Уязвимость патриотизма как части эмоционально-чувственной сферы личности объясняется еще и тем, что преданность и любовь к Родине как ничто другое связаны с политическим строем, всей системой политического устройства страны, ценностями, принятыми в конкретную историческую эпоху.
Тривиальность суждений о том, что современная молодежь отличается прагматическим отношением к жизни, имеет иные ценностные ориентиры, иную культурную картину мира, не облегчает, а, напротив, усугубляет проблематику воспитания в современных условиях [2]. В связи с этим есть смысл утверждать, что сложности, связанные с переоценкой ценностей в российском обществе в конце XX - начале XXI вв., заставили всех, кто имеет отношение к воспитанию, пересмотреть подходы к нему как на методологическом, так и на технологическом уровнях [4].
Нас заинтересовала проблема патриотического воспитания российской молодежи с точки зрения изучения возможностей социальных проектов, ориентированных на задачу патриотического воспитания. Описание и анализ работы в данном направлении отражены в предлагаемой статье.
Для начала обратимся к определению категории патриотизма. В словаре С.И. Ожегова мы находим следующее: «Патриотизм - преданность, любовь к своему отечеству, к своему народу» [6, с. 496]. Новый Энциклопедический словарь дает такое определение: «Патриотизм - любовь к родине, привязанность к месту своего рождения, к месту жительства» [5, c. 1000]. Анализ этих и иных источников показывает, что ключевая категория «любовь» здесь ни в коей мере не может относиться к научному знанию и тем более к научному исследованию. Поэтому все попытки подвергнуть измерению чувство патриотизма обречены на провал.
Вместе с тем в истории человечества накоплен богатый эмпирический опыт патриотического воспитания молодежи. Есть смысл обратиться к отечественному опыту в этом направлении. Проблема патриотизма и патриотического воспитания в отечественной педагогике всегда была в ряду приоритетных. Идеи К.Д. Ушинского, А.И. Радищева, В.Г. Белинского и иных до сих пор во многом не потеряли своей актуальности.
Стройная система патриотического воспитания, существовавшая в Советском Союзе, рассматривала патриотическое воспитание как одно из направлений идейно-политического и нравственного воспитания детей и молодежи (Т.А. Ильина, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Г.И. Щукина).
Патриотическое воспитание в советский периодосновывалось на следующих постулатах:
- патриотическое воспитание в советский период выступало важнейшей составляющей нравственного воспитания детей и молодежи;
- патриотическое воспитание было проникнуто идеями коммунистического воспитания в духе коммунистической морали;
- четкая система патриотического воспитания включала цели, задачи, методы, формы и средства воспитания для всех возрастных групп детей и молодежи;
- важная роль в патриотическом воспитании молодежи отводилась активным формам и методам работы (походы по местам боевой и трудовой славы, организация и проведение праздничных шествий по знаменательным датам и др.);
- одним из средств эффективной внеклассной работы по патриотическому воспитанию детей было использование возможностей музеев [9, с. 26].
Но даже такая стройно отработанная система работы по организованному патриотическому воспитанию не давала гарантированных результатов, поскольку в воспитании чувства патриотизма срабатывает не отдельно взятый сегмент, а сложный комплекс фактов, впечатлений и, что самое главное, собственный субъективный опыт, который формирует личностное отношение ко всему, что личность делает. Добавим к этому идею постепенности, согласно которой чувство патриотизма невозможно сформировать одномоментно или даже в ходе серии мероприятий. Оно складывается из многих составляющих: привычек, привязанностей, стереотипов, пережитых эмоций и пр. [7].
Эта идея стала для нас ведущей в изучении и использовании возможностей социального проекта для реализации патриотического воспитания молодежи в современных условиях. По сути, речь идет об организации конкретной деятельности в нужном направлении, в данном случае - патриотическом воспитании. Подобные акции проходили и в советскую эпоху, с той лишь разницей, что появление социальных проектов характерно для постсоветского времени. Что же тогда изменилось?
Попытаемся ответить на этот вопрос.
Прежде всего можно отметить существенную разницу в обязательности/добровольности участия обучающихся в любой акции патриотической направленности. В нынешнее время обучающийся сам делает выбор, насколько ему нужна та или иная акция. С педагогической точки зрения эта добровольность таит в себе как положительные, так и отрицательные смыслы. С одной стороны, здесь явно можно наблюдать проявление демократичности и возможности для формирования умений делать выбор. С другой стороны, при таком подходе есть опасность упустить важный момент активного участия в новой социальной практике многих, внешне не очень активных детей и формирования у них личностных результатов и важных компетенций. Часть обучающихся в силу все той же добровольности так и остается за чертой обретения нового опыта.
Далее, и это напрямую связано с вышесказанным, важен мотив участия обучающихся в акциях патриотического характера. В нашей практике, приступая к разработке любых социальных проектов, мы задаем вопрос: «Зачем мы будем это делать?» Этот вопрос из разряда рефлексивных, а, как известно, рефлексия является одним из самых сложных компонентов деятельности. Это подтверждает определение рефлексии: «Рефлексия -1. Филос. Форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и законов. От лат. reflexio - обращение назад. 2. Книж. Размышление, полное сомнений и колебаний. 3 - Процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний, анализ своих переживаний» [5. с. 1144].
Наш опыт показал, что рефлексия мотивации не менее важна, чем рефлексия самой деятельности. Ответы на поставленный вопрос бывают самые разные, среди наиболее часто встречающихся ответов следующий: «Хочу проявить себя в новом виде деятельности». Все ответы принимаются, включая указание на материальный мотив (известно, что сегодня за участие в поддержанных проектах выплачивается материальное вознаграждение). По окончании действия проекта проводится рефлексия деятельности, где обучающиеся дают оценку деятельности и отмечают те личностные изменения, которые произошли с ними в ходе выполнения проекта.
Даже этих характеристик достаточно, чтобы выявить принципиально иные требования к разработке и внедрению новых форм патриотического воспитания, одной из которых выступает социальный проект.
Сегодня проект и проектная деятельность давно не новость в педагогической теории и практике [8]. Известно деление на два вида проектов: проекты как создание какого-либо продукта на профессиональной основе и проекты как средство обучения в образовании. Второй вид уместен и как вид воспитательной деятельности, куда можно с полным правом отнести социальные проекты.
Каковы возможности такого вида проекта?
Ответим на этот вопрос на основе анализа разработки и внедрения социального проекта «Расскажем миру правду о войне». Работа проводилась на базе Лесосибирского педагогического института - филиала Сибирского федерального университета с участием обучающихся школ г. Лесосибирска.
Как показывает опыт, наиболее эффективно студенческие социальные проекты выглядят, если они реализуются в групповой форме [3]. Исходя из этой идеи, была подобрана группа студентов, для которых факт искажения исторической правды о Великой Отечественной войне в западных СМИ оказался личностно значимым. В разработке проекта группа исходила из того, что правдивая информация о событиях Великой Отечественной войны дана в основном на русском языке, носители других языков и культур не всегда могут получить необходимую информацию. Главные концептуальные идеи в разработке проекта звучали следующим образом. События Великой Отечественной войны все больше отодвигаются во времени для поколений, живущих сегодня. Поэтому с каждым днем актуализируется тема победы советского народа в той войне. Кроме того, необходимо донести правду о войне до мировой общественности, которая в настоящее время находится под воздействием дезинформации о событиях, которые произошли 70 лет назад. Для участников проекта (студентов и обучающихся) такая работа будет способствовать решению задач патриотического и гражданского воспитания молодежи, участвующей в проекте, и целевой российской аудитории. Эти идеи созвучны опыту патриотического воспитания [1, 10].
Исходя из концептуальных идей задачи проекта обозначились вполне конкретно. Они состояли в следующем:
- пробудить интерес подрастающего поколения к героям и событиям Великой Отечественной войны;
- расширить знания жителей города, особенно молодежи, о событиях 1941-1945 гг.;
- провести опрос среди жителей города и обучающихся на тему участия жителей г. Лесосибирска в Великой Отечественной войне;
- найти информацию о памятниках г. Лесосибирска, посвященных годам войны, и людях - жителях города, участниках Великой Отечественной войны;
- встретиться с ветеранами войны для сбора информации об их участии в войне;
- создать видеоролик «Расскажем миру правду о войне» с субтитрами на английском языке о памятниках г. Лесосибирска, посвященных годам войны, и людях - жителях города - участниках Великой Отечественной войны;
- разработать и издать буклет «Расскажем миру правду о войне» с фото и текстом на английском и русском языках о памятниках г. Лесосибирска, посвященных годам войны, и людях - жителях города, участниках Великой Отечественной войны;
- распространить буклет в библиотеках, школах, средних специальных учебных заведениях и институтах г. Лесосибирска;
- распространить видеоролик в Интернете.
Ценным в проекте оказался опыт задействования в нем обучающихся в школах г. Лесосибирска. Именно они собирали информацию о памятниках г. Лесосибирска, посвященных годам войны, и людях - жителях города, участниках Великой Отечественной войны и выступили в роли ведущих в видеоролике.
При подведении итогов работы мы столкнулись с трудностью ее оценки и самооценки. Количественные параметры (сбор информации, создание ролика и буклета и др.) были выполнены полностью, равно как и сопутствующие задачи для участников проекта - студентов филологического факультета, обучающихся по направлению «Педагогическое образование», профиль «Иностранный язык». Для них участие в проекте стало дополнительной практикой перевода и говорения на английском языке.
Оценить же качественные изменения, произошедшие с участниками проекта, не представляется возможным. Дело не только в отсутствии адекватных методик, чего в принципе не может быть, когда речь идет о духовном развитии личности и формировании ее отношения к миру. Рефлексия, проведенная после реализации проекта, может лишь косвенно указывать на то, что участие в проекте обучающиеся оценили как позитивный опыт, который дал им много в плане получения новой информации, развил коммуникативные и конструктивные умения.
В цело, участие студентов и обучающихся школ в социальных проектах - новая практика, которая позволяет им мобилизоваться, самим разработать содержание и формы работы, спланировать и выполнить работу в четко обозначенных временных параметрах.
Такая работа еще раз подтверждает идею о необходимости поиска новых форм работы с молодежью в реализации задач патриотического воспитания.
Рецензенты:
Петрищев В.И., д.п.н., профессор, зав. кафедрой иностранных языков Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева, г. Красноярск;
Морозова О.П., д.п.н., профессор, директор регионального Центра переподготовки и повышения квалификации преподавателей высших и средних специальных учебных заведений Алтайского государственного университета, г. Барнаул.
Библиографическая ссылка
Томашевская М.А., Семенова Е.В. СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «РАССКАЖЕМ МИРУ ПРАВДУ О ВОЙНЕ» КАК СРЕДСТВО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22141 (дата обращения: 10.02.2025).