Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ORIENTATION OF ARTS UNIVERSITY STUDENTS TOWARDS SOCIAL AND AESTHETIC PRACTICES

Ginter S.M. 1 Ignatova V.V. 2
1 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Vocational Level "Krasnoyarsk State Art Institute"
2 Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Vocational Level "Siberian State Technological University"
There is a traceable tendency among the future bachelors towards decline in the interest and a low level of involvement in social and aesthetic practices. Analysis of research studies in this field has revealed that the issues concerned with the organization of the Arts University students’ orientation towards social and aesthetic practices have not been adequately studied yet. Having analyzed scientific literature, we determined the essence of the notion “orientation”, specified its content as well as singled out the main stages of realization of the Arts University students’ orientation towards social and aesthetic practices, namely, cognitive and value stage; reflex and value stage; regulatory and activity stage. For establishing the actual level of manifestation of the students’ orientation towards social and aesthetic practices, we conducted a test using a developed pedagogical diagnostics, which revealed a low level of their orientation towards social and aesthetic practices. Then, we developed a complex of pedagogical actions aimed at the realization of orientation strategy. Upon completion of experimental work, we conducted a final test, which showed increase in the level of the students’ focus on social and aesthetic practices. Our findings indicate the importance of organizing the process of orientation of the future bachelors towards social and aesthetic practices by means of creating theoretically justified pedagogical conditions.
orientation towards social and aesthetic practices.
social and aesthetic practices
            В соответствии с Федеральной государственной программой развития российского образования (2013-2020гг.),стратегической целью молодежной политики в области высшего образования является создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации будущих бакалавров, развитие их профессионального потенциала и его использование в интересах инновационного социально ориентированного развития страны. Одно из приоритетных направлений реализации данной цели, это вовлечение их в социально-культурные практики, обеспечение поддержки научной, творческой активности [3.31], восстановление нравственной атмосферы,духовного здоровья обучающихся в противовес стремлениям их к ценностям материальным.     

В среде обучающихся,будущих бакалавров,прослеживаются тенденции снижения интереса и низкий уровень вовлеченности в социально-эстетические практики. Это проявляется во всех сферах жизни молодого человека – гражданской, профессиональной, культурной, семейной.Возможность привлекать будущих бакалавров к социально-эстетическим практикам,с одной стороны, обусловлена потребностью общеобразовательной школы в организации эстетического воспитания школьников и, с другой, необходимостью их профессионального развития на этапе вузовского обучения. Так, младший школьник находится в школе почти весь день, и оказывается, что основная часть его жизни не всегда эстетически обеспечена, и, как результат, он не получает полноценного эстетического развития. При этом анализ научных исследований в данной области имноголетний опыт работы в художественном вузе показали, что процесс организации социально-эстетических практик будущих бакалавров на базе образовательных организаций обладает воспитательным потенциалом,как для школьников, так и для самих студентов. Одновременно нами обнаружено, что вопросы организации ориентирования студентов художественного вуза на социально-эстетические практики в образовательных организациях недостаточно изучены как на теоретическом уровне, так и в практическом плане.

В ходе осмысления теории  и анализа реальной практики ориентирования студентов художественного вуза на социально-эстетические практики в образовательных  организациях и формирования эстетического отношения к  действительности у  школьников выявлены следующие  противоречиямежду:

- возросшими социальными требованиями государства и общества к формированию творческой личности, способной понимать и создавать красоту материального мира, имеющей сформированное эстетическое отношение к действительности и не разработанностью теоретических оснований, педагогического обеспечения и ограниченными условиями и средствами реализации социально-эстетических практик в образовательных организациях;

 - потенциальными возможностями студентов художественного вуза стать активными участниками   социальных  практик, связанных с  формированием  эстетического отношения к действительности у обучающихся и низким уровнем их ориентированности  на участие в данных практиках в образовательных организациях; 

- потребностью учебно-воспитательного процесса образовательных организаций в социально-эстетических практиках, связанных сформированиему школьников эстетического отношения к действительности и не  востребованностью  ресурса художественных вузов в данном направлении.

Данные противоречия подчеркивают важность и значимость рассматриваемой в данной статье проблемы, указывают на необходимость теоретического анализа ключевых понятий исследования и прикладных аспектоворганизации социально-эстетических практик студентов художественного вуза в образовательных организациях.

Понятие «социальная практика» – относительно новое педагогическое понятие, в педагогику оно проникло из социологической науки (Н.Л. Антонова, П. Бурдье, Э. Гидденс, В.И. Добреньков, Т.И. Заславская, А.И. Кравченко, Ю.М. Резник, М.А. Шабанова и другие).Общественная  (социальная) практика, это практика, которая может приобретать и видпедагогической практики (учебная, производственная, профессиональная), и  эстетической практики, и социально-эстетической практики и других[1,2,5,7,9,10].Рассматривая понятие «эстетическое», мы пришли к выводу: эстетическое это общечеловеческая ценность – понятие, отражающее то общее, что свойственно эстетическим явлениям, выражается через чувственно-предметный материал и  появляется благодаря эстетической практике человека [1,8]. В свою очередь анализ понятия практики, ее характеристика как конкретной деятельности, и характеристика определений «эстетической деятельности»,  позволяют утверждать, что эстетическая практика, это особый социокультурный, чувственно-предметный способ освоения действительности, целью которого  являются нормы - цели и нормы - образцы желаемых гармонических отношений человека с окружающим миром.

Посредством анализа философской, психологической и педагогической литературы, выявлена сущность понятия «ориентирование», уточнено его содержание. В философии - ориентирование, это движение к истине, деятельность разума, медиум, раскрывающий связь мира и человека. Психологическое ориентирование определяет, как человек видит, понимает и интерпретирует реальность. В юнговской типологической модели: «для полной ориентации все четыре функции — мышление, чувство, ощущение, интуиция – должны сотрудничать на равных. Ориентирование, по мнению Б.В. Маркова, есть специфический опыт изменения самого себя, включая знания и умения, чувства и желания и даже телесность, это искусство соединять различные порядки личности.В отечественных и зарубежных научных источниках «ориентирование» связывается с принципом управления человеком своей личностной установкой, опыт изменения самого себя с помощью знания, умения, чувства, ощущения, интуиции [6].В исследованиях В.В. Игнатовой ориентирование рассматривается как педагогическая стратегия в контексте духовно-творческого становления личности, затрагивает познавательную,  эмоционально-мотивационную и деятельностную сферы личности и предполагаетреализацию комплекса педагогических мероприятий ознакомительного, рекомендательного характера, направленных на достижение определенного результата [4].

На основании изучения научной литературы нами выделены основные этапы реализации ориентирования студентов художественного вуза на социально-эстетические практикикак стратегического условия (ориентирование направлено на проспективный и перспективный результат достижений обучающихся):

- познавательно-ценностный – освоение, творческое осмысление и осознание проектируемой деятельности, умение определять практическую направленность действий по активизации процесса эстетического воспитания;

- рефлексивно-ценностный – способность руководствоваться в своей работе ценностями эстетического характера, основываясь на рефлексии и самооценке своих деловых и творческих возможностей, принципов и ценностей;

            - регулятивно-деятельностный–нацеленность на овладение технологией выполнения конкретной деятельности, котораяпредполагает преобразование социально-эстетической ситуации.

            Проявления ориентированности студента  на социально-эстетические практики имеют разные уровни. Надситуативный уровень характеризуется устойчивым проявлением ориентированности на социально-эстетические практики независимо от обстоятельств.       Ситуативный уровень характеризуется недостаточно устойчивым проявлением ориентированности на социально-эстетические практики. Гипоситуативныйуровеньхарактеризуется не устойчивым ориентированием на социально-эстетические практики с доминированием пассивного отношения к участию в данном виде деятельности.

            С целью выявления реального уровня проявления ориентированности на социально-эстетические практики в образовательных организациях  студентов экспериментальных группхудожественного вуза,нами проведенконтрольный срез сиспользованием разработанной педагогической диагностики. Реальный уровень проявления ориентированности на социально-эстетические практикивыразился в следующем: надситуативныйуровень проявления ориентированности на социально-эстетические практики характерен лишь для 1 человека из 221 (0,45%); ситуативный уровень свойственен для 105 человек (47,51%); гипоситуативный уровень свойственен для 115 студентов из 221 (или 52,04%). Полученные результаты свидетельствуют о важности организации процесса ориентирования будущих бакалавров на социально-эстетические практики в образовательных организациях в процессе их профессиональной подготовки за счетсоздания теоретически обоснованных педагогических условий.

Данный процесс предполагает последовательно-поэтапное ориентирование студентов на участие в социально-эстетических практиках в образовательных организациях в период их обучения в вузе. При этом важное значение, имеетизучение дисциплин гуманитарного, социального, этнокультурного, этнохудожественного, этнопедагогического и профессионального циклов.На первом, познавательно-ценностном этапе, осуществлялась разработка программы, в которой активное участие принимали студенты, решались следующие задачи:актуализация у студента знаний эстетического характера, востребованных в процессе организации социально-эстетических практик; формирование у него рефлексивно-ценностного отношения к социально-эстетическим практикам; формирование готовности студента к применению эстетических знаний в образовательных организациях.С учетом решения задач была организована проектная деятельность студента  по разработке и реализации программы для социально-эстетической практики в образовательной организации.

Студентами был проведен анализ образовательных программ, используемых в эстетическом воспитании младших школьников, что позволило  конкретизировать условия реализации поставленных задач. Разработана программа декоративно-прикладного искусства для младших школьников, в которой были сформулированы: цель, задачи, структура, содержание, методы и формы реализации  программы - это способствовало овладению студентом информацией социально-эстетического характера, осознанию профессионально-эстетических норм, принципов, приемов, средств эстетического воспитания, осмыслению значимости социально-эстетического воспитания, ориентированию в своей деятельности и ситуациях на ценности профессионального сообщества  и способствовало ориентированию студента на социально-эстетические практики в образовательной организации.

На втором рефлексивно-ценностном этапе реализации стратегического условия – ориентирование студента художественного вуза на социально-эстетические практики в образовательной организации  в процессе его профессиональной подготовки, нами были выделены два условия: анализ образовательной среды детской студии; создание и реализация модели  среды детской студии декоративно-прикладного искусства. Работа заключаласьв организации образовательного пространства студии: наполнении методическими и дидактическими материалами, оформлении кабинета; подготовке наглядных пособий, анализе особенностей детского коллектива;  выделении особенностей работы детской студии в образовательной организации, активизации взаимодействия студентов со школьными и другими субъектами социально-эстетической деятельности.

            В процессе работы у студентов формировалась способность: формулировать и удерживать эстетическую задачу посредством осмысления значимости профессионально-эстетических знаний, принятых профессионально-эстетических норм, принципов и ценностей в процессе участия в социально-эстетических практиках, ориентироваться на понимание позиции другого человека, проявление взаимопонимания при создании и реализации модели эстетической среды студии.

На третьем, регулятивно-деятельностном этапе,работа в образовательной организации осуществлялась посредством: реализации программы декоративно-прикладного искусствав условиях эстетически организованной среды студии; организацииволонтерской деятельности студентов по ее реализации.

По окончании экспериментальной работы   был проведен итоговый контрольный срез. В ходе данного среза оценивался уровень ориентированности студентов на социально-эстетические практики по всем критериям.

В целом, проведенная работа позволила сделать выводы: у студентов повысился уровень проявления ориентированности на социально-эстетические практики в образовательной организации за счет поэтапно организованной деятельности.  Анализ результатов показал следующее. Во всех экспериментальных группах наблюдались положительные изменения уровня ориентированности студентов на социально-эстетические практики.

Изменение уровней проявления ориентированности студентов на социально-эстетические практикиПодпись: 	Познавательно-	Рефлексивно-	Регулятивно-
ценностный	ценностный	деятельностный

Подпись: Студенты %

 

Так количество студентов снадситуативным уровнем ориентированности на социально-эстетические практики по познавательно-ценностному критерию повысилось с 0,9% (2чел.) до 19,91% (44 чел.), по рефлексивно-ценностному критерию – с 0,90 (2 чел.) до 19, 91% (44 чел.), по регулятивно-деятельностному с 1,36% (3 чел.) до 17,65% (35 чел.). Увеличилось число студентов с ситуативным уровнем ориентированности на социально-эстетические практики: по познавательно-ценностному критерию с 42,53% (94 чел.) до 67,87% (150 чел.), по рефлексивно-ценностному критерию с 52,94% (117 чел.) до 72,85% (161 чел), по регулятивно-деятельностному критерию с 59,28% (131 чел.) до 72,4(163 чел.). Одновременно уменьшилось количество студентов с гипоситуативным уровнем ориентированности на социально-эстетические практики: с 56,56% (125 чел.) до 12,22% (27 чел.) по познавательно-ценностному критерию, с 46,15%(102 чел.) до 7,24% (16 чел.) и с 39,37% (87чел.) до 9,95% (23 чел.) по рефлексивно-ценностному и регулятивно-деятельностному критериям соответственно.

В целом результативностьпроведенной экспериментальной работы,подтвержденная положительными диагностическими данными, свидетельствует о положительном влиянии разработанных педагогических условий на уровень ориентированностистудентов на социально-эстетические практики.

Рецензенты:

Барановская Л.А., д.п.н., заведующая кафедрой иностранных языков ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», г. Красноярск;

Чижакова Г.И., д.п.н., профессор ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», г. Красноярск.