Наиболее частой психосоматической патологией считаются заболевания дыхательной и пищеварительной системы, а первым соматическим проявлением стресса является изменение частоты дыхания и пульса[1,2].
Цель исследования: выявить влияние социального фактора на уровень адаптации к условиям университета у студентов разных социальных групп. Подобрать индивидуальные медицинские и психологические методики диагностики с учётом социального фактора.
Материалы и методы. Исследовались две группы студентов, одна из которых была представлена социальными сиротами (первая группа). Каждую группу составили 148 студентов разных курсов и факультетов ОГУ. Кроме этого, студенты были разделены по гендерному признаку. Основными признаками включения в исследование были добровольность, трудности адаптации к университету и отсутствие острых заболеваний или обострения хронической патологии. Основными признаками исключения - острое заболевание студента и нежелание принять участие в исследовании. Всем студентам проведена оценка физического развития, функционального состояния дыхательной системы и сердечно-сосудистой системы, вегетативной регуляции, уровня стресса и склонностей к психосоматическим заболеваниям. Физическое развитие студентов оценивалось центильным методом. Спирометрия проведена на аппаратно-программном комплексе (АПК) «Спиро-Спектр» фирмы «Нейрософт». Использовались тесты «Спокойное дыхание/ЖЕЛ» (измеряет жизненную емкость легких, резервный объем вдоха и дыхательный объем), «Форсированный выдох» (25 параметров дыхания: объемных, скоростных, временных и относительных) и «Максимальная вентиляция легких» (определяет объем максимальной вентиляции легких в пересчете на одну минуту и частоту дыхания). Измерения проводились при вертикальном положении грудной клетки, в положении сидя [8].
Исследование функционального состояния и регуляции сердечно-сосудистой, дыхательной и вегетативной системы проводилось на АПК «Поли-спектр» фирмы «Нейрософт» с определением вариабельности ритма сердца (ВРС), вариабельности длительности дыхательного цикла (ВДДЦ) с ортостатической пробой и кросс-анализом в оперативном или кратковременном режиме. Запись ЭКГ производилась в положении лежа на спине, при спокойном дыхании в трех стандартных отведениях и наложением датчика дыхания. Перед началом исследования был период спокойной адаптации к окружающим условиям в течение 5 - 10 минут. Фоновая запись длилась180 секунд, запись активной ортостатической пробы (АОП) в течение 90 секунд [4].
Кроме этого, проводилось психологическое тестирование на АПК «НС-Психотест» фирмы «Нейрософт» с использованием методик: «Дизадаптивные нарушения» (ДАН), теста здоровое поведение, шкалы жизненных событий Г.Е. Андерсона [7].
Все данные обрабатывались методами вариационной статистики с использованием пакетов прикладных программ «Statistica for Windows 6.0» и StatPlus Professional, Version 2009 for Windows. Проверка нормальности количественных признаков по критерию Шапиро-Уилка, Колмогорова-Смирнова/Лиллифорcа, Д'Агостино эксцесс была отклонена, в связи с этим выявлено, что количественные признаки не подчиняются нормальному распределению. Для сравнения двух независимых выборок был использован непараметрический U-критерий Манна-Уитни (Mann-Whitney U test), а также тест Колмогорова-Смирнова и тест серий Вальда-Вольфовица [5].
Результаты исследования. Функциональное состояние организма оценивалось во взаимосвязи с антропометрией, поскольку большинство функциональных показателей дыхательной и сердечно-сосудистой системы рассчитываются с учетом роста человека [1,6].
Среди юношей по росту превосходили сироты в среднем на 4 сантиметра (р=0,0001), а среди девушек студентки не сироты на один сантиметр (р=0,049). Такая же тенденция, но с большей разницей отмечается и по массе тела с разницей в 6 килограммов и уровнем значимости р=0,0007 у юношей, и в 6 килограммов и р=0,0001 у девушек.
При спектральном анализе вариабельности ритма сердца (ВРС) парасимпатическая и симпатическая активность может быть оценена за короткие промежутки времени (2-5 минут). Высокочастотные колебания (ВЧ или HF-high frequency) в основном связаны с дыханием и отражают вагусный контроль сердечного ритма. Низкочастотные колебания (НЧ или LF-low frequency), имеют смешанное происхождение, т.е. на мощность в этом диапазоне оказывают влияние изменения тонуса как симпатического (преимущественно), так и парасимпатического отдела ВНС. Очень низкочастотные колебания (ОНЧ или VLF- very low frequency) физиологически связаны с системами терморегуляции, ренин-ангиотензин-альдостероновой и катехоламиновой. Соотношение LF/HF отражают баланс отделов вегетативной нервной системы (ВНС) и характер нейрогуморальной регуляции. Динамика показателей спектральных составляющих при проведении функциональных проб, в частности ортостатической пробы, также позволяет правильно оценить состояние нейрогуморальной регуляции.
Результаты спектрального анализа ВРС у студентов-сирот и контрольной группы представлены в табл. 1.
Для оценки регуляции системы кардио- и гемодинамики при разных фазах адаптации, напряжения и перенапряжения используют активную ортопробу [9]. У студентов обеих групп реакция на ортопробу представлена в таблице 1. Она была адаптивной, что выражалось повышением процентной доли низкочастотной составляющей. Таким образом, при спектральном анализе, результаты которого представлены на диаграммах рисунков 2-5 и таблице 8, мы обратили внимание на то, что в большом балансе парасимпатические и симпатические влияния регуляции вариабельности ритма сердца отмечаются у юношей с меньшим различием по группам (LF\HF). У юношей-сирот преобладал компонент (%) HF в спектральной мощности регуляции ВРС, в большей степени в фоновой пробе с высоким уровнем значимости (рфп=0,033). Вклад смешанного компонента (%) LF, с преобладанием симпатики, отмечен также у юношей-сирот, в большей степени при проведении ортостатической пробы. Вне вегетативные (%) VLF влияния на регуляцию ритма сердца, оказали в большей степени, у студентов-не сирот, с высокими значениями уровня значимости, как в фоновой, так и ортостатической пробах (рфп=0,017 и роп=0,005 соответственно).
У девушек обеих групп выявлены отличия в спектральном анализе ВРС по пробам. Выше показатели были у девушек I группы в ортопробе, а у девушек II группы в фоновой пробе, что говорит о большей роли в регуляции ритма сердца вегетативного компонента. Детализируя спектр вклада разных колебаний в общую мощность, отмечено, что парасимпатический компонент больше у девушек I группы в фоновой пробе, а у девушек II группы в ортостатической с уровнем значимости р фп0=,045 и роп = 0,0081 соответственно. Влияние симпатического компонента и вне вегетативного (LF и VLF) выше у девушек I группы в отропробе, а во II группе в фоновой пробе с высоким уровнем значимости при сравнении вне вегетативного компонента (VLF с рфп =0,028 и роп =0,033 соответственно). Общая мощность спектра (ОМС) или Total power (TP) была достоверно выше в группе юношей сирот в фоновой и ортостатической пробе (р=0,03), и девушек не сирот в обеих пробах (р=0,0034).
Таблица 1
Спектральный анализ вариабельности ритма сердца студентов, мс2
Показатель |
Юноши I группа (n=73) М±m |
Юноши II группа (n=73) М±m |
р |
|||||
ФП |
ОП |
ФП |
ОП |
|||||
VLF |
1887,35± 272,90 |
1780,05± 312,19 |
1546,91± 175,71 |
1622,41± 235,48 |
фп 0,019 оп 0,29 |
|||
LF |
3559,80± 712,07 |
1891,53± 237,86 |
1601,93± 277,22 |
1698,00± 203,95 |
фп 0,005 оп 0,25 |
|||
HF |
5275,58± 305,51 |
1686,89± 549,39 |
2253,23± 519,24 |
2253,23± 519,24 |
фп 0,016 оп 0,016 |
|||
LF\HF |
1,14±0,09 |
4,66±0,57 |
1,22±0,10 |
4,49±0,36 |
фп 0,19 оп 0,26 |
|||
Показатель |
Девушки I группа (n=73) М±m |
Девушки II группа (n=73) М±m |
р |
|||||
ФП |
ОП |
ФП |
ОП |
|||||
VLF |
1126,03± 133,24 |
950,10± 116,31 |
2108,52± 300,60 |
1280,25± 161,84 |
фп 0,0002 оп 0,026 |
|||
LF |
1682,63± 306,93 |
1604,68± 171,22 |
2694,76± 429,79 |
2426,39± 237,49 |
фп 0,12 оп 0,0058 |
|||
HF |
3008,48± 558,85 |
797,913±141,70 |
3824,50± 666,23 |
2049,94± 481,58 |
фп 0,56 оп 0,0003 |
|||
LF\HF |
0,85±0,09 |
4,51±0,52 |
1,04±0,11 |
3,11±0,29 |
фп 0,14 оп 0,042 |
Примечание: здесь и далее: ФП - фоновая проба; ОП - ортопроба.
Показатели временного анализа ВРС были достоверно различны в обеих группах и представлены в таблице 2.
Таблица 2
Временной анализ ВРС
Показатель |
Юноши I группа (n=73) М±m |
Юноши II группа (n=73) М±m |
р |
|||||
ФП |
ОП |
ФП |
ОП |
|||||
RRNN |
841,36±15,97 |
666,87±12,16 |
827,39±14,69 |
673,26±12,99 |
фп 0,01 оп 0,03 |
|||
SDNN |
83,53±7,22 |
53,88±4,99 |
64,11±3,98 |
48,69±3,38 |
фп 0,081 оп 0,004 |
|||
Показатель |
Девушки I группа (n=73) М±m |
Девушки II группа (n=73) М±m |
р |
|||||
ФП |
ОП |
ФП |
ОП |
|||||
RRNN |
822,60±13,40 |
677,45±11,07 |
765,90±13,27 |
634,32±8,74 |
фп 0,0033 оп 0,0048 |
|||
SDNN |
66,41± 4,57 |
45,18±2,82 |
78,07±5,91 |
57,47±3,79 |
фп 0,023 оп 0,0044 |
Коэффициент К30/15орто в обеих группах различался не достоверно и составил у юношей-сирот и не сирот 1,20±0,04 и 1,16±0,031 соответственно, у девушек тех же групп 1,13±0,01 и 1,16±0,03. Характерной особенностью студентов обеих групп была сниженная реакция на АОП, так как значение коэффициента К30/15орто было от 1 до 1,20 [10].
Сравнительный анализ ВДДЦ и ВРС выявил большое число пиков гистограммы ВДДЦ у студентов-сирот, что указывает на психоэмоциональное напряжение и несовершенство нейрогуморальной регуляции.
Комплексная оценка показателей ВРС позволяет оценить функциональное состояние.
Комплексная оценка по показателям ВРС функционального состояния показала разницу в большей степени по гендерному аспекту, чем социальному.
У юношей значения ИВР, ВПР, и ПАПР в ходе проведения ортопробы менялись сопоставимо по группам, с высоким уровнем значимости в фоновой пробе, при исходно больших значениях у студентов-не сирот. Отмечено увеличение индекс напряжения в четыре раза в ходе проведения ортопробы у студентов-сирот, в тоже время во второй группе он увеличился только в 2,5 раза. Соотношение ИН2/ИН1у юношей первой группы практически в два раза выше, чем во второй. У девушек отличия были менее значимыми. ВПР, ПАПР и ИН менялись в ортопробе в обеих группах похожим образом, исходный уровень данных параметров был также сопоставимым. Соотношение ИН2/ИН1у девушек было мало отличимым (р=0,076). Таким образом, функциональные показатели ВРС отличались, как по социальному, так и гендерному аспекту.
Проведен анализ основных показателей функции дыхательной системы.
Что касается девушек первой группы, то объемные показатели были ниже, чем у девушек второй группы, и статистически достоверны - ОФВ1/ЖЕЛ и ЖЕЛ вд. (р = 0,0003 и 0,0001 соответственно).
Основные показатели психического здоровья мы анализировали также с использованием компьютерных программ.
По шкале Андерсона у девушек в первой группе уровень стрессовой нагрузке был равен 461,76 баллов, а во второй - 448,97. Тем не менее, сам уровень стрессовой нагрузки по бальной оценке оказался высоким. У юношей, поэтому же тесту, стрессовая нагрузка оказалась еще выше, чем у девушек, причем во второй группе юношей стресс был достоверно выше (р=0,0054), чем в первой. Результаты по тесту «Дизадаптивные нарушения» были средние по всем шкалам, как у юношей, так и у девушек, с недостоверными различиями по группам. Лучшие результаты по тесту «Здоровое поведение» показали девушки, особенно во второй группе с достоверной разницей по показателям «Алкоголь и наркотики» (р=0,003). В два раза худший результат был в первой группе девушек по показателям «Еда». У юношей II группы по тесту «Здоровое поведение» достоверно хуже результаты были по таким показателям, как «Алкоголь и наркотики» (р=0,0000), «Еда» (р=0,0001), «Стресс-контроль» (р=0,0094) И «Безопасность» (р=0,0031).
Уровень стрессовой нагрузки по бальной оценке оказался высоким во всех группах студентов. У юношей стрессовая нагрузка оказалась выше, чем у девушек, причем в группе юношей не сирот стресс был достоверно выше (р=0,0054). «Дизадаптивные нарушения» были средние по всем шкалам, как у юношей, так и у девушек. Разница между студентами сиротами и не сиротами была незначительная. При анализе образа жизни студентов по результатам теста «Здоровое поведение» хуже результаты показали девушки сироты и юноши не сироты.
Заключение. Особенности влияния социального фактора на соматическое и психическое здоровье, выявленное в ходе исследования, обусловливает определенные трудности адаптации студента к условиям университета [11]. Однако индивидуальный подход с учетом стартовых социальных обстоятельств (давались рекомендации психологической и медикаментозной коррекции каждому студенту), является высоко действенным средством повышения успеваемости и профилактики дизадаптации студентов [7].
Рецензенты:
Нотова С.В., д.м.н., профессор, ФГБОУ ВПО "Оренбургский государственный университет", г. Оренбург;
Алеманова Г.Д., д.м.н., доцент, ФГБОУ ВПО "Оренбургский медицинский университет", г. Оренбург.