Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

Давыдова Н.О. 1 Кван О.В. 2 Черемушникова И.И. 2
1 ФГБОУ ВПО Оренбургский медицинский университет
2 ФГБОУ ВПО Оренбургский государственный университет
Цель исследования: выявить влияние социального фактора на уровень адаптации к условиям университета у студентов разных социальных групп. Подобрать индивидуальные медицинские и психологические методики диагностики с учётом социального фактора. Исследовались две группы студентов, одна из которых была представлена социальными сиротами (первая группа). Каждую группу составили 148 студентов разных курсов и факультетов ОГУ. Кроме этого, студенты были разделены по гендерному признаку. Особенности влияния социального фактора на соматическое и психическое здоровье, выявленное в ходе исследования, обусловливает определенные трудности адаптации студента к условиям университета. Однако, индивидуальный подход с учетом стартовых социальных обстоятельств (давались рекомендации психологической и медикаментозной коррекции каждому студенту), является высоко действенным средством повышения успеваемости и профилактики дизадаптации студентов.
социальная группа
уровень стресса
адаптация
сироты
студенты
1. Агаджанян Н.А. Стресс и теория адаптации: монография / Н.А. Агаджанян. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2005. — 190 с.
2. Агаджанян Н.А. Стресс, физиологические и экологические аспекты адаптации, пути коррекции: монография / Н.А. Агаджанян, С.В. Нотова. Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2009. — 274 с.
3. Баевский Р.М. Вариабельность сердечного ритма: теоретические аспекты и возможности клинического применения / Р.М. Баевский, Г.Г. Иванов // Ультрозвуковая и функциональная диагностика. — 2001. №3. — С.108.
4. Давыдова Н.О. Оценка индивидуальных параметров поведения студентов как профилактика нарушений профессиональной адаптации/ Н.О. Давыдова, И.И. Черемушникова // Врач аспирант. №4.1(59). Научно-практический журнал. Издательство «Научная книга», 2013.- С.203-213.
5. Инновационные образовательные технологии и методы обучения: монография / И.И. Черемушникова Н.О. Давыдова, Н.В. Дробышева и др. – Saint-Louis, MO: Publishing House «Science & Innovation Center», 2013. – 136 с.
6. Казначеев В.П., Баевский Р.М., Берсенева А.П. Донозологическая диагностика в практике массовых обследований населения. - Л., 1980.
7. Лейфа А. В. Региональные подходы к обоснованию факторов, влияющих на здоровье студентов Дальнего Востока / А. В. Лейфа, Ю.М. Перельман, К. Н. Сизоненко // Физическая культура, спорт и туризм на Дальнем Востоке: м-лы межрегион. науч. конф.– Хабаровск, 2000.– С.68–70
8. Литвинова, Н.А. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей студентов в адаптации к умственной и физической деятельности: Автореф. дис. докт. биол. наук. Томск, — 2008. — 25 с.
9. Мантрова И.Н. Методическое руководство по психофизиологической и психологической диагностике / И.Н. Мантрова // ООО «Нейрософт». — 2008.. — С.216.
10. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTICA / О.Ю. Реброва. – М.: Медиа Сфера, 2006. – 312 с.
11. Davydova, N.O. Level of orphan’s health in the concept of critical periods of postnatal ontogenesis / Davydova N.O., Borisova M.A., Notova S.V., Cheremushnikova I.I. // International journal of experimental education. – 2011.- №12. - С. 3.
Адаптация происходит в определенной последовательности в зависимости от характера действующего фактора, состояния организма, величины его функциональных резервов. Вначале включаются срочные физиологические механизмы адаптации (изменения дыхания и кровообращения). По мере приспособления включаются и более инертные механизмы, связанные с синтезом белка и формированием системного структурного следа адаптации. Факторы окружающей среды представлены адекватными и неадекватными. К адекватным факторам организм адаптирован в результате длительной эволюции и онтогенеза, в результате чего сформированы устойчивые адаптивные механизмы. К неадекватным факторам, то есть неоднозначным по физиологическим и биологическим характеристикам,  полная адаптация организма достигается не всегда. При этом происходит мобилизация и расходование функциональных резервов организма[3].

Наиболее частой психосоматической патологией считаются заболевания дыхательной и пищеварительной системы, а первым соматическим проявлением стресса является изменение частоты дыхания и пульса[1,2].

Цель исследования: выявить влияние социального фактора на уровень адаптации к условиям университета у студентов разных социальных групп. Подобрать индивидуальные медицинские и психологические методики диагностики с учётом социального фактора.  

Материалы и методы. Исследовались две группы студентов, одна из которых была представлена социальными сиротами (первая группа). Каждую группу составили 148 студентов разных курсов и факультетов ОГУ. Кроме этого, студенты были разделены по гендерному признаку. Основными признаками включения в исследование были добровольность, трудности адаптации к университету и отсутствие острых заболеваний или обострения хронической патологии. Основными признаками исключения - острое заболевание студента и нежелание принять участие в исследовании. Всем студентам проведена оценка физического развития, функционального состояния дыхательной системы и сердечно-сосудистой системы, вегетативной регуляции, уровня стресса и склонностей к психосоматическим заболеваниям. Физическое развитие студентов оценивалось центильным методом. Спирометрия проведена на аппаратно-программном комплексе (АПК) «Спиро-Спектр» фирмы «Нейрософт». Использовались тесты «Спокойное дыхание/ЖЕЛ» (измеряет жизненную емкость легких, резервный объем вдоха и дыхательный объем), «Форсированный выдох» (25 параметров дыхания: объемных, скоростных, временных и относительных)  и «Максимальная вентиляция легких» (определяет объем максимальной вентиляции легких в пересчете на одну минуту и частоту дыхания). Измерения проводились при вертикальном положении грудной клетки, в положении сидя [8].

Исследование функционального состояния и регуляции сердечно-сосудистой, дыхательной и вегетативной системы проводилось на АПК «Поли-спектр»  фирмы «Нейрософт» с определением вариабельности ритма сердца (ВРС), вариабельности длительности дыхательного цикла (ВДДЦ) с ортостатической пробой и кросс-анализом в оперативном или кратковременном режиме.  Запись ЭКГ производилась в положении лежа на спине, при спокойном дыхании в трех стандартных отведениях и наложением датчика дыхания. Перед началом исследования был период спокойной адаптации к окружающим условиям в течение 5 - 10 минут. Фоновая запись длилась180 секунд, запись активной ортостатической пробы (АОП) в течение 90 секунд [4].

Кроме этого, проводилось психологическое тестирование на АПК «НС-Психотест» фирмы «Нейрософт» с использованием методик: «Дизадаптивные нарушения» (ДАН), теста здоровое поведение, шкалы жизненных событий Г.Е. Андерсона [7].

Все данные обрабатывались методами вариационной статистики с использованием пакетов прикладных программ «Statistica for Windows  6.0» и StatPlus Professional, Version 2009 for Windows. Проверка нормальности количественных признаков по критерию Шапиро-Уилка, Колмогорова-Смирнова/Лиллифорcа, Д'Агостино эксцесс была отклонена, в связи с этим выявлено, что количественные признаки не подчиняются нормальному  распределению. Для  сравнения двух независимых выборок был использован непараметрический U-критерий Манна-Уитни (Mann-Whitney U test), а также  тест Колмогорова-Смирнова и тест серий Вальда-Вольфовица [5].

Результаты исследования. Функциональное состояние организма оценивалось во взаимосвязи с антропометрией, поскольку большинство функциональных показателей дыхательной и сердечно-сосудистой системы рассчитываются с учетом роста человека [1,6].

Среди юношей по росту превосходили сироты в среднем на 4 сантиметра (р=0,0001), а среди девушек студентки не сироты на один сантиметр (р=0,049). Такая же тенденция, но с большей разницей отмечается и по массе тела с разницей в 6 килограммов и уровнем значимости р=0,0007 у юношей,  и в 6 килограммов и р=0,0001 у девушек.

При спектральном анализе вариабельности ритма сердца (ВРС) парасимпатическая и симпатическая активность может быть оценена за короткие промежутки времени (2-5 минут). Высокочастотные колебания (ВЧ или HF-high frequency) в основном связаны с дыханием и отражают вагусный контроль сердечного ритма. Низкочастотные колебания (НЧ или LF-low frequency), имеют смешанное происхождение, т.е. на мощность в этом диапазоне оказывают влияние изменения тонуса как симпатического (преимущественно), так и парасимпатического отдела ВНС. Очень низкочастотные колебания (ОНЧ или VLF- very low frequency) физиологически связаны с системами терморегуляции, ренин-ангиотензин-альдостероновой и катехоламиновой. Соотношение LF/HF отражают баланс отделов вегетативной нервной системы (ВНС) и характер нейрогуморальной регуляции. Динамика показателей спектральных составляющих при проведении функциональных проб, в частности ортостатической пробы, также позволяет правильно оценить состояние нейрогуморальной регуляции.

Результаты спектрального анализа ВРС у студентов-сирот  и контрольной группы представлены в табл. 1.

Для оценки регуляции системы кардио- и гемодинамики при разных фазах адаптации, напряжения и перенапряжения используют активную ортопробу [9]. У  студентов обеих групп реакция на ортопробу представлена в таблице 1. Она была адаптивной, что выражалось повышением процентной доли  низкочастотной составляющей. Таким образом, при спектральном анализе, результаты которого представлены на диаграммах рисунков 2-5 и таблице 8, мы обратили внимание на то, что в большом балансе парасимпатические и симпатические влияния регуляции вариабельности ритма сердца отмечаются у юношей с меньшим различием по группам (LF\HF). У юношей-сирот преобладал  компонент (%) HF в спектральной мощности регуляции ВРС, в большей степени в фоновой  пробе с высоким уровнем значимости (рфп=0,033). Вклад смешанного компонента (%) LF, с преобладанием симпатики, отмечен также у юношей-сирот, в большей степени при проведении ортостатической пробы. Вне вегетативные (%) VLF  влияния на регуляцию ритма сердца, оказали в большей степени, у студентов-не сирот, с высокими значениями уровня значимости, как в фоновой, так и ортостатической пробах (рфп=0,017 и роп=0,005 соответственно).

У девушек обеих групп выявлены отличия в спектральном анализе ВРС по пробам. Выше показатели были у девушек I группы в ортопробе, а у девушек II группы в фоновой пробе, что говорит о большей роли в регуляции ритма сердца вегетативного компонента.  Детализируя спектр вклада разных колебаний в общую мощность, отмечено, что парасимпатический компонент больше у девушек I группы в фоновой пробе, а у девушек II группы в ортостатической с уровнем значимости р фп0=,045 и роп = 0,0081 соответственно. Влияние симпатического компонента и вне вегетативного (LF и VLF) выше у девушек I группы в отропробе, а во II группе в фоновой пробе с высоким уровнем значимости при сравнении вне вегетативного компонента (VLF с рфп =0,028 и роп =0,033 соответственно). Общая мощность спектра (ОМС) или Total power (TP) была достоверно выше в группе юношей сирот в фоновой и ортостатической пробе (р=0,03), и девушек не сирот в обеих пробах (р=0,0034).

Таблица 1

Спектральный анализ вариабельности ритма сердца студентов, мс2

Показатель

Юноши I группа (n=73) М±m

Юноши II группа (n=73)

М±m

р

ФП

ОП

ФП

ОП

VLF

1887,35±

272,90

1780,05±

312,19

1546,91±

175,71

1622,41±

235,48

фп 0,019

оп 0,29

LF

3559,80±

712,07

1891,53±

237,86

1601,93±

277,22

1698,00±

203,95

фп 0,005

оп  0,25

HF

5275,58±

305,51

1686,89±

549,39

2253,23±

519,24

2253,23±

519,24

фп 0,016

оп 0,016

LF\HF

1,14±0,09

4,66±0,57

1,22±0,10

4,49±0,36

фп 0,19

оп 0,26

Показатель

Девушки I группа (n=73) М±m

Девушки II группа (n=73) М±m

р

ФП

ОП

ФП

ОП

VLF

1126,03±

133,24

950,10±

116,31

2108,52±

300,60

1280,25±

161,84

фп 0,0002

оп 0,026

LF

1682,63±

306,93

1604,68±

171,22

2694,76±

429,79

2426,39±

237,49

фп 0,12

оп 0,0058

HF

3008,48±

558,85

797,913±141,70

3824,50±

666,23

2049,94±

481,58

фп 0,56

оп 0,0003

LF\HF

0,85±0,09

4,51±0,52

1,04±0,11

3,11±0,29

фп 0,14

оп 0,042

Примечание: здесь и далее: ФП - фоновая проба; ОП - ортопроба.

Показатели временного анализа ВРС были достоверно различны в обеих группах и представлены в таблице 2.

Таблица 2

Временной анализ ВРС

Показатель

Юноши I группа (n=73) М±m

Юноши II группа (n=73)

М±m

р

ФП

ОП

ФП

ОП

RRNN

841,36±15,97

666,87±12,16

827,39±14,69

673,26±12,99

фп 0,01

оп  0,03

SDNN

83,53±7,22

53,88±4,99

64,11±3,98

48,69±3,38

фп 0,081

оп 0,004

Показатель

Девушки I группа (n=73) М±m

Девушки II группа (n=73) М±m

р

ФП

ОП

ФП

ОП

RRNN

822,60±13,40

677,45±11,07

765,90±13,27

634,32±8,74

фп 0,0033

оп 0,0048

SDNN

66,41±

4,57

45,18±2,82

78,07±5,91

57,47±3,79

фп 0,023

оп 0,0044

Коэффициент  К30/15орто в обеих группах различался не достоверно и составил у юношей-сирот и не сирот 1,20±0,04 и 1,16±0,031 соответственно, у девушек тех же групп 1,13±0,01 и 1,16±0,03. Характерной особенностью студентов обеих групп была сниженная реакция на АОП, так  как значение коэффициента  К30/15орто  было от 1 до 1,20 [10]. 

Сравнительный анализ ВДДЦ и ВРС выявил большое число пиков гистограммы ВДДЦ у студентов-сирот, что указывает на психоэмоциональное напряжение и несовершенство нейрогуморальной регуляции.

Комплексная оценка показателей ВРС позволяет оценить функциональное состояние.

Комплексная оценка по показателям ВРС функционального состояния показала разницу в большей степени по гендерному аспекту, чем социальному.

У юношей значения ИВР, ВПР, и ПАПР в ходе проведения ортопробы менялись сопоставимо по группам, с высоким уровнем значимости в фоновой пробе, при исходно больших значениях у студентов-не сирот. Отмечено увеличение индекс напряжения в четыре раза в ходе проведения ортопробы у студентов-сирот, в тоже время во второй группе он увеличился только в 2,5 раза. Соотношение  ИН2/ИН1у юношей первой группы практически в два раза выше, чем во второй. У девушек отличия были менее значимыми. ВПР, ПАПР и ИН менялись в ортопробе в обеих группах похожим образом, исходный уровень данных параметров был также сопоставимым. Соотношение ИН2/ИН1у девушек было мало отличимым (р=0,076). Таким образом, функциональные показатели ВРС отличались, как по социальному, так и гендерному аспекту.

Проведен анализ основных показателей функции  дыхательной системы.

Что касается девушек первой группы, то объемные показатели были ниже, чем у девушек второй группы, и статистически достоверны - ОФВ1/ЖЕЛ и ЖЕЛ вд. (р = 0,0003 и  0,0001 соответственно).

Основные показатели психического здоровья мы анализировали также с использованием компьютерных программ.

По шкале Андерсона у девушек в первой группе уровень стрессовой нагрузке был равен  461,76 баллов, а во второй - 448,97. Тем не менее, сам уровень стрессовой нагрузки по бальной оценке оказался высоким. У юношей, поэтому же тесту, стрессовая нагрузка оказалась еще выше, чем у девушек, причем во второй группе юношей стресс был достоверно выше (р=0,0054), чем в первой. Результаты по тесту «Дизадаптивные нарушения» были средние по всем шкалам, как у юношей, так и у девушек, с недостоверными различиями по группам. Лучшие результаты по тесту «Здоровое поведение» показали девушки, особенно во второй группе с достоверной разницей по показателям «Алкоголь и наркотики» (р=0,003). В два раза худший результат был в первой группе девушек по показателям «Еда». У юношей II группы по тесту «Здоровое поведение» достоверно хуже результаты были по таким показателям, как «Алкоголь и наркотики» (р=0,0000), «Еда» (р=0,0001), «Стресс-контроль» (р=0,0094) И «Безопасность» (р=0,0031).

Уровень стрессовой нагрузки по бальной оценке оказался высоким во всех группах студентов. У юношей стрессовая нагрузка оказалась выше, чем у девушек, причем в группе юношей не сирот стресс был достоверно выше (р=0,0054). «Дизадаптивные нарушения» были средние по всем шкалам, как у юношей, так и у девушек. Разница между студентами сиротами и не сиротами была незначительная. При анализе образа жизни студентов по результатам теста «Здоровое поведение» хуже результаты показали девушки сироты и юноши не сироты.

Заключение. Особенности влияния социального фактора на соматическое и психическое здоровье, выявленное в ходе исследования, обусловливает определенные трудности адаптации студента к условиям университета [11]. Однако индивидуальный подход с учетом стартовых социальных обстоятельств (давались рекомендации психологической и медикаментозной коррекции каждому студенту), является высоко действенным средством повышения успеваемости и профилактики дизадаптации студентов [7].

Рецензенты:

Нотова С.В., д.м.н., профессор, ФГБОУ ВПО "Оренбургский государственный университет", г. Оренбург;

Алеманова Г.Д., д.м.н., доцент, ФГБОУ ВПО "Оренбургский медицинский университет", г. Оренбург.


Библиографическая ссылка

Давыдова Н.О., Кван О.В., Черемушникова И.И. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22542 (дата обращения: 22.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074