Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE SOCIAL -COGNITIVE FACTORS AND THE QUALITY OF LIFE OF SCHOOLCHILDREN

Vikhareva E.G. 1 Vinyarskaya I.V. 2 Naumova T.A. 3 Tretyakova T.V. 1 Chernikov V.V. 2
1 GBOU VPO «Izhevskaja gosudarstvennaja medicinskaja akademija» Minzdrava Rossii
2 FGBU «Nauchnyj centr zdorovja detej» RAMN
3 FGBOU VPO «Udmurtskij gosudarstvennyj universitet»
In Izhevsk and 24 rural administrative districts of the Udmurt Republic was conducted a population survey of quality of life for children 2–18 years. With PedsQL questionnaire for each child calculated the physical, emotional, social sphere, as well as school performance and an overall score. it was conducted the influence of social factors on the quality of life in children of primary school age. The article analyzes the impact of three factors: "reading books", the number of books read, academic performance The factor of "reading": junior high school students (boys and girls) who love to read, have a significantly higher score in terms of "school functioning" than their coeval, who do not like to read, and girls also grow socially active and better adapted to life. Factor "number of books read" only affects the aspect of quality of life "school functioning"; than girls read more books, than higher the quality of life for all the lines show the younger schoolgirl; boys must be noted negative trends: more socialized in the community and feel more secure emotionally boys do not read. Factor "performance": the better a child learns, the more he has all the quality of life scales.
Children of primary school age
social factors
quality of life questionnaire PedsQL
Сохранение и укрепление здоровья детей является одной из актуальных проблем здравоохранения. Решение данной проблемы имеет высокую социальную значимость и входит в число важнейших задач государства [2,3]. В последние годы понятие качества жизни (КЖ) стало неотъемлемой частью здравоохранения, прочно вошло в клинические и медико-социальные исследования [1].

Цель: изучить влияние социально-познавательных факторов («чтение книг», «количество прочитанных книг», «успеваемость») на показатели качества жизни младших школьников.

Материалы и методы исследования

Популяционное исследование качества жизни детей в Удмуртии осуществлялось с 2010 по 2013 г. Определены региональные стандарты [4,5,6]. Изучено влияние социальных факторов на показатели качества жизни детей с 2 до 18 лет. В данной статье приводится фрагмент исследования, посвященный детям 8-12 лет, касающийся влияния социально-познавательных факторов («чтение книг», «количество прочитанных книг», «успеваемость») на показатели качества жизни младших школьников.

Качество жизни детей младшего школьного возраста изучено у 2855 респондентов 8-12 лет, посещающих средние общеобразовательные учреждения г. Ижевска и сельских районов Удмуртской Республики. Анкетирование проводилось в школах, дети отвечали на вопросы самостоятельно. Инструментом стал общий опросник PedsQLтм 4.0 для детей 8-12 лет [7]. Статистический анализ осуществлялся с помощью статистического пакета Statistica, версия 6. Анализ данных включал стандартные методы параметрической статистики. Достоверность различий количественных признаков определяли с помощью t-критерия Стьюдента для сравнения независимых выборок. Для установления связи между параметрами качества жизни и социальными факторами применялся корреляционный анализ.

Результаты исследования и их обсуждения

На первом этапе было изучено влияние чтения книг на показатели качества жизни у детей в Удмуртии (табл.1). Всем детям был задан вопрос: «Любишь ты читать?». По всем аспектам качества жизни, кроме показателя «школьное функционирование», получено отсутствие статистически достоверных различий. Младшие школьники, которые любят читать, имеют достоверно (p<0,001) более высокий балл в аспекте «школьное функционирование» (75,91±15,33), чем их не любящие читать сверстники (72,09±16,43).

Таблица 1

Параметры КЖ детей 8-12 лет в зависимости от любви к чтению, М±δ

Аспекты КЖ

«Люблю» (n=1320)

«Не люблю» (n=594)

ФФ

81,09±13,92

80,59±12,90

ЭФ

74,52±16,21

75,59±17,65

СФ

84,51±15,32

84,12±15,09

ШФ

75,91±15,33

72,09±16,43***

ОБ

79,31±12,17

78,53±12,46

Примечание. Достоверность различий между группами детей: *** - p<0,001.

При детальном анализе гендерных особенностей показателей качества жизни выявлено, что девочки, любящие читать, более социализированы в обществе (табл. 2). Они имеют меньше проблем в общении и по шкале «социальное функционирование» установленную достоверную разницу (84,62±14,92 против 79,93±18,44 у девочек, не любящих читать, p<0,001). Любители книг женского пола также имеют более предпочтительные баллы в аспектах качества жизни «школьное функционирование» (75,38±15,70) и «общий балл» (78,03±12,04), чем младшие школьницы, не любящие читать (ШФ: 72,43±15,78, p<0,05; ОБ: 75,54±14,02, p<0,05). А мальчики, любящие читать, имеют более высокую достоверную разницу в аспекте качества жизни «школьное функционирование» (76,69±14,73 против 71,91±16,78, p<0,001). В настоящее время в школьной мужской среде, к сожалению, более «модно» играть на компьютере, чем читать. И по нашим данным, мальчики, не любящие читать, имеют более высокий балл в аспекте «социальное функционирование» (86,35±12,44 против 84,35±15,91; p<0,05). С учетом данных результатов, дети младшего школьного возраста должны читать: девочки будут социально активные, хорошо учиться и иметь благоприятные показатели качества жизни, а для мальчиков чтение - это хорошая учеба в школе.

Таблица 2

Гендерные особенности параметров КЖ детей 8-12 лет в зависимости от любви к чтению, М±δ

 

Аспекты КЖ

Девочки

Мальчики

«Люблю»

(n=789)

«Не люблю» (n=206)

«Люблю»

(n=531)

«Не люблю»

(n=388)

ФФ

79,28±13,63

77,25±14,31

83,80±13,91

82,37±11,72

ЭФ

71,58±16,36

71,17±19,29

78,89±14,96

77,94±16,26

СФ

84,62±14,92

79,93±18,44***

84,35±15,91

86,35±12,44*

ШФ

75,38±15,70

72,43±15,78*

76,69±14,73

71,91±16,78***

ОБ

78,03±12,04

75,54±14,02*

81,21±12,12

80,12±11,24

Примечания: достоверность различий в группах детей в зависимости от любви к чтению: * - p<0,05; *** - p<0,001.

Учитывая полученные данные, мы посчитали наиболее целесообразным изучить влияние количества прочитанных книг на показатели качества жизни (табл. 3). При анализе результатов установлено: в подавляющем большинстве случаев количество прочитанных книг влияет только на аспект качества жизни «школьное функционирование». Чем больше прочитал ребенок, тем более высокая балльная оценка за данный показатель качества жизни. Так, в группе не читающих младших школьников аспект «школьное функционирование» составляет 70,47±15,73; в группе «1-3 книги» - 73,71±15,78; в группе «4-8 книг» - 74,94±14,49, p<0,01; в группе «8-12 книг» - 75,00±15,99; p<0,05 и в группе «больше 12 книг» определяемый показатель составляет 75,75±15,40, p<0,01. Наличие подобной закономерности подтвердило наши предыдущие выводы. И нас, как воспитанников старой советской школы, радует, что чтение книг не потеряло своей актуальности.

Таблица 3

Параметры КЖ детей 8-12 лет в зависимости от количества прочитанных книг, М±δ

 

Аспекты КЖ

0 книг

(n=75)

1-3 книги

(n=824)

4-8 книг

(n=380)

8-12 книг

(n=169)

12 книг

(n=333)

ФФ

77,36±16,29

80,04±13,53

80,21±13,95

77,63±14,53

81,42±14,61*

ЭФ

75,53±17,58

73,42±17,17

73,80±16,62**

74,17±15,29*

75,39±16,91

СФ

86,27±18,09

82,66±16,77

83,61±15,05

85,33±15,58

84,28±15,94

ШФ

70,47±15,73

73,71±15,78

74,94±14,49**

75,00±15,99*

75,75±15,40**

ОБ

76,30±14,39

77,87±13,00

78,54±12,27

78,07±12,30

79,35±11,80

Примечание. Достоверность различий между не читающими (0 книг) и читающими детьми: * - p<0,05; ** - p<0,01.

Для установления гендерных влияний на количество прочитанных книг дети были сгруппированы в две группы по половому признаку. При детальном рассмотрении результатов качества жизни у девочек установлена четкая тенденция: чем больше книг прочитано, тем более высокие показатели качества жизни демонстрируют младшие школьницы. Обращает на себя внимание, что задействованы все составляющие линии качества жизни. Так, физическое функционирование в группе детей «0 книг» составляет 58,38±20,85; в группе детей «8-12 книг» - 78,02±13,26, p<0,001; а в группе детей «больше 12 книг» - 79,74±11,86, p<0,001. Идентичные закономерности получены и при исследовании других аспектов качества жизни: ЭФ («0 книг» - 56,54±6,58 против «больше 12 книг» -74,10±14,90; p<0,001), СФ (72,69±23,86 против 86,05±14,88; p<0,01), ШФ (64,62±10,50 против 74,17±15,85; p<0,05), а также ОБ (62,12±15,43 против 78,32±9,94; p<0,001). Следовательно, для девочек младшего школьного возраста чтение книг является важным составляющим гармоничного развития личности.

При детальном рассмотрении результатов качества жизни у мальчиков, к сожалению, приходится констатировать неблагоприятные тенденции. Более социализированы в обществе не читающие мальчики (89,59±15,06 против 84,45±17,51 у читающих младших школьников; p<0,05). Кроме того, не читающие мальчики чувствуют себя в эмоциональном плане более защищенными (ЭФ: 84,84±14,80), чем их читающие сверстники (ЭФ: 77,15±19,45; p<0,01). Причин для данного явления много. На поверхности, на взгляд врача, лежат следующие. Вся школьная и прежде всего мужская среда охвачена компьютерными технологиями. И вполне возможно, использование компьютера, не в качестве игровой приставки, расширяет кругозор младших школьников. Хорошее владение сложными компьютерными технологиями, согласно возрасту, возможно повышает авторитет среди сверстников. А вот дети, читающие книги, не пользуются авторитетом, а иногда и получают обидные прозвища.

На следующем этапе нашего исследования мы проанализировали зависимость результатов качества жизни от школьной успеваемости (табл. 4). В результате проведенного сравнения установлено: чем лучше учится ребенок, тем выше у него показатели качества жизни. Данное утверждение справедливо для всех аспектов качества жизни. И это, конечно, очень радует. Так, физическое функционирование в группе «отличников» составляет 85,61±12,50; в группе «хорошистов» - 81,86±12,16, p<0,001; а в группе «двоечников» - 65,15±28,45, p<0,001. Идентичные закономерности получены и при исследовании других аспектов качества жизни: ЭФ («отличники» - 81,11±12,76 против «двоечники» - 67,27±15,87; p<0,001), СФ (89,32±12,01 против 81,18±15,82; p<0,001), ШФ (86,32±10,36 против 69,39±18,82; p<0,001), а также ОБ (85,70±9,63 против 69,90±16,49; p<0,001). При сравнении гендерных показателей качества жизни в зависимости от успеваемости мы получили радующие нас результаты. И у мальчиков, и у девочек сохраняется общая тенденция: хорошая успеваемость - достойные показатели качества жизни. Самые лучший уровень качества жизни у отличников.

Таблица 4

Параметры КЖ детей 8-12 лет в зависимости от успеваемости, М±δ

Аспекты КЖ

«отлично»

(n=185)

«хорошо»

(n=1273)

«удовлетворительно»

(n=812)

«плохо»

(n=33)

ФФ

85,61±12,50

81,86±12,16***###

80,13±14,54***!!!

65,15±28,45***

ЭФ

81,11±12,76

74,48±17,29***#

72,63±17,22***

67,27±15,87***

СФ

89,32±12,01

85,47±14,93***

81,14±17,02***

81,18±15,82***

ШФ

86,32±10,36

76,47±14,28***##

68,82±16,40***

69,39±18,82***

ОБ

85,70±9,63

79,93±11,64***###

76,30±13,15***!!

69,90±16,49***

Примечания:

* - p<0,05; ** - p<0,01; *** - p<0,001 - достоверность различий между группой детей-отличников и группами детей, получающих другие оценки;

# - p<0,05; ## - p<0,01; ### - p<0,001 - достоверность различий между «хорошистами» и «двоечниками»;

! - p<0,05; !! - p<0,01; !!! - p<0,001 - достоверность различий между «троечниками» и «двоечниками».

Проведенный корреляционный анализ подтвердил полученные нами результаты. Любовь к чтению книг связана отрицательной корреляционной связью с количеством книг (r = - 0,24, p<0,001), успеваемостью (r = - 0,20, p<0,001), а также с школьным функционированием (r = - 0,07, p<0,05). Фактор количества прочитанных книг связан отрицательной корреляционной связью с эмоциональным (r = - 0,13, p<0,001) и социальным (r = - 0,09, p<0,01) функционированиями, общим баллом (r = - 0,07, p<0,05). Фактор успеваемости связан положительной корреляционной связью с уровнем эмоционального (r = 0,07, p<0,05), социального (r = 0,13, p<0,001), школьного функционирований (r = 0,27, p<0,001) и общего балла (r = 0,15, p<0,001).

Заключение

Фактор «чтение»: младшие школьники (мальчики и девочки), которые любят читать, имеют достоверно более высокий балл в аспекте «школьное функционирование», чем их не любящие читать сверстники, а девочки, кроме того, растут социально активными и лучше приспособленными к жизни. Фактор «количество прочитанных книг» влияет только на аспект качества жизни «школьное функционирование»; чем больше книг читают девочки, тем более высокие показатели качества жизни по всем линиям демонстрируют младшие школьницы; у мальчиков приходится констатировать неблагоприятные тенденции: более социализированы в обществе и чувствуют себя более защищенными в эмоциональном плане не читающие мальчики. Фактор «успеваемость»: чем лучше учится ребенок, тем выше у него по всем шкалам показатели качества жизни. К социальным факторам, влияющим на показатели качества жизни детей младшего школьного возраста, относятся: «чтение и количество прочитанных книг», «успеваемость».

Рецензенты:

Пенкина Н.И., д.м.н., профессор кафедры педиатрии и неонатологии, ИГМА, г. Ижевск;

Ермакова М.К., д.м.н., профессор, зав. кафедрой пропедевтики детских болезней, ИГМА, г. Ижевск.