Результаты исследования. Мотивационно-ценностная направленность преподавателей на формирование у курсантов способности к толерантному поведению представляет синергетическую целостность личностных диспозиций (ценностных ориентаций, установок, направленности) и внешнестимулируемой мотивации [10]. Синергетическая целостность внешнестимулируемой мотивации с личностными диспозициями (ценностными ориентациями, установками, убеждениями, направленностью) и обеспечивает мотивационно-ценностную направленность преподавателей на формирование у курсантов способности к толерантному поведению. Установлено, что структурообразующие компоненты мотивационно-ценностной направленности преподавателей на формирование у курсантов способности к толерантному поведению составляют личностные диспозиции, образуемые ценностными ориентациями, установками, направленностью и внешние мотиваторы [7].
Диспозиции личности - это фиксированные в ее социальном опыте предрасположенности (жизненная позиция, направленность интересов, ценностная ориентация, социальная установка, субъективное отношение, доминирующая мотивация, субъективный смысл, придаваемый действиям и т.п.) воспринимать и оценивать условия деятельности, а также действовать в этих условиях определенным образом.
Внешние мотиваторы могут иметь вид просьбы, совета, поручения, разрешения, согласия, предложения, привлечения, требования, внушения, постановки задачи, приказа, предписания, др. и принимать характер информирования, инструктирования, стимулирования и запрета (интердикции). Внешние мотиваторы в виде требования, постановки задачи, приказа, предписания, поручения, привлечения для преподавателей вуза МВД являются императивными. Мотиваторы в виде просьбы, совета, разрешения, согласия, предложения, внушения - согласительными. Синергетическое взаимодействие личностных диспозиций и внешних мотиваторов: во-первых, обеспечивает эффективность профессионально-педагогической деятельности преподавателей в процессе формирования у курсантов способности к толерантному поведению; во-вторых, позволяет выделить ценностные, мотивационные, знаниевые, деятельностные характеристики мотивационно-ценностной направленности преподавателей на формирование у курсантов способности к толерантному поведению.
Личностные диспозиции, как составляющие мотивационно-ценностной направленности преподавателей на формирование у курсантов способности к толерантному поведению, характеризуются синергетической целостностью: ценностей (толерантность, терпимость, поддержка, принятие, гуманизм, взаимопонимание, равноправность общения, гуманизм, альтруизм, устойчивость, индивидуальность, демократия, безопасность, свобода, здоровье); мотиваций (интересы другого человека, стремление к бескорыстной помощи, потребность в безопасности, признание универсальных прав и свобод человека, интернальность, направленность на социальную справедливость, желание быть защищённым); знаний (осознание многообразия культур, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности; независимость мышления; знание и понимание принципов толерантности); умений и навыков (соблюдение гуманных норм поведения; владение методами сотрудничества, взаимодействия; умения предупреждать конфликты, содействовать взаимопониманию, свободному диалогу, формировать отношения открытости; навыки солидарных действий, противодействия антитолерантному поведению; готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, здоровьесбережение) [1].
Внешние мотиваторы, как составляющие мотивационно-ценностной направленности преподавателей на формирование у курсантов способности к толерантному поведению, характеризуются синергетической целостностью: ценностей (законность, правопорядок, Присяга, служебный долг); мотиваций (обязанность действовать в соответствии с Присягой и принципами законности и гуманизма; принятие защиты интересов, прав и свобод курсантов в процессе профессиональной подготовки; установка на выполнение профессиональных задач в соответствии с нормами морали и профессиональной этики; намерение рефлексивного взаимодействия с курсантами по поводу формирования у них способности к толерантному поведению); знаний (знание закономерностей формирования ценностных ориентаций у курсантов вузов МВД; знание требований к личности сотрудника правоохранительных органов, профессиональному общению, предупреждению и разрешению конфликтов в профессиональной деятельности; осознание значимости конкретной помощи курсантам в успешной самореализации в учебно-профессиональной деятельности); умений и навыков (умения отбора и структурирования учебного материала, раскрывающего принципы, методы толерантного поведения; владение формами и методами психолого-педагогического сопровождения формирования толерантного поведения; умения проектировать и реализовывать индивидуальные образовательные маршруты).
Синергетическое взаимодействие структурообразующих компонентов мотивационно-ценностной направленности преподавателей на формирование у курсантов способности к толерантному поведению (личностных диспозиций и внешних мотиваторов) и их характеристик (ценностных, мотивационных, знаниевых, деятельностных) способствует образованию мотивационно-целевого резонанса, проявляющегося в совпадении личных целей с принципами службы в органах внутренних дел (законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма, гласности, соблюдения служебной дисциплины), обеспечении информационно-психологической безопасности [2].
Формирование толерантного поведения у курсантов вузов МВД России - это нелинейный процесс, в котором синергетически взаимодействуют целенаправленное регулирование формирования установки на модели толерантного поведения (воспитание); развитие когнитивных представлений о толерантности и осмысление возможностей толерантного поведения (самовоспитание); организация специальной событийно-деятельностной среды (социально-педагогическая инфраструктура общества). Поскольку составляющие нелинейного процесса формирования толерантного поведения у курсантов вузов МВД России имеют системно-синергетический характер, то одно из педагогических условий психолого-педагогического сопровождения - разработка и реализация системно-синергетических механизмов формирования толерантного поведения. Выяснено, что разработка и реализация системно-синергетических механизмов формирования толерантного поведения предусматривает: личностно-ролевое освоение курсантами моделей толерантного поведения («дежурный по курсу», «патрульный», «караульный», «следователь», «эксперт-криминалист» и других); создание у курсантов ситуаций успеха при выстраивании и реализации стратегий устойчивого профессионального взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиональных различий; применение имплицитных мер при формировании у курсантов личностно-значимого смысла толерантности и способности к устойчивости и осознанным действиям на основе согласия и социального партнерства (умение выслушивать курсанта и уважать его мнение; уважение чести и достоинства курсанта; уважительное обращение к курсантам; дружелюбный тон общения; умение преподавателя признавать свою неправоту; искреннее признание заслуг курсантов; выражение одобрения по поводу малейшей удачи курсантов; умение устанавливать контакты корректно отстаивать свою точку зрения в спорах; умение управлять собственным эмоциональным состоянием; внушение); освоение методов информационно-психологической безопасности личности [3].
Установлено, что системно-синергетические механизмы формирования толерантного поведения способствуют: осознанию курсантами ценности толерантности как социальной нормы; освоению навыков толерантного поведения посредством продуктивного использования курсантами собственных ресурсов; совершенствованию качеств, позиций, ценностей личности курсантов, способствующих развитию навыков психологической устойчивости в ситуациях риска; интериоризации курсантами опыта толерантного поведения в ходе осуществления правоохранительной деятельности; гармонии духовно-нравственных, гражданско-патриотических личностно значимых смыслов и ценностно-нормативных императивов правоохранительной деятельности (законность, сотрудничество, гражданский и служебный долг) [4]. Системно-синергетические механизмы формирования толерантного поведения у курсантов вузов МВД обеспечивают взаимопонимание, доверие, сотрудничество преподавателей и курсантов, а также согласованность знаниевого, мотивационного, деятельностного компонентов психолого-педагогического сопровождения [5].
Устойчивость межгрупповой толерантности курсантов указывает на владение ими навыков сотрудничества; признание индивидуальных различий и способов проявления индивидуальности, всеобщих прав и основных свобод человека; взаимное уважение интересов, ценностей, позиции; значимость личностных качеств, обеспечивающих предупреждение и эффективное разрешение конфликтных ситуаций в процессе учебно-профессиональной деятельности. Выяснено, что устойчивость межгрупповой толерантности курсантов обеспечивает: формирование у курсантов совокупности качеств, позиций, ценностей, необходимых для толерантного поведения, посредством межличностного оценивания; освоение опыта толерантного поведения, посредством усвоения набора ситуаций общения и видов действий. Устойчивость межгрупповой толерантности курсантов, как одно из педагогических условий психолого-педагогического сопровождения формирования толерантного поведения, в результате интеграции индивидуальной и совместной деятельности курсантов по освоению моделей социально-устойчивого поведения на основе правовых и социальных норм, Присяги сотрудника органов внутренних дел РФ, не только отражает их личностный потенциал и способствует достижению синергетического эффекта, выражающегося в осознании значимости толерантности для поддержки и развития гражданского общества и правового государства, но способствует формированию профессионально-культурной компетентности [9].
В ходе апробации педагогических условий с преподавателями были проведены научно-методические мероприятия: научно-методические семинары, на которых разбиралась сущность толерантного поведения как общекультурной компетенции курсантов; анализировались принципы и разрабатывались модели психолого-педагогического сопровождения формирования толерантного поведения у курсантов; создавался алгоритм личностно-ролевого участия курсантов в учебно-профессиональной деятельности; учебно-методические сборы, где презентовались учебно-методические пособия; круглые столы, на которых обсуждались формы, методы, средства психолого-педагогического сопровождения формирования толерантного поведения у курсантов и учебные видеофильмы; заседания предметно-методических секций кафедр, на которых обсуждались интегрированные учебные курсы; открытые учебные занятия, на которых были представлены деловые игры.
Были апробированы: организация специальной событийно-деятельностной среды; личностно-ролевое освоение курсантами моделей толерантного поведения; создание у курсантов ситуаций успеха при выстраивании и реализации стратегий устойчивого профессионального взаимодействия; применение имплицитных мер при формировании у курсантов личностно-значимого смысла толерантности и способности к устойчивости и осознанным действиям на основе согласия и социального партнерства.
Вывод. Совокупность выявленных педагогических условий необходима и достаточна для психолого-педагогического сопровождения формирования толерантного поведения курсантов вузов МВД России:
- синергетическое взаимодействие структурообразующих компонентов мотивационно-ценностной направленности преподавателей на формирование у курсантов способности к толерантному поведению (личностных диспозиций и внешних мотиваторов) и их характеристик (ценностных, мотивационных, знаниевых, деятельностных) способствует образованию мотивационно-целевого резонанса, проявляющегося в совпадении личных целей с принципами службы в органах внутренних дел: законности, уважения и соблюдения прав и свобод личности и гражданина, гуманизма, гласности, соблюдения служебной дисциплины;
- системно-синергетические механизмы формирования толерантного поведения у курсантов вузов МВД обеспечивают взаимопонимание, доверие, сотрудничество преподавателей и курсантов, а также согласованность знаниевого, мотивационного, деятельностного компонентов психолого-педагогического сопровождения;
- устойчивость межгрупповой толерантности курсантов указывает на владение ими навыков сотрудничества; признание индивидуальных различий и способов проявления индивидуальности, всеобщих прав и основных свобод человека; взаимное уважение интересов, ценностей, позиции; значимость личностных качеств, обеспечивающих предупреждение и эффективное разрешение конфликтных ситуаций в процессе учебно-профессиональной деятельности.
Действующими нормативно-правовыми актами образование рассматривается как общественно-значимое благо и достояние личности [6]. Процесс профессиональной подготовки курсантов системы правоохранительных органов требует психолого-педагогического сопровождения, обусловленного интеграцией с оперативно-служебной деятельностью, сопряженной с верностью Присяге, психологической устойчивостью сотрудников, продуктивным использованием собственных ресурсов. Выявление и научное обоснование педагогических условий психолого-педагогического сопровождения формирования толерантного поведения курсантов вузов МВД России - одна из актуальных задач теории и практики профессионального образования.
Рецензенты:
Терентьева И.В., д.п.н., доцент, зам. Директора Института непрерывного образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань;
Сафин Р.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры профессионального обучения, педагогики и социологии ФГБОУ ВПО «Казанский государственный архитектурно-строительный университет», г. Казань.
Библиографическая ссылка
Молоствов А.Н., Валиев А.Н., Пугачева Н.Б. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22457 (дата обращения: 21.11.2024).