Альтернативная технология обучения отдает предпочтение интеграции всех элементов игровой деятельности, когда игровые действия не распадаются на отдельные технические и тактические приемы, а представляют собой единые тактико-технические действия. Обучение тактическим действиям осуществляется с использованием игровых упражнений, моделирующих игровые ситуации, возникающие в ходе соревновательной деятельности [5; 14].
В большинстве случаев тренеры на тренировках и играх при объяснении тактических действий используют различные планшеты и макеты площадок, на которых изображают перемещения игроков. Однако, по мнению Ж.Л. Козиной [9], помимо статических изображений необходимы средства, отображающие тактические действия в динамике. Автор выделяет следующие основные направления применения современных информационных технологий для обеспечения наглядности выполнения тактико-технических действий в спортивных играх:
- создание полиграфических пособий, отражающих особенности выполнения различных приемов в спортивных играх;
- применение видеофильмов для обеспечения наглядности выполнения приемов;
- создание мультипликационных фильмов, позволяющих акцентировать особенности тактико-технических действий.
Имеются сведения об использовании на тренировках аудиовизуальных обучающих программ, созданных путем видеосъемки тактического взаимодействия, наглядно демонстрирующего изучаемую тактическую комбинацию и варианты ее завершения [13]. Предложен метод обучения тактике игры, основанный на применении графического языка описания игровых эпизодов. Это позволяет отобразить множество вариантов игровых ситуаций и более рационально организовывать тренировки по формированию схемы действий как отдельного, так и нескольких игроков [15].
Вопросы использования компьютерных информационных технологий в технико-тактической подготовке в игровых видах спорта рассмотрены авторами ранее, предложена методика обучения тактическим действиям путем моделирования игровых ситуаций в виртуальной реальности [1].
Цель работы - разработка методики тренировки и оценки умения видеть игровое поле.
Методика тренировки и оценки умения видеть игровое поле
Тренировка спортсмена проводится на игровом поле с управляемой светодинамической подсветкой, при помощи которой задают возможные маршруты перемещения. Изменение направления маршрута и его границ задают аппаратно-программным комплексом непредсказуемо для спортсмена. В заданных местах игрового поля размещают несколько радиоуправляемых фигур, которые перемещаются под управлением аппаратно-программного комплекса согласованно с изменениями маршрута перемещения спортсмена для создания заданной игровой ситуации.
Спортсмену дается задание: перемещаясь по заданному маршруту, находиться в его границах, удерживать спортивный снаряд в этих границах и реагировать на заданную игровую ситуацию или заданное перемещение. Спортсмен, увидев игровую ситуацию или изменения, подлежащие реагированию, подает условный звуковой или визуально видимый сигнал.
Движение спортсмена снимают видеокамерой, расположенной совместно с микрофоном на заданной высоте над игровым полем. Видеоизображение и сигнал из микрофона передают в аппаратно-программный комплекс, который вычисляет задержки между возникновением заданной игровой ситуации или заданными изменениями, подлежащими реагированию спортсменом, и ответным условным сигналом спортсмена, среднеарифметическое значение задержек.
Способность спортсмена видеть игровое поле оценивают по среднеарифметическому значению задержек между сложившимися заданными игровыми ситуациями или изменениями, подлежащими реагированию спортсмена, и ответным условным сигналом спортсмена [2].
Обсуждение
Проблемой роста спортивного мастерства в игровых видах спорта, особенно в футболе и хоккее, по мнению ряда специалистов [3; 12], стала укоренившаяся система обучения через упражнения, в которых изначально отсутствуют игровые задачи с акцентированием внимания на восприятии и оценке ситуаций, а сформировавшиеся умения закрепляются в простых ситуациях, не требующих принятия решений. Вследствие этого у спортсменов в недостаточной мере формируется пространственная ориентировка и разносторонность применения технико-тактических действий в игровых, тренировочных и соревновательных условиях.
По мнению М.А. Вершинина и соавт. [3], решать данную проблему необходимо на основе разработки и внедрения в практику эффективных методик обучения, в содержании которых приоритетную роль целесообразно отводить игровым средствам.
В.В. Николаенко [12] отмечает подход, принятый Федерацией футбола Италии, которая в работе с юными футболистами делает акцент на широкое использование игр и ситуационных игровых заданий, которые должны начинаться как можно раньше, не дожидаясь становления техники, так как последняя будет улучшаться благодаря построению тренировочного процесса в соответствии с требованиями реальной игры.
Этот подход поддерживают В.В. Мезенцев, В.В. Козин с соавт. и ряд других специалистов [8; 11], которые рекомендуют обучать тактико-техническим действиям и совершенствовать их в дальнейшем на основе изучения типовых игровых ситуаций. Таким образом, игроки одновременно овладевают ситуационной техникой и умением варьировать свои движения в зависимости от ситуации. Учет складывающихся в типовой игровой ситуации условий позволяет вносить существенные коррективы в исполнительный компонент соответствующих двигательных действий.
Введение в спортивный обиход понятия «ситуационная техника» позволило осуществить преемственность формирования представления о ситуации заучиванием тактико-технических действий (сначала должно происходить обучение игровой ситуации, а затем на основе возможных условий этой ситуации происходит адаптация разучиваемых действий к этим условиям). Однако в данном случае ситуации можно рассматривать только отдельно друг от друга, без взаимообусловленности, что не позволяет сформировать динамический образ игровых ситуаций в сознании спортсмена. Особенно последнее важно в игровых видах спорта, где игровые ситуации преобразуются непрерывно, требуя от спортсмена эффективного решения одной ситуации и создания, принятия, управления другой. Это, в свою очередь, требует от спортсменов не только безупречного владения игровыми приемами, но и наличия знаний о закономерностях возникновения специфических ситуаций, а также умения преобразовывать взаимно обусловленные ситуаций между собой [8].
Соревновательная деятельность спортсменов игровых видов насыщена большим количеством специфических ситуаций, и каждая ситуация определяет состояние системы тактико-технической деятельности - она присутствует в ней, приводит к ее распаду или преобразованию. Исходя из этого игровая ситуация является моделью реальности, с изменением которой меняется и система тактико-технической деятельности [10].
Игрок обязан действовать в ситуации, но как именно, она ему не показывает, поэтому его тактико-техническая деятельность зависит от восприятия каждой ситуации, ее оценки и выбора решения. Для решения данной проблемы были разработаны методики, включающие метод моделирования игровых ситуаций. В данном случае ситуации выступают как поле деятельности спортсмена и содержательная основа технико-тактических характеристик, создавая предпосылки к союзу техники и тактики игры [8].
Преимущество ситуационного подхода в решении проблем тактико-технической подготовки спортсменов игровых видов, в том числе и при классификации игровых ситуаций, заключается в комплексности. Данный подход позволяет выделять ключевые компоненты, ошибки в различных игровых ситуациях и типизировать их, рассматривать виды ситуаций с учетом двигательных характеристик и элементов, а также выявлять конкретный момент времени и места ее возникновения. Учет ситуационной изменчивости игры и противодействий соперников в совершенствовании тактико-технических приемов позволяет рассматривать тактико-технические действия системно посредством причинно-следственных связей. Системный подход позволяет реализовывать принцип типизации с учетом участков игрового пространства, на которых частота определенной двигательной последовательности имеет выраженную форму. Это позволяет определить, в каком месте чаще всего игрок использует одно действие (например, рывок) и где чаще всего используется другое действие. Исходя из этого, необходимо выявить закономерности игры, а именно последовательность чередования двигательных действий различной интенсивности (ходьба, бег средней, малой интенсивности, ускорение, рывок, остановка), и на основе этого моделировать упражнения в учебно-тренировочном процессе. При этом установление типологических особенностей игровых ситуаций и двигательной активности, характеризующих спортсменов различного возраста, определяет различия между двигательной активностью и игровым амплуа, а также способствует разработке алгоритмов использования двигательных сочетаний для моделирования упражнений [8].
Фундаментом или основой тактического мастерства является зрительный контроль, обеспечивающий видение поля, в пределах которого осуществляется игровое мышление. Элементами индивидуального тактического мастерства игрока являются [4]:
- зрительный контроль обстановки (функционирование зрительных анализаторов, выполнение технических приёмов без зрительного контроля);
- видение поля на основе зрительного контроля (расстановка, взаимное положение, движение игроков);
- игровое мышление (реакция на изменения, синтез и оценка вариантов действий);
- прогнозирование развития ситуации;
- принятие решений;
- исполнение принятых решений в условиях противодействия.
Неумение «видеть поле», воспринять элементы игровой ситуации может привести к неправильному решению. Ошибки в принятии решений, обусловленные неразвитостью тактического мышления (умственных действий анализа, сравнения, обобщения, классификации), с одной стороны, и недостаточностью тактических знаний - с другой, могут привести к тому, что их практическая реализация не обеспечит выигрыша игрового эпизода [6].
Таким образом, по мнению В.В. Николаенко [12], действия спортсмена игровых видов спорта со спортивным снарядом на начальном этапе подготовки следует рассматривать как технические или, что более правильно, как технико-тактические, а на последующих этапах обучения - тактико-технические. Задача первого этапа - заложить разностороннюю базу общих и специальных двигательных навыков. Без фундамента, слагающегося из превосходной координированности, специальных движений, доведенных до автоматизма, о техническом росте не может быть и речи, потому что дальнейший уровень развития тактико-технического мастерства во многом зависит от уровня развития координационных способностей. Задача второго этапа решается при помощи комплексных заданий. Спортсмен должен научиться технике владения спортивным снарядом в разных взаимосвязанных с игрой действиях. Комплексные задания - одна из ступенек в бесконечной лестнице совершенствования от простого к сложному. Задача третьего этапа - научить игрока эффективно и качественно применять технические приемы в экстремальных условиях и решать тактические задачи до приема спортивного снаряда.
Заключение
Предложенная методика тренировки и оценки умения видеть игровое поле позволяет сделать акцент на качество и эффективность тренировочного процесса, направленного на индивидуальное развитие и подготовку креативного игрока, проводить учебно-тренировочные занятия в игровой форме, внедрить систему постепенной тактико-технической подготовки спортсменов.
Внедрение методики в практику подготовки в игровых видах спорта позволит повысить уровень спортивного мастерства спортсменов, который в дальнейшем будет определять их потенциал на профессиональном уровне.
Рецензенты:
Пьянзин А.И., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теоретических основ физического воспитания, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары;
Комелина В.А., д.п.н., профессор, зав. кафедрой теории и методики технологии и профессионального образования, Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола.
Библиографическая ссылка
Афоньшин В.Е., Драндров Г.Л., Полевщиков М.М., Роженцов В.В. МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ И ОЦЕНКИ УМЕНИЯ ВИДЕТЬ ИГРОВОЕ ПОЛЕ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22534 (дата обращения: 22.01.2025).