Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE SEMINARS IN THE SCHOOL’S EDUCATIONAL PROCESS

Pilipets L.V. 1 Abysheva N.Yu. 1
1 Tyumen State university
The article describes the seminars as one of the forms of school training sessions. It should be noted that this form of training is the next step after the school’s learning conference. It is shown that the workshops could be seen as a transitional form of organization of lessons in school to the educational seminars, vocational and higher schools. It’s to explain the objectives, objectives classes, the wording of assignments, consultations, etc. Every teacher, who decided to hold seminars to make students ´ skills in working with information sources. The article presents the activities of teachers and students in preparing and conducting seminars. The attention is focused on the great importance of seminars, first of all, in the active preparation of students for the study at the University. Presents a model of seminars, consisting of three stages: preparatory, implementation, reflective evaluation. And also, shows the result of the seminars: an increased interest in subjects, quality of knowledge and the development of thinking.
seminars
educational process
information source
model of seminars
Современные условия, характеризующиеся быст­рыми темпами роста науки и техники, имеют важное значение в развитии у учащихся активности и самостоятельности, в воспитании у них инте­реса к знаниям, выработке умения самим при­обретать знания и творчески применять их на практике.

Одним из оптимальных направлений формирования активной, самостоятельной личности является проведение семинарских занятий в средней школе. Их применение педагогически оправдано и целесообразно, так как это один из путей совершенствования учебного процесса. Они способствуют вступлению учащихся в мир высшей школы, в которой являются одной из форм занятий. Поэтому в связи с решением задач, стоящих перед современной школой возникает необходимость их проведения.

Первые высказывания о применении семинарских занятий принадлежат советскому педагогу и психологу П.П. Блонскому. Он говорил о том, что главная подго­товка которую должна давать единая школа для выс­шей - это умение научно работать и отмечал «...именно семинарский метод самостоя­тельной работы и есть культура выявления и развития работы сообразно своим индивидуальным особенностям при коллективном коррегировании ее» [2].

Семинар как форма организации учебных занятий отличается от других форм. Это выражено в требовании от учащихся достаточно высокого уровня самостоятельности при работе с информационными источниками (учебная и научно-популярная литература, справочники, энциклопедии, Интернет и др.) [8]. Они должны уметь: сравнивать освещение одних и тех же вопросов в различных источниках; делать выводы и обобщения на основе анализа различных точек зрения; составлять планы, тезисы и конспекты докладов и рефе­ратов [7].

Исследования в области возрастной психологии показывают, что такая форма организации учебных занятий как семинар соответствует потребностям и интересам стар­ших школьников, а также уровню развития их познавательных процессов.

Семинарские занятия предоставляют возможность учащимся средней школы попробовать себя в творчестве. Они стремятся найти доказательства, объясняя явления природы, установить причинно-следственные связи, хотят высказать свое мнение, их интересуют вопросы мировоззренческого характера. В данном возрасте происходит формирование таких качеств ума, как самостоятельность и критичность, развивается абстрактное мышление, речь, происходит дальнейшее развитие мыслительных операций [6]. Этому должна предшествовать целенаправленная работа, проводимая в основной школе, по проведению школьных учебных конференций, которые являются переходной формой от урока к семинарскому занятию [5]. Таким образом, проведение семинарских занятий является следующим шагом в подготовке учащихся для учебы в вузе. К десятому классу у учащихся накапливается определенный опыт по работе с информационными источниками, имеют представление о взаимосвязи предметов школьного цикла [1], они подготовлены к самостоятельному овладению знаниями и имеют внутреннюю потребность в продолжении образования.

Особая роль в проведении семинарских занятий принадлежит учителю. Руководство учебной дея­тельностью учащихся с его стороны имеет свои особенности. Он разъясняет цель, задачи и план семинара, формулирует задания, проводит консультации учащихся во время подготовки докладов, сообщений и рефератов. При такой работе особое значение приобре­тает дифференцированный подход к учащимся. Во время проведения семинара основной задачей учителя является обеспечение активного участия всего класса в обсужде­нии вынесенных на семинар вопросов, и в подведении уча­щихся к необходимым выводам и обобщениям.

Решение основных образовательно-воспитательных задач, к которым относятся усвое­ние знаний, умений и навыков, формирование диалекти­ко-материалистического мировоззрения, развитие позна­вательных интересов связано с самостоятельной работой учащихся и кол­лективным обсуждением рассматриваемых вопросов.

Знания учащихся значительно углубляются и расширя­ются в процессе подготовки и проведения семинарских занятий [3]. Они стремятся разобраться в рекомендо­ванной и самостоятельно подобранной литературе, чтобы суметь ответить на вопросы учителя и товарищей. Такая работа приводит к глубокому осмыслению и запоминанию материала. Кроме слушания докладов, рефератов и пр., участвующие в семинаре стремятся критически оценить выступление, тем самым происходит сознательное усвоение знаний, что в свою очередь является основой формирования их мировоззрения.

Проведение семинарских занятий способствует развитию мышле­ния и формированию определенных качеств ума. Этому способствует:

- активное протекание мыслительных процессов: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, обобщение, сравнение;

- решение мыс­лительных задач с предварительным выдвижением ги­потез, а иногда и проблем;

- составление суждений и умозаключений;

- углубление и расширение понятий.

Происходит развитие интереса к предмету:

- учащиеся знакомятся с последними достижения­ми науки и техники;

- занятия проходят в новой, не совсем обычной форме.

Семинарские занятия могут включать и элементы научного исследования: постанов­ку проблем, выдвижение гипотезы, опыт-доказательство, выводы. Они дают возможность осуществить индивиду­альный подход к учащимся, предоставляют возможность каждому дать работу «на пределе трудности» и оказать необходимую помощь с учетом уровня развития, подго­товленности, интересов и склонностей.

Таким образом, семинары - являются одной из лучших форм кол­лективной работы, когда возникают общий интерес, дис­куссия, каждый следит за столкновением мнений, стара­ется (пусть даже про себя) определить собственную точ­ку зрения.

В методической литературе представлены виды и содержание семинарских занятий, основные дидактические требования к ним. Семинары могут различаться по основной дидактиче­ской цели и способу их проведения.

По способу проведения:

- семинары-собеседования;

- семинары на основе рефератов, докладов и сооб­щений;

- семинары смешанного типа, на которых наряду с собеседованием применяются рефераты, доклады и сооб­щения.

По основной дидактической цели:

- семинары повторения, систематизации и уточнения, ранее полученных знаний;

- семинары, основной целью которых является уточ­нение ранее полученных знаний и формирование умения применять их в решении учебных задач;

- семинары, основной целью которых является углубление, расширение и обобщение ранее изученного мате­риала;

- семинары смешанного вида, на которых повторе­ние, систематизация и обобщение сочетаются с изучени­ем нового [7].

Начиная подготовку к проведению семинарских занятий важно раскрыть перед учащимися особенности данных занятий и самостоятельной работы, связанной с подготовкой к занятиям такой формы. Их необходимо заинтересовать вопросами, рассматриваемыми на семинарах, показать значимость их решения для науки, культуры и т.д. Необходимо ознакомить (повторить) требования к сообщениям, рефератам, докладам, работе с каталогом, библиографией и пр.

Так А.В. Усова предлагает перед началом проведения первых семинаров с этой целью целесообразно предложить учащимся следующие контрольные задания:

прочесть и пересказать не изучавшийся ранее па­раграф учебника (пересказ может быть письменным);

составить развернутый план прочитанного;

составить конспект на определенную тему по мате­риалам двух-трех параграфов учебника;

записать после рассказа учителя основные поло­жения изложенного материала;

записать замечания к ответу товарища на уроке;

сделать краткую аннотацию на научно-популярную статью или брошюру по физике, которую учащийся са­мостоятельно прочел.

И далее она рекомендует следующий порядок работы:

чтение материала;

составление простого плана по каждому источ­нику;

выписывание необходимых данных;

составление общего сложного плана;

составление тезисов доклада по схеме: пункт пла­на - тезис;

развертывание тезисов по схеме: пункт плана - тезис - выписка, содержащая доказательство, - пример;

составление текста докладов;

подбор иллюстрационного материала: подготовка демонстраций, составление схем, диаграмм и т. п. [7].

Таким образом, тщательная подготовка к семинарским занятиям обеспечивает их успешное проведение (табл.1).

Таблица 1

Деятельность учителя и учащихся при подготовке и проведении семинарских занятий

Деятельность учителя при подготовке и проведении семинарских занятий

Деятельность учащихся при подготовке и проведении семинарских занятий

- определение цели и задач семинара;

- составление примерного плана семинара (определе­ние основных вопросов, выносимых на семинар, и после­довательности их обсуждения);

- изучение литературы по вопросам, включенным в план семинара, с целью расширения и углубления своих знаний и внесение необходимых корректив в план се­минара;

- определение содержания и характера деятельности учащихся в процессе подготовки к семинару, формули­ровки заданий;

- подбор литературы, рекомендуемой учащимся для подготовки к семинару;

- сообщение задач и плана семинара;

- выдача общих и индивидуальных заданий;

- проведение консультаций учащихся; - окончательное уточнение плана семинара и методи­ки его проведения;

- подготовка оборудования и наглядных пособий, необходимых для проведения семинара.

 

 

- предварительная подготовка доклада;

- требование продуманного подхода к теме, четкого структурного построения, умение исполь­зовать литературные источники, привлечение зна­ний, полученных ранее.

- выступление с докладом или рефератом;

- выступление в качестве оппонента в прениях, обсуждении и оценке работы.

 

 

При подготовке к семинарскому занятию учитель должен придерживаться всех предлагаемых элементов. Все они имеют определенное значение для успешного проведения семинара.

Во время проведения семинара активность учащихся должна быть достаточно высока, что является показателем эффективности семинара. Поэтому одна из задач учителя заключается в привлечении к проведению семинара как можно больше учащихся (желательно всех). Это является сложной педагогической задачей. Для ее успешного решения и необходима тщательная подготовка, включающая в себя изучение уровня подготовленности учащихся. Если учитель работает с данным классом, начиная с 7-го, и в основной школе проводились конференции, то эта задача будет решаться более успешно.

Представленная модель семинарского занятия направлена на создание условий, при выполнении которых такая форма организации учебного процесса способствует более высокому развитию творческого, исследовательского потенциала учащихся (рис. 1).

Представленная модель направлена на повышение интереса к предмету, качества знаний, развитие мышления учащихся. Она состоит из трех этапов аналогичных модели учебной конференции и представлена готовностью учителя и учащихся к обучению, структурой предъявления и выполнения работы по подготовке сообщений, докладов, рефератов, приемы их выполнения, а также существующие между элементами учебного процесса связи. Условное название этапов: подготовительный, реализации, рефлексивно-оценочный.

Подготовительный этап характеризуется готовностью учителя и учащихся к проведению и участию в семинарских занятиях. Особая роль отводится проведению учебных конференций в основной школе, что является пропедевтикой перед проведением семинарских занятий. Реализация данной цели осуществляется: анализом учебного материала; определением целей; разработкой тем докладов; разработкой плана занятия: выбор места и времени проведения семинара; подготовкой дидактического материала; поиском и составлением вопросов, заданий для учащихся. Применение модели возможно при готовности учителя и учащихся к такому обучению.

Рис. 1. Модель семинарского занятия

Таким образом, проведение учебных семинаров продолжает способствовать развитию активности и самостоятельности учащихся. Происходит дальнейшее развитие приобретенных в основной школе навыков по предъявлению результатов интеллектуальной деятельности в виде публикации, выступления, представления изобретения. Это все способствует подготовке к учебе в вузе, а также ведет к становлению будущего исследователя [4].

Учебный семинар продолжает развивать приобретенные навыки ведения дискуссии и публичного выступления. Значение таких занятий способствует учащимся увидеть результаты своей работы. Несомненно, учебные семинары обладают рядом преимуществ в развитии у учащихся коммуникативных компетенций, мышления и пр. Они также способствуют личностному и профессиональному росту учителя.

Рецензенты:

Даммер М.Д., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск;

Шефер О.Р., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.