Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF TOLERANT BEHAVIOR OF CADETS UNIVERSITIES MVD OF RUSSIA

Molostvov A.N. 1 Valiev A.N. 1 Pugacheva N.B. 2
1 Federal public state educational institution of higher education "Kazan legal institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation"
2 Kazan State University of Architecture and Engineering
Pedagogical conditions of formation of tolerant behavior of cadets of higher education institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia are revealed and evidence-based: a motivational and valuable orientation of teachers on formation at cadets of ability to tolerant behavior; development and realization of system and synergetic mechanisms of formation of tolerant behavior; stability of intergroup tolerance of cadets. The motivational and valuable orientation of teachers on formation at cadets of ability to tolerant behavior represents synergetic integrity of personal dispositions and vneshnestimuliruyemy motivation. Development and realization of system and synergetic mechanisms of formation of tolerant behavior provides: personal and role development of models of tolerant behavior; creation at cadets of situations of success during the forming and realization of strategy of steady professional interaction taking into account ethnocultural and confessional distinctions; application of implicit measures when forming at cadets of personal and significant sense of tolerance and ability to stability and conscious actions on the basis of consent and social partnership. Stability of intergroup tolerance of cadets indicates possession of skills of cooperation of them; recognition of individual distinctions and ways of manifestation of identity, general rights and fundamental freedoms of the person; mutual respect of interests, values, positions; the importance of the personal qualities providing the prevention and effective permission of conflict situations in the course of educational professional activity.
vospituyemost
models of social and steady behavior
subjectivity
social partnership
consent
stability
readiness for recognition
constructive cooperation
mutual understanding
tolerance
В совокупность педагогических условий психолого-педагогического сопровождения  формирования толерантного поведения  курсантов вузов  МВД России мы включаем:  мотивационно-ценностную направленность преподавателей на формирование у курсантов способности к толерантному поведению; разработку и реализацию системно-синергетических механизмов формирования толерантного поведения; устойчивость межгрупповой толерантности курсантов. Цель статьи - выяснить и научно обосновать педагогические условия психолого-педагогического сопровождения  формирования толерантного поведения  курсантов вузов  МВД России. Условием достижения цели может быть  решение следующих задач: выявление сущности мотивационно-ценностной направленности преподавателей на формирование у курсантов способности к толерантному поведению; определение содержания системно-синергетических механизмов формирования толерантного поведения; установление значения устойчивости межгрупповой толерантности курсантов. Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта) и  социолого-педагогические (наблюдение,  анализ случая, форсайт)  методы [8].

Результаты исследования. Мотивационно-ценностная направленность преподавателей на формирование у курсантов способности к толерантному поведению представляет синергетическую целостность личностных диспозиций (ценностных ориентаций,  установок, направленности) и внешнестимулируемой мотивации [10]. Синергетическая целостность внешнестимулируемой мотивации с личностными диспозициями (ценностными ориентациями,  установками, убеждениями,  направленностью) и обеспечивает мотивационно-ценностную направленность преподавателей на формирование у курсантов способности к толерантному поведению. Установлено, что структурообразующие компоненты мотивационно-ценностной направленности преподавателей на формирование у курсантов способности к толерантному поведению составляют личностные диспозиции, образуемые ценностными ориентациями,  установками, направленностью  и внешние мотиваторы [7].

Диспозиции личности -  это фиксированные в ее социальном опыте предрасположенности (жизненная позиция, направленность интересов, ценностная ориентация, социальная установка, субъективное отношение, доминирующая мотивация, субъективный смысл, придаваемый действиям и т.п.) воспринимать и оценивать условия деятельности, а также действовать в этих условиях определенным образом.

Внешние мотиваторы  могут иметь вид просьбы, совета, поручения, разрешения, согласия, предложения, привлечения, требования, внушения, постановки задачи, приказа, предписания, др. и принимать характер информирования, инструктирования, стимулирования и запрета (интердикции). Внешние мотиваторы в виде требования, постановки задачи, приказа, предписания, поручения, привлечения для преподавателей вуза МВД являются императивными. Мотиваторы в виде просьбы, совета, разрешения, согласия, предложения, внушения - согласительными. Синергетическое взаимодействие личностных диспозиций и внешних мотиваторов: во-первых, обеспечивает эффективность профессионально-педагогической деятельности преподавателей в процессе формирования у курсантов способности к толерантному поведению; во-вторых, позволяет выделить ценностные, мотивационные, знаниевые, деятельностные характеристики мотивационно-ценностной направленности преподавателей на формирование у курсантов способности к толерантному поведению.

Личностные диспозиции, как составляющие мотивационно-ценностной направленности преподавателей на формирование у курсантов способности к толерантному поведению, характеризуются синергетической целостностью:  ценностей (толерантность, терпимость, поддержка, принятие,  гуманизм, взаимопонимание, равноправность общения, гуманизм, альтруизм, устойчивость, индивидуальность, демократия,  безопасность, свобода, здоровье); мотиваций (интересы другого человека, стремление к бескорыстной помощи,  потребность в безопасности,  признание универсальных прав и свобод человека,  интернальность, направленность на социальную справедливость,  желание быть защищённым);    знаний (осознание многообразия культур, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности; независимость мышления; знание и понимание принципов толерантности);    умений и навыков (соблюдение гуманных норм поведения; владение методами сотрудничества, взаимодействия;  умения предупреждать конфликты, содействовать   взаимопониманию, свободному диалогу, формировать отношения открытости; навыки солидарных действий, противодействия антитолерантному поведению; готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, здоровьесбережение) [1].

Внешние мотиваторы, как составляющие мотивационно-ценностной направленности преподавателей на формирование у курсантов способности к толерантному поведению, характеризуются синергетической целостностью:  ценностей (законность, правопорядок, Присяга, служебный долг); мотиваций (обязанность действовать в соответствии с Присягой и  принципами законности и гуманизма; принятие защиты интересов, прав и свобод курсантов в процессе профессиональной подготовки; установка на выполнение профессиональных задач в соответствии с нормами морали и профессиональной этики; намерение рефлексивного взаимодействия  с курсантами по поводу формирования у них способности к  толерантному поведению);    знаний (знание закономерностей формирования ценностных ориентаций у курсантов вузов МВД; знание требований к личности сотрудника правоохранительных органов,  профессиональному общению, предупреждению и разрешению конфликтов в профессиональной деятельности; осознание значимости конкретной помощи курсантам в успешной самореализации в учебно-профессиональной деятельности);    умений и навыков (умения отбора и структурирования учебного материала, раскрывающего принципы, методы толерантного поведения; владение формами и методами психолого-педагогического сопровождения формирования толерантного поведения; умения проектировать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты).

 Синергетическое взаимодействие структурообразующих компонентов мотивационно-ценностной направленности преподавателей на формирование у курсантов способности к толерантному поведению (личностных диспозиций и внешних мотиваторов) и их характеристик (ценностных, мотивационных, знаниевых, деятельностных) способствует образованию мотивационно-целевого резонанса, проявляющегося в совпадении личных целей с  принципами службы в органах внутренних дел (законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма, гласности, соблюдения служебной дисциплины), обеспечении информационно-психологической безопасности [2].

Формирование толерантного поведения  у курсантов вузов  МВД России - это нелинейный процесс, в котором синергетически взаимодействуют  целенаправленное регулирование формирования установки на модели толерантного  поведения (воспитание); развитие когнитивных представлений о толерантности и осмысление возможностей толерантного поведения (самовоспитание); организация специальной событийно-деятельностной среды (социально-педагогическая инфраструктура общества). Поскольку составляющие нелинейного процесса формирования толерантного поведения  у курсантов вузов  МВД России имеют системно-синергетический характер, то одно из педагогических условий психолого-педагогического сопровождения  - разработка и реализация системно-синергетических механизмов формирования  толерантного поведения. Выяснено, что разработка и реализация системно-синергетических механизмов формирования  толерантного поведения  предусматривает:  личностно-ролевое освоение курсантами моделей толерантного  поведения («дежурный по курсу», «патрульный», «караульный», «следователь», «эксперт-криминалист»  и других);  создание у курсантов ситуаций успеха при выстраивании и реализации стратегий устойчивого профессионального взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиональных различий;  применение имплицитных мер при формировании у курсантов личностно-значимого смысла толерантности и способности к   устойчивости и осознанным действиям на основе согласия и социального партнерства (умение выслушивать курсанта и уважать его мнение; уважение чести и достоинства курсанта; уважительное обращение к курсантам; дружелюбный тон общения; умение преподавателя признавать свою неправоту; искреннее признание заслуг курсантов; выражение одобрения по поводу малейшей удачи курсантов; умение устанавливать контакты  корректно отстаивать свою точку зрения в спорах;  умение управлять собственным эмоциональным состоянием; внушение); освоение методов информационно-психологической безопасности личности  [3].

Установлено, что системно-синергетические механизмы формирования  толерантного поведения способствуют:  осознанию курсантами ценности толерантности как социальной нормы; освоению  навыков толерантного поведения посредством продуктивного использования курсантами собственных ресурсов; совершенствованию качеств, позиций, ценностей личности курсантов, способствующих развитию  навыков психологической устойчивости в ситуациях риска;  интериоризации курсантами опыта толерантного поведения в ходе осуществления правоохранительной деятельности; гармонии духовно-нравственных,  гражданско-патриотических личностно значимых смыслов и ценностно-нормативных императивов правоохранительной деятельности (законность,  сотрудничество, гражданский и служебный долг) [4]. Системно-синергетические механизмы формирования  толерантного поведения у курсантов вузов МВД обеспечивают взаимопонимание,  доверие, сотрудничество преподавателей и курсантов, а также согласованность знаниевого, мотивационного, деятельностного компонентов психолого-педагогического сопровождения [5].

Устойчивость межгрупповой толерантности курсантов указывает на  владение ими навыков сотрудничества; признание  индивидуальных различий и способов проявления индивидуальности,  всеобщих прав и основных свобод человека; взаимное уважение интересов, ценностей, позиции;  значимость личностных качеств, обеспечивающих предупреждение и эффективное разрешение конфликтных ситуаций в процессе учебно-профессиональной деятельности. Выяснено, что устойчивость межгрупповой толерантности курсантов обеспечивает:   формирование у курсантов совокупности качеств, позиций, ценностей, необходимых для толерантного поведения,  посредством межличностного оценивания;  освоение опыта толерантного поведения, посредством усвоения набора ситуаций общения и видов действий. Устойчивость межгрупповой толерантности курсантов, как одно из педагогических условий психолого-педагогического сопровождения формирования толерантного поведения, в результате интеграции индивидуальной и совместной деятельности курсантов по освоению моделей социально-устойчивого  поведения на основе правовых и социальных норм, Присяги сотрудника органов внутренних дел РФ, не только отражает их личностный потенциал  и способствует достижению синергетического эффекта, выражающегося в осознании значимости толерантности для поддержки и развития гражданского общества и правового государства, но способствует формированию профессионально-культурной компетентности [9].

В ходе апробации педагогических условий с преподавателями были проведены научно-методические мероприятия:  научно-методические семинары, на которых разбиралась сущность толерантного поведения как общекультурной компетенции курсантов; анализировались принципы  и разрабатывались модели психолого-педагогического сопровождения формирования толерантного поведения у курсантов;  создавался алгоритм личностно-ролевого участия курсантов в учебно-профессиональной деятельности;   учебно-методические сборы, где презентовались учебно-методические пособия; круглые столы, на которых обсуждались формы, методы, средства психолого-педагогического сопровождения формирования толерантного поведения у курсантов и  учебные видеофильмы; заседания предметно-методических секций кафедр, на которых обсуждались интегрированные учебные курсы; открытые учебные занятия, на которых были представлены деловые игры.

Были апробированы:  организация специальной событийно-деятельностной среды; личностно-ролевое освоение курсантами моделей толерантного  поведения;  создание у курсантов ситуаций успеха при выстраивании и реализации стратегий устойчивого профессионального взаимодействия; применение имплицитных мер при формировании у курсантов личностно-значимого смысла толерантности и способности к   устойчивости и осознанным действиям на основе согласия и социального партнерства.

Вывод. Совокупность выявленных педагогических условий необходима и достаточна для психолого-педагогического сопровождения  формирования толерантного поведения   курсантов вузов  МВД России:

- синергетическое взаимодействие структурообразующих компонентов мотивационно-ценностной направленности преподавателей на формирование у курсантов способности к толерантному поведению (личностных диспозиций и внешних мотиваторов) и их характеристик (ценностных, мотивационных, знаниевых, деятельностных) способствует образованию мотивационно-целевого резонанса, проявляющегося в совпадении личных целей с  принципами службы в органах внутренних дел: законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма, гласности, соблюдения служебной дисциплины;

- системно-синергетические механизмы формирования  толерантного поведения у курсантов вузов МВД обеспечивают взаимопонимание,  доверие, сотрудничество преподавателей и курсантов, а также согласованность знаниевого, мотивационного, деятельностного компонентов психолого-педагогического сопровождения; 

- устойчивость межгрупповой толерантности курсантов указывает на  владение ими навыков сотрудничества; признание  индивидуальных различий и способов проявления индивидуальности,  всеобщих прав и основных свобод человека; взаимное уважение интересов, ценностей, позиции;  значимость личностных качеств, обеспечивающих предупреждение и эффективное разрешение конфликтных ситуаций в процессе учебно-профессиональной деятельности.

Действующими нормативно-правовыми актами образование рассматривается как  общественно-значимое благо и достояние личности [6]. Процесс профессиональной подготовки курсантов системы правоохранительных органов требует психолого-педагогического сопровождения, обусловленного интеграцией с оперативно-служебной деятельностью, сопряженной с верностью Присяге, психологической устойчивостью сотрудников,  продуктивным использованием собственных ресурсов. Выявление и научное обоснование педагогических условий психолого-педагогического сопровождения  формирования толерантного поведения  курсантов вузов  МВД России - одна из актуальных задач теории и практики профессионального образования.

Рецензенты:

Терентьева И.В., д.п.н., доцент, зам. Директора Института непрерывного образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань;

Сафин Р.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры профессионального обучения, педагогики и социологии  ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»,  г. Казань.