Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE MAIN FACTORS INFLUENCING THE CONSUMPTION OF ALCOHOL / DRUG USE BY SCHOOLCHILDREN / STUDENTS AND STUDENTS OF THE KOSTROMA REGION

Pochitaeva I.P. 1, 3 Liutsko V.V. 2, 1
1 Medical klinicheskaja center «Your clinic»
2 Federal Research Institute for Health Organization and Informatics of Ministry of Health of the Russian Federation
3 Moscow state medical University named after I.M. Sechenov
The existing epidemiological situation of addiction is a serious problem for society , especially regarding the appearance of the use of psychoactive substances (pas) youth. The results of sociological research conducted among students of the Kostroma region, showed that the need of students to the initiation of substance use is influenced by a complex of factors such as biological, family, social-hygienic and economic, social environment and deviant behavior, especially the family and socio-psychological relationships between children, parents and other family members. Such factors of deviant behavior, police, skipping classes and their frequency, relationship with classmates, the number of friends increase the likelihood of consumption of alcohol/drugs. Characteristics of consumption of alcohol/drugs students are most heavily influenced by: a single dose of alcoholic beverages, fellowship with friends, beer is the first alcoholic drink, and familial factors: frequency of spending leisure time with family; the presence of the family and social environment of persons who abuse alcohol/drugs.
psychoactive substances
factors communion
friends
social environment
family
students

Актуальность. Сложившаяся в России эпидемиологическая ситуация по наркологии представляет серьезную проблему для общества [1; 6], особенно в связи с учащением употребления психоактивных веществ (ПАВ) молодежью [2; 3]. По данным ряда авторов, усугубляющими факторами являются социальное окружение, семья [2; 4; 5; 7; 10], отсутствие занятости, снижение интереса к учебе [7]. В связи с выше изложенным изучение факторов, формирующих у подростков потребность к употреблению ПАВ [9], представляет актуальность научной проблемы.

Цель: установить основные факторы, формирующие потребность к потреблению психоактивных веществ школьниками/учащимися и студентами.

Материал и методы. Результаты социологического исследования, проведенного среди 497 школьников, 281 учащихся средних учебных заведений и 425 студентов вузов Костромской области.

Результаты и их обсуждение. Для установления закономерностей влияния основных факторов, влияющих на формирование потребности употребления алкоголя/наркотиков школьниками/учащимися, была проведена их группировка. Первую группу составили медико-биологические факторы (Ф 1), которые включали пол и возраст. Ко второй группе нами отнесены все признаки, характеризующие семью и взаимоотношения в ней, около 25 - семейные (Ф 2).

К третьей группе факторов отнесены признаки, характеризующие социально-гигиенические (жилищные условия, оценка условий жизни) и финансовое обеспечение данного контингента, которые получили название социальные (Ф 3).

Четвертая группа факторов включала признаки, характеризующие социальное окружение и поведение окружающих, около 12 – (Ф 4). К пятой группе отнесены факторы девиантного поведения школьников/учащихся (приводы в милицию, прогулы занятий и др.) - (Ф 5).

Результаты исследования показали, что наибольшее число достоверно влияющих факторов приходится на группы семейных факторов, а также социального окружения и поведения. Из семейных факторов наиболее сильное влияние оказывают характеристики самой семьи и психологические взаимоотношения в семье между родителями, другими членами семьи и детьми. Так, наибольшая вероятность потребления ПАВ школьниками/учащимися обусловлена наличием в семье членов, злоупотребляющих алкоголем (r=0,25), а также отсутствием внимания со стороны родителей и наличием конфликтных ситуаций в семье.

При более углубленном изучении факторов, влияющих на потребление алкоголя/наркотиков в период пропуска учебных занятий и во внеурочное время, также отмечены социально-психологические взаимоотношения в семье: внимание родителей, наличие конфликтов, строгое наказание родителей. К примеру, уже в 13-летнем возрасте школьники/учащиеся ищут место психологической комфортности и зачастую находят такую возможность в окружении друзей, в местах отдыха и часто в неблагополучной социальной среде. При этом молодой контингент имеет желание проводить свободное время с родителями, нуждается в помощи родителей для решения проблем в школе.

Из социальных факторов достоверные коэффициенты корреляции установлены между потреблением алкоголя/наркотиков и численностью проживающих совместно (r= 0,29), и обратная слабая связь с жилищными условиями (r= - 0,13).

Нами было установлено, что из факторов социального окружения и поведения наибольшую значимость имеют «посещение кружков, секций, отдельные виды кружков» (r=0,23), а также наличие в окружении лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности (r=0,22).

Такие факторы девиантного поведения, как приводы в милицию, прогулы занятий и их частота, взаимоотношения с одноклассниками, число друзей, увеличивают вероятность потребления алкоголя/наркотиков.

Изучение влияния комплекса факторов на такие характеристики, как: вид алкоголя/наркотиков, возраст, место и лицо, предложившее первый прием ПАВ, частота употребления алкоголя/наркотиков - позволило установить приоритет по силе значимости тех или иных факторов. Так, вероятность первого потребления алкоголя/наркотиков с возрастом увеличивается (r=0,41), как и с увеличением числа друзей (r=0,18).

Многофакторный анализ показал, что взаимодействие комплекса факторов может увеличивать или уменьшать вероятность потребления алкоголя/наркотиков у школьников/учащихся. Так, знание последствий приема алкоголя, достоверные источники информации о вреде злоупотребления тесно связаны с наличием друзей, употребляющих алкоголь, со свободным временем на досуг, занятостью в период пропуска занятий в учебном заведении, приводами в милицию, частыми конфликтами в неблагополучной семье.

Возраст оказывает влияние на выбор вида ПАВ: с увеличением возраста школьники/учащиеся средних учебных заведений чаще употребляли более крепкие алкогольные напитки. С возрастом меняется также социальное окружение молодых людей в обществе, меняются мотивы потребления ПАВ. Наиболее сильная положительная связь с возрастом начала потребления ПАВ (r = 0,41): чем в более раннем возрасте школьники и учащиеся начинают употреблять алкоголь/наркотики, тем большая вероятность их потребления в последующих возрастных группах.

Наибольшее число факторов, влияющих на потребление ПАВ, и их характеристики приходятся на социально-семейные и психологические: взаимоотношения между детьми, родителями и другими членами семьи.

Так, употребление алкоголя или наркотиков школьниками и учащимися за последний год связано больше всего с наличием в семье членов, злоупотребляющих алкоголем/ наркотиками (r=0,25), члена семьи, уделявшего большее внимание детям (r=0,22), наличием конфликтов в семье, сильно повлиявших на становление характера, а также посещением кружков (r=0,19). Из факторов девиантного поведения респондентов на потребление алкоголя/наркотиков оказывает влияние наличие в семье лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности (r=0,22), и приводы школьников или учащихся в милицию (r=0,2).

Употребление алкоголя/наркотиков во время прогулов занятий и во внеурочное время связано с численностью проживающих совместно, а также с посещением кружков, секций (r=0,23). Необходимо отметить, что посещение секций, кружков тесно связано с занятостью школьников и учащихся во время прогулов (r=0,72).

Следовательно, при планировании профилактических мероприятий по снижению потребления алкогольных напитков/наркотических веществ школьниками/учащимися особое внимание должно быть обращено на меры по укреплению семьи, формирование здорового образа жизни, устранение причин неблагоприятного психологического климата в семье.

Для анализа влияния факторов риска на характеристики потребления алкоголя/наркотиков студентами Костромской области были откорректированы группы факторов. К примеру, в группу социальных факторов включена трудовая занятость студентов, семейное положение; характеристики потребления дифференцированы по видам: слабоалкогольные и крепкие напитки, пиво, наркотики.

Многофакторный анализ риска потребления алкоголя/наркотиков студентами позволил выявить достоверные зависимые факторы, как и у школьников-учащихся. Пол оказывает влияние на частоту употребление крепких алкогольных напитков.

Из группы семейных факторов наиболее значимым в употреблении ПАВ является наличие в семье лиц, злоупотребляющих алкоголем/наркотиками (r= 0,22). Также употребление связано с частотой проведения свободного времени с семьей (r=0,21), социально-гигиенические факторы (вид труда, место проживания) студента.

Из группы факторов социального окружения и поведения установлены такие наиболее сильно влияющие факторы, как общность с друзьями, собственное значимое мнение, знакомство с лицами, употребляющими алкогольные напитки/наркотики (r= 0,13).

Существенное сильное влияние на потребление алкогольных напитков оказывают поведенческие факторы: разовая доза принятых алкогольных напитков (r=0,31) и первое потребление пива (r=0,28), пропуски занятий без уважительных причин и их частота, место первого потребления, значимость собственного мнения в решении отдельных проблем, наличие членов семьи, злоупотребляющих алкоголем/наркотиками.

Анализ силы влияния факторов риска употребления алкогольных напитков или наркотиков студентами вузов Костромской области с расчетом коэффициента корреляции показал, что наибольший показатель связи - причины потребления, общность с друзьями (0,28). Сильными факторами риска является первое потребление пива (0,28).

Частота употребления алкоголя студентами также связана с комплексом факторов, но наибольшую силу влияния оказывают: объем выпиваемой разовой дозы алкогольного напитка (r=0,31), частота проведения свободного времени с семьей (r=0,21), знания последствий приема алкоголя/наркотиков, прием ранее наркотиков, привлечение к уголовной ответственности членов социума, пол, отношения с родителями, доверие им своих личных переживаний, место первого потребления алкоголя.

Установлено, что на потребление отдельных видов ПАВ (слабоалкогольных напитков, пива, крепких алкогольных напитков и наркотиков) влияют как общие факторы для всех видов алкогольных напитков, так и характерные только для отдельного вида. Так, наибольшие коэффициенты корреляции потребления наркотиков студентами наиболее сильно связаны с объемом разового потребления алкогольных напитков (r=0,31).

Таким образом, возраст имеет значение и является фактором риска первого потребления алкоголя/наркотиков (вероятность увеличивается с возрастом), употребления слабоалкогольных напитков (r=0,3) и употреблением наркотиков (r=0,29).

У 93,0% респондентов, употреблявших наркотики, были хорошие взаимоотношения в семье. При этом у 60,0% респондентов кто-либо из членов семьи употреблял ПАВ, в четверти случаев это было злоупотребление алкоголем, у 1,4% опрошенных в семье потребляли наркотики.

Нами было установлено, что знание последствий приема алкоголя/наркотиков студентами связано с частотой употребления алкоголя (r = 0,24). Почти все респонденты (школьники 87,1%, учащиеся 89,4%, студенты 93,8%) знали о последствиях приема алкоголя/наркотиков и получали информацию из различных источников, которые представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Распределение респондентов в зависимости от источников информации о последствиях потребления алкоголя/наркотиков.

Более одной четверти школьников (25,8%) и учащихся средних учебных заведений (25,6%), а также более одной трети (38,1%) студентов получали информацию о последствиях потребления алкоголя/наркотиков из СМИ и интернет-ресурсов, практически каждый четвертый респондент (20%) их узнавал от родственников.

Выводы

1. На потребление алкогольсодержащих напитков или наркотиков школьниками, учащимися и студентами влияет комплекс факторов, в числе которых: биологические, семейные, социально-гигиенические и экономические, социальное окружение и девиантное поведение.

2. Основная часть факторов, влияющих на потребление алкоголя/наркотиков и их характеристики, приходится на семью и социально-психологические взаимоотношения между детьми, родителями и другими членами семьи.

3. Употребление алкоголя/наркотиков школьниками (учащимися) связано с сильным влиянием таких факторов риска, как отсутствие внимания со стороны родителей (r=0,45), наличие в семье лиц, злоупотребляющих алкоголем или наркотиками (r=0,25), наличие конфликтов в семье (r=0,19).

4. Из факторов девиантного поведения респондентов на потребление алкоголя/наркотиков наиболее сильное влияние оказывает наличие в семье лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности (r=0,22), и приводы самих школьников/учащихся в милицию (r=0,2). При этом совместное влияние факторов риска девиантного поведения увеличивает вероятность потребления алкоголя/наркотиков.

5. На характеристики потребления алкоголя/наркотиков студентами наиболее сильное влияние оказывают: разовая доза алкогольных напитков (r=0,31), общность с друзьями (r=0,28), пиво - первый алкогольный напиток (r=0,28), а также семейные факторы: частота проведения свободного времени с семьей (r=0,21); наличие в семье и социальном окружении лиц, злоупотребляющих алкоголем/наркотиками (r=0,22).

Рецензенты:

Иванова М.А., д.м.н., профессор, профессор-консультант медицинского центра «Ваша клиника», г. Москва;

Ильницкий А.Н., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой терапии, гериатрии и антивозрастной медицины ИПК ФМБА России, г. Москва.