Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOME CHALLENGES OF PROFESSIONAL PEDAGOGIC DEVELOPMENT OF TECHNICAL UNIVERSITY PROFESSORS

Lezhenina A.A. 1 Sokolskaya M.V. 1 Primachenko Ya.V. 1
1 Far Eastern State Transport University, Federal Railway Transport Agency
The article considers the problem of the quality of professional development of professors (instructors) of higher and vocational secondary education. Some specific features of pedagogic activity are analyzed to identify an instructor’s professionally important qualities which are necessary for effective educational activity. The program of professional development for technical university professors is given in the paper. There are three modules in the program: pedagogical, psychological and methodological. The importance of learning all the modules mentioned is justified by the scientific literature analysis. The necessity of considering such issue as the quality of education is also proved. That was the basis for including “Educational Management” which wasn’t previously included into these modules. Preliminary results of the program concerning enhancing the quality of the educational process and psychological climate at the university were summed up in the article.
university professor
higher education pedagogic
professional education pedagogic
professional retraining
professional development
Современное общество ставит перед высшей школой достаточно амбициозные задачи, заключающиеся в формировании не только профессиональных компетенций у будущих специалистов, но и общекультурных, включающих способность к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности; способность проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния; способность принимать оптимальные организационно-управленческие решения и иное, что в свою очередь предъявляет к профессиональной компетентности преподавателя вуза высокие требования.

Анализ качества профессиональной подготовки педагогического состава образовательных учреждений высшего и среднего технического профессионального образования показывает, что у большинства педагогов отсутствует педагогическое образование, которое позволяет компетентно решать данные задачи. В связи с этим была поставлена цель - разработать и внедрить программу профессиональной переподготовки профессорско-педагогического состава «Педагогика высшей школы» с учетом потребностей транспортного вуза.

Педагогическая деятельность осуществляется на основании требований, норм, традиций. Она всегда определенным образом организована, т.е. имеет структуру, взаимосвязь элементов, одни из которых являются ведущими, другие - второстепенными. Преподавательская деятельность предъявляет к педагогу определенные требования в области знаний, умений, навыков, мастерства, которые заключаются в сформированных способностях: к рефлексивному отношению к себе и своей деятельности, толерантности к окружающим; к эмоциональному контролю; к преодолению трудностей; к саморегуляции, иначе говоря, в специфических способностях, которые составляют психологическую культуру преподавателя [3, 7]. И тогда закономерно возникает вопрос: способен ли преподаватель, не имеющий профильной педагогической подготовки, реализовать в профессиональной деятельности подобные требования? 

Современный федеральный образовательный стандарт дает преподавателю вуза большую свободу в организации своей профессиональной деятельности, соответственно, повышая требования к уровню его подготовки.

При решении проблемы повышения педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДВГУПС) был проведен мониторинг системы знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной организации учебного процесса в университете.

Первоначально был осуществлен анализ научных исследований, посвященных педагогической деятельности. В частности, было установлено, что педагогическая деятельность разнопланова. Реализуя различные цели деятельности, преподаватель вуза, по мнению Г.У. Матушанского и Ю.В. Цвенгер, осуществляет следующие виды деятельности: педагогическую, научно-исследовательскую, профессиональную (по базовой специальности), административно-хозяйственную, управленческую, коммерческую, общественную [4]. Л.Д. Столяренко в профессиональной деятельности преподавателя выделяет следующие ее составляющие: обучающую деятельность преподавателя; деятельность методиста, конструирующего приемы и методы обучения; деятельность методиста, направленную на построение учебных средств, учебных предметов; деятельность по составлению учебных программ.

Соответственно, для эффективного осуществления педагогической деятельности преподаватель должен обладать знаниями в области педагогики, в области методологии построения учебного процесса.

Далее были проанализированы цели и задачи педагогической деятельности при реализации образовательного процесса. Цели и задачи, которые ставит перед собой преподаватель, в ходе учебного процесса трансформируются в задачи обучаемых, что стимулирует их активность, вызывает изменения в личностном развитии.

В основу работы легло исследование В.Г. Иванова, который выделяет следующие особенности задач профессиональной педагогической деятельности:

1) преподавателю важно представлять себе изменения, которые желательно вызвать в мировоззрении студента к концу определенного этапа обучения;

2) постановка педагогической задачи должна исходить из отношения к обучаемому как к активному, равноправному участнику учебного процесса, имеющему собственную логику поведения;

3) решение педагогических задач требует от педагога немедленных действий в профессиональных ситуациях, в то время как их результат отсрочен по времени, что затрудняет контроль над успешностью выполнения поставленных задач, хотя и не делает его в принципе невозможным [1].

Специфика задач педагогической деятельности состоит в том, что они формулируются не в виде действий преподавателя, а как результат деятельности студента. Соответственно, преподаватель должен хорошо понимать студента: учитывать его возрастные особенности; знать специфику функционирования и развития психических процессов, свойств и состояний личности; способствовать самоорганизации учебной деятельности и пр. Соответственно для эффективной работы преподаватель должен обладать знаниями в области как педагогики, так и психологии.

На завершающем этапе подготовительной работы педагогам были предложены анкеты, позволяющие выявить их потребности в психолого-педагогической профессиональной подготовке.

Данный комплекс мероприятий позволил разработать учебные программы профессиональной переподготовки преподавателей высших и средних профессиональных учебных учреждений, включающие три основных блока:

  • педагогическая подготовка;
  • подготовка в области методологии учебного процесса;
  • психологическая подготовка.

В рамках педагогической подготовки программа предусматривает такие дисциплины, как: «Педагогика высшей школы», «Активные методы обучения в вузе», «Организация научно-исследовательской работы». При изучении указанных дисциплин слушатели знакомятся с основными понятиями педагогики, с методами и формами ведения учебного процесса.

В рамках психологической подготовки программа предусматривает изучение следующих дисциплин: «Общая психология», «Психология студентов» [5], «Психология профессионального общения», «Психология саморегуляции», «Искусство публичного выступления», «Психология педагогического конфликта» [2].

Подготовка в области методологии учебного процесса включает следующие дисциплины: «Основы проектирования образовательных программ», «Методологические основы профессионального обучения», «Методология и технология обучения и воспитания в вузе».

Вопросы качества образования всегда были актуальными при подготовке педагогических работников, и это явилось основанием для включения в учебный план дисциплины «Менеджмент в образовании», не вошедшей в вышеуказанные блоки. Значение этой дисциплины состоит в формировании у педагога системы знаний об управлении качеством образования в вузе. При ее изучении слушатели курсов знакомятся с понятием, основными характеристиками и показателями качества образования как объекта управления в соответствии с современными национальными и мировыми тенденциями. Они также знакомятся со структурой системы управления качеством образовательного процесса в вузе, рассматривают взаимосвязи каждого структурного компонента процесса обучения с достижением целей образовательной организации и удовлетворенностью всех заинтересованных сторон.

Описанная программа была успешно реализована на базе института дополнительного образования в Дальневосточном государственном университете путей сообщения в 2014-2015 учебном году. Первыми слушателями указанной программы стали преподаватели ДВГУПС. Необходимо отметить, что помимо повышения профессиональной педагогической квалификации - профессиональной переподготовки преподавателей - курсы позволили сплотить педагогический коллектив университета.

Рецензенты:

Григорьева Н.Г., д.п.н., профессор, проректор по воспитательной работе и работе со студентами ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения», г. Хабаровск;

Яссман Л.В., д.псх.н., профессор, профессор кафедры «Общая, юридическая и инженерная психология» ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения», г. Хабаровск.