Анализ качества профессиональной подготовки педагогического состава образовательных учреждений высшего и среднего технического профессионального образования показывает, что у большинства педагогов отсутствует педагогическое образование, которое позволяет компетентно решать данные задачи. В связи с этим была поставлена цель - разработать и внедрить программу профессиональной переподготовки профессорско-педагогического состава «Педагогика высшей школы» с учетом потребностей транспортного вуза.
Педагогическая деятельность осуществляется на основании требований, норм, традиций. Она всегда определенным образом организована, т.е. имеет структуру, взаимосвязь элементов, одни из которых являются ведущими, другие - второстепенными. Преподавательская деятельность предъявляет к педагогу определенные требования в области знаний, умений, навыков, мастерства, которые заключаются в сформированных способностях: к рефлексивному отношению к себе и своей деятельности, толерантности к окружающим; к эмоциональному контролю; к преодолению трудностей; к саморегуляции, иначе говоря, в специфических способностях, которые составляют психологическую культуру преподавателя [3, 7]. И тогда закономерно возникает вопрос: способен ли преподаватель, не имеющий профильной педагогической подготовки, реализовать в профессиональной деятельности подобные требования?
Современный федеральный образовательный стандарт дает преподавателю вуза большую свободу в организации своей профессиональной деятельности, соответственно, повышая требования к уровню его подготовки.
При решении проблемы повышения педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДВГУПС) был проведен мониторинг системы знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной организации учебного процесса в университете.
Первоначально был осуществлен анализ научных исследований, посвященных педагогической деятельности. В частности, было установлено, что педагогическая деятельность разнопланова. Реализуя различные цели деятельности, преподаватель вуза, по мнению Г.У. Матушанского и Ю.В. Цвенгер, осуществляет следующие виды деятельности: педагогическую, научно-исследовательскую, профессиональную (по базовой специальности), административно-хозяйственную, управленческую, коммерческую, общественную [4]. Л.Д. Столяренко в профессиональной деятельности преподавателя выделяет следующие ее составляющие: обучающую деятельность преподавателя; деятельность методиста, конструирующего приемы и методы обучения; деятельность методиста, направленную на построение учебных средств, учебных предметов; деятельность по составлению учебных программ.
Соответственно, для эффективного осуществления педагогической деятельности преподаватель должен обладать знаниями в области педагогики, в области методологии построения учебного процесса.
Далее были проанализированы цели и задачи педагогической деятельности при реализации образовательного процесса. Цели и задачи, которые ставит перед собой преподаватель, в ходе учебного процесса трансформируются в задачи обучаемых, что стимулирует их активность, вызывает изменения в личностном развитии.
В основу работы легло исследование В.Г. Иванова, который выделяет следующие особенности задач профессиональной педагогической деятельности:
1) преподавателю важно представлять себе изменения, которые желательно вызвать в мировоззрении студента к концу определенного этапа обучения;
2) постановка педагогической задачи должна исходить из отношения к обучаемому как к активному, равноправному участнику учебного процесса, имеющему собственную логику поведения;
3) решение педагогических задач требует от педагога немедленных действий в профессиональных ситуациях, в то время как их результат отсрочен по времени, что затрудняет контроль над успешностью выполнения поставленных задач, хотя и не делает его в принципе невозможным [1].
Специфика задач педагогической деятельности состоит в том, что они формулируются не в виде действий преподавателя, а как результат деятельности студента. Соответственно, преподаватель должен хорошо понимать студента: учитывать его возрастные особенности; знать специфику функционирования и развития психических процессов, свойств и состояний личности; способствовать самоорганизации учебной деятельности и пр. Соответственно для эффективной работы преподаватель должен обладать знаниями в области как педагогики, так и психологии.
На завершающем этапе подготовительной работы педагогам были предложены анкеты, позволяющие выявить их потребности в психолого-педагогической профессиональной подготовке.
Данный комплекс мероприятий позволил разработать учебные программы профессиональной переподготовки преподавателей высших и средних профессиональных учебных учреждений, включающие три основных блока:
- педагогическая подготовка;
- подготовка в области методологии учебного процесса;
- психологическая подготовка.
В рамках педагогической подготовки программа предусматривает такие дисциплины, как: «Педагогика высшей школы», «Активные методы обучения в вузе», «Организация научно-исследовательской работы». При изучении указанных дисциплин слушатели знакомятся с основными понятиями педагогики, с методами и формами ведения учебного процесса.
В рамках психологической подготовки программа предусматривает изучение следующих дисциплин: «Общая психология», «Психология студентов» [5], «Психология профессионального общения», «Психология саморегуляции», «Искусство публичного выступления», «Психология педагогического конфликта» [2].
Подготовка в области методологии учебного процесса включает следующие дисциплины: «Основы проектирования образовательных программ», «Методологические основы профессионального обучения», «Методология и технология обучения и воспитания в вузе».
Вопросы качества образования всегда были актуальными при подготовке педагогических работников, и это явилось основанием для включения в учебный план дисциплины «Менеджмент в образовании», не вошедшей в вышеуказанные блоки. Значение этой дисциплины состоит в формировании у педагога системы знаний об управлении качеством образования в вузе. При ее изучении слушатели курсов знакомятся с понятием, основными характеристиками и показателями качества образования как объекта управления в соответствии с современными национальными и мировыми тенденциями. Они также знакомятся со структурой системы управления качеством образовательного процесса в вузе, рассматривают взаимосвязи каждого структурного компонента процесса обучения с достижением целей образовательной организации и удовлетворенностью всех заинтересованных сторон.
Описанная программа была успешно реализована на базе института дополнительного образования в Дальневосточном государственном университете путей сообщения в 2014-2015 учебном году. Первыми слушателями указанной программы стали преподаватели ДВГУПС. Необходимо отметить, что помимо повышения профессиональной педагогической квалификации - профессиональной переподготовки преподавателей - курсы позволили сплотить педагогический коллектив университета.
Рецензенты:
Григорьева Н.Г., д.п.н., профессор, проректор по воспитательной работе и работе со студентами ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения», г. Хабаровск;
Яссман Л.В., д.псх.н., профессор, профессор кафедры «Общая, юридическая и инженерная психология» ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения», г. Хабаровск.
Библиографическая ссылка
Леженина А.А., Сокольская М.В., Примаченко Я.В. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22263 (дата обращения: 21.11.2024).