Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

Молоствов А.Н. 1 Валиев А.Н. 1 Пугачева Н.Б. 2
1 Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Казанский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации»
2 Федеральное государственное бюджетное образовательной учреждение высшего профессионального образования «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»
Выявлены и научно обоснованы педагогические условия психолого-педагогического сопровождения формирования толерантного поведения курсантов вузов МВД России: мотивационно-ценностная направленность преподавателей на формирование у курсантов способности к толерантному поведению; разработка и реализация системно-синергетических механизмов формирования толерантного поведения; устойчивость межгрупповой толерантности курсантов. Мотивационно-ценностная направленность преподавателей на формирование у курсантов способности к толерантному поведению представляет синергетическую целостность личностных диспозиций и внешнестимулируемой мотивации. Разработка и реализация системно-синергетических механизмов формирования толерантного поведения предусматривает: личностно-ролевое освоение моделей толерантного поведения; создание у курсантов ситуаций успеха при выстраивании и реализации стратегий устойчивого профессионального взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиональных различий; применение имплицитных мер при формировании у курсантов личностно-значимого смысла толерантности и способности к устойчивости и осознанным действиям на основе согласия и социального партнерства. Устойчивость межгрупповой толерантности курсантов указывает на владение ими навыков сотрудничества; признание индивидуальных различий и способов проявления индивидуальности, всеобщих прав и основных свобод человека; взаимное уважение интересов, ценностей, позиции; значимость личностных качеств, обеспечивающих предупреждение и эффективное разрешение конфликтных ситуаций в процессе учебно-профессиональной деятельности.
воспитуемость
модели социально-устойчивого поведения
субъектность
социальное партнерство
согласие
устойчивость
готовность к признанию
конструктивное сотрудничество
взаимопонимание
толерантность
1. Короткова О.В., Пугачёва Н.Б. Здоровьеформирующее образование: опыт, проблемы, прогнозы // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2011. – № 18. – С. 109-125.
2. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б., Стуколова Л.З. Иформационно-психологическая безопасность личности: сущностная характеристика // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. – С. 21.
3. Лунев А.Н., Пугачева Н.Б. Информационнопсихологическая безопасность личности: философский аспект // Общество: философия, история, культура. – 2014. – № 1. – С. 11-16.
4. Писарь О.В., Пугачева Н.Б., Ребрик Э.Ю. Формирование личной безопасности студентов технического вуза // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2012. – № 3. – С. 103-108.
5. Писарь О.В., Пугачева Н.Б., Ребрик Э.Ю. Формирование личной безопасности студентов технического вуза // Альманах современной науки и образования. – 2012. – № 2. – С. 99-104.
6. Пугачева Н.Б., Лунев А.Н., Стуколова Л.З. Перспективные направления исследований профессионального образования как общественно-значимого блага и достояния личности // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 1. – С. 91.
7. Пугачева Н.Б., Писарь О.В. Технология формирования личной безопасности студентов технического вуза на основе компетентностного подхода // Вестник НЦ БЖД. – 2010. – № 1. – С. 36-43.
8. Пугачева Н.Б. Форсайт как составляющая управления современным профессиональным образованием // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2010. – № 1 (2). – С. 65-69.
9. Пугачева Н.Б. Профессионально-культурная компетентность выпускников -показатель качества воспитания в профессиональной школе // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – 2008. – № 11. – С. 183-188.
10. Пугачева Н.Б. Психолого-педагогическое обеспечение инновационной деятельности образовательного учреждения // Управление современной школой. Завуч. – 2005. – № 3. – С. 122.
В совокупность педагогических условий психолого-педагогического сопровождения  формирования толерантного поведения  курсантов вузов  МВД России мы включаем:  мотивационно-ценностную направленность преподавателей на формирование у курсантов способности к толерантному поведению; разработку и реализацию системно-синергетических механизмов формирования толерантного поведения; устойчивость межгрупповой толерантности курсантов. Цель статьи - выяснить и научно обосновать педагогические условия психолого-педагогического сопровождения  формирования толерантного поведения  курсантов вузов  МВД России. Условием достижения цели может быть  решение следующих задач: выявление сущности мотивационно-ценностной направленности преподавателей на формирование у курсантов способности к толерантному поведению; определение содержания системно-синергетических механизмов формирования толерантного поведения; установление значения устойчивости межгрупповой толерантности курсантов. Методологию исследования составили диалектическая теория познания; общие диалектические принципы интерпретации целостности как единства многообразия. В процессе исследования были использованы теоретические (научный анализ специальной литературы, изучение и обобщение педагогического опыта) и  социолого-педагогические (наблюдение,  анализ случая, форсайт)  методы [8].

Результаты исследования. Мотивационно-ценностная направленность преподавателей на формирование у курсантов способности к толерантному поведению представляет синергетическую целостность личностных диспозиций (ценностных ориентаций,  установок, направленности) и внешнестимулируемой мотивации [10]. Синергетическая целостность внешнестимулируемой мотивации с личностными диспозициями (ценностными ориентациями,  установками, убеждениями,  направленностью) и обеспечивает мотивационно-ценностную направленность преподавателей на формирование у курсантов способности к толерантному поведению. Установлено, что структурообразующие компоненты мотивационно-ценностной направленности преподавателей на формирование у курсантов способности к толерантному поведению составляют личностные диспозиции, образуемые ценностными ориентациями,  установками, направленностью  и внешние мотиваторы [7].

Диспозиции личности -  это фиксированные в ее социальном опыте предрасположенности (жизненная позиция, направленность интересов, ценностная ориентация, социальная установка, субъективное отношение, доминирующая мотивация, субъективный смысл, придаваемый действиям и т.п.) воспринимать и оценивать условия деятельности, а также действовать в этих условиях определенным образом.

Внешние мотиваторы  могут иметь вид просьбы, совета, поручения, разрешения, согласия, предложения, привлечения, требования, внушения, постановки задачи, приказа, предписания, др. и принимать характер информирования, инструктирования, стимулирования и запрета (интердикции). Внешние мотиваторы в виде требования, постановки задачи, приказа, предписания, поручения, привлечения для преподавателей вуза МВД являются императивными. Мотиваторы в виде просьбы, совета, разрешения, согласия, предложения, внушения - согласительными. Синергетическое взаимодействие личностных диспозиций и внешних мотиваторов: во-первых, обеспечивает эффективность профессионально-педагогической деятельности преподавателей в процессе формирования у курсантов способности к толерантному поведению; во-вторых, позволяет выделить ценностные, мотивационные, знаниевые, деятельностные характеристики мотивационно-ценностной направленности преподавателей на формирование у курсантов способности к толерантному поведению.

Личностные диспозиции, как составляющие мотивационно-ценностной направленности преподавателей на формирование у курсантов способности к толерантному поведению, характеризуются синергетической целостностью:  ценностей (толерантность, терпимость, поддержка, принятие,  гуманизм, взаимопонимание, равноправность общения, гуманизм, альтруизм, устойчивость, индивидуальность, демократия,  безопасность, свобода, здоровье); мотиваций (интересы другого человека, стремление к бескорыстной помощи,  потребность в безопасности,  признание универсальных прав и свобод человека,  интернальность, направленность на социальную справедливость,  желание быть защищённым);    знаний (осознание многообразия культур, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности; независимость мышления; знание и понимание принципов толерантности);    умений и навыков (соблюдение гуманных норм поведения; владение методами сотрудничества, взаимодействия;  умения предупреждать конфликты, содействовать   взаимопониманию, свободному диалогу, формировать отношения открытости; навыки солидарных действий, противодействия антитолерантному поведению; готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, здоровьесбережение) [1].

Внешние мотиваторы, как составляющие мотивационно-ценностной направленности преподавателей на формирование у курсантов способности к толерантному поведению, характеризуются синергетической целостностью:  ценностей (законность, правопорядок, Присяга, служебный долг); мотиваций (обязанность действовать в соответствии с Присягой и  принципами законности и гуманизма; принятие защиты интересов, прав и свобод курсантов в процессе профессиональной подготовки; установка на выполнение профессиональных задач в соответствии с нормами морали и профессиональной этики; намерение рефлексивного взаимодействия  с курсантами по поводу формирования у них способности к  толерантному поведению);    знаний (знание закономерностей формирования ценностных ориентаций у курсантов вузов МВД; знание требований к личности сотрудника правоохранительных органов,  профессиональному общению, предупреждению и разрешению конфликтов в профессиональной деятельности; осознание значимости конкретной помощи курсантам в успешной самореализации в учебно-профессиональной деятельности);    умений и навыков (умения отбора и структурирования учебного материала, раскрывающего принципы, методы толерантного поведения; владение формами и методами психолого-педагогического сопровождения формирования толерантного поведения; умения проектировать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты).

 Синергетическое взаимодействие структурообразующих компонентов мотивационно-ценностной направленности преподавателей на формирование у курсантов способности к толерантному поведению (личностных диспозиций и внешних мотиваторов) и их характеристик (ценностных, мотивационных, знаниевых, деятельностных) способствует образованию мотивационно-целевого резонанса, проявляющегося в совпадении личных целей с  принципами службы в органах внутренних дел (законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма, гласности, соблюдения служебной дисциплины), обеспечении информационно-психологической безопасности [2].

Формирование толерантного поведения  у курсантов вузов  МВД России - это нелинейный процесс, в котором синергетически взаимодействуют  целенаправленное регулирование формирования установки на модели толерантного  поведения (воспитание); развитие когнитивных представлений о толерантности и осмысление возможностей толерантного поведения (самовоспитание); организация специальной событийно-деятельностной среды (социально-педагогическая инфраструктура общества). Поскольку составляющие нелинейного процесса формирования толерантного поведения  у курсантов вузов  МВД России имеют системно-синергетический характер, то одно из педагогических условий психолого-педагогического сопровождения  - разработка и реализация системно-синергетических механизмов формирования  толерантного поведения. Выяснено, что разработка и реализация системно-синергетических механизмов формирования  толерантного поведения  предусматривает:  личностно-ролевое освоение курсантами моделей толерантного  поведения («дежурный по курсу», «патрульный», «караульный», «следователь», «эксперт-криминалист»  и других);  создание у курсантов ситуаций успеха при выстраивании и реализации стратегий устойчивого профессионального взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиональных различий;  применение имплицитных мер при формировании у курсантов личностно-значимого смысла толерантности и способности к   устойчивости и осознанным действиям на основе согласия и социального партнерства (умение выслушивать курсанта и уважать его мнение; уважение чести и достоинства курсанта; уважительное обращение к курсантам; дружелюбный тон общения; умение преподавателя признавать свою неправоту; искреннее признание заслуг курсантов; выражение одобрения по поводу малейшей удачи курсантов; умение устанавливать контакты  корректно отстаивать свою точку зрения в спорах;  умение управлять собственным эмоциональным состоянием; внушение); освоение методов информационно-психологической безопасности личности  [3].

Установлено, что системно-синергетические механизмы формирования  толерантного поведения способствуют:  осознанию курсантами ценности толерантности как социальной нормы; освоению  навыков толерантного поведения посредством продуктивного использования курсантами собственных ресурсов; совершенствованию качеств, позиций, ценностей личности курсантов, способствующих развитию  навыков психологической устойчивости в ситуациях риска;  интериоризации курсантами опыта толерантного поведения в ходе осуществления правоохранительной деятельности; гармонии духовно-нравственных,  гражданско-патриотических личностно значимых смыслов и ценностно-нормативных императивов правоохранительной деятельности (законность,  сотрудничество, гражданский и служебный долг) [4]. Системно-синергетические механизмы формирования  толерантного поведения у курсантов вузов МВД обеспечивают взаимопонимание,  доверие, сотрудничество преподавателей и курсантов, а также согласованность знаниевого, мотивационного, деятельностного компонентов психолого-педагогического сопровождения [5].

Устойчивость межгрупповой толерантности курсантов указывает на  владение ими навыков сотрудничества; признание  индивидуальных различий и способов проявления индивидуальности,  всеобщих прав и основных свобод человека; взаимное уважение интересов, ценностей, позиции;  значимость личностных качеств, обеспечивающих предупреждение и эффективное разрешение конфликтных ситуаций в процессе учебно-профессиональной деятельности. Выяснено, что устойчивость межгрупповой толерантности курсантов обеспечивает:   формирование у курсантов совокупности качеств, позиций, ценностей, необходимых для толерантного поведения,  посредством межличностного оценивания;  освоение опыта толерантного поведения, посредством усвоения набора ситуаций общения и видов действий. Устойчивость межгрупповой толерантности курсантов, как одно из педагогических условий психолого-педагогического сопровождения формирования толерантного поведения, в результате интеграции индивидуальной и совместной деятельности курсантов по освоению моделей социально-устойчивого  поведения на основе правовых и социальных норм, Присяги сотрудника органов внутренних дел РФ, не только отражает их личностный потенциал  и способствует достижению синергетического эффекта, выражающегося в осознании значимости толерантности для поддержки и развития гражданского общества и правового государства, но способствует формированию профессионально-культурной компетентности [9].

В ходе апробации педагогических условий с преподавателями были проведены научно-методические мероприятия:  научно-методические семинары, на которых разбиралась сущность толерантного поведения как общекультурной компетенции курсантов; анализировались принципы  и разрабатывались модели психолого-педагогического сопровождения формирования толерантного поведения у курсантов;  создавался алгоритм личностно-ролевого участия курсантов в учебно-профессиональной деятельности;   учебно-методические сборы, где презентовались учебно-методические пособия; круглые столы, на которых обсуждались формы, методы, средства психолого-педагогического сопровождения формирования толерантного поведения у курсантов и  учебные видеофильмы; заседания предметно-методических секций кафедр, на которых обсуждались интегрированные учебные курсы; открытые учебные занятия, на которых были представлены деловые игры.

Были апробированы:  организация специальной событийно-деятельностной среды; личностно-ролевое освоение курсантами моделей толерантного  поведения;  создание у курсантов ситуаций успеха при выстраивании и реализации стратегий устойчивого профессионального взаимодействия; применение имплицитных мер при формировании у курсантов личностно-значимого смысла толерантности и способности к   устойчивости и осознанным действиям на основе согласия и социального партнерства.

Вывод. Совокупность выявленных педагогических условий необходима и достаточна для психолого-педагогического сопровождения  формирования толерантного поведения   курсантов вузов  МВД России:

- синергетическое взаимодействие структурообразующих компонентов мотивационно-ценностной направленности преподавателей на формирование у курсантов способности к толерантному поведению (личностных диспозиций и внешних мотиваторов) и их характеристик (ценностных, мотивационных, знаниевых, деятельностных) способствует образованию мотивационно-целевого резонанса, проявляющегося в совпадении личных целей с  принципами службы в органах внутренних дел: законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма, гласности, соблюдения служебной дисциплины;

- системно-синергетические механизмы формирования  толерантного поведения у курсантов вузов МВД обеспечивают взаимопонимание,  доверие, сотрудничество преподавателей и курсантов, а также согласованность знаниевого, мотивационного, деятельностного компонентов психолого-педагогического сопровождения; 

- устойчивость межгрупповой толерантности курсантов указывает на  владение ими навыков сотрудничества; признание  индивидуальных различий и способов проявления индивидуальности,  всеобщих прав и основных свобод человека; взаимное уважение интересов, ценностей, позиции;  значимость личностных качеств, обеспечивающих предупреждение и эффективное разрешение конфликтных ситуаций в процессе учебно-профессиональной деятельности.

Действующими нормативно-правовыми актами образование рассматривается как  общественно-значимое благо и достояние личности [6]. Процесс профессиональной подготовки курсантов системы правоохранительных органов требует психолого-педагогического сопровождения, обусловленного интеграцией с оперативно-служебной деятельностью, сопряженной с верностью Присяге, психологической устойчивостью сотрудников,  продуктивным использованием собственных ресурсов. Выявление и научное обоснование педагогических условий психолого-педагогического сопровождения  формирования толерантного поведения  курсантов вузов  МВД России - одна из актуальных задач теории и практики профессионального образования.

Рецензенты:

Терентьева И.В., д.п.н., доцент, зам. Директора Института непрерывного образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань;

Сафин Р.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры профессионального обучения, педагогики и социологии  ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет»,  г. Казань.


Библиографическая ссылка

Молоствов А.Н., Валиев А.Н., Пугачева Н.Б. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22457 (дата обращения: 14.10.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674