающийся ребенок уже в раннем возрасте, является проблема установления взаимоотношений со значимыми для него взрослыми людьми. Решение ее осуществляется в общении, которое становится важным каналом получения информации о внешнем мире и основой, на которой строится дальнейшее развитие личности. Согласно взглядам отечественных психологов (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, В.С. Мухина, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин) общение является важнейшим фактором и неотъемлемым условием формирования личности и нормального психического развития ребенка. Целью общения может быть как поддержание социальных контактов, обмен интеллектуальной информацией, воздействие на эмоциональную сферу и поведение партнера, так и само сообщение. Именно в дошкольном возрасте закладываются основные формы поведения и общения, формируются все компоненты речевой системы, складывается детский коллектив, законы существования которого требуют более развитой системы коммуникативных навыков.

Однако все изменения, происходящие в современном обществе, влияют на создание нового типа более пластичного, гибкого человека. Этому также способствует и неизбежный технический прогресс, привносящий в современную жизнь инновационные технические средства, и, как результат, порождающий новые формы межличностных коммуникаций и восприятия окружающего мира. Для своевременной адаптации к подобному окружающему миру и межличностным отношениям, всё более актуальной становится проблема гармоничного развития творчески активной личности, принимающей на себя определенные социальные роли, вступающей в современные социальные отношения. Именно поэтому необходимо отслеживать и своевременно внедрять новые способы воспитательного воздействия и обучения, ведь только такой подход сможет предотвратить столкновение ребенка с конфликтами и проблемами быстро меняющегося современного общества. В этой связи весьма актуальным видится поиск таких коррекционных методик, которые не просто направлены на создание у ребенка системы психологических установок для решения проблем, возникающих в процессе его взаимодействия с окружающими, а еще и эффективно используют для этого современные и интересные ребенку технические средства.

Зарубежные педагоги и психологи прошлого (Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли) и отечественные учёные (Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, А.И. Граборов и др.), занимавшиеся изучением детей с проблемами, указывали на важную роль искусства, музыки в развитии детей. Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, способна не только привлекать внимание детей, заинтересовать и доставлять удовольствие, возбуждать положительную эмоцию, но и значительно обогатить, эмоционально окрасить представления ребенка о сложном материальном и социальном мире. Своим непрямым, невербальным характером музыкальное искусство воздействует как мощный стимул коммуникации и интеграции. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр, при условии правильно подобранных приемов, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь (Н.А. Ветлугина, Г.А. Волкова, И.В. Евтушенко, В.П. Козырева, А.Я. Мухина, Т.С. Овчинникова и др.).

Однако если проанализировать текущую ситуацию сегодня становится, очевидно, что произошедшие за последние пару десятилетий инновации в сфере музыкальных технологий имеют тенденции к органичному внедрению в область специальной (коррекционной) педагогики. Вместе с тем, на данный момент, появился ряд новейших технических средств, способных существенно расширить области развития ребенка, способных заинтересовать и сделать процесс обучения более легким и, что самое главное, сделать сами занятия более эффективными. Одним из таких универсальных средств может стать современный клавишный музыкальный инструмент - детский синтезатор (англ. Keyboard). Преимущество данного средства состоит в том, что, с одной стороны, это музыкальный инструмент, а с другой - абсолютно современный гаджет с уникальными возможностями. Именно ряд новейших функций современного синтезатора позволяет говорить о возможности их эффективного использования для занятий по коррекции большого спектра речевых и коммуникативных нарушений. Немаловажен и тот факт, что для начала работы с данным устройством и получения быстрого результата, педагогу не требуется специфических музыкальных знаний и какой-либо дополнительной квалификации.

Исходя из всего вышесказанного, был проведен констатирующий эксперимент, охвативший одиннадцать детей 5-ти летнего возраста с общим недоразвитием речи, посещающих МБДОУ комбинированного вида №38 «Познание» г.Балашиха МО. Эксперимент был направлен на исследование игровых навыков, музыкальных способностей, эмоционально-волевой сферы, свободного общения, партнерского диалога и активного словаря детей. Методики, использованные в эксперименте, базировались на известных работах Л.С. Выготского, Г.В. Воробьевой, С.Д. Забрамной, Р.Р. Калининой, И.Ю. Левченко, Т.Б. Филичевой, Д.Б. Эльконина и др., но адаптированные и модифицированные применительно к задачам исследования [1,6,7]. Анализ результатов деятельности детей позволил сформулировать следующие выводы:

1) У дошкольников ЭГ по сравнению со сверстниками отмечается низкая речевая активность в совместной деятельности (в свободном общении, в игровой, учебной, познавательной деятельности).

2) Выявлено наличие общих черт и специфических особенностей речи у детей с ОНР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. У детей с общим недоразвитием речи фиксируются низкие показатели игровой деятельности такие, как: распределение ролей, использование ролевой речи, реализация основного содержания игры. При исследовании музыкальных способностей оказалось, что задания, в которых не использовалась зрительная опора, выполнялись детьми ЭГ гораздо хуже, чем детьми КГ. Это связано с недостаточным развитием музыкального слуха, ритма, памяти, и как следствие явилось специфической особенностью детей с ОНР. Исследование свободного общения показало, что у дошкольников ЭГ низкая мотивация, быстрая истощаемость, малая заинтересованность в непосредственном общении друг с другом, продолжительность игры в сравнении с детьми КГ значительно меньше. При исследовании партнерского диалога выявлено: недостаточность умения слушать и умения договариваться, недоразвитие всех компонентов речи, что характерно для дошкольников с общим недоразвитием речи.

3) Статистическая обработка показала корреляцию состояния музыкальных способностей с возможностями свободного общения и эмоционально-волевой сферы детей с ОНР. Вторично эти возможности коррелируют с партнерским диалогом и активным словарем детей. А самая слабая связь музыкальных способностей по результатам статистического анализа оказалась с игровыми навыками. Следовательно, развивая музыкальные способности, мы можем оказать влияние на состояние свободного общения и эмоционально-волевой сферы, что в свою очередь будет влиять на развитие у детей партнерского диалога и активного словаря.

4) Сопоставительный анализ результатов выполнения экспериментального (констатирующего) изучения показал значительное отставание музыкальных способностей, игровых и речевых возможностей у детей с ОНР по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Однако отставание наблюдается и по другим параметрам исследования, а в совокупности полученные результаты свидетельствуют о наличии коммуникативных расстройств у дошкольников ЭГ.

5) Таким образом, развитие коммуникативных навыков и умений у детей с ОНР в сравнении с нормой имеет недостаточный уровень, что определяет необходимость проведения соответствующей комплексной планомерной коррекционной работы, в том числе с привлечением современных музыкальных технологий.

Учитывая, выявленные расстройства у дошкольников с ОНР был разработан план коррекционно-развивающей работы, который включает в себя следующие направления:

  • мелкая моторика (совершенствовать динамическую и статистическую организацию движений);
  • артикуляционная моторика (удерживать губы и язык в заданном положении на счет);
  • фонематические процессы (дифференциация неречевых звуков, дифференциация речевых звуков, дифференциация гласных звуков, дифференциация согласных звуков, формирование умения воспроизводить слоговые ряды, игры и упражнения на развитие слухового внимания);
  • слоговая структура слова (развитие и совершенствование музыкально-ритмических способностей на материале неречевых звуков, работа по нормализации ритмической стороны речи на материале речевых звуков);
  • связная речь (формирование умений и навыков составления простых предложений по вопросам, схемам, картинкам; развитие навыков диалогической речи, развитие монологической речи, игры и упражнения на совершенствование слухового восприятия);
  • коммуникативные возможности (формирование умения действовать организованно и сообща, работа по воспитанию стремления дружить с окружающими, развитие навыков сотрудничества, формирование умения обмениваться информацией с помощью речи, совершенствование умения осознанно слышать собеседника, работа по разрешению конфликтных ситуаций между сверстниками);
  • музыкальные способности (совершенствование зрительной памяти, внимания, совершенствование музыкального слуха, развитие координации движений, развитие творческого воображения);
  • эмоционально-волевая сфера (воспитание доброго отношения детей друг к другу, развитие воображения и эмоционально-положительной атмосферы, развитие способности принятия и выражения эмоций, совершенствование контроля своих действий и эмоций).

Эта коррекционно-развивающая программа была совмещена с общим ходом логопедической работы с дошкольниками. Параллельно с основным направлением были реализованы специальные авторские задания и упражнения, основанные на современных инновационных функциях детского синтезатора модели CASIO LK-240. Проверка результативности проводимой работы требует достаточно длительного времени. Однако мы имеем объективные показатели эффективности предлагаемой нами работы даже в условиях недлительной апробации (три месяца).

Таким образом, благотворное музыкальное воздействие, может быть ощутимо усилено с помощью инноваций в сфере современных музыкальных технологий. А это, в свою очередь, положительно скажется на эффективности коррекционно-логопедической деятельности, в частности в работе над преодолением коммуникативных и речевых расстройств у детей дошкольного возраста.

Рецензенты:

Архипова Е.Ф., д.п.н., профессор кафедры логопедии ГБОУ ВПО Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, г. Москва;

Орлова О.С., д.п.н., профессор кафедры логопедии ГБОУ ВПО Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, г. Москва.


Библиографическая ссылка

Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Рутгерс Н.А. ПРЕОДОЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23020 (дата обращения: 25.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674