Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ НА ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Вихарева Е.Г. 1 Винярская И.В. 2 Наумова Т.А. 3 Третьякова Т.В. 1 Черников В.В. 2
1 ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия» Минздрава России
2 ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН
3 ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет»
В городе Ижевске и 24 сельских административных районах Удмуртской Республики проведено популяционное исследование качества жизни детей с 2–18 лет. С помощью опросника PedsQL для каждого ребенка рассчитаны физическая, эмоциональная, социальная сферы, а также школьное функционирование и общий балл. Исследовано влияние социальных факторов на показатели качества жизни у детей младшего школьного возраста. В статье представлены данные о влиянии социума на показатели качества жизни детей младшего школьного возраста. Фактор «друзья»: чем больше друзей имеет ребенок, тем выше его показатели качества жизни; у младших школьников, не имеющих друзей, прежде всего страдает психосоциальное здоровье. Фактор «время, проведенное с родителями»: мальчики младшего школьного возраста, которые много времени общаются с родителями, имеют наиболее высокие значения качества жизни по всем аспектам, чем их мало общающиеся с родителями сверстники; а количество времени общения с родителями девочек младшего школьного возраста не влияет на показатели качества жизни. Фактор «проведение свободного времени»: наиболее высокие значения показателей качества жизни установлены у детей младшего школьного возраста, которые проводят свободное время с родителями, другими родственниками и друзьями, а самые низкие значения показателей качества жизни имеют дети, которые проводят свой досуг одни.
социальные факторы
дети младшего школьного возраста
качество жизни
опросник PedsQL
1. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Винярская И.В. Изучение качества жизни в педиатрии. – М.: Союз педиатров России, 2010. – 272 с.
2.Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Устинова Н.В. Социальные инициативы педиатров по защите интересов и прав детей: история и современность // Российский педиатрический журнал. – 2013. – № 6. – С. 5-7.
3. Баранов А.А., Намазова-Баранова Л.С., Ильин А.Г., Булгакова В.А., Антонова Е.В., Смирнов И.Е. Научные исследования в педиатрии: направления, достижения, перспективы // Российский педиатрический журнал. – 2013. – № 5. – С. 4-14.
4. Вихарева Е.Г., Винярская И.В., Наумова Т.А., Третьякова Т.В., Черников В.В. Показатели качества жизни детей раннего возраста в Удмуртской Республике // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL:www.science-education.ru/127-21262 (дата обращения: 21.08.2015).
5. Вихарева Е.Г., Винярская И.В., Хан М.А., Третьякова Т.В., Черников В.В. Региональные нормативы качества жизни младших школьников в Удмуртской Республике // Российский педиатрический журнал. – 2014. – Т.17, № 6. – С. 36-39.
6. Вихарева Е.Г., Третьякова Т.В.Показатели качества жизни детей дошкольного возраста в Удмуртской Республике // Врач-аспирант. – 2014. – № 6.1(67). – С. 142-146.
7. Varni JW, Seid M, Kurtin PS.PedsQL 4.0: reliability and validity of the Pediatric Quality of Life Inventory version 4.0 generic core scales in healthy and patient populations.MedCare. 2001; 39 (8) :800-12.
Исследование качества жизни в медицине является уникальным подходом, позволяющим оценить основные составляющие здоровья человека - физическое, психологическое и социальное благополучие. Особенностью данного критерия является то, что он основан на субъективной самооценке ребенка, и в то же время базируется на строгих принципах доказательной медицины, что делает результаты оценки достоверными, высокоинформативными, соответствующими современным требованиям, предъявляемым к методикам исследования [1,2,3]. Практически очень важны медико-социальные исследования, в частности, определение возрастно-половых нормативов КЖ, выявление факторов, влияющих на этот показатель, региональных особенностей КЖ, изучение возможностей применения КЖ, как параметра оценки состояния здоровья детской популяции [1].

Цель: изучить влияние социального окружения (наличие друзей, проведение досуга, время, проведенное с родителями) на показатели качества жизни младших школьников.

Материалы и методы исследования

Популяционное исследование качества жизни детей в Удмуртии осуществлялось с 2010 по 2013 г. Определены региональные стандарты [4,5,6]. Изучено влияние социальных факторов на показатели качества жизни детей с 2 до 18 лет. В данной статье приводится фрагмент исследования, посвященный детям 8-12 лет, касающийся влияния социального окружения (наличие друзей, проведение досуга, время, проведенное с родителями) на показатели качества жизни младших школьников.

Качество жизни детей младшего школьного возраста изучено у 2855 респондентов 8-12 лет, посещающих средние общеобразовательные учреждения г. Ижевска и сельских районов Удмуртской Республики. Анкетирование проводилось в школах, дети отвечали на вопросы самостоятельно. Инструментом стал общий опросник PedsQLтм4.0 для детей 8-12 лет [7]. Статистический анализ осуществлялся с помощью статистического пакета Statistica, версия 6. Анализ данных включал стандартные методы параметрической статистики. Достоверность различий количественных признаков определяли с помощью t-критерия Стьюдента для сравнения независимых выборок. Для установления связи между параметрами качества жизни и социальными факторами применялся корреляционный анализ.

Результаты исследования и их обсуждения

На первом этапе нашего исследования было изучение влияния количества друзей на показатели качества жизни у детей младшего школьного возраста (табл. 1). Всех детей мы разделили на три группы: 1 группа (1-2 друга), 2 группа (много друзей), 3 группа (нет друзей). Дети 3 группы, которые не имеют друзей, имеют удручающе низкие показатели качества жизни. Эти дети физически не активны, они испытывают затруднения при выполнении повседневной физической работы (ФФ: 66,27±27,50). Наиболее тревожные оценки получены в аспектах качества жизни, отвечающие за психосоциальное здоровье: ЭФ (54,09±14,03), СФ (49,32±15,22), что проявляется чувством страха, внутренней тревоги, эмоциональной напряженности. Дети, не имеющие друзей, имеют большие проблемы в школе (забывчивость, невнимательность, затруднения при выполнении школьных заданий) - ШФ (53,41±19,11). Следствием такой негативной картины является и низкий общий балл (54,18±16,37). Данный контингент детей должен находиться под пристальным наблюдением школьного психолога и по показаниям осматриваться детским психоневрологом. Наличие 1-2 друзей значимо отличается по результатам качества жизни. Дети 1 группы (1-2 друга) демонстрируют более благоприятные данные по всем шкалам опросника качества жизни (p<0,01 - p<0,001), чем их сверстники, не имеющие друзей. Но самые лучшие показатели качества жизни имеют дети 2 группы (много друзей). Выявлены статистические достоверные различия между 2 и 1,3 группами детей (p<0,001). При сравнении гендерных показателей качества жизни в зависимости от наличия или отсутствия друзей мы получили еще одно подтверждение предыдущего постулата. И мальчики, и девочки 2 группы (много друзей) демонстрируют самые высокие результаты по всем шкалам качества жизни (p<0,01 - p<0,001).

Таблица 1

Параметры КЖ детей 8-12 лет в зависимости от количества друзей, М±δ

Аспекты КЖ

1 группа

1-2 друга

(n=227)

2 группа

много друзей

(n=1649)

3 группа

нет друзей

(n=22)

ФФ

76,34±13,99***

81,56±13,61

66,27±27,50***#

ЭФ

69,63±17,39***

75,90±16,28

54,09±14,03***##

СФ

75,81±16,74***

85,87±14,64

49,32±15,22***##

ШФ

68,70±16,33***

75,96±15,21

53,41±19,11***##

ОБ

73,03±11,34***

80,16±12,16

54,18±16,37***##

Примечания:

*** - p<0,001 - достоверность различий между детьми 2 и 1, 3 групп;

# - p<0,01;## - p<0,001 - достоверность различий между детьми 1 и 3 групп.

Семейно-демографическая политика нашего государства базируется на принципе возрождения семейных ценностей. В связи с данными тенденциями, на наш взгляд, очень важно знать количество времени, необходимого для общения с ребенком. Нами были проанализированы параметры качества жизни детей младшего школьного возраста в зависимости от количества времени, проводимого вместе с родителями (табл. 2). Все дети были разделены на 2 группы: «много» времени проводят с родителями (1 группа) и «мало» времени проводят с родителями (2 группа). Дети 1 группы, которые «много» времени проводят вместе с родителями, имеют достоверно более высокие показатели качества жизни, чем дети 2 группы. Статистическая разница отсутствует только в аспекте «физическое функционирование». Дети 1 группы чувствуют себя более здоровыми в эмоциональном плане (ЭФ: 75,65±16,59 против 69,32±16,15 у детей 2 группы, p<0,001), хорошо социализированы в обществе (СФ: 85,42±14,66 против 77,49±19,59 у детей 2 группы, p<0,001), а также имеют более представительные успехи в школе (75,51±15,30 против 70,95±17,80 у детей 2 группы, p<0,001). В связи с вышесказанным, младшие школьники, которые много времени проводят с родителями, получили статистически достоверный высокий общий балл качества жизни (82,61±11,20 против 74,16±11,39 детей 2 группы, p<0,001). На следующем этапе нашего исследования мы проанализировали гендерные особенности данного социального фактора. В результате проведенного сравнения удалось установить, что для девочек младшего школьного возраста количество времени, проводимого с родителями, не является важным фактором. Девочки 1 и 2 групп имеют практически идентичные показатели качества жизни без статистической достоверной разницы. Девочки 1 и 2 групп чувствуют себя одинаково как в физической сфере (ФФ: 78,71±14,17 и 77,60±15,63, соответственно, p>0,05) и психосоциальном здоровье (ЭФ: 71,69±17,10 и 70,60±16,91, соответственно, p>0,05), так и в школе (74,63±16,03 и 76,25±16,88, соответственно, p>0,05). В обществе циркулирует мнение, что девочкам очень важно внимание родителей, а мальчики более самостоятельные. У нас получилась другая закономерность. Для мальчиков, как оказалось, важно именно количество времени, проводимого с родителями. Младшие школьники, которые много времени проводят с родителями, имеют лучшие показатели качества жизни по всем аспектам, чем их сверстники из другой группы (ФФ: 84,18±13,58 против 81,51±11,55 у детей 2 группы, p<0,05; ЭФ: 80,58±14,50 против 68,72±15,79 у детей 2 группы, p<0,001; СФ: 87,64±12,81 против 75,50±19,11 у детей 2 группы, p<0,001; ШФ: 76,60±14,27 против 68,47±17,73 у детей 2 группы, p<0,001; ОБ: 82,61±11,20 против 74,16±11,39 у детей 2 группы, p<0,001).

Таблица 2

Параметры КЖ детей 8-12 лет в зависимости от количества времени, проводимого вместе с родителями, М±δ

Аспекты КЖ

1 группа

«много» (n=1529)

2 группа

«мало» (n=263)

ФФ

81,15±14,17

80,26±13,09

ЭФ

75,65±16,59

69,32±16,15***

СФ

85,42±14,66

77,49±19,59***

ШФ

75,51±15,30

70,95±17,80***

ОБ

79,76±12,37

74,98±12,75***

Примечание:

*** - p<0,001 - достоверность различий между детьми 1 и 2 групп.

Очень важно, как и с кем проводит свободное время ребенок. Нет ничего важнее для детей, чем общение с родителями. Следующим этапом нашего исследования стало изучение влияния коллектива людей, с которым ребенок проводит свободное время, на показатели качества жизни у младших школьников (табл. 3). Детям был задан вопрос: «С кем Вы проводите свободное время?». Все ответы аккумулированы в несколько групп: ребенок проводит свободное время один, с друзьями, с братьями и сестрами. Кроме того, сформированы несколько сборных групп, состоящих из нескольких родственников в разных сочетаниях (бабушки, дедушки, тети, дяди, братья, сестры) и друзей: с присутствием родителей в группе (Род+), без присутствия родителей в группе (Род-), полная сборная группа, состоящая из всех родственников и друзей (Все). Анализируя данную таблицу, можно сделать вывод, что самые благоприятные показатели качества жизни имеют дети 6 группы, в круг общения которых входят все родственники и друзья. Дети 6 группы демонстрируют лидерские показатели в аспектах ФФ (p<0,01 - p<0,001), ЭФ (p<0,05 - p<0,001), ОБ (p<0,01 - p<0,001). Следовательно, широкий круг общения способствует развитию ребенка как в физической, так и эмоциональной сферах. Интересные факты мы получили, анализируя балльную оценку групп, в аспекте «социальное функционирование». Самые низкие показатели установлены у детей, которые проводят свободное время одни (p<0,01 - p<0,001). Они испытывают трудности в межличностном общении, во взаимоотношениях со сверстниками. А вот проблем в школе у детей 1 группы нет. Младшие школьники 1 группы имеют высокий балл в аспекте «школьное функционирование», статистически не достоверный с другими группами детей (p>0,05). Проблемы в школьной жизни установлены только у детей 2 группы, которые проводят свободное время с друзьями. Они имеют самый низкий балл в аспекте «школьное функционирование» по сравнению с детьми других групп (p<0,05 - p<0,001). Следовательно, отсутствие контролирующей функции взрослых играет важную роль в успеваемости младших школьников.

Таблица 3

Параметры КЖ в зависимости от проведения досуга детьми 8-12 лет, М±δ

Жанр кино

n

ФФ

ЭФ

СФ

ШФ

ОБ

1. Один

116

83,39±11,7

73,84±17,1

77,16±18,8

76,72±13,9

78,12±11,3

2. Друзья

507

78,61±15,6**

###

71,73±18,2

###

81,69±16,3**

##

71,08±17,1***###

76,11±13,0

###

3. Братья и сестры

93

77,66±12,4***

###

73,75±18,5

##

84,30±17,9**

73,71±13,0

77,56±12,3

###

4. Род +

973

81,50±13,3

###

75,73±16,3

#

86,55±14,0***

76,15±15,3

80,30±12,2

##

5. Род -

142

80,90±12,6

###

73,06±14,4

###

84,86±14,7***

73,70±16,5

78,64±11,4

###

6. Все

149

87,09±9,8**

79,30±14,8**

86,52±14,1***

76,23±13,1

83,1±10,1***

Примечания:

* - p<0,05; ** - p<0,01; *** - p<0,001 - достоверность различий между 1 группой и другими группами детей;

# - p<0,05; ## - p<0,01; ### - p<0,001 - достоверность различий между 6 группой и другими группами детей.

Проведенный корреляционный анализ подтвердил полученные нами результаты. Была выявлена положительная корреляционная связь количества друзей у младших школьников и уровня их физического (r = 0,07, p<0,05), эмоционального (r = 0,09, p<0,01), социального (r = 0,13, p<0,001), школьного функционирований (r = 0,09, p<0,01) и общего балла (r = 0,11, p<0,001). Фактор количества друзей связан положительной корреляционной связью с проведением досуга (r = 0,08, p<0,01). Фактор проведения досуга связан положительной корреляционной связью с физическим (r = 0,07, p<0,01) и социальным (r = 0,16, p<0,001) функционированиями, общим баллом (r = 0,10, p<0,001), а также с проведением свободного времени с родителями (r = 0,19, p<0,001). Фактор проведения свободного времени с родителями связан положительной корреляционной связью с уровнем эмоционального (r = 0,08, p<0,01), социального (r = 0,16, p<0,001) функционирований и общего балла (r = 0,10, p<0,001).

Заключение

Фактор «друзья»: чем больше друзей имеет ребенок, тем выше его показатели качества жизни; у младших школьников, не имеющих друзей, прежде всего, страдает психосоциальное здоровье. Фактор «время, проведенное с родителями»: мальчики младшего школьного возраста, которые много времени проводят с родителями, имеют наиболее высокие значения качества жизни по всем аспектам, чем их мало общающиеся с родителями сверстники; а количество времени общения с родителями девочек младшего школьного возраста не влияет на показатели качества жизни. Фактор «проведение свободного времени»: наиболее высокие значения показателей качества жизни установлены у детей младшего школьного возраста, которые проводят свободное время с родителями, другими родственниками и друзьями, а самые низкие значения показателей качества жизни имеют дети, которые проводят свой досуг одни. К социальным факторам, влияющим на показатели качества жизни детей младшего школьного возраста, относятся: «количество друзей», «проведение досуга», «время, проведенное с родителями».

Рецензенты:

Пенкина Н.И., д.м.н., профессор кафедры педиатрии и неонатологии, ИГМА, г. Ижевск;

Ермакова М.К., д.м.н., профессор, зав. кафедрой пропедевтики детских болезней, ИГМА, г. Ижевск.


Библиографическая ссылка

Вихарева Е.Г., Винярская И.В., Наумова Т.А., Третьякова Т.В., Черников В.В. ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ НА ПОКАЗАТЕЛИ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21744 (дата обращения: 20.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674