Цель: изучить влияние социального окружения (наличие друзей, проведение досуга, время, проведенное с родителями) на показатели качества жизни младших школьников.
Материалы и методы исследования
Популяционное исследование качества жизни детей в Удмуртии осуществлялось с 2010 по 2013 г. Определены региональные стандарты [4,5,6]. Изучено влияние социальных факторов на показатели качества жизни детей с 2 до 18 лет. В данной статье приводится фрагмент исследования, посвященный детям 8-12 лет, касающийся влияния социального окружения (наличие друзей, проведение досуга, время, проведенное с родителями) на показатели качества жизни младших школьников.
Качество жизни детей младшего школьного возраста изучено у 2855 респондентов 8-12 лет, посещающих средние общеобразовательные учреждения г. Ижевска и сельских районов Удмуртской Республики. Анкетирование проводилось в школах, дети отвечали на вопросы самостоятельно. Инструментом стал общий опросник PedsQLтм4.0 для детей 8-12 лет [7]. Статистический анализ осуществлялся с помощью статистического пакета Statistica, версия 6. Анализ данных включал стандартные методы параметрической статистики. Достоверность различий количественных признаков определяли с помощью t-критерия Стьюдента для сравнения независимых выборок. Для установления связи между параметрами качества жизни и социальными факторами применялся корреляционный анализ.
Результаты исследования и их обсуждения
На первом этапе нашего исследования было изучение влияния количества друзей на показатели качества жизни у детей младшего школьного возраста (табл. 1). Всех детей мы разделили на три группы: 1 группа (1-2 друга), 2 группа (много друзей), 3 группа (нет друзей). Дети 3 группы, которые не имеют друзей, имеют удручающе низкие показатели качества жизни. Эти дети физически не активны, они испытывают затруднения при выполнении повседневной физической работы (ФФ: 66,27±27,50). Наиболее тревожные оценки получены в аспектах качества жизни, отвечающие за психосоциальное здоровье: ЭФ (54,09±14,03), СФ (49,32±15,22), что проявляется чувством страха, внутренней тревоги, эмоциональной напряженности. Дети, не имеющие друзей, имеют большие проблемы в школе (забывчивость, невнимательность, затруднения при выполнении школьных заданий) - ШФ (53,41±19,11). Следствием такой негативной картины является и низкий общий балл (54,18±16,37). Данный контингент детей должен находиться под пристальным наблюдением школьного психолога и по показаниям осматриваться детским психоневрологом. Наличие 1-2 друзей значимо отличается по результатам качества жизни. Дети 1 группы (1-2 друга) демонстрируют более благоприятные данные по всем шкалам опросника качества жизни (p<0,01 - p<0,001), чем их сверстники, не имеющие друзей. Но самые лучшие показатели качества жизни имеют дети 2 группы (много друзей). Выявлены статистические достоверные различия между 2 и 1,3 группами детей (p<0,001). При сравнении гендерных показателей качества жизни в зависимости от наличия или отсутствия друзей мы получили еще одно подтверждение предыдущего постулата. И мальчики, и девочки 2 группы (много друзей) демонстрируют самые высокие результаты по всем шкалам качества жизни (p<0,01 - p<0,001).
Таблица 1
Параметры КЖ детей 8-12 лет в зависимости от количества друзей, М±δ
Аспекты КЖ |
1 группа 1-2 друга (n=227) |
2 группа много друзей (n=1649) |
3 группа нет друзей (n=22) |
ФФ |
76,34±13,99*** |
81,56±13,61 |
66,27±27,50***# |
ЭФ |
69,63±17,39*** |
75,90±16,28 |
54,09±14,03***## |
СФ |
75,81±16,74*** |
85,87±14,64 |
49,32±15,22***## |
ШФ |
68,70±16,33*** |
75,96±15,21 |
53,41±19,11***## |
ОБ |
73,03±11,34*** |
80,16±12,16 |
54,18±16,37***## |
Примечания:
*** - p<0,001 - достоверность различий между детьми 2 и 1, 3 групп;
# - p<0,01;## - p<0,001 - достоверность различий между детьми 1 и 3 групп.
Семейно-демографическая политика нашего государства базируется на принципе возрождения семейных ценностей. В связи с данными тенденциями, на наш взгляд, очень важно знать количество времени, необходимого для общения с ребенком. Нами были проанализированы параметры качества жизни детей младшего школьного возраста в зависимости от количества времени, проводимого вместе с родителями (табл. 2). Все дети были разделены на 2 группы: «много» времени проводят с родителями (1 группа) и «мало» времени проводят с родителями (2 группа). Дети 1 группы, которые «много» времени проводят вместе с родителями, имеют достоверно более высокие показатели качества жизни, чем дети 2 группы. Статистическая разница отсутствует только в аспекте «физическое функционирование». Дети 1 группы чувствуют себя более здоровыми в эмоциональном плане (ЭФ: 75,65±16,59 против 69,32±16,15 у детей 2 группы, p<0,001), хорошо социализированы в обществе (СФ: 85,42±14,66 против 77,49±19,59 у детей 2 группы, p<0,001), а также имеют более представительные успехи в школе (75,51±15,30 против 70,95±17,80 у детей 2 группы, p<0,001). В связи с вышесказанным, младшие школьники, которые много времени проводят с родителями, получили статистически достоверный высокий общий балл качества жизни (82,61±11,20 против 74,16±11,39 детей 2 группы, p<0,001). На следующем этапе нашего исследования мы проанализировали гендерные особенности данного социального фактора. В результате проведенного сравнения удалось установить, что для девочек младшего школьного возраста количество времени, проводимого с родителями, не является важным фактором. Девочки 1 и 2 групп имеют практически идентичные показатели качества жизни без статистической достоверной разницы. Девочки 1 и 2 групп чувствуют себя одинаково как в физической сфере (ФФ: 78,71±14,17 и 77,60±15,63, соответственно, p>0,05) и психосоциальном здоровье (ЭФ: 71,69±17,10 и 70,60±16,91, соответственно, p>0,05), так и в школе (74,63±16,03 и 76,25±16,88, соответственно, p>0,05). В обществе циркулирует мнение, что девочкам очень важно внимание родителей, а мальчики более самостоятельные. У нас получилась другая закономерность. Для мальчиков, как оказалось, важно именно количество времени, проводимого с родителями. Младшие школьники, которые много времени проводят с родителями, имеют лучшие показатели качества жизни по всем аспектам, чем их сверстники из другой группы (ФФ: 84,18±13,58 против 81,51±11,55 у детей 2 группы, p<0,05; ЭФ: 80,58±14,50 против 68,72±15,79 у детей 2 группы, p<0,001; СФ: 87,64±12,81 против 75,50±19,11 у детей 2 группы, p<0,001; ШФ: 76,60±14,27 против 68,47±17,73 у детей 2 группы, p<0,001; ОБ: 82,61±11,20 против 74,16±11,39 у детей 2 группы, p<0,001).
Таблица 2
Параметры КЖ детей 8-12 лет в зависимости от количества времени, проводимого вместе с родителями, М±δ
Аспекты КЖ |
1 группа «много» (n=1529) |
2 группа «мало» (n=263) |
ФФ |
81,15±14,17 |
80,26±13,09 |
ЭФ |
75,65±16,59 |
69,32±16,15*** |
СФ |
85,42±14,66 |
77,49±19,59*** |
ШФ |
75,51±15,30 |
70,95±17,80*** |
ОБ |
79,76±12,37 |
74,98±12,75*** |
Примечание:
*** - p<0,001 - достоверность различий между детьми 1 и 2 групп.
Очень важно, как и с кем проводит свободное время ребенок. Нет ничего важнее для детей, чем общение с родителями. Следующим этапом нашего исследования стало изучение влияния коллектива людей, с которым ребенок проводит свободное время, на показатели качества жизни у младших школьников (табл. 3). Детям был задан вопрос: «С кем Вы проводите свободное время?». Все ответы аккумулированы в несколько групп: ребенок проводит свободное время один, с друзьями, с братьями и сестрами. Кроме того, сформированы несколько сборных групп, состоящих из нескольких родственников в разных сочетаниях (бабушки, дедушки, тети, дяди, братья, сестры) и друзей: с присутствием родителей в группе (Род+), без присутствия родителей в группе (Род-), полная сборная группа, состоящая из всех родственников и друзей (Все). Анализируя данную таблицу, можно сделать вывод, что самые благоприятные показатели качества жизни имеют дети 6 группы, в круг общения которых входят все родственники и друзья. Дети 6 группы демонстрируют лидерские показатели в аспектах ФФ (p<0,01 - p<0,001), ЭФ (p<0,05 - p<0,001), ОБ (p<0,01 - p<0,001). Следовательно, широкий круг общения способствует развитию ребенка как в физической, так и эмоциональной сферах. Интересные факты мы получили, анализируя балльную оценку групп, в аспекте «социальное функционирование». Самые низкие показатели установлены у детей, которые проводят свободное время одни (p<0,01 - p<0,001). Они испытывают трудности в межличностном общении, во взаимоотношениях со сверстниками. А вот проблем в школе у детей 1 группы нет. Младшие школьники 1 группы имеют высокий балл в аспекте «школьное функционирование», статистически не достоверный с другими группами детей (p>0,05). Проблемы в школьной жизни установлены только у детей 2 группы, которые проводят свободное время с друзьями. Они имеют самый низкий балл в аспекте «школьное функционирование» по сравнению с детьми других групп (p<0,05 - p<0,001). Следовательно, отсутствие контролирующей функции взрослых играет важную роль в успеваемости младших школьников.
Таблица 3
Параметры КЖ в зависимости от проведения досуга детьми 8-12 лет, М±δ
Жанр кино |
n |
ФФ |
ЭФ |
СФ |
ШФ |
ОБ |
1. Один |
116 |
83,39±11,7 |
73,84±17,1 |
77,16±18,8 |
76,72±13,9 |
78,12±11,3 |
2. Друзья |
507 |
78,61±15,6** ### |
71,73±18,2 ### |
81,69±16,3** ## |
71,08±17,1***### |
76,11±13,0 ### |
3. Братья и сестры |
93 |
77,66±12,4*** ### |
73,75±18,5 ## |
84,30±17,9** |
73,71±13,0 |
77,56±12,3 ### |
4. Род + |
973 |
81,50±13,3 ### |
75,73±16,3 # |
86,55±14,0*** |
76,15±15,3 |
80,30±12,2 ## |
5. Род - |
142 |
80,90±12,6 ### |
73,06±14,4 ### |
84,86±14,7*** |
73,70±16,5 |
78,64±11,4 ### |
6. Все |
149 |
87,09±9,8** |
79,30±14,8** |
86,52±14,1*** |
76,23±13,1 |
83,1±10,1*** |
Примечания:
* - p<0,05; ** - p<0,01; *** - p<0,001 - достоверность различий между 1 группой и другими группами детей;
# - p<0,05; ## - p<0,01; ### - p<0,001 - достоверность различий между 6 группой и другими группами детей.
Проведенный корреляционный анализ подтвердил полученные нами результаты. Была выявлена положительная корреляционная связь количества друзей у младших школьников и уровня их физического (r = 0,07, p<0,05), эмоционального (r = 0,09, p<0,01), социального (r = 0,13, p<0,001), школьного функционирований (r = 0,09, p<0,01) и общего балла (r = 0,11, p<0,001). Фактор количества друзей связан положительной корреляционной связью с проведением досуга (r = 0,08, p<0,01). Фактор проведения досуга связан положительной корреляционной связью с физическим (r = 0,07, p<0,01) и социальным (r = 0,16, p<0,001) функционированиями, общим баллом (r = 0,10, p<0,001), а также с проведением свободного времени с родителями (r = 0,19, p<0,001). Фактор проведения свободного времени с родителями связан положительной корреляционной связью с уровнем эмоционального (r = 0,08, p<0,01), социального (r = 0,16, p<0,001) функционирований и общего балла (r = 0,10, p<0,001).
Заключение
Фактор «друзья»: чем больше друзей имеет ребенок, тем выше его показатели качества жизни; у младших школьников, не имеющих друзей, прежде всего, страдает психосоциальное здоровье. Фактор «время, проведенное с родителями»: мальчики младшего школьного возраста, которые много времени проводят с родителями, имеют наиболее высокие значения качества жизни по всем аспектам, чем их мало общающиеся с родителями сверстники; а количество времени общения с родителями девочек младшего школьного возраста не влияет на показатели качества жизни. Фактор «проведение свободного времени»: наиболее высокие значения показателей качества жизни установлены у детей младшего школьного возраста, которые проводят свободное время с родителями, другими родственниками и друзьями, а самые низкие значения показателей качества жизни имеют дети, которые проводят свой досуг одни. К социальным факторам, влияющим на показатели качества жизни детей младшего школьного возраста, относятся: «количество друзей», «проведение досуга», «время, проведенное с родителями».
Рецензенты:
Пенкина Н.И., д.м.н., профессор кафедры педиатрии и неонатологии, ИГМА, г. Ижевск;
Ермакова М.К., д.м.н., профессор, зав. кафедрой пропедевтики детских болезней, ИГМА, г. Ижевск.