Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ

Леженина А.А. 1 Сокольская М.В. 1 Примаченко Я.В. 1
1 Дальневосточный государственный университет путей сообщения, Федеральное агентство железнодорожного транспорта
В статье поднимается проблема качества профессиональной подготовки преподавателей системы высшего и среднего профессионального (технического) образования. Анализируется специфика педагогической деятельности с целью выявления профессионально важных качеств педагога, необходимых для эффективного осуществления педагогической деятельности. В тексте статьи в качестве примера приводится программа профессиональной переподготовки педагогов транспортного вуза. В программе выделены три блока: педагогический, психологический, методологический. Значимость изучения каждого из указанных блоков обосновывается посредством анализа научной литературы. Также обосновывается необходимость рассмотрения преподавателями вопросов качества образования, что явилось основанием для включения в учебный план дисциплины «Менеджмент в образовании», не вошедшей в вышеуказанные блоки. Подведены предварительные итоги данной программы в отношении повышения качества учебного процесса и улучшения морально-психологического климата в университете.
преподаватель
педагогика высшей школы
педагогика профессионального образования
профессиональная переподготовка
повышение квалификации
1. Иванов В.Г. Педагогическая деятельность: проблемы сложности / В.Г. Иванов, Л.И. Гурье, А. Зериминов // Высшее образование в России. – 1997. – № 4. – С. 44–49.
2. Леженина А.А. Психологическая культура преподавателя вуза как системообразующий фактор успешности его профессиональной деятельности: дис…канд. психол. наук / А.А. Леженина – СПб., Хабаровск, 2007. – 160 с.
3. Леженина А.А. Структура и содержание психологической культуры преподавателя высшей школы / А.А. Леженина // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. — 2010. — № 4 (28). – С. 146–153
4. Матушанский Г.У. Основные характеристики психолого-педагогической подготовки и переподготовки преподавателя высшей школы на современном этапе / Г.У. Матушанский, Ю.В. Цвенгер // Психологическая наука и образование. – 2001. – № 2. – С. 24–30.
5. Сокольская М.В. Ценностные ориентации в структуре личности и деятельности подростков / М.В. Сокольская. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2004. – 119 с.
6. Сокольская М.В. Личностно-профессиональное становление специалиста в системе профессионального образования (на примере поездных диспетчеров) / М.В. Сокольская // Непрерывное образование: от методологии до практического воплощения: сб. науч. статей / Под ред. С.А. Хмара, Е.В. Елисеевой. – Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2007. – С. 180–185.
7. Сокольская М.В. Особенности проявления коммуникативной толерантности в различных типах профессиональной деятельности / М.В. Сокольская, А.А. Макеева // Личность и профессия: тр. междунар. науч.-практ. конф. / Под ред. К.И. Воробьёвой. – Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2007. – Т. 7. – С. 208–213.
Современное общество ставит перед высшей школой достаточно амбициозные задачи, заключающиеся в формировании не только профессиональных компетенций у будущих специалистов, но и общекультурных, включающих способность к работе в коллективе, кооперации с коллегами, к предупреждению и конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в процессе профессиональной деятельности; способность проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния; способность принимать оптимальные организационно-управленческие решения и иное, что в свою очередь предъявляет к профессиональной компетентности преподавателя вуза высокие требования.

Анализ качества профессиональной подготовки педагогического состава образовательных учреждений высшего и среднего технического профессионального образования показывает, что у большинства педагогов отсутствует педагогическое образование, которое позволяет компетентно решать данные задачи. В связи с этим была поставлена цель - разработать и внедрить программу профессиональной переподготовки профессорско-педагогического состава «Педагогика высшей школы» с учетом потребностей транспортного вуза.

Педагогическая деятельность осуществляется на основании требований, норм, традиций. Она всегда определенным образом организована, т.е. имеет структуру, взаимосвязь элементов, одни из которых являются ведущими, другие - второстепенными. Преподавательская деятельность предъявляет к педагогу определенные требования в области знаний, умений, навыков, мастерства, которые заключаются в сформированных способностях: к рефлексивному отношению к себе и своей деятельности, толерантности к окружающим; к эмоциональному контролю; к преодолению трудностей; к саморегуляции, иначе говоря, в специфических способностях, которые составляют психологическую культуру преподавателя [3, 7]. И тогда закономерно возникает вопрос: способен ли преподаватель, не имеющий профильной педагогической подготовки, реализовать в профессиональной деятельности подобные требования? 

Современный федеральный образовательный стандарт дает преподавателю вуза большую свободу в организации своей профессиональной деятельности, соответственно, повышая требования к уровню его подготовки.

При решении проблемы повышения педагогической квалификации профессорско-преподавательского состава Дальневосточного государственного университета путей сообщения (ДВГУПС) был проведен мониторинг системы знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной организации учебного процесса в университете.

Первоначально был осуществлен анализ научных исследований, посвященных педагогической деятельности. В частности, было установлено, что педагогическая деятельность разнопланова. Реализуя различные цели деятельности, преподаватель вуза, по мнению Г.У. Матушанского и Ю.В. Цвенгер, осуществляет следующие виды деятельности: педагогическую, научно-исследовательскую, профессиональную (по базовой специальности), административно-хозяйственную, управленческую, коммерческую, общественную [4]. Л.Д. Столяренко в профессиональной деятельности преподавателя выделяет следующие ее составляющие: обучающую деятельность преподавателя; деятельность методиста, конструирующего приемы и методы обучения; деятельность методиста, направленную на построение учебных средств, учебных предметов; деятельность по составлению учебных программ.

Соответственно, для эффективного осуществления педагогической деятельности преподаватель должен обладать знаниями в области педагогики, в области методологии построения учебного процесса.

Далее были проанализированы цели и задачи педагогической деятельности при реализации образовательного процесса. Цели и задачи, которые ставит перед собой преподаватель, в ходе учебного процесса трансформируются в задачи обучаемых, что стимулирует их активность, вызывает изменения в личностном развитии.

В основу работы легло исследование В.Г. Иванова, который выделяет следующие особенности задач профессиональной педагогической деятельности:

1) преподавателю важно представлять себе изменения, которые желательно вызвать в мировоззрении студента к концу определенного этапа обучения;

2) постановка педагогической задачи должна исходить из отношения к обучаемому как к активному, равноправному участнику учебного процесса, имеющему собственную логику поведения;

3) решение педагогических задач требует от педагога немедленных действий в профессиональных ситуациях, в то время как их результат отсрочен по времени, что затрудняет контроль над успешностью выполнения поставленных задач, хотя и не делает его в принципе невозможным [1].

Специфика задач педагогической деятельности состоит в том, что они формулируются не в виде действий преподавателя, а как результат деятельности студента. Соответственно, преподаватель должен хорошо понимать студента: учитывать его возрастные особенности; знать специфику функционирования и развития психических процессов, свойств и состояний личности; способствовать самоорганизации учебной деятельности и пр. Соответственно для эффективной работы преподаватель должен обладать знаниями в области как педагогики, так и психологии.

На завершающем этапе подготовительной работы педагогам были предложены анкеты, позволяющие выявить их потребности в психолого-педагогической профессиональной подготовке.

Данный комплекс мероприятий позволил разработать учебные программы профессиональной переподготовки преподавателей высших и средних профессиональных учебных учреждений, включающие три основных блока:

  • педагогическая подготовка;
  • подготовка в области методологии учебного процесса;
  • психологическая подготовка.

В рамках педагогической подготовки программа предусматривает такие дисциплины, как: «Педагогика высшей школы», «Активные методы обучения в вузе», «Организация научно-исследовательской работы». При изучении указанных дисциплин слушатели знакомятся с основными понятиями педагогики, с методами и формами ведения учебного процесса.

В рамках психологической подготовки программа предусматривает изучение следующих дисциплин: «Общая психология», «Психология студентов» [5], «Психология профессионального общения», «Психология саморегуляции», «Искусство публичного выступления», «Психология педагогического конфликта» [2].

Подготовка в области методологии учебного процесса включает следующие дисциплины: «Основы проектирования образовательных программ», «Методологические основы профессионального обучения», «Методология и технология обучения и воспитания в вузе».

Вопросы качества образования всегда были актуальными при подготовке педагогических работников, и это явилось основанием для включения в учебный план дисциплины «Менеджмент в образовании», не вошедшей в вышеуказанные блоки. Значение этой дисциплины состоит в формировании у педагога системы знаний об управлении качеством образования в вузе. При ее изучении слушатели курсов знакомятся с понятием, основными характеристиками и показателями качества образования как объекта управления в соответствии с современными национальными и мировыми тенденциями. Они также знакомятся со структурой системы управления качеством образовательного процесса в вузе, рассматривают взаимосвязи каждого структурного компонента процесса обучения с достижением целей образовательной организации и удовлетворенностью всех заинтересованных сторон.

Описанная программа была успешно реализована на базе института дополнительного образования в Дальневосточном государственном университете путей сообщения в 2014-2015 учебном году. Первыми слушателями указанной программы стали преподаватели ДВГУПС. Необходимо отметить, что помимо повышения профессиональной педагогической квалификации - профессиональной переподготовки преподавателей - курсы позволили сплотить педагогический коллектив университета.

Рецензенты:

Григорьева Н.Г., д.п.н., профессор, проректор по воспитательной работе и работе со студентами ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения», г. Хабаровск;

Яссман Л.В., д.псх.н., профессор, профессор кафедры «Общая, юридическая и инженерная психология» ФГБОУ ВПО «Дальневосточный государственный университет путей сообщения», г. Хабаровск.


Библиографическая ссылка

Леженина А.А., Сокольская М.В., Примаченко Я.В. ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22263 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674