Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

METHODS OF TRAINING AND FOOTBALL PITCH VIEW ASSESSMENT

Afonshin V.E. 1 Drandrov G.L. 2 Polevschikov M.M. 3 Rozhentsov V.V. 4
1 LLC LEMA
2 2Chuvash State Pedagogical University. IY Yakovlev
3 3Mari state university
4 Interregional Open Social Institute
Methods of training and football pitch view assessment. Afonshin V.Е., Drandrov G.L., Polevshchikov М.М., Rozhentsov V.V. An athlete’s training and his football pitch view assessment are conducted with controlled dynamic highlighting with which possible ways of moving are directed. Change in the direction and its boundaries is activated with a software complex unpredictably for an athlete. Only some radio-guided models are set up on the previously selected points of the football pitch. These models shifts are controlled by the software complex in compliance with the athlete’s movement route, thus a game situation is reproduced. The athlete is assigned to move according to the preset route within its boundaries and to keep the ball within them as well as to react upon the preset game situation or a preset shift. The athlete gives a sound or a visual response signal having recognized the game situation or some changes to be reacted upon. The athlete’s movements are recorded with a video camera placed beside the microphone above the football pitch at the height targeted. The video and the sound signals are transmitted into the software, which computes delays and the arithmetic mean value of the delays of the athlete’s response signal to the preset game situation occurrence or preset shifts to be reacted upon. Athlete’s ability to view the football pitch is assessed with the arithmetic mean value of the delays within the reproduced preset game situations or with the ratio of the shifts to be reacted upon and the athlete’s response signal.
training
tactics
game types
sport
В настоящее время наиболее распространена технология обучения, когда в процессе тренировок спортсмен овладевает техническими приемами как средством ведения игры, после чего в процессе тактической подготовки приобретает умение владеть техническими приемами в постоянно меняющихся игровых ситуациях [7].

Альтернативная технология обучения отдает предпочтение интеграции всех элементов игровой деятельности, когда игровые действия не распадаются на отдельные технические и тактические приемы, а представляют собой единые тактико-технические действия. Обучение тактическим действиям осуществляется с использованием игровых упражнений, моделирующих игровые ситуации, возникающие в ходе соревновательной деятельности [5;  14].

В большинстве случаев тренеры на тренировках и играх при объяснении тактических действий используют различные планшеты и макеты площадок, на которых изображают перемещения игроков. Однако, по мнению Ж.Л. Козиной [9], помимо статических изображений необходимы средства, отображающие тактические действия в динамике. Автор выделяет следующие основные направления применения современных информационных технологий для обеспечения наглядности выполнения тактико-технических действий в спортивных играх:

- создание полиграфических пособий, отражающих особенности выполнения различных приемов в спортивных играх;

- применение видеофильмов для обеспечения наглядности выполнения приемов;

- создание мультипликационных фильмов, позволяющих акцентировать особенности тактико-технических действий.

Имеются сведения об использовании на тренировках аудиовизуальных обучающих программ, созданных путем видеосъемки тактического взаимодействия, наглядно демонстрирующего изучаемую тактическую комбинацию и варианты ее завершения [13]. Предложен метод обучения тактике игры, основанный на применении графического языка описания игровых эпизодов. Это позволяет отобразить множество вариантов игровых ситуаций и более рационально организовывать тренировки по формированию схемы действий как отдельного, так и нескольких игроков [15].

Вопросы использования компьютерных информационных технологий в технико-тактической подготовке в игровых видах спорта рассмотрены авторами ранее, предложена методика обучения тактическим действиям путем моделирования игровых ситуаций в виртуальной реальности [1].

Цель работы - разработка методики тренировки и оценки умения видеть игровое поле.

Методика тренировки и оценки умения видеть игровое поле

Тренировка спортсмена проводится на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой, при помощи которой задают возможные маршруты перемещения. Изменение направления маршрута и его границ задают аппаратно-программным комплексом непредсказуемо для спортсмена. В заданных местах игрового поля размещают несколько радиоуправляемых фигур, которые перемещаются под управлением аппаратно-программного комплекса согласованно с изменениями маршрута перемещения спортсмена для создания заданной игровой ситуации.

Спортсмену дается задание: перемещаясь по заданному маршруту, находиться в его границах, удерживать спортивный снаряд в этих границах и реагировать на заданную игровую ситуацию или заданное перемещение. Спортсмен, увидев игровую ситуацию или изменения, подлежащие реагированию, подает условный звуковой или визуально видимый сигнал.

Движение спортсмена снимают видеокамерой, расположенной совместно с микрофоном на заданной высоте над игровым полем. Видеоизображение и сигнал из микрофона передают в аппаратно-программный комплекс, который вычисляет задержки между возникновением заданной игровой ситуации или заданными изменениями, подлежащими реагированию спортсменом, и ответным условным сигналом спортсмена, среднеарифметическое значение задержек.

Способность спортсмена видеть игровое поле оценивают по среднеарифметическому значению задержек между сложившимися заданными игровыми ситуациями или изменениями, подлежащими реагированию спортсмена, и ответным условным сигналом спортсмена [2].

Обсуждение

Проблемой роста спортивного мастерства в игровых видах спорта, особенно в футболе и хоккее, по мнению ряда специалистов [3; 12], стала укоренившаяся система обучения через упражнения, в которых изначально отсутствуют игровые задачи с акцентированием внимания на восприятии и оценке ситуаций, а сформировавшиеся умения закрепляются в простых ситуациях, не требующих принятия решений. Вследствие этого у спортсменов в недостаточной мере формируется пространственная ориентировка и разносторонность применения технико-тактических действий в игровых, тренировочных и соревновательных условиях.

По мнению М.А. Вершинина и соавт. [3], решать данную проблему необходимо на основе разработки и внедрения в практику эффективных методик обучения, в содержании которых приоритетную роль целесообразно отводить игровым средствам.

В.В. Николаенко [12] отмечает подход, принятый Федерацией футбола Италии, которая в работе с юными футболистами делает акцент на широкое использование игр и ситуационных игровых заданий, которые должны начинаться как можно раньше, не дожидаясь становления техники, так как последняя будет улучшаться благодаря построению тренировочного процесса в соответствии с требованиями реальной игры.

Этот подход поддерживают В.В. Мезенцев, В.В. Козин с соавт. и ряд других специалистов [8; 11], которые рекомендуют обучать тактико-техническим действиям и совершенствовать их в дальнейшем на основе изучения типовых игровых ситуаций. Таким образом, игроки одновременно овладевают ситуационной техникой и умением варьировать свои движения в зависимости от ситуации. Учет складывающихся в типовой игровой ситуации условий позволяет вносить существенные коррективы в исполнительный компонент соответствующих двигательных действий.

Введение в спортивный обиход понятия «ситуационная техника» позволило осуществить преемственность формирования представления о ситуации заучиванием тактико-технических действий (сначала должно происходить обучение игровой ситуации, а затем на основе возможных условий этой ситуации происходит адаптация разучиваемых действий к этим условиям). Однако в данном случае ситуации можно рассматривать только отдельно друг от друга, без взаимообусловленности, что не позволяет сформировать динамический образ игровых ситуаций в сознании спортсмена. Особенно последнее важно в игровых видах спорта, где игровые ситуации преобразуются непрерывно, требуя от спортсмена эффективного решения одной ситуации и создания, принятия, управления другой. Это, в свою очередь, требует от спортсменов не только безупречного владения игровыми приемами, но и наличия знаний о закономерностях возникновения специфических ситуаций, а также умения преобразовывать взаимно обусловленные ситуаций между собой [8].

Соревновательная деятельность спортсменов игровых видов насыщена большим количеством специфических ситуаций, и каждая ситуация определяет состояние системы тактико-технической деятельности - она присутствует в ней, приводит к ее распаду или преобразованию. Исходя из этого игровая ситуация является моделью реальности, с изменением которой меняется и система тактико-технической деятельности [10].

Игрок обязан действовать в ситуации, но как именно, она ему не показывает, поэтому его тактико-техническая деятельность зависит от восприятия каждой ситуации, ее оценки и выбора решения. Для решения данной проблемы были разработаны методики, включающие метод моделирования игровых ситуаций. В данном случае ситуации выступают как поле деятельности спортсмена и содержательная основа технико-тактических характеристик, создавая предпосылки к союзу техники и тактики игры [8].

Преимущество ситуационного подхода в решении проблем тактико-технической подготовки спортсменов игровых видов, в том числе и при классификации игровых ситуаций, заключается в комплексности. Данный подход позволяет выделять ключевые компоненты, ошибки в различных игровых ситуациях и типизировать их, рассматривать виды ситуаций с учетом двигательных характеристик и элементов, а также выявлять конкретный момент времени и места ее возникновения. Учет ситуационной изменчивости игры и противодействий соперников в совершенствовании тактико-технических приемов позволяет рассматривать тактико-технические действия системно посредством причинно-следственных связей. Системный подход позволяет реализовывать принцип типизации с учетом участков игрового пространства, на которых частота определенной двигательной последовательности имеет выраженную форму. Это позволяет определить, в каком месте чаще всего игрок использует одно действие (например, рывок) и где чаще всего используется другое действие. Исходя из этого, необходимо выявить закономерности игры, а именно последовательность чередования двигательных действий различной интенсивности (ходьба, бег средней, малой интенсивности, ускорение, рывок, остановка), и на основе этого моделировать упражнения в учебно-тренировочном процессе. При этом установление типологических особенностей игровых ситуаций и двигательной активности, характеризующих спортсменов различного возраста, определяет различия между двигательной активностью и игровым амплуа, а также способствует разработке алгоритмов использования двигательных сочетаний для моделирования упражнений [8].

Фундаментом или основой тактического мастерства является зрительный контроль, обеспечивающий видение поля, в пределах которого осуществляется игровое мышление. Элементами индивидуального тактического мастерства игрока являются [4]:

- зрительный контроль обстановки (функционирование зрительных анализаторов, выполнение технических приёмов без зрительного контроля);

- видение поля на основе зрительного контроля (расстановка, взаимное положение, движение игроков);

- игровое мышление (реакция на изменения, синтез и оценка вариантов действий);

- прогнозирование развития ситуации;

- принятие решений;

- исполнение принятых решений в условиях противодействия.

Неумение «видеть поле», воспринять элементы игровой ситуации может привести к неправильному решению. Ошибки в принятии решений, обусловленные неразвитостью тактического мышления (умственных действий анализа, сравнения, обобщения, классификации), с одной стороны, и недостаточностью тактических знаний - с другой, могут привести к тому, что их практическая реализация не обеспечит выигрыша игрового эпизода [6].

Таким образом, по мнению В.В. Николаенко [12], действия спортсмена игровых видов спорта со спортивным снарядом на начальном этапе подготовки следует рассматривать как технические или, что более правильно, как технико-тактические, а на последующих этапах обучения - тактико-технические. Задача первого этапа - заложить разностороннюю базу общих и специальных двигательных навыков. Без фундамента, слагающегося из превосходной координированности, специальных движений, доведенных до автоматизма, о техническом росте не может быть и речи, потому что дальнейший уровень развития тактико-технического мастерства во многом зависит от уровня развития координационных способностей. Задача второго этапа решается при помощи комплексных заданий. Спортсмен должен научиться технике владения спортивным снарядом в разных взаимосвязанных с игрой действиях. Комплексные задания - одна из ступенек в бесконечной лестнице совершенствования от простого к сложному. Задача третьего этапа - научить игрока эффективно и качественно применять технические приемы в экстремальных условиях и решать тактические задачи до приема спортивного снаряда.

Заключение

Предложенная методика тренировки и оценки умения видеть игровое поле позволяет сделать акцент на качество и эффективность тренировочного процесса, направленного на индивидуальное развитие и подготовку креативного игрока, проводить учебно-тренировочные занятия в игровой форме, внедрить систему постепенной тактико-технической подготовки спортсменов.

Внедрение методики в практику подготовки в игровых видах спорта позволит повысить уровень спортивного мастерства спортсменов, который в дальнейшем будет определять их потенциал на профессиональном уровне.

Рецензенты:

Пьянзин А.И., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теоретических основ физического воспитания, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары;

Комелина В.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методики технологии и профессионального образования, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола.