Цель: изучить влияние социально-познавательных факторов («чтение книг», «количество прочитанных книг», «успеваемость») на показатели качества жизни младших школьников.
Материалы и методы исследования
Популяционное исследование качества жизни детей в Удмуртии осуществлялось с 2010 по 2013 г. Определены региональные стандарты [4,5,6]. Изучено влияние социальных факторов на показатели качества жизни детей с 2 до 18 лет. В данной статье приводится фрагмент исследования, посвященный детям 8-12 лет, касающийся влияния социально-познавательных факторов («чтение книг», «количество прочитанных книг», «успеваемость») на показатели качества жизни младших школьников.
Качество жизни детей младшего школьного возраста изучено у 2855 респондентов 8-12 лет, посещающих средние общеобразовательные учреждения г. Ижевска и сельских районов Удмуртской Республики. Анкетирование проводилось в школах, дети отвечали на вопросы самостоятельно. Инструментом стал общий опросник PedsQLтм 4.0 для детей 8-12 лет [7]. Статистический анализ осуществлялся с помощью статистического пакета Statistica, версия 6. Анализ данных включал стандартные методы параметрической статистики. Достоверность различий количественных признаков определяли с помощью t-критерия Стьюдента для сравнения независимых выборок. Для установления связи между параметрами качества жизни и социальными факторами применялся корреляционный анализ.
Результаты исследования и их обсуждения
На первом этапе было изучено влияние чтения книг на показатели качества жизни у детей в Удмуртии (табл.1). Всем детям был задан вопрос: «Любишь ты читать?». По всем аспектам качества жизни, кроме показателя «школьное функционирование», получено отсутствие статистически достоверных различий. Младшие школьники, которые любят читать, имеют достоверно (p<0,001) более высокий балл в аспекте «школьное функционирование» (75,91±15,33), чем их не любящие читать сверстники (72,09±16,43).
Таблица 1
Параметры КЖ детей 8-12 лет в зависимости от любви к чтению, М±δ
Аспекты КЖ |
«Люблю» (n=1320) |
«Не люблю» (n=594) |
ФФ |
81,09±13,92 |
80,59±12,90 |
ЭФ |
74,52±16,21 |
75,59±17,65 |
СФ |
84,51±15,32 |
84,12±15,09 |
ШФ |
75,91±15,33 |
72,09±16,43*** |
ОБ |
79,31±12,17 |
78,53±12,46 |
Примечание. Достоверность различий между группами детей: *** - p<0,001.
При детальном анализе гендерных особенностей показателей качества жизни выявлено, что девочки, любящие читать, более социализированы в обществе (табл. 2). Они имеют меньше проблем в общении и по шкале «социальное функционирование» установленную достоверную разницу (84,62±14,92 против 79,93±18,44 у девочек, не любящих читать, p<0,001). Любители книг женского пола также имеют более предпочтительные баллы в аспектах качества жизни «школьное функционирование» (75,38±15,70) и «общий балл» (78,03±12,04), чем младшие школьницы, не любящие читать (ШФ: 72,43±15,78, p<0,05; ОБ: 75,54±14,02, p<0,05). А мальчики, любящие читать, имеют более высокую достоверную разницу в аспекте качества жизни «школьное функционирование» (76,69±14,73 против 71,91±16,78, p<0,001). В настоящее время в школьной мужской среде, к сожалению, более «модно» играть на компьютере, чем читать. И по нашим данным, мальчики, не любящие читать, имеют более высокий балл в аспекте «социальное функционирование» (86,35±12,44 против 84,35±15,91; p<0,05). С учетом данных результатов, дети младшего школьного возраста должны читать: девочки будут социально активные, хорошо учиться и иметь благоприятные показатели качества жизни, а для мальчиков чтение - это хорошая учеба в школе.
Таблица 2
Гендерные особенности параметров КЖ детей 8-12 лет в зависимости от любви к чтению, М±δ
Аспекты КЖ |
Девочки |
Мальчики |
||
«Люблю» (n=789) |
«Не люблю» (n=206) |
«Люблю» (n=531) |
«Не люблю» (n=388) |
|
ФФ |
79,28±13,63 |
77,25±14,31 |
83,80±13,91 |
82,37±11,72 |
ЭФ |
71,58±16,36 |
71,17±19,29 |
78,89±14,96 |
77,94±16,26 |
СФ |
84,62±14,92 |
79,93±18,44*** |
84,35±15,91 |
86,35±12,44* |
ШФ |
75,38±15,70 |
72,43±15,78* |
76,69±14,73 |
71,91±16,78*** |
ОБ |
78,03±12,04 |
75,54±14,02* |
81,21±12,12 |
80,12±11,24 |
Примечания: достоверность различий в группах детей в зависимости от любви к чтению: * - p<0,05; *** - p<0,001.
Учитывая полученные данные, мы посчитали наиболее целесообразным изучить влияние количества прочитанных книг на показатели качества жизни (табл. 3). При анализе результатов установлено: в подавляющем большинстве случаев количество прочитанных книг влияет только на аспект качества жизни «школьное функционирование». Чем больше прочитал ребенок, тем более высокая балльная оценка за данный показатель качества жизни. Так, в группе не читающих младших школьников аспект «школьное функционирование» составляет 70,47±15,73; в группе «1-3 книги» - 73,71±15,78; в группе «4-8 книг» - 74,94±14,49, p<0,01; в группе «8-12 книг» - 75,00±15,99; p<0,05 и в группе «больше 12 книг» определяемый показатель составляет 75,75±15,40, p<0,01. Наличие подобной закономерности подтвердило наши предыдущие выводы. И нас, как воспитанников старой советской школы, радует, что чтение книг не потеряло своей актуальности.
Таблица 3
Параметры КЖ детей 8-12 лет в зависимости от количества прочитанных книг, М±δ
Аспекты КЖ |
0 книг (n=75) |
1-3 книги (n=824) |
4-8 книг (n=380) |
8-12 книг (n=169) |
12 книг (n=333) |
ФФ |
77,36±16,29 |
80,04±13,53 |
80,21±13,95 |
77,63±14,53 |
81,42±14,61* |
ЭФ |
75,53±17,58 |
73,42±17,17 |
73,80±16,62** |
74,17±15,29* |
75,39±16,91 |
СФ |
86,27±18,09 |
82,66±16,77 |
83,61±15,05 |
85,33±15,58 |
84,28±15,94 |
ШФ |
70,47±15,73 |
73,71±15,78 |
74,94±14,49** |
75,00±15,99* |
75,75±15,40** |
ОБ |
76,30±14,39 |
77,87±13,00 |
78,54±12,27 |
78,07±12,30 |
79,35±11,80 |
Примечание. Достоверность различий между не читающими (0 книг) и читающими детьми: * - p<0,05; ** - p<0,01.
Для установления гендерных влияний на количество прочитанных книг дети были сгруппированы в две группы по половому признаку. При детальном рассмотрении результатов качества жизни у девочек установлена четкая тенденция: чем больше книг прочитано, тем более высокие показатели качества жизни демонстрируют младшие школьницы. Обращает на себя внимание, что задействованы все составляющие линии качества жизни. Так, физическое функционирование в группе детей «0 книг» составляет 58,38±20,85; в группе детей «8-12 книг» - 78,02±13,26, p<0,001; а в группе детей «больше 12 книг» - 79,74±11,86, p<0,001. Идентичные закономерности получены и при исследовании других аспектов качества жизни: ЭФ («0 книг» - 56,54±6,58 против «больше 12 книг» -74,10±14,90; p<0,001), СФ (72,69±23,86 против 86,05±14,88; p<0,01), ШФ (64,62±10,50 против 74,17±15,85; p<0,05), а также ОБ (62,12±15,43 против 78,32±9,94; p<0,001). Следовательно, для девочек младшего школьного возраста чтение книг является важным составляющим гармоничного развития личности.
При детальном рассмотрении результатов качества жизни у мальчиков, к сожалению, приходится констатировать неблагоприятные тенденции. Более социализированы в обществе не читающие мальчики (89,59±15,06 против 84,45±17,51 у читающих младших школьников; p<0,05). Кроме того, не читающие мальчики чувствуют себя в эмоциональном плане более защищенными (ЭФ: 84,84±14,80), чем их читающие сверстники (ЭФ: 77,15±19,45; p<0,01). Причин для данного явления много. На поверхности, на взгляд врача, лежат следующие. Вся школьная и прежде всего мужская среда охвачена компьютерными технологиями. И вполне возможно, использование компьютера, не в качестве игровой приставки, расширяет кругозор младших школьников. Хорошее владение сложными компьютерными технологиями, согласно возрасту, возможно повышает авторитет среди сверстников. А вот дети, читающие книги, не пользуются авторитетом, а иногда и получают обидные прозвища.
На следующем этапе нашего исследования мы проанализировали зависимость результатов качества жизни от школьной успеваемости (табл. 4). В результате проведенного сравнения установлено: чем лучше учится ребенок, тем выше у него показатели качества жизни. Данное утверждение справедливо для всех аспектов качества жизни. И это, конечно, очень радует. Так, физическое функционирование в группе «отличников» составляет 85,61±12,50; в группе «хорошистов» - 81,86±12,16, p<0,001; а в группе «двоечников» - 65,15±28,45, p<0,001. Идентичные закономерности получены и при исследовании других аспектов качества жизни: ЭФ («отличники» - 81,11±12,76 против «двоечники» - 67,27±15,87; p<0,001), СФ (89,32±12,01 против 81,18±15,82; p<0,001), ШФ (86,32±10,36 против 69,39±18,82; p<0,001), а также ОБ (85,70±9,63 против 69,90±16,49; p<0,001). При сравнении гендерных показателей качества жизни в зависимости от успеваемости мы получили радующие нас результаты. И у мальчиков, и у девочек сохраняется общая тенденция: хорошая успеваемость - достойные показатели качества жизни. Самые лучший уровень качества жизни у отличников.
Таблица 4
Параметры КЖ детей 8-12 лет в зависимости от успеваемости, М±δ
Аспекты КЖ |
«отлично» (n=185) |
«хорошо» (n=1273) |
«удовлетворительно» (n=812) |
«плохо» (n=33) |
ФФ |
85,61±12,50 |
81,86±12,16***### |
80,13±14,54***!!! |
65,15±28,45*** |
ЭФ |
81,11±12,76 |
74,48±17,29***# |
72,63±17,22*** |
67,27±15,87*** |
СФ |
89,32±12,01 |
85,47±14,93*** |
81,14±17,02*** |
81,18±15,82*** |
ШФ |
86,32±10,36 |
76,47±14,28***## |
68,82±16,40*** |
69,39±18,82*** |
ОБ |
85,70±9,63 |
79,93±11,64***### |
76,30±13,15***!! |
69,90±16,49*** |
Примечания:
* - p<0,05; ** - p<0,01; *** - p<0,001 - достоверность различий между группой детей-отличников и группами детей, получающих другие оценки;
# - p<0,05; ## - p<0,01; ### - p<0,001 - достоверность различий между «хорошистами» и «двоечниками»;
! - p<0,05; !! - p<0,01; !!! - p<0,001 - достоверность различий между «троечниками» и «двоечниками».
Проведенный корреляционный анализ подтвердил полученные нами результаты. Любовь к чтению книг связана отрицательной корреляционной связью с количеством книг (r = - 0,24, p<0,001), успеваемостью (r = - 0,20, p<0,001), а также с школьным функционированием (r = - 0,07, p<0,05). Фактор количества прочитанных книг связан отрицательной корреляционной связью с эмоциональным (r = - 0,13, p<0,001) и социальным (r = - 0,09, p<0,01) функционированиями, общим баллом (r = - 0,07, p<0,05). Фактор успеваемости связан положительной корреляционной связью с уровнем эмоционального (r = 0,07, p<0,05), социального (r = 0,13, p<0,001), школьного функционирований (r = 0,27, p<0,001) и общего балла (r = 0,15, p<0,001).
Заключение
Фактор «чтение»: младшие школьники (мальчики и девочки), которые любят читать, имеют достоверно более высокий балл в аспекте «школьное функционирование», чем их не любящие читать сверстники, а девочки, кроме того, растут социально активными и лучше приспособленными к жизни. Фактор «количество прочитанных книг» влияет только на аспект качества жизни «школьное функционирование»; чем больше книг читают девочки, тем более высокие показатели качества жизни по всем линиям демонстрируют младшие школьницы; у мальчиков приходится констатировать неблагоприятные тенденции: более социализированы в обществе и чувствуют себя более защищенными в эмоциональном плане не читающие мальчики. Фактор «успеваемость»: чем лучше учится ребенок, тем выше у него по всем шкалам показатели качества жизни. К социальным факторам, влияющим на показатели качества жизни детей младшего школьного возраста, относятся: «чтение и количество прочитанных книг», «успеваемость».
Рецензенты:
Пенкина Н.И., д.м.н., профессор кафедры педиатрии и неонатологии, ИГМА, г. Ижевск;
Ермакова М.К., д.м.н., профессор, зав. кафедрой пропедевтики детских болезней, ИГМА, г. Ижевск.
Библиографическая ссылка
Вихарева Е.Г., Винярская И.В., Наумова Т.А., Третьякова Т.В., Черников В.В. СОЦИАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ФАКТОРЫ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21745 (дата обращения: 14.02.2025).