Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

PSYCHOLOGY AND PEDAGOGICAL TRAINING OF MASTERS ACCORDING TO THE PEDAGOGICS OF THE PRESCHOOL CHILDHOOD PROGRAM

Mikheeva E.V. 1 Samsonenko L.S. 1 Shavshaeva L.Yu. 1
1 FGBOU VPO «Orenburg state pedagogical University»
The essence of psychology and pedagogical training of masters in the direction of the preparation 44.04.01 «Pedagogical education» and orientations «Pedagogics of the preschool childhood» realized according to requirements of labor market on the basis of the Federal state educational standard of the higher education is presented. Relevance of the declared problem is proved, results of studying of professional competence of the teachers who are trained in a magistracy are analysed; professional difficulties of the trained are revealed. The contents of the working program of discipline «Psychological bases of educational activity» are considered, the interrelation of the given discipline with other disciplines of the main professional educational program is designated. The expected results of development of the contents of the presented program are defined. The essence of sections of discipline is opened: «Psychological maintenance of readiness of the teacher for design of an educational program of preschool education»; «Formation of psychological safety of the educational environment of the preschool educational organization». Technologies of implementation of the program are presented: interactive training, reflexive technologies, training technologies.
master
pedagogics of the preschool childhood
psychology and pedagogical preparation
pedagogical education
Современные тенденции развития высшего образования актуализируют потребность общества в высококвалифицированных профессионалах, способных работать в условиях изменяющейся социокультурной ситуации. Важнейшей задачей двухуровневой подготовки бакалавров и магистров является выпуск педагогов дошкольного образования, владеющих требуемыми профессиональными и специальными компетенциями, способных к осуществлению различных видов профессиональной деятельности.

Отличительной особенностью магистратуры является более глубокая специализация студентов. Магистр дошкольного образования должен обладать основательной психолого-педагогической подготовкой, иметь высокий уровень профессиональной компетентности, позволяющий осуществлять индивидуальную траекторию развития каждого ребенка, реализовывать сотрудничество с родителями дошкольника, обеспечивать результативность образовательного процесса, интегрирование образовательных областей и деятельности дошкольника и в целом быть способным решать самые сложные задачи педагогической деятельности.

Проектирование и реализация программ магистратуры дошкольного образования должны осуществляться в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) [2], Профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» [1].

Цель исследования: изучить особенности психолого-педагогической подготовки магистров по программе «Педагогика дошкольного детства».

В Оренбургском педагогическом университете осуществляется подготовка магистров по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» и направленности «Педагогика дошкольного детства». Основная профессиональная образовательная программа, реализуемая в ОГПУ, представляет систему документов, которая разработана в соответствии с требованиями рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. ОПОП ВО определяет цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии осуществления образовательного процесса, регламентирует оценку качества подготовки выпускника по направлению подготовки (специальности) и направленности (профилю) и содержит: учебный план, рабочие программы дисциплин, практик и иные материалы, которые обеспечивают качественную подготовку студентов.

Рассмотрим особенности психолого-педагогической подготовки магистров по программе «Педагогика дошкольного детства», обучающихся в ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», реализуемой в рамках ОПОП ВО. Специфика подготовки обусловлена тем, что все студенты, проходящие обучение на первом курсе магистратуры, работают педагогами в дошкольных образовательных организациях.

На начальном этапе подготовки магистров был проанализирован актуальный уровень профессиональной компетентности. Были использованы: опросники «Психологическая компетентность педагога», «Профессиональные установки педагога», а также самоанализ професcиональной компетентности [3].

У большинства опрошенных педагогов (77%) преобладают гуманные профессиональные установки, но иногда проявляется авторитаризм; достаточно сформировано умение анализировать поведение дошкольников, поддерживать разговор на различные темы. Однако данные педагоги нередко испытывают затруднения в использовании грамотных и доступных для понимания высказываний. Ведущая профессиональная установка - гуманизм, интерес и учет других точек зрения в процессе взаимодействия с детьми, успешный анализ причин поступков и поведения дошкольников; широкий кругозор, высокая культура речи отмечаются у 23% опрошенных респондентов. Педагогов с преобладанием авторитарных установок, стереотипным мышлением, убежденностью в правильности собственной позиции, недостаточным умением анализировать причины поступков и поведения детей, ограниченным кругозором не выявлено.

Анализируя компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности, необходимо отметить следующее. У 73% педагогов дошкольного образования преобладает умение ставить и корректировать цели обучения в соответствии с возрастно-психологическими и индивидуальными особенностями дошкольников, умение формировать навыки целеполагания у детей; однако возможны проявления неадекватности целей и задач. Только у 7% педагогов отмечается высокий уровень сформированности данной компетентности: умеют обоснованно ставить и корректировать цели и задачи деятельности по программе в соответствии с обозначенными особенностями дошкольников; умеют формировать навыки целеполагания у детей. Некорректность определения и изменения целей и задач деятельности, недостаточный учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей дошкольников; затруднения при формировании навыков целеполагания у детей отмечаются у 20% опрошенных респондентов.

При изучении компетентности в области мотивации учебной деятельности выявлено, что 68% педагогов дошкольного образования достаточно корректно применяют способы формирования мотивации дошкольников: трансляцию успехов детей иным субъектам образовательного процесса; умение дифференцировать материал для того, чтобы воспитанники почувствовали успех. 16% педагогов демонстрируют высокий уровень сформированности данной компетентности. Однако у 16% опрошенных респондентов отмечается стереотипный набор способов при формировании мотивации дошкольников: ограниченная демонстрация успехов дошкольников другим субъектам; недостаточная ориентированность  на создание ощущения успешности у ребенка.

Анализируя данные результаты, необходимо отметить, что более половины опрошенных педагогов (68%) демонстрируют высокие показатели по шкале «социальная желательность ответов». В связи с этим можно предположить, что, отвечая на самооценочные вопросы, обучающиеся руководствовались установкой давать одобряемые обществом ответы.

К профессиональным затруднениям педагоги относят: высокий уровень загруженности, отсутствие времени на взаимодействие с детьми, недостаточность поддержки со стороны руководства, разочарование, агрессивность окружающих, ограниченные ресурсы.

Оптимальными путями разрешения профессиональных затруднений педагоги считают применение способов самомотивации, увеличение активности в деятельности методических служб, обучение в магистратуре и работу по самообразованию, обучение приемам тайм-менеджмента, развитие профессионально значимых качеств. Большинство педагогов определяют те способы преодоления затруднений, которые зависят от собственной инициативы. Только у 26% опрошенных респондентов отмечается перенос ответственности на иные субъекты образовательного процесса.

В соответствии с выявленными особенностями профессиональной компетентности педагогов, обучающихся в магистратуре, было скорректировано содержание рабочих программ ООП.

Представим особенности психолого-педагогической подготовки магистров на примере дисциплины «Психологические основы образовательной деятельности». Дисциплина «Психологические основы образовательной деятельности в дошкольном образовании» относится к вариативной части ООП, входит в модуль «Обязательные дисциплины».

Учебная дисциплина логически и содержательно-методически взаимосвязана с:

 1) дисциплинами базовой части («Инновационные процессы в образовании»);

2) обязательными дисциплинами вариативной части («Теории и технологии работы с детьми в разновозрастных (смешанных) группах»);

3) дисциплинами по выбору вариативной части («Вариативные формы дошкольного образования»);

4) научно-исследовательской работой студентов;

5) различными практиками (производственной, педагогической, преддипломной, научно-исследовательской практиками).

Для успешного прохождения дисциплины необходимы компетенции, которые сформированы у студентов в ходе изучения дисциплины «Методология научного исследования». Данная дисциплина предваряет изучение следующих дисциплин: «Теории и технологии развития дошкольников в образовательных областях», «Теория и работа с детьми в разновозрастных (смешанных) группах».

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

владеть: методами формирования психологической безопасности образовательной среды дошкольной образовательной организации; приемами оказания психолого-педагогической  помощи субъектам образовательного процесса;

уметь: использовать психологические знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики; моделировать психологическую безопасность образовательной среды дошкольной образовательной организации;

знать: концептуальные психологические представления о психологической безопасности образовательной среды; основные подходы к развитию психологической готовности к педагогической деятельности по реализации программы дошкольного образования.

Содержание рабочей программы представлено разделами:

1) «Психологическое сопровождение готовности педагога к проектированию образовательной программы дошкольного образования»;

2) «Формирование психологической безопасности образовательной среды дошкольной образовательной организации».

В рамках первого раздела программы изучаются темы:

1) «Развитие готовности педагога к инновационной деятельности по проектированию образовательной программы дошкольного образования»;

2) «Особенности развития дошкольника в современных социокультурных условиях»;

3) «Проектирование образовательной программы дошкольного образования на основе возрастных и индивидуальных особенностей ребенка»;

4) «Психолого-педагогическое взаимодействие субъектов образовательной деятельности при проектировании программы дошкольного образования».

При освоении содержания раздела о формировании психологической безопасности образовательной среды ДОО рассматриваются следующие темы:

1) «Психологическая безопасность образовательной среды дошкольной образовательной организации»;

2) «Профилактика профессиональных деформаций личности педагога дошкольного образования»;

3) «Формирование толерантности субъектов образовательного процесса как условие обеспечения психологической безопасности»;

4) «Психолого-педагогические средства обеспечения психологической безопасности образовательной среды: мотивация и целеполагание дошкольника»;

5) «Профилактика и коррекция психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста»;

6) «Психологическая помощь в реализации индивидуальных образовательных траекторий».

Для реализации программы в процессе лекционно-практических занятий используются: технология интерактивного обучения; рефлексивные технологии; тренинговые технологии [5]. При использовании технологии интерактивного обучения организуются разнообразные взаимодействия субъектов образовательного процесса, которые направлены на активизацию в выполнении различных задач. Посредством интерактивного обучения организуется практико-ориентированная работа студентов. В рамках данной технологии реализуется игровой метод. Главная цель игровых форм - переосмысление и развитие деятельности через анализ, коррекцию и согласование способов деятельности. Некоторые игры способствуют развитию мыследеятельностных, психотехнических, группотехнических способностей участников игры.

Инновационная игра направлена на решение двух основных целей: снятие негативных установок по отношению к изменениям в деятельности организации и внесение конструктивных изменений в проект реорганизации.

Проведение ролевой игры предполагает действия участников в рамках выбранной ими роли, ориентируясь на характер роли и внутреннюю логику среды действия, а не на внешний сценарий поведения. Основная цель ролевой игры - развитие навыков и умений межличностного общения и взаимодействия в условиях совместной профессиональной деятельности или рамках реально существующих социальных ситуаций взаимодействия.

В ситуационных играх участники действуют в рамках объективных характеристик заданной ситуации, а также руководствуются собственными представлениями, переживаниями и эмоциями, возникающими из коллективного оценивания ситуации, принятой на себя роли, ожиданий по отношению к другим участникам. Игровая ситуация определяется или ведущим, или опытом участников (например, выбирается из эмоциогенных ситуаций, характерных для педагогической деятельности обучающихся).

Важным преимуществом использования описанных игр является максимальное эмоциональное включение играющих в  происходящие события. Основой игр является групповая работа, дающая навык коллективных решений и действий, развивающая  интуицию и воображение. Она создает условия для осознания своей и чужой роли, систематизирует знания. Проявляется феномен групповой сплоченности, благодаря которой участники испытывают необходимость во взаимодействии друг с другом после игры, активизируется ресурс для реализации полученных результатов. Главным результатом игры является колоссальная минимизация времени получения опыта; возможность изменить сценарий событий, применить иной вариант в отличие от реальной жизни.

При реализации рефлексивных технологий используются: методы решения разнообразных задач с проблемно-конфликтной сущностью; методы, которые обеспечивают переструктурирование ситуации или проблемы и позволяют проанализировать их как сущность более глобального контекста; взаимодействие со значимыми «другими»; методы по организации совместной деятельности в процессе решения учебной задачи; рефлексивные игры; упражнения рефлексивного тренинга и т.д.

При использовании тренинговых технологий студенты усваивают  информацию в активном режиме, непосредственно участвуют в действии или созданной проблемной ситуации [4]. В зависимости от направленности тренинговых технологий может предусматриваться: с одной стороны - обращение внимания на психологические особенности личности студента, с другой - формирование определенных знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности педагога дошкольного образования, формирование умений педагогической деятельности в конкретных ситуациях, что способствует расширению у обучающегося набора схем поведения и выработке умения использовать их в связи с ситуацией.

Существенное значение в психолого-педагогической подготовке магистров по направленности «Педагогика дошкольного детства» отводится самостоятельной работе студентов, которая предусматривает подготовку к практическому занятию; доработку конспекта лекции с использованием учебника, методической литературы, дополнительной литературы; подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы; написание реферата; написание домашней контрольной работы; подготовку к зачету и экзамену.

Промежуточный контроль осуществляется в форме самоанализа психологической готовности к проектированию образовательной программы дошкольного образования и тестирования. Итоговой формой контроля знаний, умений и владения по дисциплине является зачет с оценкой и экзамен, проводимые в форме собеседования и анализа проблемных ситуаций.

Таким образом, рассмотрены некоторые аспекты психолого-педагогической подготовки магистров по направленности «Педагогика дошкольного детства». Апробация рабочей программы представленной дисциплины, а также основной профессиональной образовательной программы в целом, реализуемой в Оренбургском государственном педагогическом университете, позволит проанализировать результативность психолого-педагогической подготовки магистров.

Рецензенты:

Тавстуха О.Г., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;

Ганаева Е.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой управления образованием ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.