Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

SOCIAL PROJECT «TELL THE TRUTH TO THE WORLD ABOUT WAR» AS A MEANS OF YOUTH’S PATRIOTIC EDUCATION

Tomashevskaya M.A. 1 Semenova E.V. 1
1 Lesosibirsk Pedagogical Institute – the branch of Siberian Federal University
The article deals with the problem of youth’s patriotic education.The essential characteristic of the contradictory feelings of patriotism based on his emotional and sensual nature is given. The need of changingof the methodological and technological aspects in the patriotic education of modern Russian youth is emphasized. A brief description of the experience of patriotic education in the Soviet period is presented. It is proved that for a modern patriotic education voluntary participation is natural as well as the reflection of motivation and the activity of the members of the patriotic action. On the basis of theoretical propositions the description and analysis of the development and implementation of the social project "Let´s tell the world the truth about the war" for the purpose of patriotic education of youth is put forward.The conceptual ideas and objectives of the project where the main idea is to organize a particular activity of students and trainees aimed at maintaining the patriotic and civic interest of the younger generation to the characters and events of the Great Patriotic War are disclosed. It is proved that a qualitative assessment and self-esteem are difficult to do as the results have personal nature.
patriotism
patriotic education
reflection
social project
В культурной картине мира человечества независимо от исторической эпохи патриотизм всегда был безусловной ценностью. Объективность феномена чувства патриотизма связана со случайностью появления человека в той или иной стране и принадлежностью его к конкретному народу и нации. Вместе с тем та же история не раз доказывала уязвимость патриотизма как выражения эмоционально-чувственной сферы человека. Этот феномен объясняется прежде всего неравенством условий жизни в разных странах, стремлением поиска лучших условий и возможностью выбора, в том числе и места для жизни. Как правило, платой за это выступает обвинение в отсутствии чувства патриотизма, которое предъявляет общественное сознание человеку, решившемуся на изменения такого рода. Оставляя в стороне эмоциональную окраску фактов иммиграции или предательства Родины, отметим, что общественное понимание огромной роли патриотизма обусловлено тем, что именно  это чувство выступает основой и гарантом сохранения независимости страны и ее суверенитета. В данном контексте сложно отрицать или преуменьшать роль патриотического воспитания, поскольку чувство привязанности и любви к Родине формируется не в одночасье. Для возникновения преданности Родине нужно время и множество составляющих и факторов, таких как впечатления детства, чувственно-эмоциональный опыт, который подрастающая личность обретает каждодневно, система ценностей семьи и др.

Уязвимость патриотизма как части эмоционально-чувственной сферы личности объясняется еще и тем, что преданность и любовь к Родине как ничто другое связаны с политическим строем, всей системой политического устройства страны, ценностями, принятыми в конкретную историческую эпоху.

Тривиальность суждений о том, что современная молодежь отличается прагматическим отношением к жизни, имеет иные ценностные ориентиры, иную культурную картину мира, не облегчает, а, напротив, усугубляет проблематику воспитания в современных условиях [2]. В связи с этим есть смысл утверждать, что сложности, связанные с переоценкой ценностей в российском обществе в конце XX - начале XXI вв., заставили всех, кто имеет отношение к воспитанию, пересмотреть подходы к нему как на методологическом, так и на технологическом уровнях [4].

Нас заинтересовала проблема патриотического воспитания российской молодежи с точки зрения изучения возможностей социальных проектов, ориентированных на задачу патриотического воспитания. Описание и анализ работы в данном направлении отражены в предлагаемой статье.

Для начала обратимся к определению категории патриотизма. В словаре С.И. Ожегова мы находим следующее: «Патриотизм - преданность, любовь к своему отечеству, к своему народу» [6, с. 496]. Новый Энциклопедический словарь дает такое определение: «Патриотизм - любовь к родине, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства» [5, c. 1000].  Анализ этих и иных источников показывает, что ключевая категория «любовь» здесь ни в коей мере не может относиться к научному знанию и тем более к научному исследованию. Поэтому все попытки подвергнуть измерению чувство патриотизма обречены на провал.

 Вместе с тем в истории человечества накоплен богатый эмпирический опыт патриотического воспитания молодежи. Есть смысл обратиться к отечественному опыту в этом направлении. Проблема патриотизма и патриотического воспитания в отечественной педагогике всегда была в ряду приоритетных. Идеи К.Д. Ушинского, А.И. Радищева, В.Г. Белинского и иных до сих пор во многом не потеряли своей актуальности.

Стройная система патриотического воспитания, существовавшая в Советском Союзе, рассматривала патриотическое воспитание как одно из направлений идейно-политического и нравственного воспитания детей и молодежи (Т.А. Ильина, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Г.И. Щукина).

Патриотическое воспитание в советский периодосновывалось на следующих постулатах:

  • патриотическое воспитание в советский период выступало важнейшей составляющей нравственного воспитания детей и молодежи;
  • патриотическое воспитание было проникнуто идеями коммунистического воспитания в духе коммунистической морали;
  • четкая система патриотического воспитания включала цели, задачи, методы, формы и средства воспитания для всех возрастных групп детей и молодежи;
  • важная роль в патриотическом воспитании молодежи отводилась активным формам и методам работы (походы по местам боевой и трудовой славы, организация и проведение праздничных шествий по знаменательным датам и др.);
  • одним из средств эффективной внеклассной работы по патриотическому воспитанию детей было использование возможностей музеев [9, с. 26].

Но даже такая стройно отработанная система работы по организованному патриотическому воспитанию не давала гарантированных результатов, поскольку в  воспитании чувства патриотизма срабатывает не отдельно взятый сегмент, а сложный комплекс фактов, впечатлений и, что самое главное, собственный субъективный опыт, который формирует личностное отношение ко всему, что личность делает. Добавим к этому идею постепенности, согласно которой чувство патриотизма невозможно сформировать одномоментно или даже в ходе серии мероприятий. Оно складывается из многих составляющих: привычек, привязанностей, стереотипов, пережитых эмоций  и пр. [7].

Эта идея стала для нас ведущей в изучении и использовании возможностей социального проекта для реализации патриотического воспитания молодежи в современных условиях. По сути, речь идет об организации конкретной деятельности в нужном направлении, в данном случае - патриотическом воспитании. Подобные акции проходили и в советскую эпоху, с той лишь разницей, что появление социальных проектов характерно для постсоветского времени. Что же тогда изменилось?

Попытаемся ответить на этот вопрос.

Прежде всего можно отметить существенную разницу в обязательности/добровольности участия  обучающихся в любой акции патриотической направленности. В нынешнее время обучающийся сам делает выбор, насколько ему нужна та или иная акция. С педагогической точки зрения эта добровольность таит в себе как положительные, так и отрицательные смыслы. С одной стороны, здесь явно можно наблюдать проявление демократичности и возможности для формирования умений делать выбор. С другой стороны, при таком подходе есть опасность упустить важный момент активного участия в новой социальной практике многих, внешне не очень активных детей и формирования у них личностных результатов и  важных компетенций. Часть обучающихся в силу все той же добровольности так и остается за чертой обретения нового опыта.

Далее, и это напрямую связано с вышесказанным, важен мотив участия обучающихся в акциях патриотического характера. В нашей практике, приступая к разработке любых социальных проектов, мы задаем вопрос: «Зачем мы будем это делать?» Этот вопрос из разряда рефлексивных, а, как известно, рефлексия является одним из самых сложных компонентов деятельности. Это подтверждает определение рефлексии: «Рефлексия -1. Филос. Форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и законов. От лат. reflexio - обращение назад. 2. Книж. Размышление, полное сомнений и колебаний. 3 - Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и  состояний, анализ своих переживаний» [5. с. 1144].

Наш опыт показал, что рефлексия мотивации не менее важна, чем рефлексия самой деятельности. Ответы на поставленный вопрос бывают самые разные, среди наиболее часто встречающихся ответов следующий: «Хочу проявить себя в новом виде деятельности». Все ответы принимаются, включая указание на материальный мотив (известно, что сегодня за участие в поддержанных проектах выплачивается материальное вознаграждение). По окончании действия проекта проводится рефлексия деятельности, где обучающиеся дают оценку деятельности и отмечают те личностные изменения, которые произошли с ними в ходе выполнения проекта.

Даже этих характеристик достаточно, чтобы выявить принципиально иные требования к разработке и внедрению новых форм патриотического воспитания, одной из которых выступает социальный проект.

Сегодня проект и проектная деятельность давно не новость в педагогической теории и практике [8]. Известно деление на два вида проектов: проекты как создание какого-либо продукта на профессиональной основе и проекты как средство обучения в образовании. Второй вид уместен и как вид воспитательной деятельности, куда можно с полным правом отнести социальные проекты.

Каковы возможности такого вида проекта?

Ответим на этот вопрос на основе анализа разработки и внедрения социального проекта «Расскажем миру правду о войне». Работа проводилась на базе Лесосибирского педагогического института - филиала Сибирского федерального университета с участием обучающихся школ г. Лесосибирска.

Как показывает опыт, наиболее эффективно студенческие социальные проекты выглядят, если они реализуются в групповой форме [3].  Исходя из этой идеи, была подобрана группа студентов, для которых факт искажения исторической правды о Великой Отечественной войне в западных СМИ оказался личностно значимым. В разработке проекта группа исходила из того, что правдивая информация о событиях Великой Отечественной войны дана в основном на русском языке, носители других языков и культур не всегда могут получить необходимую информацию.  Главные концептуальные идеи в разработке проекта звучали следующим образом. События Великой Отечественной войны все больше отодвигаются во времени для поколений, живущих сегодня. Поэтому с каждым днем актуализируется тема победы советского народа в той войне. Кроме того, необходимо донести правду о войне до мировой общественности, которая в настоящее время находится под воздействием дезинформации о событиях, которые произошли 70 лет назад. Для участников проекта (студентов и обучающихся) такая работа будет способствовать решению задач патриотического и гражданского воспитания молодежи, участвующей в проекте, и целевой российской аудитории. Эти идеи созвучны опыту патриотического воспитания [1, 10].

Исходя из концептуальных идей задачи проекта обозначились вполне конкретно. Они состояли в следующем:

  1. пробудить интерес подрастающего поколения к героям и событиям Великой Отечественной войны;
  2. расширить знания жителей города, особенно молодежи, о событиях 1941-1945 гг.;
  3. провести опрос среди жителей города и обучающихся на тему участия жителей г. Лесосибирска в Великой Отечественной войне;
  4. найти информацию о памятниках г. Лесосибирска, посвященных годам войны, и людях - жителях города, участниках Великой Отечественной войны;
  5. встретиться с ветеранами войны для сбора информации об их участии в войне;
  6. создать видеоролик «Расскажем миру правду о войне» с субтитрами на английском языке о памятниках г. Лесосибирска, посвященных годам войны, и людях - жителях города - участниках Великой Отечественной войны;
  7. разработать и издать буклет «Расскажем миру правду о войне» с фото и текстом на английском и русском языках о памятниках г. Лесосибирска, посвященных годам войны, и людях - жителях города, участниках Великой Отечественной войны;
  8. распространить буклет в библиотеках, школах, средних специальных учебных заведениях и институтах г. Лесосибирска;
  9. распространить видеоролик в Интернете.

Ценным в проекте оказался опыт задействования в нем обучающихся в школах г. Лесосибирска. Именно они собирали информацию о памятниках г. Лесосибирска, посвященных годам войны, и людях - жителях города, участниках Великой Отечественной войны и выступили в роли ведущих в видеоролике.

При подведении итогов работы мы столкнулись с трудностью ее оценки и самооценки. Количественные параметры (сбор информации, создание ролика и буклета и др.) были выполнены полностью, равно как и сопутствующие задачи для участников проекта - студентов филологического факультета, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», профиль «Иностранный язык». Для них участие в проекте стало дополнительной практикой перевода и говорения на английском языке.

Оценить же качественные изменения, произошедшие с участниками проекта, не представляется возможным. Дело не только в отсутствии адекватных методик, чего в принципе не может быть, когда речь идет о духовном развитии личности и формировании ее отношения к миру. Рефлексия, проведенная после  реализации проекта, может лишь косвенно указывать на то, что участие в проекте обучающиеся оценили как позитивный опыт, который дал им много в плане получения новой информации, развил коммуникативные и конструктивные умения.

В цело, участие студентов и обучающихся школ в социальных проектах - новая практика, которая позволяет им мобилизоваться, самим разработать содержание и формы работы, спланировать и выполнить работу в четко обозначенных временных параметрах.

Такая работа еще раз подтверждает идею о необходимости поиска новых форм работы с молодежью в реализации задач патриотического воспитания.

Рецензенты:

Петрищев В.И., д.п.н., профессор, зав. кафедрой иностранных языков Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, г. Красноярск;

Морозова О.П., д.п.н., профессор, директор регионального Центра переподготовки и повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений Алтайского государственного университета, г. Барнаул.