Претерпели существенные изменения нормативные правовые акты, регулирующие вопросы хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов [7].
Изменение форм собственности, планового управления экономикой и производной от нее системы экономического обеспечения военной организации произошло в связи с переходом к рыночной системе отношений. В военно-экономической системе Вооруженных Сил происходили те же изменения, которые происходили в обществе и экономике страны, с учетом действия иных экономических законов и иных военно-экономических потребностей [5].
Усовершенствование инструментария научного исследования имеет очень большое значение и является основой успеха и эффективности аналитической работы. Важным приобретением экономической науки является использование математических методов в экономическом исследовании, что делает анализ более глубоким и точным [9].
Совершенствование организации хозяйственной деятельности в службах тыла с применением математических методов
По мере развития экономики Вооруженные Силы Российской Федерации в наибольшей степени нуждаются в совершенствовании материального обеспечения, которое включает обеспечение всеми видами вооружения, техники и другого имущества. Большие и ответственные задачи перед Вооруженными Силами и органами тыла стоят в области повышения качества эксплуатации военно-экономических ресурсов; повышения эффективности их использования; рационального ведения войскового хозяйства и т.д.
В системе войскового хозяйства субъектом экономических отношений выступает войсковое звено (по аналогии с производственным предприятием в народном хозяйстве) — соединение, воинская часть, подразделение как низовая подсистема единой системы всестороннего обеспечения войск [7].
Субъектами деятельности по организации и ведению войскового (корабельного) хозяйства выступают все должностные лица, в обязанности которых входит обеспечение сохранности и надлежащего целевого использования военного имущества [8].
Опыт показывает, что в современных условиях высоких требований и большого накала боевой подготовки войск и сил флота в руководстве войсковым и корабельным хозяйством можно и объективно необходимо постоянно находить новые принципы хозяйствования в целях изыскания резервов, экономии средств и повышения эффективности его работы.
Прежде чем приступить к проведению экономико-математического анализа и диагностики состояния организации хозяйственной деятельности, необходимо определиться, с чьей точки зрения будет выполняться эта работа [9].
На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Анализ и диагностика предшествуют решениям и действиям, обосновывают их и являются основой научного управления, обеспечивают его объективность и эффективность.
Управленческое решение — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативного из множества вариантов достижения конкретной цели системы [1].
Важной методологической чертой анализа является и то, что он способен не только устанавливать причинно-следственные связи, но и давать количественную характеристику, т.е. обеспечивать измерение влияния факторов на результаты деятельности. Это делает анализ более точным, а выводы более обоснованными.
Административно-хозяйственная деятельность хозяйствующего субъекта характеризуется определенной системой взаимосвязанных показателей. Поэтому изменение отдельных показателей изменяет и конечные показатели их деятельности. Таким образом, исследование определенных сторон деятельности субъектов базируется на анализе и диагностике системы показателей в их динамике. При этом анализ является инструментом не только планирования и управления, но и диагностики и контроля его хозяйственной деятельности. Без систематического анализа показателей, содержащихся в непрерывно поступающей информации, невозможно принятие обоснованных решений на любом уровне управления [3].
Действенным средством изучения результатов работы структурных подразделений служит анализ хозяйственной деятельности, который выполняет три функции: оценочную, диагностическую и поисковую. В процессе оценочного анализа определяют отличия достигнутого состояния и развития от запланированного или желаемого путем сравнения с установленными критериями.
Диагностический анализ включает детализированное выявление причин несоответствия фактического запланированному состоянию объекта, качественную интерпретацию положения дел. Поисковый анализ направлен на обоснование рекомендаций по переводу субъекта в желаемое состояние, выявление глубинных резервов повышения эффективности хозяйствования путем проведения исследования по специальной программе [3].
Выбор оптимального плана достижения цели может считаться вполне обоснованным лишь в том случае, когда, как правило, имеется количественная оценка значений показателей и критериев [2].
Экспертный метод в значительной мере может обеспечить объективность, многосторонность, комплексность и компетентность принимаемых практических решений. Основное назначение метода: выявление наиболее существенных, сложных аспектов исследуемой проблемы, повышение надежности, обоснование информации, выводов и практических рекомендаций благодаря использованию знаний и опыта экспертов.
Область применения экспертного опроса — при изучении всех сфер деятельности, в диагностике, прогнозировании, программировании и нормировании, в проектировании, в оценке состояния социального объекта, в принятии решений.
С.Ф. Викулов утверждает, что военно-экономический анализ имеет дело с количественной оценкой показателей. Метод измерения показателей не является единственно возможным способом получения количественной меры величины показателя. Существуют методы оценки полезности и предпочтительности объектов анализа или последствий от принимаемого решения на основе мнений экспертов [2].
Понятие «система показателей» часто используется в экономических исследованиях. Аналитик (эксперт) в соответствии с определенными критериями и целевыми установками отбирает такие показатели, формирует из них систему, проводит ее анализ. Комплексность анализа требует использования в работе систем, а не отдельных показателей. Основное назначение систем показателей – их анализ, т.е. возможность сопоставления. Поэтому в таких системах наряду с абсолютными величинами используется, как правило, достаточно большое количество относительных и удельных величин, наиболее пригодных для сопоставлений.
Для проведения комплексной оценки хозяйственной деятельности сравнения по одному критерию явно недостаточно. В развернутом анализе хозяйствующие субъекты сравниваются сразу по нескольким критериям. При этом не все показатели равнозначны — многие из них несоизмеримы или могут действовать разнонаправленно. В этом случае следует использовать какой-либо способ ранжирования. Составленные с использованием различных методов рейтинги дают комплексную оценку деятельности субъектов, позволяя выявить лучшие по целому ряду показателей [3].
Экономико-математический анализ и диагностику результатов хозяйственной деятельности субъектов экономических отношений в службах тыла предлагается проводить с использованием показателей, изложенных и утвержденных в руководящих документах Министерства обороны Российской Федерации [8].
Для анализа и диагностики результатов хозяйственной деятельности субъектов экономических отношений в службах тыла использовались методы экспертного оценивания, где в качестве экспертов должны выступать члены инвентаризационных комиссий.
В теоретическом аспекте экспертиза может проводиться в несколько этапов.
Процедура экспертизы на первом этапе
предусматривает сравнение выбранных показателей по степени предпочтительности.
Для случая, когда показателей большое количество, целесообразно использовать
метод парных сравнений, в котором каждый раз эксперту приходится делать выбор
всего из двух альтернатив. Для получения парных сравнений показателей (i=1,…,n) используется анкетирование.
Анкеты представляли собой таблицы, количество строк (объектов или факторов) которых совпадало с количеством столбцов. В результате проведения сравнений и превосходства одного фактора над другим эксперт предлагает их оценочные значения. Эти значения, выраженные в форме коэффициентов, сводятся в специальную таблицу, называемую матрицей оценочных коэффициентов эксперта [6].
Для отдельного эксперта матрица
может
иметь следующий вид (1):
(1)
Матрица попарных сравнений является
обратно-симметричной. На основе метода парных сравнений (без учета косвенных
предпочтений) определяем сумму в каждой строке матрицы ,
дающую вектор-столбец
(2):
,
(2)
где -
сумма элементов по i-й строке:
, (
- общий элемент матрицы
).
Осуществляем нормирование элементов вектора, приводящее к весам (3):
,
(3)
при этом: .
Для «оценки важности» факторы представлены в процентах (табл. 1).
Таблица 1
«Оценка важности» факторов с точки зрения r - го эксперта
Фактор |
A |
B |
C |
D |
E |
|
|
Важность альтернатив в % |
A |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
3 |
0,12 |
12 |
B |
0 |
1 |
2 |
2 |
2 |
7 |
0,28 |
28 |
C |
2 |
0 |
1 |
1 |
2 |
6 |
0,24 |
24 |
D |
2 |
0 |
1 |
1 |
0 |
4 |
0,16 |
16 |
E |
2 |
0 |
0 |
2 |
1 |
5 |
0,20 |
20 |
|
|
|
|
|
|
25 |
|
|
Если
факторам сопоставить в соответствие «места» весам, то это будет:
Однако
такое присвоение весов и распределение «мест» не вполне справедливо, поскольку
из матрицы (1) следует, что (первый
предпочтительнее второго), но
имеет (получает)
минимальный вес (5-е место), в то время как
— максимальный
(1-е место). В связи с этим может быть рассмотрен 2-й вариант расчета весов,
учитывающий этот и аналогичные факты, скрытые в структуре матрицы
. Применяем метод парных сравнений с
учетом косвенных предпочтений. Используем итерационный матричный процесс с
аддитивной количественной оценкой по следующему алгоритму (4):
, где
,
(4)
где
= 0, 1, 2, 3,…….. n, .
Используя
формулы (2), (3), (4), вычисляем итеративную последовательность весов вектора , производим их нормирование и
соответствующее распределение по местам.
Процесс вычисления должен продолжаться до момента, когда весовые коэффициенты, полученные на двух соседних итерациях, будут незначительно отличаться друг от друга. В результате мы получаем ранг (вес) каждого критерия с точки зрения эксперта и выделяем приоритетное.
На следующем этапе
диагностики хозяйственной деятельности в нашем случае мы можем предположить,
что требуется оценить значение п
количественных показателей . Для оценки привлекаются те же т экспертов (члены инвентаризационной
комиссии). После выставления оценок формируется матрица, где
— оценка показателя
, данная
-м экспертом. Для
получения среднего значения j-го показателя
используется формула (5) [6]:
, (5)
На третьем (заключительном) этапе проводится комплексная оценка анализа и диагностики результатов хозяйственной деятельности субъектов экономических отношений в службах тыла.
Значение показателя комплексной оценки
результатов хозяйственной деятельности для
каждой службы () рассчитывается как
взвешенная сумма результатов их деятельности по сравниваемым показателям (6):
,
= 1,2,3,……..n, (6)
где – весовой коэффициент для
-го показателя (полученный на первом этапе) [4].
Комплексная оценка хозяйственной деятельности, данная членами инвентаризационной комиссии, при проведении анализа и диагностики результатов хозяйственной деятельности проверяемых подразделений и служб является информацией для руководящего состава части и используется им для своевременного принятия решения по дальнейшему совершенствованию хозяйственной деятельности.
Заключение
Описанный подход к анализу и диагностике результатов хозяйственной деятельности на основе мнения экспертов обеспечивает комплексность и целенаправленность исследования; формирует объективную оценку результатов хозяйственной деятельности; создает методологически обоснованную схему повышения организации и состояния хозяйственной деятельности субъектов экономических отношений в службах тыла.
Рецензенты:Федосова С.П., д.э.н., доцент, заведующая кафедрой финансов и кредита ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», г. Москва;
Макаров Е.И., д.э.н., профессор, заведующий кафедрой менеджмента и управления организацией ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», г. Москва.