Цель исследования
Выявить воспитательный потенциал добровольческих технологий в образовательной деятельности.
Материал и методы исследования: теоретико-методологический анализ, изучение литературных источников.
Результаты исследования и их обсуждение
В последние годы отмечаются рост интереса государства к проблемам реализации молодежной политики, совершенствования воспитательного процесса в общеобразовательной школе, обращение образовательной системы к ценностям духовно-нравственного воспитания учащихся. В нормативно-правовом плане это находит отражение в таких документах, как Стратегия государственной молодежной политики в РФ до 2016 г., Концепция государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, до 2025 г., Национальная инициатива «Наша новая школа», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и др.
В документах, регламентирующих молодежную политику государства, определенный акцент сделан на вовлечение молодежи в добровольческую деятельность и социальную практику. С этой целью во всех федеральных округах проводятся всероссийские и региональные молодежные форумы, силами региональных исполнительных органов власти в области молодежной политики реализуются образовательные площадки по обучению добровольческим практикам, на базе вузов действуют волонтерские штабы студенческой молодежи.
Многие мероприятия международного и всероссийского уровня (Олимпиада в Сочи, празднование 2000-летия Дербента и др.) были успешно реализованы еще и потому, что в их проведении участвовали молодые добровольцы-волонтеры. Несмотря на значительный рост добровольческого движения в России, школы вовлечены в этот процесс весьма незначительно, методологическая база такой деятельности силами учащихся общеобразовательных школ практически не разработана, что обусловливает наш интерес к теоретическим аспектам проблемы выявления воспитательного потенциала добровольчества для старшеклассников.
В ряде исследований добровольческая помощь старшеклассников психолого-педагогическому коллективу образовательной организации упоминается в контексте решения разнообразных проблем, оказавшихся в фокусе внимания школьной службы медико-психологического и социально-педагогического сопровождения (при поддержке детей с посттравматическими стрессовыми расстройствами, с зависимым поведением и пострадавших в результате школьного насилия [2, 8, 10], а также в системе реализации инклюзивного образования [9]. Однако в этих исследованиях практически не рассматривались изменения, происходящие в сознании и поведении самих школьников-добровольцев.
Можно отметить лишь небольшое количество педагогических работ, направленных на привлечение школьников к волонтерской деятельности [3, 14, 15].
В исследовании О.В. Митрохиной (2004) отмечается, что учащиеся подросткового возраста являются наиболее перспективной категорией добровольцев для работы в среде сверстников по профилактике безнадзорности. Однако, по мнению автора, необходимо сформировать у них интерес к такой деятельности и вооружить их специальными знаниями. Ведущая роль в этом принадлежит социальному педагогу школы.
В работе Н.В. Попович (2009) отмечается, что вовлечение детей старшего подросткового возраста в социальную практику и деятельность детских общественных объединений является эффективным фактором педагогического влияния на школьников, что выражается качеством сформированности гражданской позиции, характером включенности в жизнь общества, закреплением социально-позитивного поведения.
В исследовании Т.А. Садчиковой (2009) выработаны критерии и показатели эффективности добровольческой деятельности в формировании гражданской ответственности старшеклассников: сформированность мотивации, социальная ориентированность, эмоциональная отзывчивость, развитие самоконтроля, социальная активность. При этом педагогическими условиями вовлечения учащихся в добровольчество выступают: специализированная психолого-педагогическая подготовка, партнерское взаимодействие педагогов и школьников, формирование волонтерских отрядов, осознание учащимися своей роли в добровольческом движении.
Приведенные выше исследования свидетельствуют о том, что добровольческая деятельность учащихся позитивно влияет на развитие их социальных качеств и способствует успешной социализации и становлению гражданской позиции. Это позволило нам прийти к выводу о необходимости более тщательного теоретико-практического анализа феномена школьного добровольчества, изучения его воспитательного потенциала и специфики его влияния на поведение и социально-психологические характеристики школьников-добровольцев.
С этой целью нами была разработана модель вовлечения учащихся старших классов общеобразовательной школы в социальную практику на основе использования добровольческих технологий, частично описанная в наших исследованиях [1]. Модель включает в себя: цель, задачи, принципы, направления деятельности, критерии оценки, показатели вовлеченности в добровольческую практику.
Согласно предлагаемой нами модели основными направлениями добровольческой деятельности старшеклассников являются:
1) воспитание патриотизма, дружбы народов и гражданственности;
2) первичная психосоциальная поддержка населения различных групп риска;
3) профилактика девиантного поведения несовершеннолетних:
4) создание условий для саморазвития и самообразования учащейся молодежи;
5) развитие социальных и предпрофессиональных компетенций старшеклассников;
6) волонтерское сопровождение региональных и республиканских культурно-массовых и спортивных мероприятий;
7) поддержка деятельности ресурсных центров инклюзивного образования и сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья;
8) реализация программ помощи ветеранам и лицам пожилого возраста.
В настоящее время нами осуществляется апробация указанной модели на базе Движения добровольцев Дагестана в городских и сельских школах республики.
Заключение
Проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы.
1. Вовлечение старшеклассников в добровольческую деятельность является эффективным механизмом роста гражданского самосознания школьников и их социальной активности.
2. В числе основных направлений добровольческой деятельности учащихся старшего школьного возраста могут выступать: волонтерское сопровождение культурно-массовых и спортивных мероприятий, проведение в школе с учащимися начальных классов тренингов по формированию межнационального общения и гармонизации межкультурного диалога, поддержка инклюзивного образования и помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья, реализация программ помощи ветеранам и лицам пожилого возраста.
3. Результаты апробации модели вовлечения школьников в социальную практику позволят оценить влияние добровольческих технологий на социальную активность, специфику поведения и социально-психологические характеристики старшеклассников.
Рецензенты:
Маллаев Д.М., д.п.н., профессор, зав. кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала;
Чупанов А.Х., д.п.н., профессор кафедры общей и теоретической педагогики ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала.