Однако все изменения, происходящие в современном обществе, влияют на создание нового типа более пластичного, гибкого человека. Этому также способствует и неизбежный технический прогресс, привносящий в современную жизнь инновационные технические средства, и, как результат, порождающий новые формы межличностных коммуникаций и восприятия окружающего мира. Для своевременной адаптации к подобному окружающему миру и межличностным отношениям, всё более актуальной становится проблема гармоничного развития творчески активной личности, принимающей на себя определенные социальные роли, вступающей в современные социальные отношения. Именно поэтому необходимо отслеживать и своевременно внедрять новые способы воспитательного воздействия и обучения, ведь только такой подход сможет предотвратить столкновение ребенка с конфликтами и проблемами быстро меняющегося современного общества. В этой связи весьма актуальным видится поиск таких коррекционных методик, которые не просто направлены на создание у ребенка системы психологических установок для решения проблем, возникающих в процессе его взаимодействия с окружающими, а еще и эффективно используют для этого современные и интересные ребенку технические средства.
Зарубежные педагоги и психологи прошлого (Э. Сеген, Ж. Демор, О. Декроли) и отечественные учёные (Л.С. Выготский, В.П. Кащенко, А.И. Граборов и др.), занимавшиеся изучением детей с проблемами, указывали на важную роль искусства, музыки в развитии детей. Музыка, как наиболее доступный детскому восприятию вид искусства, способна не только привлекать внимание детей, заинтересовать и доставлять удовольствие, возбуждать положительную эмоцию, но и значительно обогатить, эмоционально окрасить представления ребенка о сложном материальном и социальном мире. Своим непрямым, невербальным характером музыкальное искусство воздействует как мощный стимул коммуникации и интеграции. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр, при условии правильно подобранных приемов, положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь (Н.А. Ветлугина, Г.А. Волкова, И.В. Евтушенко, В.П. Козырева, А.Я. Мухина, Т.С. Овчинникова и др.).
Однако если проанализировать текущую ситуацию сегодня становится, очевидно, что произошедшие за последние пару десятилетий инновации в сфере музыкальных технологий имеют тенденции к органичному внедрению в область специальной (коррекционной) педагогики. Вместе с тем, на данный момент, появился ряд новейших технических средств, способных существенно расширить области развития ребенка, способных заинтересовать и сделать процесс обучения более легким и, что самое главное, сделать сами занятия более эффективными. Одним из таких универсальных средств может стать современный клавишный музыкальный инструмент - детский синтезатор (англ. Keyboard). Преимущество данного средства состоит в том, что, с одной стороны, это музыкальный инструмент, а с другой - абсолютно современный гаджет с уникальными возможностями. Именно ряд новейших функций современного синтезатора позволяет говорить о возможности их эффективного использования для занятий по коррекции большого спектра речевых и коммуникативных нарушений. Немаловажен и тот факт, что для начала работы с данным устройством и получения быстрого результата, педагогу не требуется специфических музыкальных знаний и какой-либо дополнительной квалификации.
Исходя из всего вышесказанного, был проведен констатирующий эксперимент, охвативший одиннадцать детей 5-ти летнего возраста с общим недоразвитием речи, посещающих МБДОУ комбинированного вида №38 «Познание» г.Балашиха МО. Эксперимент был направлен на исследование игровых навыков, музыкальных способностей, эмоционально-волевой сферы, свободного общения, партнерского диалога и активного словаря детей. Методики, использованные в эксперименте, базировались на известных работах Л.С. Выготского, Г.В. Воробьевой, С.Д. Забрамной, Р.Р. Калининой, И.Ю. Левченко, Т.Б. Филичевой, Д.Б. Эльконина и др., но адаптированные и модифицированные применительно к задачам исследования [1,6,7]. Анализ результатов деятельности детей позволил сформулировать следующие выводы:
1) У дошкольников ЭГ по сравнению со сверстниками отмечается низкая речевая активность в совместной деятельности (в свободном общении, в игровой, учебной, познавательной деятельности).
2) Выявлено наличие общих черт и специфических особенностей речи у детей с ОНР в сравнении с нормально развивающимися сверстниками. У детей с общим недоразвитием речи фиксируются низкие показатели игровой деятельности такие, как: распределение ролей, использование ролевой речи, реализация основного содержания игры. При исследовании музыкальных способностей оказалось, что задания, в которых не использовалась зрительная опора, выполнялись детьми ЭГ гораздо хуже, чем детьми КГ. Это связано с недостаточным развитием музыкального слуха, ритма, памяти, и как следствие явилось специфической особенностью детей с ОНР. Исследование свободного общения показало, что у дошкольников ЭГ низкая мотивация, быстрая истощаемость, малая заинтересованность в непосредственном общении друг с другом, продолжительность игры в сравнении с детьми КГ значительно меньше. При исследовании партнерского диалога выявлено: недостаточность умения слушать и умения договариваться, недоразвитие всех компонентов речи, что характерно для дошкольников с общим недоразвитием речи.
3) Статистическая обработка показала корреляцию состояния музыкальных способностей с возможностями свободного общения и эмоционально-волевой сферы детей с ОНР. Вторично эти возможности коррелируют с партнерским диалогом и активным словарем детей. А самая слабая связь музыкальных способностей по результатам статистического анализа оказалась с игровыми навыками. Следовательно, развивая музыкальные способности, мы можем оказать влияние на состояние свободного общения и эмоционально-волевой сферы, что в свою очередь будет влиять на развитие у детей партнерского диалога и активного словаря.
4) Сопоставительный анализ результатов выполнения экспериментального (констатирующего) изучения показал значительное отставание музыкальных способностей, игровых и речевых возможностей у детей с ОНР по сравнению с нормально развивающимися сверстниками. Однако отставание наблюдается и по другим параметрам исследования, а в совокупности полученные результаты свидетельствуют о наличии коммуникативных расстройств у дошкольников ЭГ.
5) Таким образом, развитие коммуникативных навыков и умений у детей с ОНР в сравнении с нормой имеет недостаточный уровень, что определяет необходимость проведения соответствующей комплексной планомерной коррекционной работы, в том числе с привлечением современных музыкальных технологий.
Учитывая, выявленные расстройства у дошкольников с ОНР был разработан план коррекционно-развивающей работы, который включает в себя следующие направления:
- мелкая моторика (совершенствовать динамическую и статистическую организацию движений);
- артикуляционная моторика (удерживать губы и язык в заданном положении на счет);
- фонематические процессы (дифференциация неречевых звуков, дифференциация речевых звуков, дифференциация гласных звуков, дифференциация согласных звуков, формирование умения воспроизводить слоговые ряды, игры и упражнения на развитие слухового внимания);
- слоговая структура слова (развитие и совершенствование музыкально-ритмических способностей на материале неречевых звуков, работа по нормализации ритмической стороны речи на материале речевых звуков);
- связная речь (формирование умений и навыков составления простых предложений по вопросам, схемам, картинкам; развитие навыков диалогической речи, развитие монологической речи, игры и упражнения на совершенствование слухового восприятия);
- коммуникативные возможности (формирование умения действовать организованно и сообща, работа по воспитанию стремления дружить с окружающими, развитие навыков сотрудничества, формирование умения обмениваться информацией с помощью речи, совершенствование умения осознанно слышать собеседника, работа по разрешению конфликтных ситуаций между сверстниками);
- музыкальные способности (совершенствование зрительной памяти, внимания, совершенствование музыкального слуха, развитие координации движений, развитие творческого воображения);
- эмоционально-волевая сфера (воспитание доброго отношения детей друг к другу, развитие воображения и эмоционально-положительной атмосферы, развитие способности принятия и выражения эмоций, совершенствование контроля своих действий и эмоций).
Эта коррекционно-развивающая программа была совмещена с общим ходом логопедической работы с дошкольниками. Параллельно с основным направлением были реализованы специальные авторские задания и упражнения, основанные на современных инновационных функциях детского синтезатора модели CASIO LK-240. Проверка результативности проводимой работы требует достаточно длительного времени. Однако мы имеем объективные показатели эффективности предлагаемой нами работы даже в условиях недлительной апробации (три месяца).
Таким образом, благотворное музыкальное воздействие, может быть ощутимо усилено с помощью инноваций в сфере современных музыкальных технологий. А это, в свою очередь, положительно скажется на эффективности коррекционно-логопедической деятельности, в частности в работе над преодолением коммуникативных и речевых расстройств у детей дошкольного возраста.
Рецензенты:
Архипова Е.Ф., д.п.н., профессор кафедры логопедии ГБОУ ВПО Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, г. Москва;
Орлова О.С., д.п.н., профессор кафедры логопедии ГБОУ ВПО Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Рутгерс Н.А. ПРЕОДОЛЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ И РЕЧЕВЫХ РАССТРОЙСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СОВРЕМЕННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=23020 (дата обращения: 13.02.2025).