Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И АДАПТИВНЫЕ РЕСУРСЫ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Хайрудинова Р.И. 1
1 ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет»
Проведен анализ личностных особенностей, выступающих основой для наращивания адаптационных ресурсов родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в условиях реализации инклюзивного образования. Изучены: самооценка, механизмы психологической защиты, особенности детско-родительских отношений, терминальные ценности родителей детей с ОВЗ и родителей здоровых детей. У родителей детей с ОВЗ выявлены низкие показатели в сфере терминальных ценностей, снижена самооценка по шкалам счастье, уверенность в себе, удовлетворенность статусом, стрессоустойчивость; противоречивый стиль воспитания на эмоциональном и поведенческом уровнях отношений, активизация незрелого типа защитных механизмов по типу отрицания, связанного с оптимизацией эмоционального состояния и влияющего на самооценку. Полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости повышения адаптационного потенциала данной категории путем реализации психолого-педагогической поддержки, направленнойна поиск внутриличностных ресурсов, снижение эмоционального напряжения, отработку конструктивных способов поведения в трудных жизненных ситуациях,снятие противоречий поведенческого и эмоционального уровней при построении родительского взаимодействия с детьми.
воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья.
родители
адаптивный потенциал личности
адаптивные ресурсы
личностные особенности
1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. – 1994. – №1.– С. 3-16.
2. Калинина Н.В. Хайрудинова Р. И. Психологические особенности родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, интегрируемых в инклюзивную образовательную среду // EuropeanSocialScienceJournal (Европейский журнал социальных наук). – 2013. – № 12. – Т. 2. – С. 156-160.
3. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – №1. – С. 16-24.
4. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом [Текст]: В 2 ч. Ч. 1. Западная Европа: эволюция отношения общества и государства к лицам с отклонениями в развитии / Н. Н. Малофеев. – М.: Печатный двор, 1996. – 182 с.
5. Ткачева В.В. Исторический экскурс в проблему семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. // Психология семьи и больной ребенок: учебное пособие: Хрестоматия. – СПб.: Речь, 2007. – С. 15-18.

На всех этапах развития социум не мог оставаться безразличным к лицам, имеющим особенности в развитии, у общества к данным людям формировалось определенное отношение. Как отмечают исследователи [4], в истории развития человеческого общества пройден путь от диктата социума, предписывающего избавляться от неполноценных младенцев, до понимания необходимости оказания помощи и поддержки таким лицам. На современном этапе развития нашего общества целью государственной политики является формирование толерантного и гуманистического отношения к людям, имеющим ограниченные возможности здоровья. Вследствие этого особенно актуальным становится вопрос об организации инклюзивного образования, позволяющего каждому ребенку, несмотря на нарушения в развитии, быть включенным в образовательный процесс, отражающий совместное обучение со здоровыми сверстниками. Данное направление в нашей стране является инновационным процессом и наиболее активно развивающимся в учебно-воспитательной практике, позволяющее адаптироваться детям с ограниченными возможностями к социуму. Вследствие этого реализация этого подхода требует новые методологические основы к организации образовательного процесса и сопровождается рядом вопросов и трудностей, решение которых является приоритетным видом деятельностигосударства.

Наиболее остро встает вопрос о факторах успешной интеграции детей с ограниченными возможностями в образовательную среду. Одним из ключевых факторов является внутрисемейный психологический климат, а именно способность членов семьи, прежде всего родителей ребенка с ОВЗ, конструктивно преодолевать трудности. Данная способность, на наш взгляд, формируется на основе индивидуальных ресурсов, базирующихся на психологических характеристиках и качествах личности родителей.

Цель исследования: выявление личностных особенностей, на основе которых развиваютсяадаптивные ресурсы матерей и отцов, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базе МОУ «Октябрьский сельский лицей» Ульяновской области, а также с родителями общественной организации родителей детей с ДЦП «Солнце для всех» г. Ульяновска. Общий объем выборки составил 100 человек, из них 50 родителей детей с ограниченными возможностями и 50 родителей здоровых детей.

В качестве методов исследования были использованы: метод наблюдения за совместной деятельностью родителей и детей, анкетирование, методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн, тест-опросник механизмов психологической защиты «Индекс жизненного стиля» (Р.Плутчик, Г.Келлерман, Х.Р.Конте, в адаптации Е.С.Романова, Л.Р.Гребенников), опросник детско-родительских отношений (А.Я. Варга, В.В. Столин), «Опросник терминальных ценностей»(И.Г. Сенин).

Результаты и их обсуждение.

Исследованием особенностей семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, занимались ряд авторов (И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева, А. Г. Московкина, Е. В. Пахомова, А. В. Абрамо­ва, Г.А. Мишина, Н.В. Мазурова, В.В. Сабурова и др.), которые обращают в основном внимание на общий психологический климат в семье и влияние социального окружения на развитие ребенка [5].В данных работах показано, что семья является ближайшим социальным окружением для ребенка и принятие ребенка-инвалида семьей является ключевым фактором принятия его обществом.Появление на свет ребенка с нарушениями в развитии тяжело переживается родителями, вызывает повышение уровня психического напряжения и приводит к некоторым изменениям состояния, затрагивающие эмоционально-волевую, мотивационно-потребностную, ценностно-смысловую сферы, сферу самосознания. При этом изменения могут носить как деструктивный для социальной интеграции характер - приводить к озлобленности, закрытости, переживанию чувства вины, так и конструктивный характер - мотивировать к максимально грамотному построению взаимодействия с ребенком, стимулированию его развития, рефлексии своего пути социальной интеграции и возможностей помощи ребенка в социализации. Конструктивный характер изменений личности родителя базируется на его психологических особенностях и формировании адаптивных способов реагирования [2].Адаптационные способности личности, по мнению ряда авторов, зависят от уровня развития психологических характеристик личности, значимых для регуляции психической деятельности и самой адаптации [1;3]. Как отмечает А.Г. Маклаков, личностные психологические особенности, такие как нервно-психическая устойчивость, самооценка личности, ощущение социальной поддержки; опыт социального общения, составляют его адаптационный потенциал. Согласно автору, чем выше уровень развития данных особенностей личности, тем выше способность к адаптации [3]. На наш взгляд, помимо выделенных характеристик, необходимо также брать во внимание механизмы психологической защиты личности, так как при столкновении личности с трудностями активизируются данные механизмы психической саморегуляции. Исходя из этого, мы предприняли попытку изучить некоторые личностные характеристики родителей детей с ОВЗ, лежащие в основе адаптационного потенциала личности.

Полученные нами результаты исследования терминальных ценностей (жизненных целей) показали, что в группе родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, 63 % испытуемых имеет низкий балл по показателям собственный престиж и сохранение собственной индивидуальности. Это говорит о том, что данная категория лиц не стремится к признанию, одобрению со стороны других, наиболее значимых лиц, а также социальному одобрению. Низкий балл по показателю сохранение собственной индивидуальности у родителей детей с ОВЗ свидетельствует об отсутствии стремления данных личностей к независимости от других людей, выделятся из толпы и быть замеченными. У 50 % родителей снижено стремление к получению морального удовлетворения во всех сферах своей жизни, низкая общая внутренняя удовлетворенность. 37% родителей не готовы к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми, происходит снижение ценности возможного общения и взаимодействия с другими людьми, по сравнению с родителями здоровых детей, где по описанным выше показателям выявлены высокие баллы.  Данный факт подчеркивает отчужденность, закрытость семей, воспитывающих детей с ОВЗ, что является фактором риска социальной дезадаптации.

В ходе исследования ценностей жизненных сфер было выявлено, что 63% родителей детей с ОВЗ имеют низкие показатели в профессиональной сфере и в сфере обучения и образования, 51 % родителей имеют высокие показатели в сфере семейной жизни. Это говорит нам, что в группе родителей детей с ограниченными возможностями по сравнению с группой родителей здоровых детей происходит смещение и жизненных приоритетов в сторону семейной жизни, что является понятным, т.к. воспитание ребенка инвалида требует много времени, сил и ресурсов, при этом игнорируется сфера профессиональной жизни, следовательно, не удовлетворяется потребность в самореализации, признании со стороны общества, что ведет к спаду общей социальной активности данной категории лиц, снижению уверенности в себе, веры в способность контролировать события своей жизни.

Мы предполагаем, что полученные данные связаны с длительно действующим стрессовым фактором и с характером нарушений детей, большинству которых поставлен диагноз детский церебральный паралич (ДЦП). Внешние признаки таких детей привлекают внимание со стороны окружающих, травмируя психику родителей ребенка, что приводит к желанию закрыться в своем микросоциуме, трудностям социального взаимодействия, глубоким эмоциональным переживаниям.

Снижение социальной и трудовой активности происходит вследствие необходимости постоянного сопровождения ребенка, что в свою очередь приводит к проявлению чрезмерной заботы, формированию у ребенка эгоцентрических установок, что усложняет его социальную адаптацию. Излишняя концентрация на ребенке может привести к формированию детско-родительских отношений по типу гиперопеки. В ряде работ описывается именно данный стиль воспитания в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ. По результатам же нашего исследования преобладающим типом родительского отношения является кооперация. Это характеризуется тем, что родители проявляют глубокий интерес к своему ребенку, заинтересованы в его делах и планах, пытаются помочь ему, сопереживают, при необходимости поддерживают. Однако результаты, полученные при проведении статистической обработки данных с помощью  критерия углового преобразования Фишера, показали значимые различия ( φ*=2,759 при р≤0,01) по шкале «принятие - отвержение» в группах родителей здоровых детей и родителей детей инвалидов. Родители, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья, имеют показатели по данной шкале, которые располагаются ближе к полюсу «отвержения», т.е. у них происходит восприятие ребенка как неприспособленным, неудачливым, имеющим низкие способности и шансы добиться успехов в жизни в отличие от здоровых детей. Следовательно, на эмоциональном уровне родители детей инвалидов испытывают к ребенку досаду, раздражение, обиду за то, что он не тот, о котором они мечтали и возлагали свои надежды и скрывают это за видимой заботой, вниманием, заинтересованностью. Исходя из этого, следует заключение о противоречивом и искаженном стиле воспитания в семьях, имеющих детей с ограниченными возможностями. Данная ситуация может привести к неадекватной зависимости ребенка, формированию у него чувства беспомощности. Дисгармоничное состояние родителей может привести к появлению внутриличностных конфликтов, повышению эмоциональной напряженности и, как следствие, к снижению социальной адаптивности.

Исследование самооценки позволило выявить заниженную самооценку по ряду признаков и значимые различия у родителей детей с ОВЗ и родителей здоровых детей. Так, в результате проведенной математической обработки данных с помощью критерия углового преобразования Фишера были выявлены значимые различия по нескольким шкалам: счастье (φ*=2,8444 при р≤0,001), уверенность в себе (φ*=3,7384 при р≤0,001), удовлетворенность статусом (φ*=4,6865 при р≤0,01) и стрессоустойчивость (φ*=2,3258 при р≤0,01).

Исследование типов психологических защит позволило установить, что преобладающим типом психологической защиты в группе родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями является отрицание. Путем корреляционного анализа нами было выяснено, что оптимизация общего эмоционального состояния и нейтрализация фрустрирующего стрессового фактора достигается у данной группы людей с помощью активизации защитного механизма по данному типу.

Таким образом, полученные данные об особенностях развития личностных психологических характеристиках родителей детей с ограниченными возможностями здоровья позволяют сделать вывод о низком уровне адаптационного потенциала личности данной категории. У большинства родителейискаженное, некритичное восприятие действительности, неадекватный уровень самооценки, дисгармоничные взаимоотношения с детьми, внутриличностный конфликт, приводящий к невротизации личности.В связи с этим встает вопрос о необходимости своевременной психологической поддержки родителей, целью которой является наращивание адаптивных ресурсов родителей, выработка конструктивных копингов поведения, позволяющих справится с жизненными трудностями.Выделенная цель может быть достигнута в ходе реализации индивидуальной и групповой психолого-педагогической работы с данными родителями в форме организованных тренингов, позволяющих отработать конструктивные способы поведения в трудных жизненных ситуациях, арт-терапевтических занятий, направленных на поиск внутриличностных ресурсов, ролевых игр; где происходит анализ взаимоотношений с ребенком и закрепление эффективных паттернов поведения, снятие противоречий поведенческого и эмоционального уровней при построении родительского взаимодействия с детьми, психорелаксационных занятий, позволяющих снизить эмоциональное напряжение.

Выводы. Успешная интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательную среду зависит от ряда факторов, важнейшим из которых является адекватное восприятие их в семье и принятие этих детей родителями. Рождение ребенка с ОВЗ является длительно воздействующим стрессовым фактором, приводящим к снижению адаптационных ресурсов родителей. Наращивание адаптационно потенциала возможно в процессе реализации психолого-педагогической поддержки путем формирования адекватного представления у родителей о нарушениях ребенка, снижения эмоционального напряжения, формирования мотивации на принятие дефекта ребенка, формирования адекватной самооценки, повышения уровня их жизнестойкости.

 
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ проекта № 14-06-00143.

Рецензенты:

Калинина Н.В., д.псх.н., профессор кафедры психологии и педагогики факультета гуманитарных наук и социальных технологий ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г.Ульяновск;

Митин С.Н., д.п.н., профессор, зав. кафедрой психологии и педагогики факультета гуманитарных наук и социальных технологий ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный университет», г.Ульяновск.


Библиографическая ссылка

Хайрудинова Р.И. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И АДАПТИВНЫЕ РЕСУРСЫ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 6. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22744 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674