Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

NECESSITY OF COMBINATION OF TRADITIONAL AND INTERACTIVE EDUCATION IS DETERMINED BY THE CHANGE OF THE TRAINING AND EDUCATIONAL PARADIGM AS A RESULT OF INTENSIVE RADICAL CHANGES IN SOCIAL, CULTURAL, AND ECONOMICAL SPHERES OF RUSSIA OF THE END OF THE XXTH CE

Blieva Zh.M. 1 Okazova Z.P. 2
1 North Ossetian state University. K. L. Khetagurovа
2 Chechen state pedagogical University
The necessity of combining traditional and online learning, which is based on learner-centered education, caused by the change of educational paradigm as a result of an intensive process of fundamental changes in the social, cultural and socio-economic spheres of Russia in the late XX century. The article discusses the Case study method, which, in combination with traditional and other interactive technologies, is an effective tool of formation of foreign language professional competence of students-ecologists, the implementation of which allows to solve the task. Thus, the case study method is a very effective tool for training, but it cannot be considered universal, applicable to all disciplines and address all educational problems. The effectiveness of this method is that it can quite easily be connected with other educational technology of instruction: a conversation, technology, collaborative learning, technology of critical thinking development, technology of practice-based learning, information and communication technology , modular technology.
case-method
effective instrument
foreign language communicative competence
special purposes
ecology-students
В настоящее время система общего и профессионального образования претерпевает коренные изменения, которые, как никогда ранее, ориентируют специалистов на творчество в профессиональной деятельности. Основная цель современного профессионального образования - это подготовка квалифицированного, компетентного специалиста, готового к работе в условиях возрастающей конкуренции на рынке труда.

Перемены, происходящие в образовании, многими аналитиками были охарактеризованы как переход от классического к постклассическому образованию. Этот переход отразился в смене целей и ценностей образования, предъявляющей особые требования к коммуникативной подготовке специалистов, которая проявляется в умении вести переговоры, вести диалог, соотносить языковые средства с задачами и условиями обучения, учитывать социальные нормы поведения и коммуникативную целесообразность высказывания, т.е. современные требования к образовательному процессу в вузе не позволяют преподавателю сводить технологию обучения к банальному использованию технических средств в учебном процессе. Сегодня наиболее продуктивными и перспективными являются современные педагогические технологии, позволяющие наиболее полно сформировать иноязычную коммуникативную компетентность студентов как в личностно-профессиональном аспекте, так и в когнитивно-операционном аспекте одновременно [1, 4].

Особые требования предъявляются к иноязычной коммуникативной подготовке специалистов сегодня, когда мировое сообщество стремится к устойчивому развитию в области решения глобальных экологических проблем; следовательно, осуществляется развитие международных деловых контактов в сфере охраны окружающей среды и разумного природопользования. Разработка новых и анализ существующих экологических проектов, расширение общения с зарубежными партнерами, работа с технической документацией на иностранном языке, возможность производственной стажировки за границей обусловливают необходимость формирования иноязычной коммуникативной компетентности будущих экологов. Согласно государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования специалист в любой сфере деятельности должен уметь «осуществлять иноязычное общение в устной и письменной форме», т.е. обладать высоким уровнем готовности к эффективному общению [3].

Однако руководители предприятий отмечают недостаточную подготовленность выпускников вуза к выполнению подобной деятельности, а именно студенты затрудняются в подготовке деловых писем; не знают профессиональной терминологии для общения; не находят возможности для построения оптимальных вариантов высказываний в нестандартных производственных ситуациях, не владеют необходимым профессионально направленным запасом терминов для иноязычной коммуникации [2].

Поскольку процесс формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции достаточно специфичен в силу ее содержания, то он нуждается в интегративном подходе к выбору новых методов, средств и условий ее развития в интерактивном формате.

С начала 2000-х гг. в отечественной педагогике сложилась научная база, позволяющая рассмотреть вопросы организации интерактивного обучения. В частности, интерес проявлялся к интеграции новых ИКТ в преподавании иностранных языков, среди которых достойное место отводится кейс-методу - реальному средству повышения иноязычной профессиональной компетентности как способу соединения учебного, образовательного и исследовательского содержания в обучении.

Повсеместное распространение метода в мире началось в 1970-1980-е гг., тогда же метод получил известность и в СССР, хотя считают, что у метода более длинная жизнь, что история появления и распространения метода кейс-стади в образовании берет свое начало еще во времена Сократа, который читал и обсуждал библейские притчи, используя описания конкретных случаев из жизни.

Кейс-метод, основными понятиями которого являются «ситуация» и «анализ», а также производное от них - «анализ ситуации», сразу начал ассоциироваться с бизнес-образованием, что неудивительно, поскольку именно в этой сфере метод зародился и на протяжении уже длительного времени успешно применяется.

Анализ ситуаций начал использоваться при обучении управленцев, в основном на экономических специальностях вузов, в первую очередь как метод обучения принятию решений. Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д. Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапоппорт и др.

Ценность кейс-метода заключается в том, что он представляет собой описание конкретной ситуации, которая имела место быть в той или иной практике, которая содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию приносится часть реальной жизни, реальная ситуация, над которой предстоит поработать и представить обоснование [5].

В данной статье нам хочется поделиться идеей кейс-занятия в сочетании с традиционными и другими интерактивными технологиями для студентов 1-го курса факультета географии и геоэкологии по направлению «Экология и природопользование». Тема занятия: «The Usage Of Microorganisms As Indicators Of Environmental Pollution».

Вид занятия: занятие систематизации и обобщения знаний.

Цель занятия: систематизировать знания студентов о сущности, масштабности использования микроорганизмов как индикаторов загрязнения окружающей среды.

Задачи занятия:

1) образовательные: а) обобщить знания студентов о влиянии различных факторов на жизненные функции различных групп микроорганизмов; б) предложить способы совершенствования мер борьбы с загрязнением окружающей среды;

2) развивающие: а) активизировать познавательную деятельность студентов о вредоносности тяжелых металлов, пестицидов, нефти и нефтепродуктов, других загрязнителей на жизнь микроорганизмов; б) развивать умение подбирать аргументы, строить доказательства, логическую цепочку рассуждений, ведущую к формулированию умозаключений, связанных с решением проблемы; в) формировать информационную культуру о вредоносных факторах загрязнения окружающей среды;

3) воспитывающие: сформировать бережное отношение к окружающей среде.

Межпредметные связи: география; химия; биология; почвоведение; информатика.

Обеспечение занятия: интерактивная доска, компьютер с выходом в Интернет; задания и материалы для практической работы.

Тип занятия: сочетание образовательных технологий, таких как беседа, технология обучения в сотрудничестве, технология развития критического мышления, технология практико-ориентированного обучения, кейс-технология, презентация.

Форма работы со студентами: фронтальная, индивидуальная, подгрупповая.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

I этап: актуализация знаний; стадия вызова.

II этап: стадия осмысления; закрепление: а) работа с кластером; домашнее задание; б) практическая работа.

III этап: стадия рефлексии; подведение итогов.

IV этап: презентация.

I этап: актуализация имеющихся знаний по теме кейс-стади - изучение функции микроорганизмов как биоиндикаторов.

II этап: стадия осмысления - это идентификация соответствующей цели конкретной реальной ситуации. Студентами выявлено, что биоиндикаторы - это живые организмы, состояние и поведение которых дает возможность определить степень загрязнения, включая наличие конкретных загрязнителей.

III этап: стадия рефлексии; подведение итогов исследований по данной тематике, в результате которых установлено, что живые индикаторы имеют преимущество перед дорогими и трудоемкими физико-химическими методами, используемыми при определении степени загрязнения окружающей среды.

IV этап: презентация «Microorganisms As Bio Indicator Of The State Of Soil Cover Are Informative Enough».

Эффективность занятия, проводимого с использованием кейс-метода в сочетании с другими технологиями, зависит от эффективной педагогической поддержки, которая подразумевает:

1) управление деятельностью студентов с различными источниками информации;

2) методический инструктаж в практических работах (помощь в выполнении проектов и презентаций);

3) предоставление дополнительной информации, направленной на расширение знаний по представленным проектам;

4) оценку и подведение итогов.

Подытоживая вышесказанное, хочется отметить, что кейс-метод является достаточно эффективным средством организации обучения, однако его нельзя считать универсальным, применимым для всех дисциплин и решения всех образовательных задач. Эффективность метода в том, что он достаточно легко может быть соединен с другими образовательными технологиями обучения: беседой, технологией обучения в сотрудничестве, технологией развития критического мышления, технологией практико-ориентированного обучения, информационно-коммуникационными технологиями, модульной технологией.

Рецензенты:

Райцев А.В., д.п.н., профессор, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ;

Тахохов Б.А., д.п.н., профессор, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ.