Перемены, происходящие в образовании, многими аналитиками были охарактеризованы как переход от классического к постклассическому образованию. Этот переход отразился в смене целей и ценностей образования, предъявляющей особые требования к коммуникативной подготовке специалистов, которая проявляется в умении вести переговоры, вести диалог, соотносить языковые средства с задачами и условиями обучения, учитывать социальные нормы поведения и коммуникативную целесообразность высказывания, т.е. современные требования к образовательному процессу в вузе не позволяют преподавателю сводить технологию обучения к банальному использованию технических средств в учебном процессе. Сегодня наиболее продуктивными и перспективными являются современные педагогические технологии, позволяющие наиболее полно сформировать иноязычную коммуникативную компетентность студентов как в личностно-профессиональном аспекте, так и в когнитивно-операционном аспекте одновременно [1, 4].
Особые требования предъявляются к иноязычной коммуникативной подготовке специалистов сегодня, когда мировое сообщество стремится к устойчивому развитию в области решения глобальных экологических проблем; следовательно, осуществляется развитие международных деловых контактов в сфере охраны окружающей среды и разумного природопользования. Разработка новых и анализ существующих экологических проектов, расширение общения с зарубежными партнерами, работа с технической документацией на иностранном языке, возможность производственной стажировки за границей обусловливают необходимость формирования иноязычной коммуникативной компетентности будущих экологов. Согласно государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования специалист в любой сфере деятельности должен уметь «осуществлять иноязычное общение в устной и письменной форме», т.е. обладать высоким уровнем готовности к эффективному общению [3].
Однако руководители предприятий отмечают недостаточную подготовленность выпускников вуза к выполнению подобной деятельности, а именно студенты затрудняются в подготовке деловых писем; не знают профессиональной терминологии для общения; не находят возможности для построения оптимальных вариантов высказываний в нестандартных производственных ситуациях, не владеют необходимым профессионально направленным запасом терминов для иноязычной коммуникации [2].
Поскольку процесс формирования профессиональной иноязычной коммуникативной компетенции достаточно специфичен в силу ее содержания, то он нуждается в интегративном подходе к выбору новых методов, средств и условий ее развития в интерактивном формате.
С начала 2000-х гг. в отечественной педагогике сложилась научная база, позволяющая рассмотреть вопросы организации интерактивного обучения. В частности, интерес проявлялся к интеграции новых ИКТ в преподавании иностранных языков, среди которых достойное место отводится кейс-методу - реальному средству повышения иноязычной профессиональной компетентности как способу соединения учебного, образовательного и исследовательского содержания в обучении.
Повсеместное распространение метода в мире началось в 1970-1980-е гг., тогда же метод получил известность и в СССР, хотя считают, что у метода более длинная жизнь, что история появления и распространения метода кейс-стади в образовании берет свое начало еще во времена Сократа, который читал и обсуждал библейские притчи, используя описания конкретных случаев из жизни.
Кейс-метод, основными понятиями которого являются «ситуация» и «анализ», а также производное от них - «анализ ситуации», сразу начал ассоциироваться с бизнес-образованием, что неудивительно, поскольку именно в этой сфере метод зародился и на протяжении уже длительного времени успешно применяется.
Анализ ситуаций начал использоваться при обучении управленцев, в основном на экономических специальностях вузов, в первую очередь как метод обучения принятию решений. Значительный вклад в разработку и внедрение этого метода внесли Г.А. Брянский, Ю.Ю. Екатеринославский, О.В. Козлова, Ю.Д. Красовский, В.Я. Платов, Д.А. Поспелов, О.А. Овсянников, В.С. Рапоппорт и др.
Ценность кейс-метода заключается в том, что он представляет собой описание конкретной ситуации, которая имела место быть в той или иной практике, которая содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию приносится часть реальной жизни, реальная ситуация, над которой предстоит поработать и представить обоснование [5].
В данной статье нам хочется поделиться идеей кейс-занятия в сочетании с традиционными и другими интерактивными технологиями для студентов 1-го курса факультета географии и геоэкологии по направлению «Экология и природопользование». Тема занятия: «The Usage Of Microorganisms As Indicators Of Environmental Pollution».
Вид занятия: занятие систематизации и обобщения знаний.
Цель занятия: систематизировать знания студентов о сущности, масштабности использования микроорганизмов как индикаторов загрязнения окружающей среды.
Задачи занятия:
1) образовательные: а) обобщить знания студентов о влиянии различных факторов на жизненные функции различных групп микроорганизмов; б) предложить способы совершенствования мер борьбы с загрязнением окружающей среды;
2) развивающие: а) активизировать познавательную деятельность студентов о вредоносности тяжелых металлов, пестицидов, нефти и нефтепродуктов, других загрязнителей на жизнь микроорганизмов; б) развивать умение подбирать аргументы, строить доказательства, логическую цепочку рассуждений, ведущую к формулированию умозаключений, связанных с решением проблемы; в) формировать информационную культуру о вредоносных факторах загрязнения окружающей среды;
3) воспитывающие: сформировать бережное отношение к окружающей среде.
Межпредметные связи: география; химия; биология; почвоведение; информатика.
Обеспечение занятия: интерактивная доска, компьютер с выходом в Интернет; задания и материалы для практической работы.
Тип занятия: сочетание образовательных технологий, таких как беседа, технология обучения в сотрудничестве, технология развития критического мышления, технология практико-ориентированного обучения, кейс-технология, презентация.
Форма работы со студентами: фронтальная, индивидуальная, подгрупповая.
ПЛАН ЗАНЯТИЯ
I этап: актуализация знаний; стадия вызова.
II этап: стадия осмысления; закрепление: а) работа с кластером; домашнее задание; б) практическая работа.
III этап: стадия рефлексии; подведение итогов.
IV этап: презентация.
I этап: актуализация имеющихся знаний по теме кейс-стади - изучение функции микроорганизмов как биоиндикаторов.
II этап: стадия осмысления - это идентификация соответствующей цели конкретной реальной ситуации. Студентами выявлено, что биоиндикаторы - это живые организмы, состояние и поведение которых дает возможность определить степень загрязнения, включая наличие конкретных загрязнителей.
III этап: стадия рефлексии; подведение итогов исследований по данной тематике, в результате которых установлено, что живые индикаторы имеют преимущество перед дорогими и трудоемкими физико-химическими методами, используемыми при определении степени загрязнения окружающей среды.
IV этап: презентация «Microorganisms As Bio Indicator Of The State Of Soil Cover Are Informative Enough».
Эффективность занятия, проводимого с использованием кейс-метода в сочетании с другими технологиями, зависит от эффективной педагогической поддержки, которая подразумевает:
1) управление деятельностью студентов с различными источниками информации;
2) методический инструктаж в практических работах (помощь в выполнении проектов и презентаций);
3) предоставление дополнительной информации, направленной на расширение знаний по представленным проектам;
4) оценку и подведение итогов.
Подытоживая вышесказанное, хочется отметить, что кейс-метод является достаточно эффективным средством организации обучения, однако его нельзя считать универсальным, применимым для всех дисциплин и решения всех образовательных задач. Эффективность метода в том, что он достаточно легко может быть соединен с другими образовательными технологиями обучения: беседой, технологией обучения в сотрудничестве, технологией развития критического мышления, технологией практико-ориентированного обучения, информационно-коммуникационными технологиями, модульной технологией.
Рецензенты:
Райцев А.В., д.п.н., профессор, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ;
Тахохов Б.А., д.п.н., профессор, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, г. Владикавказ.
Библиографическая ссылка
Блиева Ж.М., Оказова З.П. СОЧЕТАНИЕ КЕЙС – МЕТОДА С ДРУГИМИ ИНТЕРАКТИВНЫМИ И ТРАДИЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22611 (дата обращения: 22.01.2025).