Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ

Зайнулабидов Б.М. 1
1 ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»
Проведен теоретико-методологический анализ воспитательного потенциала добровольческой деятельности в системе образовательных учреждений. Рассмотрены основные направления использования добровольческих технологий в гражданском и нравственном воспитании старшеклассников. Одним из педагогических условий повышения эффективности образовательного процесса выступает вовлечение учащихся средних и старших классов в социальную практику и добровольческую деятельность: оказание поддержки школьникам с ограниченными возможностями здоровья и из других групп риска, участие в программах организации работы с молодежью, обеспечение школьного самоуправления. Реализация добровольческих практик в системе образования координируется службой психолого-педагогического и социального сопровождения школы (педагог-психолог, социальный педагог, классные руководители) при руководящей роли администрации.
добровольчество
старшеклассники
нравственное воспитание
патриотическое воспитание
1. Зайнулабидов Б.М., Омарова П.О. Добровольчество как фактор воспитания старшеклассников // Фундаментальные исследования. – 2015. – № 2–15. – С. 3365–3369.
2. Магомедова С.Ш., Омарова П.О. Модель профилактики наркомании в общеобразовательной школе // Фундаментальные исследования. — 2014. — № 11-10. – С. 2258–2262.
3. Митрохина О.В. Подготовка несовершеннолетних к волонтерской деятельности по профилактике безнадзорности среди подростков. – Дис. … канд.п.н. – М.: РГСУ, 204 – 218 с.
4. Мунгиева Н.З. Воспитание культуры межнационального общения как средство формирования этнической толерантности // Педагогическое образование и наука. — 2013. — № 1. С. 117–120.
5. Мунгиева Н.З. Интернациональное воспитание как один из факторов межнационального общения / Инновации в образовании. — 2015. — № 6. — С. 116–123
6. Мунгиева Н.З. Культура межнационального общения как важный фактор интернационального воспитания // European Social Science Journal. — 2014. — № 6-1 (45). — С. 408–413.
7. Омарова П.О., Гасанова З.З. Семья как институт социализации и воспитания // Сибирский педагогический журнал. — 2008. — № 4. — С. 173–186.
8. Омарова П.О., Магомедов М.Г. Методика психолого-педагогического сопровождения подростков с посттравматическими стрессовыми расстройствами на отдаленном этапе травматизации // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. — 2008. — № 1. — С. 32–44.
9. Омарова П.О. Новый проект Дагестанского государственного педагогического университета и Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. — 2008. — № 3. — С. 114–116.
10. Омарова П.О., Шахова Р.М. Современные психолого-педагогические исследования проблемы школьного насилия // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — №2; URL: www.science-education.ru/108-8910.
11. Омарова П.О., Гасанова З.З., Магомедов Д.З. Миротворческое образование и воспитание дружбы народов в Республике Дагестан: опыт практической деятельности //Вопросы гуманитарных наук. — 2008. — № 2 (35). — С. 170–178.
12. Омарова П.О., Маллаев Д.М., Магомедов Д.З. и др. Пространство диалога — путь к взаимопониманию. Материалы по проекту «Диалог дагестанских и чеченских женщин. Новые шаги навстречу» – М.: ДГПУ: Махачкала — Чечня — Ингушетия, 2003. – 64 с.
13. Омарова П.О. и др. Современные добровольческие технологии по формированию общероссийской идентичности, гармонизации межнациональных отношений и организации работы с молодежью – М.: Парнас, 2014. – 188 с.
14. Попович Н.В. Становление гражданской позиции школьников старшего подросткового возраста – участников детских общественных объединений. Дис. … канд.п.н. – Омск: ОГПУ, 2009. – 226 с.
15. Садчикова Т.А. Формирование гражданской ответственности старшеклассников в процессе волонтерской деятельности. Дис. … канд.п.н. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р. Державина, 2009. – 227 с.
Добровольчество в последние годы становится одной из наиболее эффективных социальных технологий в образовании. В ряде психолого-педагогических работ отмечается роль добровольческой деятельности в достижении высокой результативности образовательных траекторий, разрабатываемых в современных российских условиях: в психолого-педагогическом сопровождении школьников с посттравматическими стрессовыми расстройствами [8], профилактике школьного насилия [10], в инклюзивном образовании [9], миротворческом и патриотическом воспитании молодежи [11, 12], в педагогической профилактике зависимого поведения учащихся [2]. Однако исследований воспитательного потенциала добровольческих технологий сравнительно немного, что обусловило интерес автора к проведению теоретико-методологического анализа поставленной проблемы.

Цель исследования

Выявить воспитательный потенциал добровольческих технологий в  образовательной деятельности.

Материал и методы исследования: теоретико-методологический анализ, изучение литературных источников.

Результаты исследования и их обсуждение

В последние годы отмечаются рост интереса государства к проблемам реализации молодежной политики, совершенствования воспитательного процесса в общеобразовательной школе, обращение образовательной системы к ценностям духовно-нравственного воспитания учащихся. В нормативно-правовом плане это находит отражение в таких документах, как Стратегия государственной молодежной политики в РФ до 2016 г., Концепция государственной молодежной политики в субъектах Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ, до 2025 г., Национальная инициатива «Наша новая школа», Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и др.

В документах, регламентирующих молодежную политику государства, определенный акцент сделан на вовлечение молодежи в добровольческую деятельность и социальную практику. С этой целью во всех федеральных округах проводятся всероссийские и региональные молодежные форумы, силами региональных исполнительных органов власти в области молодежной политики реализуются образовательные площадки по обучению добровольческим практикам, на базе вузов действуют волонтерские штабы студенческой молодежи.

Многие мероприятия международного и всероссийского уровня (Олимпиада в Сочи, празднование 2000-летия Дербента и др.) были успешно реализованы еще и потому, что в их проведении участвовали молодые добровольцы-волонтеры. Несмотря на значительный рост добровольческого движения в России, школы вовлечены в этот процесс весьма незначительно, методологическая база такой деятельности силами учащихся общеобразовательных школ практически не разработана, что обусловливает наш интерес к теоретическим аспектам проблемы выявления воспитательного потенциала добровольчества для старшеклассников.

В ряде исследований добровольческая помощь старшеклассников психолого-педагогическому коллективу образовательной организации упоминается в контексте решения разнообразных проблем, оказавшихся в фокусе внимания школьной службы медико-психологического и социально-педагогического сопровождения (при поддержке детей с посттравматическими стрессовыми расстройствами, с зависимым поведением и пострадавших в результате школьного насилия [2, 8, 10], а также в системе реализации инклюзивного образования [9]. Однако в этих исследованиях практически не рассматривались изменения, происходящие в сознании и поведении самих школьников-добровольцев.

Можно отметить лишь небольшое количество педагогических работ, направленных на привлечение школьников к волонтерской деятельности [3, 14, 15].

В исследовании О.В. Митрохиной (2004) отмечается, что учащиеся подросткового возраста являются наиболее перспективной категорией добровольцев для работы в среде сверстников по профилактике безнадзорности. Однако, по мнению автора, необходимо сформировать у них интерес к такой деятельности и вооружить их специальными знаниями. Ведущая роль в этом принадлежит социальному педагогу школы.

В работе Н.В. Попович (2009) отмечается, что вовлечение детей старшего подросткового возраста в социальную практику и деятельность детских общественных объединений является эффективным фактором педагогического влияния на школьников, что выражается качеством сформированности гражданской позиции, характером включенности в жизнь общества, закреплением социально-позитивного поведения.

В исследовании Т.А. Садчиковой (2009) выработаны критерии и показатели эффективности добровольческой деятельности в формировании гражданской ответственности старшеклассников: сформированность мотивации, социальная ориентированность, эмоциональная отзывчивость, развитие самоконтроля, социальная активность. При этом педагогическими условиями вовлечения учащихся в добровольчество выступают: специализированная психолого-педагогическая подготовка, партнерское взаимодействие педагогов и школьников, формирование волонтерских отрядов, осознание учащимися своей роли в добровольческом движении.

Приведенные выше исследования свидетельствуют о том, что добровольческая деятельность учащихся позитивно влияет на развитие их социальных качеств и способствует успешной социализации и становлению гражданской позиции. Это позволило нам прийти к выводу о необходимости более тщательного теоретико-практического анализа феномена школьного добровольчества, изучения его воспитательного потенциала и специфики его влияния на поведение и социально-психологические характеристики школьников-добровольцев.

С этой целью нами была разработана модель вовлечения учащихся старших классов общеобразовательной школы в социальную практику на основе использования добровольческих технологий, частично описанная в наших исследованиях [1]. Модель включает в себя: цель, задачи, принципы, направления деятельности, критерии оценки, показатели вовлеченности в добровольческую практику.

Согласно предлагаемой нами модели основными направлениями добровольческой деятельности старшеклассников являются:

1) воспитание патриотизма, дружбы народов и гражданственности;

2) первичная психосоциальная поддержка населения различных групп риска;

3) профилактика девиантного поведения несовершеннолетних:

4) создание условий для саморазвития и самообразования учащейся молодежи;

5) развитие социальных и предпрофессиональных компетенций старшеклассников;

6) волонтерское сопровождение региональных и республиканских культурно-массовых и спортивных мероприятий;

7) поддержка деятельности ресурсных центров инклюзивного образования и сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья;

8) реализация программ помощи ветеранам и лицам пожилого возраста.

В настоящее время нами осуществляется апробация указанной модели на базе Движения добровольцев Дагестана в городских и сельских школах республики.

Заключение

Проведенное нами исследование позволило сделать следующие выводы.

1. Вовлечение старшеклассников в добровольческую деятельность является эффективным механизмом роста гражданского самосознания школьников и их социальной активности.

2. В числе основных направлений добровольческой деятельности учащихся старшего школьного возраста могут выступать: волонтерское сопровождение культурно-массовых и спортивных мероприятий, проведение в школе с учащимися начальных классов тренингов по формированию межнационального общения и гармонизации межкультурного диалога, поддержка инклюзивного образования и помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья, реализация программ помощи ветеранам и лицам пожилого возраста.

3. Результаты апробации модели вовлечения школьников в социальную практику позволят оценить влияние добровольческих технологий на социальную активность, специфику поведения и социально-психологические характеристики старшеклассников.

Рецензенты:

Маллаев Д.М., д.п.н., профессор, зав. кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала;

Чупанов А.Х., д.п.н., профессор кафедры общей и теоретической педагогики ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет», г. Махачкала.


Библиографическая ссылка

Зайнулабидов Б.М. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДОБРОВОЛЬЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22595 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674