Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,813

PERSONAL FEATURES AND ADAPTIVE RESOURCES OF THE PARENTS RAISING WITH LIMITED OPPORTUNITIES OF HEALTH IN THE CONDITIONS OF REALIZATION OF INCLUSIVE EDUCATION

Khayrudinova R.I. 1
1 VPO Ulyanovsk State University, Ulyanovsk
Проведен анализ личностных особенностей, выступающих основой для наращивания адаптационных ресурсов родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях реализации инклюзивного образования. Изучены: самооценка, механизмы психологической защиты, особенности детско-родительских отношений, терминальные ценности родителей детей с ОВЗ и родителей здоровых детей. У родителей детей с ОВЗ выявлены низкие показатели в сфере терминальных ценностей, снижена самооценка по шкалам счастье, уверенность в себе, удовлетворенность статусом, стрессоустойчивость; противоречивый стиль воспитания на эмоциональном и поведенческом уровнях отношений, активизация незрелого типа защитных механизмов по типу отрицания, связанного с оптимизацией эмоционального состояния и влияющего на самооценку. Полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости повышения адаптационного потенциала данной категории путем реализации психолого-педагогической поддержки, направленнойна поиск внутриличностных ресурсов, снижение эмоционального напряжения, отработку конструктивных способов поведения в трудных жизненных ситуациях,снятие противоречий поведенческого и эмоционального уровней при построении родительского взаимодействия с детьми.
The analysis of the personal features acting as a basis for building of adaptation resources of the parents raising children with the limited opportunities of health (LOH) in the conditions of realization of inclusive education is carried out. Are studied: a self-assessment, mechanisms of psychological protection, feature of the child parental relations, terminal values of parents of children from OVZ and parents of healthy children. At parents of children with OVZ low indicators in the sphere of terminal values are revealed, the self-assessment on scales happiness, self-confidence, satisfaction with the status, resistance to stress is lowered; contradictory style of education at the emotional and behavioural levels of the relations, activization of unripe type of protective mechanisms as the denial connected with optimization of an emotional state and influencing a self-assessment. The received results allow to draw a conclusion on need of increase of adaptation potential of the given category by realization of the psychology and pedagogical support directed on search of intra personal resources, decrease in an emotional pressure, working off of constructive ways of behavior in difficult life situations, removal of contradictions of behavioural and emotional levels at creation of parental interaction with children.
the parents raising children with limited opportunities of health.
adaptive potential of the personality
adaptive resources
personal features

На всех этапах развития социум не мог оставаться безразличным к лицам, имеющим особенности в развитии, у общества к данным людям формировалось определенное отношение. Как отмечают исследователи [4], в истории развития человеческого общества пройден путь от диктата социума, предписывающего избавляться от неполноценных младенцев, до понимания необходимости оказания помощи и поддержки таким лицам. На современном этапе развития нашего общества целью государственной политики является формирование толерантного и гуманистического отношения к людям, имеющим ограниченные возможности здоровья. Вследствие этого особенно актуальным становится вопрос об организации инклюзивного образования, позволяющего каждому ребенку, несмотря на нарушения в развитии, быть включенным в образовательный процесс, отражающий совместное обучение со здоровыми сверстниками. Данное направление в нашей стране является инновационным процессом и наиболее активно развивающимся в учебно-воспитательной практике, позволяющее адаптироваться детям с ограниченными возможностями к социуму. Вследствие этого реализация этого подхода требует новые методологические основы к организации образовательного процесса и сопровождается рядом вопросов и трудностей, решение которых является приоритетным видом деятельностигосударства.

Наиболее остро встает вопрос о факторах успешной интеграции детей с ограниченными возможностями в образовательную среду. Одним из ключевых факторов является внутрисемейный психологический климат, а именно способность членов семьи, прежде всего родителей ребенка с ОВЗ, конструктивно преодолевать трудности. Данная способность, на наш взгляд, формируется на основе индивидуальных ресурсов, базирующихся на психологических характеристиках и качествах личности родителей.

Цель исследования: выявление личностных особенностей, на основе которых развиваютсяадаптивные ресурсы матерей и отцов, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базе МОУ «Октябрьский сельский лицей» Ульяновской области, а также с родителями общественной организации родителей детей с ДЦП «Солнце для всех» г. Ульяновска. Общий объем выборки составил 100 человек, из них 50 родителей детей с ограниченными возможностями и 50 родителей здоровых детей.

В качестве методов исследования были использованы: метод наблюдения за совместной деятельностью родителей и детей, анкетирование, методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн, тест-опросник механизмов психологической защиты «Индекс жизненного стиля» (Р.Плутчик, Г.Келлерман, Х.Р.Конте, в адаптации Е.С.Романова, Л.Р.Гребенников), опросник детско-родительских отношений (А.Я. Варга, В.В. Столин), «Опросник терминальных ценностей»(И.Г. Сенин).

Результаты и их обсуждение.

Исследованием особенностей семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, занимались ряд авторов (И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева, А. Г. Московкина, Е. В. Пахомова, А. В. Абрамо­ва, Г.А. Мишина, Н.В. Мазурова, В.В. Сабурова и др.), которые обращают в основном внимание на общий психологический климат в семье и влияние социального окружения на развитие ребенка [5].В данных работах показано, что семья является ближайшим социальным окружением для ребенка и принятие ребенка-инвалида семьей является ключевым фактором принятия его обществом.Появление на свет ребенка с нарушениями в развитии тяжело переживается родителями, вызывает повышение уровня психического напряжения и приводит к некоторым изменениям состояния, затрагивающие эмоционально-волевую, мотивационно-потребностную, ценностно-смысловую сферы, сферу самосознания. При этом изменения могут носить как деструктивный для социальной интеграции характер - приводить к озлобленности, закрытости, переживанию чувства вины, так и конструктивный характер - мотивировать к максимально грамотному построению взаимодействия с ребенком, стимулированию его развития, рефлексии своего пути социальной интеграции и возможностей помощи ребенка в социализации. Конструктивный характер изменений личности родителя базируется на его психологических особенностях и формировании адаптивных способов реагирования [2].Адаптационные способности личности, по мнению ряда авторов, зависят от уровня развития психологических характеристик личности, значимых для регуляции психической деятельности и самой адаптации [1;3]. Как отмечает А.Г. Маклаков, личностные психологические особенности, такие как нервно-психическая устойчивость, самооценка личности, ощущение социальной поддержки; опыт социального общения, составляют его адаптационный потенциал. Согласно автору, чем выше уровень развития данных особенностей личности, тем выше способность к адаптации [3]. На наш взгляд, помимо выделенных характеристик, необходимо также брать во внимание механизмы психологической защиты личности, так как при столкновении личности с трудностями активизируются данные механизмы психической саморегуляции. Исходя из этого, мы предприняли попытку изучить некоторые личностные характеристики родителей детей с ОВЗ, лежащие в основе адаптационного потенциала личности.

Полученные нами результаты исследования терминальных ценностей (жизненных целей) показали, что в группе родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, 63 % испытуемых имеет низкий балл по показателям собственный престиж и сохранение собственной индивидуальности. Это говорит о том, что данная категория лиц не стремится к признанию, одобрению со стороны других, наиболее значимых лиц, а также социальному одобрению. Низкий балл по показателю сохранение собственной индивидуальности у родителей детей с ОВЗ свидетельствует об отсутствии стремления данных личностей к независимости от других людей, выделятся из толпы и быть замеченными. У 50 % родителей снижено стремление к получению морального удовлетворения во всех сферах своей жизни, низкая общая внутренняя удовлетворенность. 37% родителей не готовы к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми, происходит снижение ценности возможного общения и взаимодействия с другими людьми, по сравнению с родителями здоровых детей, где по описанным выше показателям выявлены высокие баллы.  Данный факт подчеркивает отчужденность, закрытость семей, воспитывающих детей с ОВЗ, что является фактором риска социальной дезадаптации.

В ходе исследования ценностей жизненных сфер было выявлено, что 63% родителей детей с ОВЗ имеют низкие показатели в профессиональной сфере и в сфере обучения и образования, 51 % родителей имеют высокие показатели в сфере семейной жизни. Это говорит нам, что в группе родителей детей с ограниченными возможностями по сравнению с группой родителей здоровых детей происходит смещение и жизненных приоритетов в сторону семейной жизни, что является понятным, т.к. воспитание ребенка инвалида требует много времени, сил и ресурсов, при этом игнорируется сфера профессиональной жизни, следовательно, не удовлетворяется потребность в самореализации, признании со стороны общества, что ведет к спаду общей социальной активности данной категории лиц, снижению уверенности в себе, веры в способность контролировать события своей жизни.

Мы предполагаем, что полученные данные связаны с длительно действующим стрессовым фактором и с характером нарушений детей, большинству которых поставлен диагноз детский церебральный паралич (ДЦП). Внешние признаки таких детей привлекают внимание со стороны окружающих, травмируя психику родителей ребенка, что приводит к желанию закрыться в своем микросоциуме, трудностям социального взаимодействия, глубоким эмоциональным переживаниям.

Снижение социальной и трудовой активности происходит вследствие необходимости постоянного сопровождения ребенка, что в свою очередь приводит к проявлению чрезмерной заботы, формированию у ребенка эгоцентрических установок, что усложняет его социальную адаптацию. Излишняя концентрация на ребенке может привести к формированию детско-родительских отношений по типу гиперопеки. В ряде работ описывается именно данный стиль воспитания в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ. По результатам же нашего исследования преобладающим типом родительского отношения является кооперация. Это характеризуется тем, что родители проявляют глубокий интерес к своему ребенку, заинтересованы в его делах и планах, пытаются помочь ему, сопереживают, при необходимости поддерживают. Однако результаты, полученные при проведении статистической обработки данных с помощью  критерия углового преобразования Фишера, показали значимые различия ( φ*=2,759 при р≤0,01) по шкале «принятие - отвержение» в группах родителей здоровых детей и родителей детей инвалидов. Родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют показатели по данной шкале, которые располагаются ближе к полюсу «отвержения», т.е. у них происходит восприятие ребенка как неприспособленным, неудачливым, имеющим низкие способности и шансы добиться успехов в жизни в отличие от здоровых детей. Следовательно, на эмоциональном уровне родители детей инвалидов испытывают к ребенку досаду, раздражение, обиду за то, что он не тот, о котором они мечтали и возлагали свои надежды и скрывают это за видимой заботой, вниманием, заинтересованностью. Исходя из этого, следует заключение о противоречивом и искаженном стиле воспитания в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями. Данная ситуация может привести к неадекватной зависимости ребенка, формированию у него чувства беспомощности. Дисгармоничное состояние родителей может привести к появлению внутриличностных конфликтов, повышению эмоциональной напряженности и, как следствие, к снижению социальной адаптивности.

Исследование самооценки позволило выявить заниженную самооценку по ряду признаков и значимые различия у родителей детей с ОВЗ и родителей здоровых детей. Так, в результате проведенной математической обработки данных с помощью критерия углового преобразования Фишера были выявлены значимые различия по нескольким шкалам: счастье (φ*=2,8444 при р≤0,001), уверенность в себе (φ*=3,7384 при р≤0,001), удовлетворенность статусом (φ*=4,6865 при р≤0,01) и стрессоустойчивость (φ*=2,3258 при р≤0,01).

Исследование типов психологических защит позволило установить, что преобладающим типом психологической защиты в группе родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями является отрицание. Путем корреляционного анализа нами было выяснено, что оптимизация общего эмоционального состояния и нейтрализация фрустрирующего стрессового фактора достигается у данной группы людей с помощью активизации защитного механизма по данному типу.

Таким образом, полученные данные об особенностях развития личностных психологических характеристиках родителей детей с ограниченными возможностями здоровья позволяют сделать вывод о низком уровне адаптационного потенциала личности данной категории. У большинства родителейискаженное, некритичное восприятие действительности, неадекватный уровень самооценки, дисгармоничные взаимоотношения с детьми, внутриличностный конфликт, приводящий к невротизации личности.В связи с этим встает вопрос о необходимости своевременной психологической поддержки родителей, целью которой является наращивание адаптивных ресурсов родителей, выработка конструктивных копингов поведения, позволяющих справится с жизненными трудностями.Выделенная цель может быть достигнута в ходе реализации индивидуальной и групповой психолого-педагогической работы с данными родителями в форме организованных тренингов, позволяющих отработать конструктивные способы поведения в трудных жизненных ситуациях, арт-терапевтических занятий, направленных на поиск внутриличностных ресурсов, ролевых игр; где происходит анализ взаимоотношений с ребенком и закрепление эффективных паттернов поведения, снятие противоречий поведенческого и эмоционального уровней при построении родительского взаимодействия с детьми, психорелаксационных занятий, позволяющих снизить эмоциональное напряжение.

Выводы. Успешная интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательную среду зависит от ряда факторов, важнейшим из которых является адекватное восприятие их в семье и принятие этих детей родителями. Рождение ребенка с ОВЗ является длительно воздействующим стрессовым фактором, приводящим к снижению адаптационных ресурсов родителей. Наращивание адаптационно потенциала возможно в процессе реализации психолого-педагогической поддержки путем формирования адекватного представления у родителей о нарушениях ребенка, снижения эмоционального напряжения, формирования мотивации на принятие дефекта ребенка, формирования адекватной самооценки, повышения уровня их жизнестойкости.

 
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ проекта № 14-06-00143.

Рецензенты:

Калинина Н.В., д.псх.н., профессор кафедры психологии и педагогики факультета гуманитарных наук и социальных технологий ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г.Ульяновск;

Митин С.Н., д.п.н., профессор, зав. кафедрой психологии и педагогики факультета гуманитарных наук и социальных технологий ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г.Ульяновск.