Актуальность. Сложившаяся в России эпидемиологическая ситуация по наркологии представляет серьезную проблему для общества [1; 6], особенно в связи с учащением употребления психоактивных веществ (ПАВ) молодежью [2; 3]. По данным ряда авторов, усугубляющими факторами являются социальное окружение, семья [2; 4; 5; 7; 10], отсутствие занятости, снижение интереса к учебе [7]. В связи с выше изложенным изучение факторов, формирующих у подростков потребность к употреблению ПАВ [9], представляет актуальность научной проблемы.
Цель: установить основные факторы, формирующие потребность к потреблению психоактивных веществ школьниками/учащимися и студентами.
Материал и методы. Результаты социологического исследования, проведенного среди 497 школьников, 281 учащихся средних учебных заведений и 425 студентов вузов Костромской области.
Результаты и их обсуждение. Для установления закономерностей влияния основных факторов, влияющих на формирование потребности употребления алкоголя/наркотиков школьниками/учащимися, была проведена их группировка. Первую группу составили медико-биологические факторы (Ф 1), которые включали пол и возраст. Ко второй группе нами отнесены все признаки, характеризующие семью и взаимоотношения в ней, около 25 - семейные (Ф 2).
К третьей группе факторов отнесены признаки, характеризующие социально-гигиенические (жилищные условия, оценка условий жизни) и финансовое обеспечение данного контингента, которые получили название социальные (Ф 3).
Четвертая группа факторов включала признаки, характеризующие социальное окружение и поведение окружающих, около 12 – (Ф 4). К пятой группе отнесены факторы девиантного поведения школьников/учащихся (приводы в милицию, прогулы занятий и др.) - (Ф 5).
Результаты исследования показали, что наибольшее число достоверно влияющих факторов приходится на группы семейных факторов, а также социального окружения и поведения. Из семейных факторов наиболее сильное влияние оказывают характеристики самой семьи и психологические взаимоотношения в семье между родителями, другими членами семьи и детьми. Так, наибольшая вероятность потребления ПАВ школьниками/учащимися обусловлена наличием в семье членов, злоупотребляющих алкоголем (r=0,25), а также отсутствием внимания со стороны родителей и наличием конфликтных ситуаций в семье.
При более углубленном изучении факторов, влияющих на потребление алкоголя/наркотиков в период пропуска учебных занятий и во внеурочное время, также отмечены социально-психологические взаимоотношения в семье: внимание родителей, наличие конфликтов, строгое наказание родителей. К примеру, уже в 13-летнем возрасте школьники/учащиеся ищут место психологической комфортности и зачастую находят такую возможность в окружении друзей, в местах отдыха и часто в неблагополучной социальной среде. При этом молодой контингент имеет желание проводить свободное время с родителями, нуждается в помощи родителей для решения проблем в школе.
Из социальных факторов достоверные коэффициенты корреляции установлены между потреблением алкоголя/наркотиков и численностью проживающих совместно (r= 0,29), и обратная слабая связь с жилищными условиями (r= - 0,13).
Нами было установлено, что из факторов социального окружения и поведения наибольшую значимость имеют «посещение кружков, секций, отдельные виды кружков» (r=0,23), а также наличие в окружении лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности (r=0,22).
Такие факторы девиантного поведения, как приводы в милицию, прогулы занятий и их частота, взаимоотношения с одноклассниками, число друзей, увеличивают вероятность потребления алкоголя/наркотиков.
Изучение влияния комплекса факторов на такие характеристики, как: вид алкоголя/наркотиков, возраст, место и лицо, предложившее первый прием ПАВ, частота употребления алкоголя/наркотиков - позволило установить приоритет по силе значимости тех или иных факторов. Так, вероятность первого потребления алкоголя/наркотиков с возрастом увеличивается (r=0,41), как и с увеличением числа друзей (r=0,18).
Многофакторный анализ показал, что взаимодействие комплекса факторов может увеличивать или уменьшать вероятность потребления алкоголя/наркотиков у школьников/учащихся. Так, знание последствий приема алкоголя, достоверные источники информации о вреде злоупотребления тесно связаны с наличием друзей, употребляющих алкоголь, со свободным временем на досуг, занятостью в период пропуска занятий в учебном заведении, приводами в милицию, частыми конфликтами в неблагополучной семье.
Возраст оказывает влияние на выбор вида ПАВ: с увеличением возраста школьники/учащиеся средних учебных заведений чаще употребляли более крепкие алкогольные напитки. С возрастом меняется также социальное окружение молодых людей в обществе, меняются мотивы потребления ПАВ. Наиболее сильная положительная связь с возрастом начала потребления ПАВ (r = 0,41): чем в более раннем возрасте школьники и учащиеся начинают употреблять алкоголь/наркотики, тем большая вероятность их потребления в последующих возрастных группах.
Наибольшее число факторов, влияющих на потребление ПАВ, и их характеристики приходятся на социально-семейные и психологические: взаимоотношения между детьми, родителями и другими членами семьи.
Так, употребление алкоголя или наркотиков школьниками и учащимися за последний год связано больше всего с наличием в семье членов, злоупотребляющих алкоголем/ наркотиками (r=0,25), члена семьи, уделявшего большее внимание детям (r=0,22), наличием конфликтов в семье, сильно повлиявших на становление характера, а также посещением кружков (r=0,19). Из факторов девиантного поведения респондентов на потребление алкоголя/наркотиков оказывает влияние наличие в семье лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности (r=0,22), и приводы школьников или учащихся в милицию (r=0,2).
Употребление алкоголя/наркотиков во время прогулов занятий и во внеурочное время связано с численностью проживающих совместно, а также с посещением кружков, секций (r=0,23). Необходимо отметить, что посещение секций, кружков тесно связано с занятостью школьников и учащихся во время прогулов (r=0,72).
Следовательно, при планировании профилактических мероприятий по снижению потребления алкогольных напитков/наркотических веществ школьниками/учащимися особое внимание должно быть обращено на меры по укреплению семьи, формирование здорового образа жизни, устранение причин неблагоприятного психологического климата в семье.
Для анализа влияния факторов риска на характеристики потребления алкоголя/наркотиков студентами Костромской области были откорректированы группы факторов. К примеру, в группу социальных факторов включена трудовая занятость студентов, семейное положение; характеристики потребления дифференцированы по видам: слабоалкогольные и крепкие напитки, пиво, наркотики.
Многофакторный анализ риска потребления алкоголя/наркотиков студентами позволил выявить достоверные зависимые факторы, как и у школьников-учащихся. Пол оказывает влияние на частоту употребление крепких алкогольных напитков.
Из группы семейных факторов наиболее значимым в употреблении ПАВ является наличие в семье лиц, злоупотребляющих алкоголем/наркотиками (r= 0,22). Также употребление связано с частотой проведения свободного времени с семьей (r=0,21), социально-гигиенические факторы (вид труда, место проживания) студента.
Из группы факторов социального окружения и поведения установлены такие наиболее сильно влияющие факторы, как общность с друзьями, собственное значимое мнение, знакомство с лицами, употребляющими алкогольные напитки/наркотики (r= 0,13).
Существенное сильное влияние на потребление алкогольных напитков оказывают поведенческие факторы: разовая доза принятых алкогольных напитков (r=0,31) и первое потребление пива (r=0,28), пропуски занятий без уважительных причин и их частота, место первого потребления, значимость собственного мнения в решении отдельных проблем, наличие членов семьи, злоупотребляющих алкоголем/наркотиками.
Анализ силы влияния факторов риска употребления алкогольных напитков или наркотиков студентами вузов Костромской области с расчетом коэффициента корреляции показал, что наибольший показатель связи - причины потребления, общность с друзьями (0,28). Сильными факторами риска является первое потребление пива (0,28).
Частота употребления алкоголя студентами также связана с комплексом факторов, но наибольшую силу влияния оказывают: объем выпиваемой разовой дозы алкогольного напитка (r=0,31), частота проведения свободного времени с семьей (r=0,21), знания последствий приема алкоголя/наркотиков, прием ранее наркотиков, привлечение к уголовной ответственности членов социума, пол, отношения с родителями, доверие им своих личных переживаний, место первого потребления алкоголя.
Установлено, что на потребление отдельных видов ПАВ (слабоалкогольных напитков, пива, крепких алкогольных напитков и наркотиков) влияют как общие факторы для всех видов алкогольных напитков, так и характерные только для отдельного вида. Так, наибольшие коэффициенты корреляции потребления наркотиков студентами наиболее сильно связаны с объемом разового потребления алкогольных напитков (r=0,31).
Таким образом, возраст имеет значение и является фактором риска первого потребления алкоголя/наркотиков (вероятность увеличивается с возрастом), употребления слабоалкогольных напитков (r=0,3) и употреблением наркотиков (r=0,29).
У 93,0% респондентов, употреблявших наркотики, были хорошие взаимоотношения в семье. При этом у 60,0% респондентов кто-либо из членов семьи употреблял ПАВ, в четверти случаев это было злоупотребление алкоголем, у 1,4% опрошенных в семье потребляли наркотики.
Нами было установлено, что знание последствий приема алкоголя/наркотиков студентами связано с частотой употребления алкоголя (r = 0,24). Почти все респонденты (школьники 87,1%, учащиеся 89,4%, студенты 93,8%) знали о последствиях приема алкоголя/наркотиков и получали информацию из различных источников, которые представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Распределение респондентов в зависимости от источников информации о последствиях потребления алкоголя/наркотиков.
Более одной четверти школьников (25,8%) и учащихся средних учебных заведений (25,6%), а также более одной трети (38,1%) студентов получали информацию о последствиях потребления алкоголя/наркотиков из СМИ и интернет-ресурсов, практически каждый четвертый респондент (20%) их узнавал от родственников.
Выводы
1. На потребление алкогольсодержащих напитков или наркотиков школьниками, учащимися и студентами влияет комплекс факторов, в числе которых: биологические, семейные, социально-гигиенические и экономические, социальное окружение и девиантное поведение.
2. Основная часть факторов, влияющих на потребление алкоголя/наркотиков и их характеристики, приходится на семью и социально-психологические взаимоотношения между детьми, родителями и другими членами семьи.
3. Употребление алкоголя/наркотиков школьниками (учащимися) связано с сильным влиянием таких факторов риска, как отсутствие внимания со стороны родителей (r=0,45), наличие в семье лиц, злоупотребляющих алкоголем или наркотиками (r=0,25), наличие конфликтов в семье (r=0,19).
4. Из факторов девиантного поведения респондентов на потребление алкоголя/наркотиков наиболее сильное влияние оказывает наличие в семье лиц, привлекавшихся к уголовной ответственности (r=0,22), и приводы самих школьников/учащихся в милицию (r=0,2). При этом совместное влияние факторов риска девиантного поведения увеличивает вероятность потребления алкоголя/наркотиков.
5. На характеристики потребления алкоголя/наркотиков студентами наиболее сильное влияние оказывают: разовая доза алкогольных напитков (r=0,31), общность с друзьями (r=0,28), пиво - первый алкогольный напиток (r=0,28), а также семейные факторы: частота проведения свободного времени с семьей (r=0,21); наличие в семье и социальном окружении лиц, злоупотребляющих алкоголем/наркотиками (r=0,22).
Рецензенты:
Иванова М.А., д.м.н., профессор, профессор-консультант медицинского центра «Ваша клиника», г. Москва;
Ильницкий А.Н., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой терапии, гериатрии и антивозрастной медицины ИПК ФМБА России, г. Москва.
Библиографическая ссылка
Почитаева И.П., Люцко В.В., Почитаева И.П., Люцко В.В. ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЯ/НАРКОТИКОВ ШКОЛЬНИКАМИ/УЧАЩИМИСЯ И СТУДЕНТАМИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21898 (дата обращения: 11.12.2024).