В 1960-1970-х годах в литературе сформировалось мнение о том, что результаты клинических и параклинических методов исследования не представляют полную картину болезни. Было доказано, что болезнь влияет не только на соматическое состояние субъекта в ситуации болезни, но и на его социальное поведение, эмоциональные реакции, часто изменяя его роль в социальной жизни, определяя прогноз ресоциализации.
Исследование качества жизни позволяет изучать сложную картину субъективных переживаний больного, вызванных болезнью, и определить влияние болезни и лечения на соматическое, психологическое, эмоциональное состояние больного. «Качество жизни» отражает социальное благополучие и соматически детерминированное сокращение социальных ролей, психологическое благополучие, интеллектуальный фон, физическое благополучие и ограничение жизнедеятельности [4].
По мнению В.И. Петрова и Н.Н. Седовой, суммарный показатель качества жизни, релевантного здоровью, включает три основных составляющих.
1. Основные функции организма: толерантность к физической нагрузке, выполнение повседневной работы, интеллектуальная деятельность.
2. Клинический симптомокомплекс, определяемый основным (сопутствующим) заболеванием или его лечением.
3. Психоэмоциональное состояние, которое находится в прямой зависимости от течения патологического процесса, психологического контакта с врачом и обществом, режима выполнения лечебных и диагностических мероприятий, удовлетворения медицинской помощью [5].
Улучшение качества жизни в большинстве стран мира относится к числу приоритетных задач в оказании паллиативной помощи онкологическим больным [7]. Интерес к изучению качества жизни у онкологических больных объясняется следующими факторами:
· повышенным вниманием к отдаленным результатам лечения;
· растущим значением терапии, направленной на улучшение функции, а не на выздоровление.
Качество жизни онкологических больных зависит от многих факторов, среди которых процесс болезни, проводимое лечение, а также различные симптомы, обусловленные как болезнью, так и осложнениями противоопухолевой терапии [1]. Уровень качества жизни больного является важнейшим по значимости показателем в современной онкологической практике, опережая при этом безрецидивную (скоррегированную) выживаемость и уровень первичного опухолевого ответа [6].
Выводы об отдаленной эффективности лучевого, хирургического и комбинированного лечения больных раком молочной железы чаще всего основываются на анализе количества осложнений и уровня смертности. Показателем степени субъективного благополучия в результате различных видов лечения является качество жизни пациента при онкологическом заболевании [ 9]. К факторам, влияющим на качество жизни онкологических больных, относится стадия, симптоматика, осложнения болезни и осложнения проводимого лечения [8].
В Центре медико-социологических исследований (Саратов) проводится многолетнее исследование качества жизни больных, страдающих онкологическими заболеваниями [3]. В данное исследование качества жизни были включены 417 женщин трудоспособного возраста, страдающих раком молочной железы. Большинство респондентов (70%) – женщины до 50 лет. Контрольную группу составили клинически здоровые респонденты.
Исследование качества жизни проводилось с использованием международного опросника WHOQOL-100 (ВОЗ КЖ-100) [2]. Опросник ВОЗ КЖ-100 имеет модульную структуру. Качество жизни рассматривается авторами опросника как многомерная, сложная структура, включающая восприятие индивидом своего физического и психологического состояния, своего уровня независимости, своих взаимоотношений с другими людьми и личных убеждений, а также своего отношения к значимым характеристикам окружающей его среды.
С помощью опросника осуществляется оценка шести крупных сфер качества жизни: физические функции, психологические функции, уровень независимости, социальные отношения, окружающая среда и духовная сфера, а также измеряется восприятие респондентом своего качества жизни и здоровья в целом. Внутри каждой из сфер выделяется несколько составляющих ее субсфер.
Статистическая достоверность различия средних двух групп (клинически здоровые и больные) определялась по непараметрическому критерию Манна-Уитни. Различие считалось статистически значимым при p<0,05.
Качество жизни больных раком молочной железы по основным шкалам опросника
ВОЗ КЖ-100
Статистически значимое различие средних значений у онкологических больных и клинически здоровых респондентов было выявлено нами в субсферах: F1 «Боль и дискомфорт, F3 «Сон и отдых», F9 «Подвижность», F11 «Зависимость от лекарств и лечения», F12 «Способность к работе», F18 «Финансовые ресурсы», F19 «Медицинская и социальная помощь (доступность и качество)», F21 «Возможности для отдыха и развлечений и их использование» (рисунок). Снижение показателей качества жизни больных респондентов в указанных субсферах соматически детерминировано.
В «Психологической» сфере, в сферах «Социальные отношения», «Окружающая среда» и «Духовной» сфере различия в показателях качества жизни больных при онкологических заболеваниях и клинически здоровых лиц статистически незначимы.
Статистически значимое различие средних значений качества жизни в субсферах «Физическая боль и дискомфорт», «Сон и отдых», «Подвижность», «Зависимость от лекарств и лечения», «Способность к работе», «Финансовые ресурсы», «Возможности для отдыха и развлечений и их использование» при анализе показателей качества жизни клинически здоровых респондентов и больных, страдающих онкологическими заболеваниями, связано с влиянием болезни и неэффективной ресоциализацией.
Полученные результаты позволяют рассматривать качество жизни, определённое на основании опросника ВОЗ КЖ-100, как самостоятельный и объективный многофакторный показатель соматического состояния и условий социального функционирования больных при онкологическом заболевании.
Анализ качества жизни при планировании программы лечения онкологического больного представляется важным в связи с данными о высокой корреляции уровня качества жизни с показателями выживаемости при ряде злокачественных опухолей. Качество жизни онкологических больных является важным критерием оценки эффективности лечения, имеет прогностическое значение и возможность индивидуализировать симптоматическую терапию. Динамическое исследование качества жизни после завершения лечения позволяет осуществлять длительный мониторинг состояния больного в периоде реабилитации, диагностировать ранние и поздние осложнения заболевания, а также побочные эффекты лечения. На основании данных о качестве жизни могут разрабатываться комплексные программы реабилитации онкологических больных [4].
Рецензенты:Кром И.Л., д.м.н., профессор, руководитель Центра медико-социологических исследований, г. Саратов;
Андриянова Е.А., д.соц.н., профессор, зав. кафедрой философии, гуманитарных наук и психологии, ГБОУ ВПО «Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского» Минздрава России, г. Саратов.