Отличительной особенностью магистратуры является более глубокая специализация студентов. Магистр дошкольного образования должен обладать основательной психолого-педагогической подготовкой, иметь высокий уровень профессиональной компетентности, позволяющий осуществлять индивидуальную траекторию развития каждого ребенка, реализовывать сотрудничество с родителями дошкольника, обеспечивать результативность образовательного процесса, интегрирование образовательных областей и деятельности дошкольника и в целом быть способным решать самые сложные задачи педагогической деятельности.
Проектирование и реализация программ магистратуры дошкольного образования должны осуществляться в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (уровень магистратуры) [2], Профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)» [1].
Цель исследования: изучить особенности психолого-педагогической подготовки магистров по программе «Педагогика дошкольного детства».
В Оренбургском педагогическом университете осуществляется подготовка магистров по направлению подготовки 44.04.01 «Педагогическое образование» и направленности «Педагогика дошкольного детства». Основная профессиональная образовательная программа, реализуемая в ОГПУ, представляет систему документов, которая разработана в соответствии с требованиями рынка труда на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования. ОПОП ВО определяет цели, ожидаемые результаты, содержание, условия и технологии осуществления образовательного процесса, регламентирует оценку качества подготовки выпускника по направлению подготовки (специальности) и направленности (профилю) и содержит: учебный план, рабочие программы дисциплин, практик и иные материалы, которые обеспечивают качественную подготовку студентов.
Рассмотрим особенности психолого-педагогической подготовки магистров по программе «Педагогика дошкольного детства», обучающихся в ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», реализуемой в рамках ОПОП ВО. Специфика подготовки обусловлена тем, что все студенты, проходящие обучение на первом курсе магистратуры, работают педагогами в дошкольных образовательных организациях.
На начальном этапе подготовки магистров был проанализирован актуальный уровень профессиональной компетентности. Были использованы: опросники «Психологическая компетентность педагога», «Профессиональные установки педагога», а также самоанализ професcиональной компетентности [3].
У большинства опрошенных педагогов (77%) преобладают гуманные профессиональные установки, но иногда проявляется авторитаризм; достаточно сформировано умение анализировать поведение дошкольников, поддерживать разговор на различные темы. Однако данные педагоги нередко испытывают затруднения в использовании грамотных и доступных для понимания высказываний. Ведущая профессиональная установка - гуманизм, интерес и учет других точек зрения в процессе взаимодействия с детьми, успешный анализ причин поступков и поведения дошкольников; широкий кругозор, высокая культура речи отмечаются у 23% опрошенных респондентов. Педагогов с преобладанием авторитарных установок, стереотипным мышлением, убежденностью в правильности собственной позиции, недостаточным умением анализировать причины поступков и поведения детей, ограниченным кругозором не выявлено.
Анализируя компетентность в области постановки целей и задач педагогической деятельности, необходимо отметить следующее. У 73% педагогов дошкольного образования преобладает умение ставить и корректировать цели обучения в соответствии с возрастно-психологическими и индивидуальными особенностями дошкольников, умение формировать навыки целеполагания у детей; однако возможны проявления неадекватности целей и задач. Только у 7% педагогов отмечается высокий уровень сформированности данной компетентности: умеют обоснованно ставить и корректировать цели и задачи деятельности по программе в соответствии с обозначенными особенностями дошкольников; умеют формировать навыки целеполагания у детей. Некорректность определения и изменения целей и задач деятельности, недостаточный учет возрастно-психологических и индивидуальных особенностей дошкольников; затруднения при формировании навыков целеполагания у детей отмечаются у 20% опрошенных респондентов.
При изучении компетентности в области мотивации учебной деятельности выявлено, что 68% педагогов дошкольного образования достаточно корректно применяют способы формирования мотивации дошкольников: трансляцию успехов детей иным субъектам образовательного процесса; умение дифференцировать материал для того, чтобы воспитанники почувствовали успех. 16% педагогов демонстрируют высокий уровень сформированности данной компетентности. Однако у 16% опрошенных респондентов отмечается стереотипный набор способов при формировании мотивации дошкольников: ограниченная демонстрация успехов дошкольников другим субъектам; недостаточная ориентированность на создание ощущения успешности у ребенка.
Анализируя данные результаты, необходимо отметить, что более половины опрошенных педагогов (68%) демонстрируют высокие показатели по шкале «социальная желательность ответов». В связи с этим можно предположить, что, отвечая на самооценочные вопросы, обучающиеся руководствовались установкой давать одобряемые обществом ответы.
К профессиональным затруднениям педагоги относят: высокий уровень загруженности, отсутствие времени на взаимодействие с детьми, недостаточность поддержки со стороны руководства, разочарование, агрессивность окружающих, ограниченные ресурсы.
Оптимальными путями разрешения профессиональных затруднений педагоги считают применение способов самомотивации, увеличение активности в деятельности методических служб, обучение в магистратуре и работу по самообразованию, обучение приемам тайм-менеджмента, развитие профессионально значимых качеств. Большинство педагогов определяют те способы преодоления затруднений, которые зависят от собственной инициативы. Только у 26% опрошенных респондентов отмечается перенос ответственности на иные субъекты образовательного процесса.
В соответствии с выявленными особенностями профессиональной компетентности педагогов, обучающихся в магистратуре, было скорректировано содержание рабочих программ ООП.
Представим особенности психолого-педагогической подготовки магистров на примере дисциплины «Психологические основы образовательной деятельности». Дисциплина «Психологические основы образовательной деятельности в дошкольном образовании» относится к вариативной части ООП, входит в модуль «Обязательные дисциплины».
Учебная дисциплина логически и содержательно-методически взаимосвязана с:
1) дисциплинами базовой части («Инновационные процессы в образовании»);
2) обязательными дисциплинами вариативной части («Теории и технологии работы с детьми в разновозрастных (смешанных) группах»);
3) дисциплинами по выбору вариативной части («Вариативные формы дошкольного образования»);
4) научно-исследовательской работой студентов;
5) различными практиками (производственной, педагогической, преддипломной, научно-исследовательской практиками).
Для успешного прохождения дисциплины необходимы компетенции, которые сформированы у студентов в ходе изучения дисциплины «Методология научного исследования». Данная дисциплина предваряет изучение следующих дисциплин: «Теории и технологии развития дошкольников в образовательных областях», «Теория и работа с детьми в разновозрастных (смешанных) группах».
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
владеть: методами формирования психологической безопасности образовательной среды дошкольной образовательной организации; приемами оказания психолого-педагогической помощи субъектам образовательного процесса;
уметь: использовать психологические знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики; моделировать психологическую безопасность образовательной среды дошкольной образовательной организации;
знать: концептуальные психологические представления о психологической безопасности образовательной среды; основные подходы к развитию психологической готовности к педагогической деятельности по реализации программы дошкольного образования.
Содержание рабочей программы представлено разделами:
1) «Психологическое сопровождение готовности педагога к проектированию образовательной программы дошкольного образования»;
2) «Формирование психологической безопасности образовательной среды дошкольной образовательной организации».
В рамках первого раздела программы изучаются темы:
1) «Развитие готовности педагога к инновационной деятельности по проектированию образовательной программы дошкольного образования»;
2) «Особенности развития дошкольника в современных социокультурных условиях»;
3) «Проектирование образовательной программы дошкольного образования на основе возрастных и индивидуальных особенностей ребенка»;
4) «Психолого-педагогическое взаимодействие субъектов образовательной деятельности при проектировании программы дошкольного образования».
При освоении содержания раздела о формировании психологической безопасности образовательной среды ДОО рассматриваются следующие темы:
1) «Психологическая безопасность образовательной среды дошкольной образовательной организации»;
2) «Профилактика профессиональных деформаций личности педагога дошкольного образования»;
3) «Формирование толерантности субъектов образовательного процесса как условие обеспечения психологической безопасности»;
4) «Психолого-педагогические средства обеспечения психологической безопасности образовательной среды: мотивация и целеполагание дошкольника»;
5) «Профилактика и коррекция психоэмоционального напряжения детей дошкольного возраста»;
6) «Психологическая помощь в реализации индивидуальных образовательных траекторий».
Для реализации программы в процессе лекционно-практических занятий используются: технология интерактивного обучения; рефлексивные технологии; тренинговые технологии [5]. При использовании технологии интерактивного обучения организуются разнообразные взаимодействия субъектов образовательного процесса, которые направлены на активизацию в выполнении различных задач. Посредством интерактивного обучения организуется практико-ориентированная работа студентов. В рамках данной технологии реализуется игровой метод. Главная цель игровых форм - переосмысление и развитие деятельности через анализ, коррекцию и согласование способов деятельности. Некоторые игры способствуют развитию мыследеятельностных, психотехнических, группотехнических способностей участников игры.
Инновационная игра направлена на решение двух основных целей: снятие негативных установок по отношению к изменениям в деятельности организации и внесение конструктивных изменений в проект реорганизации.
Проведение ролевой игры предполагает действия участников в рамках выбранной ими роли, ориентируясь на характер роли и внутреннюю логику среды действия, а не на внешний сценарий поведения. Основная цель ролевой игры - развитие навыков и умений межличностного общения и взаимодействия в условиях совместной профессиональной деятельности или рамках реально существующих социальных ситуаций взаимодействия.
В ситуационных играх участники действуют в рамках объективных характеристик заданной ситуации, а также руководствуются собственными представлениями, переживаниями и эмоциями, возникающими из коллективного оценивания ситуации, принятой на себя роли, ожиданий по отношению к другим участникам. Игровая ситуация определяется или ведущим, или опытом участников (например, выбирается из эмоциогенных ситуаций, характерных для педагогической деятельности обучающихся).
Важным преимуществом использования описанных игр является максимальное эмоциональное включение играющих в происходящие события. Основой игр является групповая работа, дающая навык коллективных решений и действий, развивающая интуицию и воображение. Она создает условия для осознания своей и чужой роли, систематизирует знания. Проявляется феномен групповой сплоченности, благодаря которой участники испытывают необходимость во взаимодействии друг с другом после игры, активизируется ресурс для реализации полученных результатов. Главным результатом игры является колоссальная минимизация времени получения опыта; возможность изменить сценарий событий, применить иной вариант в отличие от реальной жизни.
При реализации рефлексивных технологий используются: методы решения разнообразных задач с проблемно-конфликтной сущностью; методы, которые обеспечивают переструктурирование ситуации или проблемы и позволяют проанализировать их как сущность более глобального контекста; взаимодействие со значимыми «другими»; методы по организации совместной деятельности в процессе решения учебной задачи; рефлексивные игры; упражнения рефлексивного тренинга и т.д.
При использовании тренинговых технологий студенты усваивают информацию в активном режиме, непосредственно участвуют в действии или созданной проблемной ситуации [4]. В зависимости от направленности тренинговых технологий может предусматриваться: с одной стороны - обращение внимания на психологические особенности личности студента, с другой - формирование определенных знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности педагога дошкольного образования, формирование умений педагогической деятельности в конкретных ситуациях, что способствует расширению у обучающегося набора схем поведения и выработке умения использовать их в связи с ситуацией.
Существенное значение в психолого-педагогической подготовке магистров по направленности «Педагогика дошкольного детства» отводится самостоятельной работе студентов, которая предусматривает подготовку к практическому занятию; доработку конспекта лекции с использованием учебника, методической литературы, дополнительной литературы; подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы; написание реферата; написание домашней контрольной работы; подготовку к зачету и экзамену.
Промежуточный контроль осуществляется в форме самоанализа психологической готовности к проектированию образовательной программы дошкольного образования и тестирования. Итоговой формой контроля знаний, умений и владения по дисциплине является зачет с оценкой и экзамен, проводимые в форме собеседования и анализа проблемных ситуаций.
Таким образом, рассмотрены некоторые аспекты психолого-педагогической подготовки магистров по направленности «Педагогика дошкольного детства». Апробация рабочей программы представленной дисциплины, а также основной профессиональной образовательной программы в целом, реализуемой в Оренбургском государственном педагогическом университете, позволит проанализировать результативность психолого-педагогической подготовки магистров.
Рецензенты:
Тавстуха О.Г., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург;
Ганаева Е.А., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой управления образованием ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.
Библиографическая ссылка
Михеева Е.В., Самсоненко Л.С., Шавшаева Л.Ю. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА МАГИСТРОВ ПО ПРОГРАММЕ «ПЕДАГОГИКА ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21851 (дата обращения: 10.02.2025).