Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES ORGANIZANIZATSII EDUCATIONAL WORK WITH CURATORS THE EXAMPLE USURT

Tukova E.A. 1 Mazeina A.A. 1
1 FGBOU VPO Ural State University of Railway Transport USURT
The article presents the changes in the particularities in the higher school because of the development in the educational system especially the youth of the nowadays and the market needs. It was analyzed the functions and the responsibilities of the curatorship, its personal qualities and its role in the learning process. A first acquaintance of a student´s group with its curator forms some ideas about a chosen specialty and the high school at all. A curator is the one of the first guide who introduces first-year students into their adulthood. That´s why a curator plays an inalienable role of the personality of the students, it assumes a such pedagogical helping what students need. In spite of everything a curator will educates and helps students in their professional and personal development until they will finish an university.
an educational work
an university
a student
a curator

На сегодняшний день основная цель образования претерпевает некоторые изменения: профессиональные знания сами по себе являются лишь орудием, способным принести пользу миру. Новая концепция современного образования – формирование личности, компетентной не только в профессиональном плане, но и в социальном, способной к самовыражению, саморазвитию, творчеству, с высоким чувством ответственности и стремлением приносить обществу пользу.

Нынешний студент имеет в себе массу противоречий: с одной стороны, под влиянием демократизации общества он стал мыслить намного свободнее и независимее, но с другой стороны – его общеобразовательный и культурный уровень резко снизились. Этот фактор является ключевым и связан с трудностями в самом начале учебы в вузе.

Одной из форм учебно-воспитательной работы со студентами является учебное наставничество или система кураторства. Она позволяет решать многие задачи, а именно оказывать студентам помощь в учебе и других возникающих проблемах, передавать жизненный опыт, знания, традиции, оказывать определенное воздействие на их мировоззрение и поведение.

Целью является определение особенностей воспитательной работы кураторов в высших учебных заведениях

Куратор студенческой группы, как правило, преподаватель или студент старших курсов, является связующим звеном между группой и «внешним миром» учебного заведения. Одно из отличий высшей школы от средней является отсутствие «классной мамы», которая полностью контролирует учебный процесс школьников. И первоочередной задачей кураторства является адаптация студентов-первокурсников к самостоятельному обучению.

Организация воспитательной деятельности в высшем учебном заведении основывается на нормативных, правовых актах федерального, регионального и университетского уровня таких, как:

  • Законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
  • Стратегия государственной молодежной политики в РФ;
  • Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ до 2020 года;
  • Устав Университета;
  • Комплексный план воспитательной работы со студентами университета;
  • Положение о Студенческом самоуправлении университета;
  • Инструкция по деятельности куратора академической студенческой группы и др.

Это говорит о том, что кураторство в вузах является не самопровозглашенным институтом. Оно контролируется не только на уровне руководства учебного заведения, но и на уровне государства, имеет правовую и нормативную базу. Куратор, в свою очередь, опирается на планы и инструкции, имеет обязанности и функции, на него возлагается определенная роль в процессе обучения.

Куратор студенческой группы имеет следующие обязанности:

1) активно участвовать в основных делах курируемой группы;

2) планировать учебную и воспитательную работу совместно с группой;

3) контролировать успеваемость студентов и весь учебный процесс, при необходимости взаимодействовать с преподавателями;

4) обсуждать в группе текущую успеваемость, промежуточные итоги, рейтинг и итоги сессии студентов;

5) систематически проводить собрания своей группы по вопросам учебы, дисциплины, предстоящих мероприятий как внутри вуза, так и за его пределами;

6) поддерживать связи с родителями студентов (при необходимости) и прочее [4].

Однако в связи с необходимостью усиления воспитательной работы со студентами повышается роль куратора, и круг его задач расширяется.

Относительно круга задач можно выделить несколько типов куратора студенческой группы (табл. 1) [4].

Таблица 1

Типология кураторства в вузе

Тип

Выполняемые обязанности

1.

Куратор-информатор

Своевременная передача необходимой информации студентам. Не вникает в личную жизнь студентов и группы

2.

Куратор-организатор

Организовывает жизнь группы с помощью различных внеучебных мероприятий: походы в кино, театры, музеи, выставки и прочее. Участвует в разрешении межличностных конфликтов внутри группы

3.

Куратор-психотерапевт

Первоочередная задача – решение личных проблем студентов, побуждает к откровенности, старается помочь советом

4.

Куратор-родитель

Берет на себя ответственность решать семейные и личные дела студентов, но не с точки зрения психологической поддержки, а как родитель, требующий полного подчинения его решениям. Контролирует, нередко лишает инициативы

5.

Куратор-приятель

Заинтересован в том, чем живет академическая группа. Принимает участие во многих групповых мероприятиях, как правило, границы общения «преподаватель - студент» стираются

6.

Куратор-администратор

Ведет учет посещаемости, пропусков студентов, информирует об этом администрацию, передает студентам требования деканата

Анализируя данную типологию, можно сделать вывод, что настоящему куратору необходимо сочетать в себе все предложенные выше типы и выполняемые функции. А именно быть ответственным за своевременное получение необходимой информации относительно учебы и внеучебных мероприятий, а также за организацию внеучебной жизни студенческой группы (посвящение в первокурсники, сплочение нового коллектива, создание традиций внутри группы и многое другое). Кроме того, контролировать посещаемость занятий, оказывать помощь в формировании актива группы и органов студенческого самоуправления, решать проблемы с проживанием в общежитии и т.д.

Содержание деятельности куратора определяется этими функциями, они же очерчивают и круг обязанностей. Не стоит забывать, что работа куратора требует творческого подхода и инициативности, что подразумевает не столько обязанности куратора, сколько его желание и стремление быть вовлеченным в события жизни студенческой группы изнутри. Функция контроля, при ее злоупотреблении, может противопоставить студентов и куратора.

Подробнее рассмотреть особенности воспитательной работы куратора можно на примере системы кураторства в Уральском государственном университете путей сообщения [5].

В образовательной системе УрГУПСа кураторству уделяется много внимания, и не зря, ведь куратор – это первый преподаватель, который встречает студентов-первокурсников в университете. Первые встречи куратора с группой формируют определенное мнение у студентов и создают впечатление о вузе в целом.

Большая часть абитуриентов при поступлении в вузы имеет узкое представление о том, какая профессия их ожидает при выборе специальности на том или ином факультете. В некоторых случаях родители решают, куда пойти учиться их ребенку, а он подчиняется, надеясь, что они не ошиблись, и желают ему только добра. И на первых порах студенты подтверждают правильность выбранного пути, поэтому в данный момент очень важна роль куратора, который поможет в трудное время.

В работе со студентами (в особенности с первокурсниками) необходимо [4, с. 4]:

1) познакомить студентов с вузом: рассказать его историю, самые важные традиции, познакомить с выпускающей кафедрой, главными лицами факультета, университета и т.д. Любому человеку важно быть частью целого для организации продуктивной деятельности и комфортного самочувствия (пирамида потребностей Маслоу);

2) ознакомить студентов с тем, что их ожидает в последующие годы обучения: форму занятий, структуру экзаменов, суть ими выбранной профессии и, самое главное, о ее перспективах, о возможностях вуза реализовать будущего специалиста на рынке труда. Эта информация должна заинтересовать студентов и вовлечь в процесс обучения;

3) проинформировать студентов обо всей внеучебной деятельности внутри факультета и университета в целом, ведь поступление в вуз – это не только учеба, это еще и возможность продолжать или начать заниматься спортом и творчеством, найти и проявить себя. В стенах УрГУПСа действует 4 танцевальных коллектива, театр мод, рок-клуб, театральная студия, ИЗО-студия, движение КВН, вокальная студия, множество молодежных организаций, спортивных секций, волонтерское движение и многое другое. В течение года проходят 3 самых ярких мероприятия: «День Первокурсника», «Мисс и Мистер УрГУПС» и «Весна УрГУПС». Структура университета такова, что все эти мероприятия, а также другие конкурсы проходят между 6 факультетами, каждый из которых борется за победу. На первых порах именно куратор вместе с активом студентов университета и факультета помогает первокурсникам найти свое предназначение в стенах вуза для развития, воплощения своих идей и амбиций. Эта информация вовлекает первокурсников во внеучебную деятельность, что тоже делает его частью одного большого целого (пункт 1).

В 2014–2015 учебном году на базе студентов Уральского государственного университета путей сообщения был проведен опрос на тему: «Введение электронного обучения в образовательный процесс». В опросе приняли участие около 1000 студентов и преподавателей УрГУПСа. Они отвечали на вопросы, касающиеся положительных и отрицательных сторон нововведений в системе образования РФ и университета в частности. Один из вопросов затрагивал проблему – от кого (или откуда) студенты чаще всего получают информацию о мероприятиях городского и университетского формата учебной, творческой и другой тематики. Данные представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Источник получения информации о проведении мероприятий городского и университетского формата студентов УрГУПС

Согласно данным опроса:

1. Информация в стенах университета (афиши, листовки, журнал «Магистраль», радио «УПС» и др.) – 5%.

2. Другие преподаватели – 17,5%.

3. Интернет – 35%.

4. Куратор – 15%.

5. Одногруппники, друзья, другие студенты – 22,5%.

По результатам опроса видно, что современные реалии изменяют облик студенчества. Система образования развивается и претерпевает глобальные перемены. Однако куратор неизменно занимает весомую роль в образовательном процессе.

Кроме определения роли куратора, как звена образовательной системы, мы пронаблюдали изменения его роли в динамике, а именно, как меняется роль кураторства при переходе студентов с курса на курс. Данные представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Роль куратора в динамике на примере УрГУПС

Согласно данным опроса:

1. 1 курс – 15%.

2. 2 курс – 14,5%.

3. 3 курс – 8,1%.

4. 4-5 курсы – 3,65%.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что кураторство имеет большое значение в университете. Оно предполагает такую педагогическую поддержку, которая необходима студентам. На протяжении обучения в вузе эта поддержка несет разную степень вовлеченности в жизнь студента: от помощи в адаптации и поиске себя на первом курсе до содействия в научном самоопределении и, возможно, в трудоустройстве на последних курсах. Ведь куратор знает академическую группу лучше, чем другие преподаватели, которые читают курс в течение определенного времени, и студенты знают к кому обращаться за помощью и кто успешнее решит их проблемы [3; 5].

Кроме того, необходимо помнить, что одна из главных целей педагогического и социального процессов состоит в том, чтобы воспитать независимого, ответственного человека, способного в будущем самостоятельно разрешать возникающие перед ним проблемы. Поэтому контроль и наблюдение за учебной, общественной и личной жизнью студентов должен идти по убывающей, т.е. с каждым курсом они должны быть все менее заметными, давая простор целенаправленной активности молодежи.

Конечная цель – выпуск квалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда – заставляет студентов и преподавателей идти вместе на протяжении всех лет обучения, и роль куратора в этом процессе очень велика.

Рецензенты:

Качалов Д.В., д.п.н., профессор кафедры «Экономика транспорта», ФГБОУ ВПО «УрГУПС», г. Екатеринбург;

Качалова Л.П., д.п.н., профессор кафедры «УСЭС», ФГБОУ ВПО «УрГУПС», г. Екатеринбург.