В среде обучающихся,будущих бакалавров,прослеживаются тенденции снижения интереса и низкий уровень вовлеченности в социально-эстетические практики. Это проявляется во всех сферах жизни молодого человека – гражданской, профессиональной, культурной, семейной.Возможность привлекать будущих бакалавров к социально-эстетическим практикам,с одной стороны, обусловлена потребностью общеобразовательной школы в организации эстетического воспитания школьников и, с другой, необходимостью их профессионального развития на этапе вузовского обучения. Так, младший школьник находится в школе почти весь день, и оказывается, что основная часть его жизни не всегда эстетически обеспечена, и, как результат, он не получает полноценного эстетического развития. При этом анализ научных исследований в данной области имноголетний опыт работы в художественном вузе показали, что процесс организации социально-эстетических практик будущих бакалавров на базе образовательных организаций обладает воспитательным потенциалом,как для школьников, так и для самих студентов. Одновременно нами обнаружено, что вопросы организации ориентирования студентов художественного вуза на социально-эстетические практики в образовательных организациях недостаточно изучены как на теоретическом уровне, так и в практическом плане.
В ходе осмысления теории и анализа реальной практики ориентирования студентов художественного вуза на социально-эстетические практики в образовательных организациях и формирования эстетического отношения к действительности у школьников выявлены следующие противоречиямежду:
- возросшими социальными требованиями государства и общества к формированию творческой личности, способной понимать и создавать красоту материального мира, имеющей сформированное эстетическое отношение к действительности и не разработанностью теоретических оснований, педагогического обеспечения и ограниченными условиями и средствами реализации социально-эстетических практик в образовательных организациях;
- потенциальными возможностями студентов художественного вуза стать активными участниками социальных практик, связанных с формированием эстетического отношения к действительности у обучающихся и низким уровнем их ориентированности на участие в данных практиках в образовательных организациях;
- потребностью учебно-воспитательного процесса образовательных организаций в социально-эстетических практиках, связанных сформированиему школьников эстетического отношения к действительности и не востребованностью ресурса художественных вузов в данном направлении.
Данные противоречия подчеркивают важность и значимость рассматриваемой в данной статье проблемы, указывают на необходимость теоретического анализа ключевых понятий исследования и прикладных аспектоворганизации социально-эстетических практик студентов художественного вуза в образовательных организациях.
Понятие «социальная практика» – относительно новое педагогическое понятие, в педагогику оно проникло из социологической науки (Н.Л. Антонова, П. Бурдье, Э. Гидденс, В.И. Добреньков, Т.И. Заславская, А.И. Кравченко, Ю.М. Резник, М.А. Шабанова и другие).Общественная (социальная) практика, это практика, которая может приобретать и видпедагогической практики (учебная, производственная, профессиональная), и эстетической практики, и социально-эстетической практики и других[1,2,5,7,9,10].Рассматривая понятие «эстетическое», мы пришли к выводу: эстетическое это общечеловеческая ценность – понятие, отражающее то общее, что свойственно эстетическим явлениям, выражается через чувственно-предметный материал и появляется благодаря эстетической практике человека [1,8]. В свою очередь анализ понятия практики, ее характеристика как конкретной деятельности, и характеристика определений «эстетической деятельности», позволяют утверждать, что эстетическая практика, это особый социокультурный, чувственно-предметный способ освоения действительности, целью которого являются нормы - цели и нормы - образцы желаемых гармонических отношений человека с окружающим миром.
Посредством анализа философской, психологической и педагогической литературы, выявлена сущность понятия «ориентирование», уточнено его содержание. В философии - ориентирование, это движение к истине, деятельность разума, медиум, раскрывающий связь мира и человека. Психологическое ориентирование определяет, как человек видит, понимает и интерпретирует реальность. В юнговской типологической модели: «для полной ориентации все четыре функции — мышление, чувство, ощущение, интуиция – должны сотрудничать на равных. Ориентирование, по мнению Б.В. Маркова, есть специфический опыт изменения самого себя, включая знания и умения, чувства и желания и даже телесность, это искусство соединять различные порядки личности.В отечественных и зарубежных научных источниках «ориентирование» связывается с принципом управления человеком своей личностной установкой, опыт изменения самого себя с помощью знания, умения, чувства, ощущения, интуиции [6].В исследованиях В.В. Игнатовой ориентирование рассматривается как педагогическая стратегия в контексте духовно-творческого становления личности, затрагивает познавательную, эмоционально-мотивационную и деятельностную сферы личности и предполагаетреализацию комплекса педагогических мероприятий ознакомительного, рекомендательного характера, направленных на достижение определенного результата [4].
На основании изучения научной литературы нами выделены основные этапы реализации ориентирования студентов художественного вуза на социально-эстетические практикикак стратегического условия (ориентирование направлено на проспективный и перспективный результат достижений обучающихся):
- познавательно-ценностный – освоение, творческое осмысление и осознание проектируемой деятельности, умение определять практическую направленность действий по активизации процесса эстетического воспитания;
- рефлексивно-ценностный – способность руководствоваться в своей работе ценностями эстетического характера, основываясь на рефлексии и самооценке своих деловых и творческих возможностей, принципов и ценностей;
- регулятивно-деятельностный–нацеленность на овладение технологией выполнения конкретной деятельности, котораяпредполагает преобразование социально-эстетической ситуации.
Проявления ориентированности студента на социально-эстетические практики имеют разные уровни. Надситуативный уровень характеризуется устойчивым проявлением ориентированности на социально-эстетические практики независимо от обстоятельств. Ситуативный уровень характеризуется недостаточно устойчивым проявлением ориентированности на социально-эстетические практики. Гипоситуативныйуровеньхарактеризуется не устойчивым ориентированием на социально-эстетические практики с доминированием пассивного отношения к участию в данном виде деятельности.
С целью выявления реального уровня проявления ориентированности на социально-эстетические практики в образовательных организациях студентов экспериментальных группхудожественного вуза,нами проведенконтрольный срез сиспользованием разработанной педагогической диагностики. Реальный уровень проявления ориентированности на социально-эстетические практикивыразился в следующем: надситуативныйуровень проявления ориентированности на социально-эстетические практики характерен лишь для 1 человека из 221 (0,45%); ситуативный уровень свойственен для 105 человек (47,51%); гипоситуативный уровень свойственен для 115 студентов из 221 (или 52,04%). Полученные результаты свидетельствуют о важности организации процесса ориентирования будущих бакалавров на социально-эстетические практики в образовательных организациях в процессе их профессиональной подготовки за счетсоздания теоретически обоснованных педагогических условий.
Данный процесс предполагает последовательно-поэтапное ориентирование студентов на участие в социально-эстетических практиках в образовательных организациях в период их обучения в вузе. При этом важное значение, имеетизучение дисциплин гуманитарного, социального, этнокультурного, этнохудожественного, этнопедагогического и профессионального циклов.На первом, познавательно-ценностном этапе, осуществлялась разработка программы, в которой активное участие принимали студенты, решались следующие задачи:актуализация у студента знаний эстетического характера, востребованных в процессе организации социально-эстетических практик; формирование у него рефлексивно-ценностного отношения к социально-эстетическим практикам; формирование готовности студента к применению эстетических знаний в образовательных организациях.С учетом решения задач была организована проектная деятельность студента по разработке и реализации программы для социально-эстетической практики в образовательной организации.
Студентами был проведен анализ образовательных программ, используемых в эстетическом воспитании младших школьников, что позволило конкретизировать условия реализации поставленных задач. Разработана программа декоративно-прикладного искусства для младших школьников, в которой были сформулированы: цель, задачи, структура, содержание, методы и формы реализации программы - это способствовало овладению студентом информацией социально-эстетического характера, осознанию профессионально-эстетических норм, принципов, приемов, средств эстетического воспитания, осмыслению значимости социально-эстетического воспитания, ориентированию в своей деятельности и ситуациях на ценности профессионального сообщества и способствовало ориентированию студента на социально-эстетические практики в образовательной организации.
На втором рефлексивно-ценностном этапе реализации стратегического условия – ориентирование студента художественного вуза на социально-эстетические практики в образовательной организации в процессе его профессиональной подготовки, нами были выделены два условия: анализ образовательной среды детской студии; создание и реализация модели среды детской студии декоративно-прикладного искусства. Работа заключаласьв организации образовательного пространства студии: наполнении методическими и дидактическими материалами, оформлении кабинета; подготовке наглядных пособий, анализе особенностей детского коллектива; выделении особенностей работы детской студии в образовательной организации, активизации взаимодействия студентов со школьными и другими субъектами социально-эстетической деятельности.
В процессе работы у студентов формировалась способность: формулировать и удерживать эстетическую задачу посредством осмысления значимости профессионально-эстетических знаний, принятых профессионально-эстетических норм, принципов и ценностей в процессе участия в социально-эстетических практиках, ориентироваться на понимание позиции другого человека, проявление взаимопонимания при создании и реализации модели эстетической среды студии.
На третьем, регулятивно-деятельностном этапе,работа в образовательной организации осуществлялась посредством: реализации программы декоративно-прикладного искусствав условиях эстетически организованной среды студии; организацииволонтерской деятельности студентов по ее реализации.
По окончании экспериментальной работы был проведен итоговый контрольный срез. В ходе данного среза оценивался уровень ориентированности студентов на социально-эстетические практики по всем критериям.
В целом, проведенная работа позволила сделать выводы: у студентов повысился уровень проявления ориентированности на социально-эстетические практики в образовательной организации за счет поэтапно организованной деятельности. Анализ результатов показал следующее. Во всех экспериментальных группах наблюдались положительные изменения уровня ориентированности студентов на социально-эстетические практики.
Изменение уровней проявления ориентированности студентов на социально-эстетические практики
Так количество студентов снадситуативным уровнем ориентированности на социально-эстетические практики по познавательно-ценностному критерию повысилось с 0,9% (2чел.) до 19,91% (44 чел.), по рефлексивно-ценностному критерию – с 0,90 (2 чел.) до 19, 91% (44 чел.), по регулятивно-деятельностному с 1,36% (3 чел.) до 17,65% (35 чел.). Увеличилось число студентов с ситуативным уровнем ориентированности на социально-эстетические практики: по познавательно-ценностному критерию с 42,53% (94 чел.) до 67,87% (150 чел.), по рефлексивно-ценностному критерию с 52,94% (117 чел.) до 72,85% (161 чел), по регулятивно-деятельностному критерию с 59,28% (131 чел.) до 72,4(163 чел.). Одновременно уменьшилось количество студентов с гипоситуативным уровнем ориентированности на социально-эстетические практики: с 56,56% (125 чел.) до 12,22% (27 чел.) по познавательно-ценностному критерию, с 46,15%(102 чел.) до 7,24% (16 чел.) и с 39,37% (87чел.) до 9,95% (23 чел.) по рефлексивно-ценностному и регулятивно-деятельностному критериям соответственно.
В целом результативностьпроведенной экспериментальной работы,подтвержденная положительными диагностическими данными, свидетельствует о положительном влиянии разработанных педагогических условий на уровень ориентированностистудентов на социально-эстетические практики.
Рецензенты:Барановская Л.А., д.п.н., заведующая кафедрой иностранных языков ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет», г. Красноярск;
Чижакова Г.И., д.п.н., профессор ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», г. Красноярск.
Библиографическая ссылка
Гинтер С.М., Игнатова В.В. ОРИЕНТИРОВАНИЕ СТУДЕНТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВУЗА НА СОЦИАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22659 (дата обращения: 21.11.2024).