Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE EFFECT OF THE SOCIAL ENVIRONMENT ON THE QUALITY OF LIFE OF CHILDREN OF PRIMARY SCHOOL AGE

Vikhareva E.G. 1 Vinyarskaya I.V. 2 Naumova T.A. 3 Tretyakova T.V. 1 Chernikov V.V. 2
1 GBOUVPO «Izhevskaja gosudarstvennaja medicinskaja akademija» Minzdrava Rossii
2 FGBU «Nauchnyj centr zdorovja detej» RAMN
3 FGBOU VPO «Udmurtskij gosudarstvennyj universitet»
In Izhevsk and 24 rural administrative districts of the Udmurt Republic was conducted a population survey of quality of life for children 2–18 years. With PedsQL questionnaire for each child calculated the physical, emotional, social sphere, as well as school performance and an overall score. It was conducted the influence of social factors on the quality of life in children of primary school age. The article presents data on the influence of society on the quality of life of children of primary school age. Factor "friends": the more friends a child has, the higher the quality of life; in primary school children do not have any friends in the first place is suffering psychosocial health. The factor "time spent witшh their parents": the boys of primary school age, who have a lot of time talking with parents, are the highest quality in all aspects of life than their parents had little contact with peers; and the amount of time communicating with the parents of girls of primary school age does not affect the quality of life. Factor "leisure time": the highest values of quality of life established in children of primary school age, who spend their free time with their parents, other relatives and friends, while the lowest values of the indicators of quality of life are the children who spend their leisure time alone.
Children of primary school age
social factors
quality of life questionnaire PedsQL
Исследование качества жизни в медицине является уникальным подходом, позволяющим оценить основные составляющие здоровья человека - физическое, психологическое и социальное благополучие. Особенностью данного критерия является то, что он основан на субъективной самооценке ребенка, и в то же время базируется на строгих принципах доказательной медицины, что делает результаты оценки достоверными, высокоинформативными, соответствующими современным требованиям, предъявляемым к методикам исследования [1,2,3]. Практически очень важны медико-социальные исследования, в частности, определение возрастно-половых нормативов КЖ, выявление факторов, влияющих на этот показатель, региональных особенностей КЖ, изучение возможностей применения КЖ, как параметра оценки состояния здоровья детской популяции [1].

Цель: изучить влияние социального окружения (наличие друзей, проведение досуга, время, проведенное с родителями) на показатели качества жизни младших школьников.

Материалы и методы исследования

Популяционное исследование качества жизни детей в Удмуртии осуществлялось с 2010 по 2013 г. Определены региональные стандарты [4,5,6]. Изучено влияние социальных факторов на показатели качества жизни детей с 2 до 18 лет. В данной статье приводится фрагмент исследования, посвященный детям 8-12 лет, касающийся влияния социального окружения (наличие друзей, проведение досуга, время, проведенное с родителями) на показатели качества жизни младших школьников.

Качество жизни детей младшего школьного возраста изучено у 2855 респондентов 8-12 лет, посещающих средние общеобразовательные учреждения г. Ижевска и сельских районов Удмуртской Республики. Анкетирование проводилось в школах, дети отвечали на вопросы самостоятельно. Инструментом стал общий опросник PedsQLтм4.0 для детей 8-12 лет [7]. Статистический анализ осуществлялся с помощью статистического пакета Statistica, версия 6. Анализ данных включал стандартные методы параметрической статистики. Достоверность различий количественных признаков определяли с помощью t-критерия Стьюдента для сравнения независимых выборок. Для установления связи между параметрами качества жизни и социальными факторами применялся корреляционный анализ.

Результаты исследования и их обсуждения

На первом этапе нашего исследования было изучение влияния количества друзей на показатели качества жизни у детей младшего школьного возраста (табл. 1). Всех детей мы разделили на три группы: 1 группа (1-2 друга), 2 группа (много друзей), 3 группа (нет друзей). Дети 3 группы, которые не имеют друзей, имеют удручающе низкие показатели качества жизни. Эти дети физически не активны, они испытывают затруднения при выполнении повседневной физической работы (ФФ: 66,27±27,50). Наиболее тревожные оценки получены в аспектах качества жизни, отвечающие за психосоциальное здоровье: ЭФ (54,09±14,03), СФ (49,32±15,22), что проявляется чувством страха, внутренней тревоги, эмоциональной напряженности. Дети, не имеющие друзей, имеют большие проблемы в школе (забывчивость, невнимательность, затруднения при выполнении школьных заданий) - ШФ (53,41±19,11). Следствием такой негативной картины является и низкий общий балл (54,18±16,37). Данный контингент детей должен находиться под пристальным наблюдением школьного психолога и по показаниям осматриваться детским психоневрологом. Наличие 1-2 друзей значимо отличается по результатам качества жизни. Дети 1 группы (1-2 друга) демонстрируют более благоприятные данные по всем шкалам опросника качества жизни (p<0,01 - p<0,001), чем их сверстники, не имеющие друзей. Но самые лучшие показатели качества жизни имеют дети 2 группы (много друзей). Выявлены статистические достоверные различия между 2 и 1,3 группами детей (p<0,001). При сравнении гендерных показателей качества жизни в зависимости от наличия или отсутствия друзей мы получили еще одно подтверждение предыдущего постулата. И мальчики, и девочки 2 группы (много друзей) демонстрируют самые высокие результаты по всем шкалам качества жизни (p<0,01 - p<0,001).

Таблица 1

Параметры КЖ детей 8-12 лет в зависимости от количества друзей, М±δ

Аспекты КЖ

1 группа

1-2 друга

(n=227)

2 группа

много друзей

(n=1649)

3 группа

нет друзей

(n=22)

ФФ

76,34±13,99***

81,56±13,61

66,27±27,50***#

ЭФ

69,63±17,39***

75,90±16,28

54,09±14,03***##

СФ

75,81±16,74***

85,87±14,64

49,32±15,22***##

ШФ

68,70±16,33***

75,96±15,21

53,41±19,11***##

ОБ

73,03±11,34***

80,16±12,16

54,18±16,37***##

Примечания:

*** - p<0,001 - достоверность различий между детьми 2 и 1, 3 групп;

# - p<0,01;## - p<0,001 - достоверность различий между детьми 1 и 3 групп.

Семейно-демографическая политика нашего государства базируется на принципе возрождения семейных ценностей. В связи с данными тенденциями, на наш взгляд, очень важно знать количество времени, необходимого для общения с ребенком. Нами были проанализированы параметры качества жизни детей младшего школьного возраста в зависимости от количества времени, проводимого вместе с родителями (табл. 2). Все дети были разделены на 2 группы: «много» времени проводят с родителями (1 группа) и «мало» времени проводят с родителями (2 группа). Дети 1 группы, которые «много» времени проводят вместе с родителями, имеют достоверно более высокие показатели качества жизни, чем дети 2 группы. Статистическая разница отсутствует только в аспекте «физическое функционирование». Дети 1 группы чувствуют себя более здоровыми в эмоциональном плане (ЭФ: 75,65±16,59 против 69,32±16,15 у детей 2 группы, p<0,001), хорошо социализированы в обществе (СФ: 85,42±14,66 против 77,49±19,59 у детей 2 группы, p<0,001), а также имеют более представительные успехи в школе (75,51±15,30 против 70,95±17,80 у детей 2 группы, p<0,001). В связи с вышесказанным, младшие школьники, которые много времени проводят с родителями, получили статистически достоверный высокий общий балл качества жизни (82,61±11,20 против 74,16±11,39 детей 2 группы, p<0,001). На следующем этапе нашего исследования мы проанализировали гендерные особенности данного социального фактора. В результате проведенного сравнения удалось установить, что для девочек младшего школьного возраста количество времени, проводимого с родителями, не является важным фактором. Девочки 1 и 2 групп имеют практически идентичные показатели качества жизни без статистической достоверной разницы. Девочки 1 и 2 групп чувствуют себя одинаково как в физической сфере (ФФ: 78,71±14,17 и 77,60±15,63, соответственно, p>0,05) и психосоциальном здоровье (ЭФ: 71,69±17,10 и 70,60±16,91, соответственно, p>0,05), так и в школе (74,63±16,03 и 76,25±16,88, соответственно, p>0,05). В обществе циркулирует мнение, что девочкам очень важно внимание родителей, а мальчики более самостоятельные. У нас получилась другая закономерность. Для мальчиков, как оказалось, важно именно количество времени, проводимого с родителями. Младшие школьники, которые много времени проводят с родителями, имеют лучшие показатели качества жизни по всем аспектам, чем их сверстники из другой группы (ФФ: 84,18±13,58 против 81,51±11,55 у детей 2 группы, p<0,05; ЭФ: 80,58±14,50 против 68,72±15,79 у детей 2 группы, p<0,001; СФ: 87,64±12,81 против 75,50±19,11 у детей 2 группы, p<0,001; ШФ: 76,60±14,27 против 68,47±17,73 у детей 2 группы, p<0,001; ОБ: 82,61±11,20 против 74,16±11,39 у детей 2 группы, p<0,001).

Таблица 2

Параметры КЖ детей 8-12 лет в зависимости от количества времени, проводимого вместе с родителями, М±δ

Аспекты КЖ

1 группа

«много» (n=1529)

2 группа

«мало» (n=263)

ФФ

81,15±14,17

80,26±13,09

ЭФ

75,65±16,59

69,32±16,15***

СФ

85,42±14,66

77,49±19,59***

ШФ

75,51±15,30

70,95±17,80***

ОБ

79,76±12,37

74,98±12,75***

Примечание:

*** - p<0,001 - достоверность различий между детьми 1 и 2 групп.

Очень важно, как и с кем проводит свободное время ребенок. Нет ничего важнее для детей, чем общение с родителями. Следующим этапом нашего исследования стало изучение влияния коллектива людей, с которым ребенок проводит свободное время, на показатели качества жизни у младших школьников (табл. 3). Детям был задан вопрос: «С кем Вы проводите свободное время?». Все ответы аккумулированы в несколько групп: ребенок проводит свободное время один, с друзьями, с братьями и сестрами. Кроме того, сформированы несколько сборных групп, состоящих из нескольких родственников в разных сочетаниях (бабушки, дедушки, тети, дяди, братья, сестры) и друзей: с присутствием родителей в группе (Род+), без присутствия родителей в группе (Род-), полная сборная группа, состоящая из всех родственников и друзей (Все). Анализируя данную таблицу, можно сделать вывод, что самые благоприятные показатели качества жизни имеют дети 6 группы, в круг общения которых входят все родственники и друзья. Дети 6 группы демонстрируют лидерские показатели в аспектах ФФ (p<0,01 - p<0,001), ЭФ (p<0,05 - p<0,001), ОБ (p<0,01 - p<0,001). Следовательно, широкий круг общения способствует развитию ребенка как в физической, так и эмоциональной сферах. Интересные факты мы получили, анализируя балльную оценку групп, в аспекте «социальное функционирование». Самые низкие показатели установлены у детей, которые проводят свободное время одни (p<0,01 - p<0,001). Они испытывают трудности в межличностном общении, во взаимоотношениях со сверстниками. А вот проблем в школе у детей 1 группы нет. Младшие школьники 1 группы имеют высокий балл в аспекте «школьное функционирование», статистически не достоверный с другими группами детей (p>0,05). Проблемы в школьной жизни установлены только у детей 2 группы, которые проводят свободное время с друзьями. Они имеют самый низкий балл в аспекте «школьное функционирование» по сравнению с детьми других групп (p<0,05 - p<0,001). Следовательно, отсутствие контролирующей функции взрослых играет важную роль в успеваемости младших школьников.

Таблица 3

Параметры КЖ в зависимости от проведения досуга детьми 8-12 лет, М±δ

Жанр кино

n

ФФ

ЭФ

СФ

ШФ

ОБ

1. Один

116

83,39±11,7

73,84±17,1

77,16±18,8

76,72±13,9

78,12±11,3

2. Друзья

507

78,61±15,6**

###

71,73±18,2

###

81,69±16,3**

##

71,08±17,1***###

76,11±13,0

###

3. Братья и сестры

93

77,66±12,4***

###

73,75±18,5

##

84,30±17,9**

73,71±13,0

77,56±12,3

###

4. Род +

973

81,50±13,3

###

75,73±16,3

#

86,55±14,0***

76,15±15,3

80,30±12,2

##

5. Род -

142

80,90±12,6

###

73,06±14,4

###

84,86±14,7***

73,70±16,5

78,64±11,4

###

6. Все

149

87,09±9,8**

79,30±14,8**

86,52±14,1***

76,23±13,1

83,1±10,1***

Примечания:

* - p<0,05; ** - p<0,01; *** - p<0,001 - достоверность различий между 1 группой и другими группами детей;

# - p<0,05; ## - p<0,01; ### - p<0,001 - достоверность различий между 6 группой и другими группами детей.

Проведенный корреляционный анализ подтвердил полученные нами результаты. Была выявлена положительная корреляционная связь количества друзей у младших школьников и уровня их физического (r = 0,07, p<0,05), эмоционального (r = 0,09, p<0,01), социального (r = 0,13, p<0,001), школьного функционирований (r = 0,09, p<0,01) и общего балла (r = 0,11, p<0,001). Фактор количества друзей связан положительной корреляционной связью с проведением досуга (r = 0,08, p<0,01). Фактор проведения досуга связан положительной корреляционной связью с физическим (r = 0,07, p<0,01) и социальным (r = 0,16, p<0,001) функционированиями, общим баллом (r = 0,10, p<0,001), а также с проведением свободного времени с родителями (r = 0,19, p<0,001). Фактор проведения свободного времени с родителями связан положительной корреляционной связью с уровнем эмоционального (r = 0,08, p<0,01), социального (r = 0,16, p<0,001) функционирований и общего балла (r = 0,10, p<0,001).

Заключение

Фактор «друзья»: чем больше друзей имеет ребенок, тем выше его показатели качества жизни; у младших школьников, не имеющих друзей, прежде всего, страдает психосоциальное здоровье. Фактор «время, проведенное с родителями»: мальчики младшего школьного возраста, которые много времени проводят с родителями, имеют наиболее высокие значения качества жизни по всем аспектам, чем их мало общающиеся с родителями сверстники; а количество времени общения с родителями девочек младшего школьного возраста не влияет на показатели качества жизни. Фактор «проведение свободного времени»: наиболее высокие значения показателей качества жизни установлены у детей младшего школьного возраста, которые проводят свободное время с родителями, другими родственниками и друзьями, а самые низкие значения показателей качества жизни имеют дети, которые проводят свой досуг одни. К социальным факторам, влияющим на показатели качества жизни детей младшего школьного возраста, относятся: «количество друзей», «проведение досуга», «время, проведенное с родителями».

Рецензенты:

Пенкина Н.И., д.м.н., профессор кафедры педиатрии и неонатологии, ИГМА, г. Ижевск;

Ермакова М.К., д.м.н., профессор, зав. кафедрой пропедевтики детских болезней, ИГМА, г. Ижевск.