На сегодняшний день основная цель образования претерпевает некоторые изменения: профессиональные знания сами по себе являются лишь орудием, способным принести пользу миру. Новая концепция современного образования – формирование личности, компетентной не только в профессиональном плане, но и в социальном, способной к самовыражению, саморазвитию, творчеству, с высоким чувством ответственности и стремлением приносить обществу пользу.
Нынешний студент имеет в себе массу противоречий: с одной стороны, под влиянием демократизации общества он стал мыслить намного свободнее и независимее, но с другой стороны – его общеобразовательный и культурный уровень резко снизились. Этот фактор является ключевым и связан с трудностями в самом начале учебы в вузе.
Одной из форм учебно-воспитательной работы со студентами является учебное наставничество или система кураторства. Она позволяет решать многие задачи, а именно оказывать студентам помощь в учебе и других возникающих проблемах, передавать жизненный опыт, знания, традиции, оказывать определенное воздействие на их мировоззрение и поведение.
Целью является определение особенностей воспитательной работы кураторов в высших учебных заведениях
Куратор студенческой группы, как правило, преподаватель или студент старших курсов, является связующим звеном между группой и «внешним миром» учебного заведения. Одно из отличий высшей школы от средней является отсутствие «классной мамы», которая полностью контролирует учебный процесс школьников. И первоочередной задачей кураторства является адаптация студентов-первокурсников к самостоятельному обучению.
Организация воспитательной деятельности в высшем учебном заведении основывается на нормативных, правовых актах федерального, регионального и университетского уровня таких, как:
- Законы РФ «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»;
- Стратегия государственной молодежной политики в РФ;
- Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ до 2020 года;
- Устав Университета;
- Комплексный план воспитательной работы со студентами университета;
- Положение о Студенческом самоуправлении университета;
- Инструкция по деятельности куратора академической студенческой группы и др.
Это говорит о том, что кураторство в вузах является не самопровозглашенным институтом. Оно контролируется не только на уровне руководства учебного заведения, но и на уровне государства, имеет правовую и нормативную базу. Куратор, в свою очередь, опирается на планы и инструкции, имеет обязанности и функции, на него возлагается определенная роль в процессе обучения.
Куратор студенческой группы имеет следующие обязанности:
1) активно участвовать в основных делах курируемой группы;
2) планировать учебную и воспитательную работу совместно с группой;
3) контролировать успеваемость студентов и весь учебный процесс, при необходимости взаимодействовать с преподавателями;
4) обсуждать в группе текущую успеваемость, промежуточные итоги, рейтинг и итоги сессии студентов;
5) систематически проводить собрания своей группы по вопросам учебы, дисциплины, предстоящих мероприятий как внутри вуза, так и за его пределами;
6) поддерживать связи с родителями студентов (при необходимости) и прочее [4].
Однако в связи с необходимостью усиления воспитательной работы со студентами повышается роль куратора, и круг его задач расширяется.
Относительно круга задач можно выделить несколько типов куратора студенческой группы (табл. 1) [4].
Таблица 1
Типология кураторства в вузе
№ |
Тип |
Выполняемые обязанности |
1. |
Куратор-информатор |
Своевременная передача необходимой информации студентам. Не вникает в личную жизнь студентов и группы |
2. |
Куратор-организатор |
Организовывает жизнь группы с помощью различных внеучебных мероприятий: походы в кино, театры, музеи, выставки и прочее. Участвует в разрешении межличностных конфликтов внутри группы |
3. |
Куратор-психотерапевт |
Первоочередная задача – решение личных проблем студентов, побуждает к откровенности, старается помочь советом |
4. |
Куратор-родитель |
Берет на себя ответственность решать семейные и личные дела студентов, но не с точки зрения психологической поддержки, а как родитель, требующий полного подчинения его решениям. Контролирует, нередко лишает инициативы |
5. |
Куратор-приятель |
Заинтересован в том, чем живет академическая группа. Принимает участие во многих групповых мероприятиях, как правило, границы общения «преподаватель - студент» стираются |
6. |
Куратор-администратор |
Ведет учет посещаемости, пропусков студентов, информирует об этом администрацию, передает студентам требования деканата |
Анализируя данную типологию, можно сделать вывод, что настоящему куратору необходимо сочетать в себе все предложенные выше типы и выполняемые функции. А именно быть ответственным за своевременное получение необходимой информации относительно учебы и внеучебных мероприятий, а также за организацию внеучебной жизни студенческой группы (посвящение в первокурсники, сплочение нового коллектива, создание традиций внутри группы и многое другое). Кроме того, контролировать посещаемость занятий, оказывать помощь в формировании актива группы и органов студенческого самоуправления, решать проблемы с проживанием в общежитии и т.д.
Содержание деятельности куратора определяется этими функциями, они же очерчивают и круг обязанностей. Не стоит забывать, что работа куратора требует творческого подхода и инициативности, что подразумевает не столько обязанности куратора, сколько его желание и стремление быть вовлеченным в события жизни студенческой группы изнутри. Функция контроля, при ее злоупотреблении, может противопоставить студентов и куратора.
Подробнее рассмотреть особенности воспитательной работы куратора можно на примере системы кураторства в Уральском государственном университете путей сообщения [5].
В образовательной системе УрГУПСа кураторству уделяется много внимания, и не зря, ведь куратор – это первый преподаватель, который встречает студентов-первокурсников в университете. Первые встречи куратора с группой формируют определенное мнение у студентов и создают впечатление о вузе в целом.
Большая часть абитуриентов при поступлении в вузы имеет узкое представление о том, какая профессия их ожидает при выборе специальности на том или ином факультете. В некоторых случаях родители решают, куда пойти учиться их ребенку, а он подчиняется, надеясь, что они не ошиблись, и желают ему только добра. И на первых порах студенты подтверждают правильность выбранного пути, поэтому в данный момент очень важна роль куратора, который поможет в трудное время.
В работе со студентами (в особенности с первокурсниками) необходимо [4, с. 4]:
1) познакомить студентов с вузом: рассказать его историю, самые важные традиции, познакомить с выпускающей кафедрой, главными лицами факультета, университета и т.д. Любому человеку важно быть частью целого для организации продуктивной деятельности и комфортного самочувствия (пирамида потребностей Маслоу);
2) ознакомить студентов с тем, что их ожидает в последующие годы обучения: форму занятий, структуру экзаменов, суть ими выбранной профессии и, самое главное, о ее перспективах, о возможностях вуза реализовать будущего специалиста на рынке труда. Эта информация должна заинтересовать студентов и вовлечь в процесс обучения;
3) проинформировать студентов обо всей внеучебной деятельности внутри факультета и университета в целом, ведь поступление в вуз – это не только учеба, это еще и возможность продолжать или начать заниматься спортом и творчеством, найти и проявить себя. В стенах УрГУПСа действует 4 танцевальных коллектива, театр мод, рок-клуб, театральная студия, ИЗО-студия, движение КВН, вокальная студия, множество молодежных организаций, спортивных секций, волонтерское движение и многое другое. В течение года проходят 3 самых ярких мероприятия: «День Первокурсника», «Мисс и Мистер УрГУПС» и «Весна УрГУПС». Структура университета такова, что все эти мероприятия, а также другие конкурсы проходят между 6 факультетами, каждый из которых борется за победу. На первых порах именно куратор вместе с активом студентов университета и факультета помогает первокурсникам найти свое предназначение в стенах вуза для развития, воплощения своих идей и амбиций. Эта информация вовлекает первокурсников во внеучебную деятельность, что тоже делает его частью одного большого целого (пункт 1).
В 2014–2015 учебном году на базе студентов Уральского государственного университета путей сообщения был проведен опрос на тему: «Введение электронного обучения в образовательный процесс». В опросе приняли участие около 1000 студентов и преподавателей УрГУПСа. Они отвечали на вопросы, касающиеся положительных и отрицательных сторон нововведений в системе образования РФ и университета в частности. Один из вопросов затрагивал проблему – от кого (или откуда) студенты чаще всего получают информацию о мероприятиях городского и университетского формата учебной, творческой и другой тематики. Данные представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Источник получения информации о проведении мероприятий городского и университетского формата студентов УрГУПС
Согласно данным опроса:
1. Информация в стенах университета (афиши, листовки, журнал «Магистраль», радио «УПС» и др.) – 5%.
2. Другие преподаватели – 17,5%.
3. Интернет – 35%.
4. Куратор – 15%.
5. Одногруппники, друзья, другие студенты – 22,5%.
По результатам опроса видно, что современные реалии изменяют облик студенчества. Система образования развивается и претерпевает глобальные перемены. Однако куратор неизменно занимает весомую роль в образовательном процессе.
Кроме определения роли куратора, как звена образовательной системы, мы пронаблюдали изменения его роли в динамике, а именно, как меняется роль кураторства при переходе студентов с курса на курс. Данные представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Роль куратора в динамике на примере УрГУПС
Согласно данным опроса:
1. 1 курс – 15%.
2. 2 курс – 14,5%.
3. 3 курс – 8,1%.
4. 4-5 курсы – 3,65%.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что кураторство имеет большое значение в университете. Оно предполагает такую педагогическую поддержку, которая необходима студентам. На протяжении обучения в вузе эта поддержка несет разную степень вовлеченности в жизнь студента: от помощи в адаптации и поиске себя на первом курсе до содействия в научном самоопределении и, возможно, в трудоустройстве на последних курсах. Ведь куратор знает академическую группу лучше, чем другие преподаватели, которые читают курс в течение определенного времени, и студенты знают к кому обращаться за помощью и кто успешнее решит их проблемы [3; 5].
Кроме того, необходимо помнить, что одна из главных целей педагогического и социального процессов состоит в том, чтобы воспитать независимого, ответственного человека, способного в будущем самостоятельно разрешать возникающие перед ним проблемы. Поэтому контроль и наблюдение за учебной, общественной и личной жизнью студентов должен идти по убывающей, т.е. с каждым курсом они должны быть все менее заметными, давая простор целенаправленной активности молодежи.
Конечная цель – выпуск квалифицированных специалистов, востребованных на рынке труда – заставляет студентов и преподавателей идти вместе на протяжении всех лет обучения, и роль куратора в этом процессе очень велика.
Рецензенты:
Качалов Д.В., д.п.н., профессор кафедры «Экономика транспорта», ФГБОУ ВПО «УрГУПС», г. Екатеринбург;
Качалова Л.П., д.п.н., профессор кафедры «УСЭС», ФГБОУ ВПО «УрГУПС», г. Екатеринбург.
Библиографическая ссылка
Тукова Е.А., Мазеина А.А. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ПОМОЩЬЮ КУРАТОРОВ НА ПРИМЕРЕ УРГУПС // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=22055 (дата обращения: 11.02.2025).