Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THEORETICAL BASIS AND PRACTICE DEVELOPMENT ETHNO-CULTURAL EDUCATION OF STUDENTS

Baklanova T.I. 1
1 GBOU VO «Moscow city pedagogical University»
The article is written based on the personal experience of the author on the development and introduction in practice of higher vocational education theoretical and scientific-methodical bases of ethno-cultural education of students, as well as Federal government educational standards of the specialty «Folk art» and direction of higher education «national culture». A significant contribution to the development and update of the content of ethno-cultural education of students made a study of the scientific school «Theory, history and methods of teaching folk art and culture», which founder is the author of the article, doctor of pedagogical Sciences. Professor T. I. Baklanova. For further studies of ethno-cultural education the author developed the conceptual and terminological system, the key concepts which are «ethno-cultural education» and «ethno-art education». The article provides updated versions of the definitions of these concepts, the features of the Russian ethno-cultural education and its importance in modern Russian educational and cultural policy, the problems of training of students of modern universities for the preservation of cultural diversity and cultural heritage of Russia.
Russian culture
popular culture
ethno-art education
ethno-cultural education
Становление и развитие этнокультурного образования студентов в вузах России началось с введения специальности «Народное художественное творчество» в «Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования», утвержденный Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию 05.06.1994 г. (Приказ № 180). В «Перечень направлений (специальностей) высшего профессионального образования», утвержденный Приказом Минобрнауки России от 12.01.2005 г., вошло направление 07.13.00 «Народная художественная культура» для подготовки бакалавров и магистров народной художественной культуры.

В период с 1994 до 2010 гг. было утверждено несколько Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) специальности «Народное художественное творчество» и направления «Народная художественная культура». Основным их разработчиком был автор данной статьи как председатель Учебно-методического совета по народной художественной культуре УМО вузов РФ по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов. При разработке первых ФГОС были учтены результаты наших исследований по проблемам перестройки подготовки кадров в конце 1980-х - начале 1990-х гг. [3 и др.].

В марте 2015 г. Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило новый Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура» (уровень бакалавриата). В нем сохранены многие положения предыдущих стандартов, просматривается преемственность с ними. Согласно данному ФГОС область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает реализацию государственной культурной политики, организацию народного художественного творчества, изучение, сохранение и трансляцию в современное мировое культурно-информационное пространство ценностей народного художественного творчества, а также многообразного художественного наследия народов России, осуществление межнационального и международного культурного сотрудничества. Среди объектов профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, в этом ФГОС названы этнокультурные и социокультурные общности, различные виды любительских коллективов, образовательные организации, в которых осуществляется изучение и преподавание теории и истории народной художественной культуры, и др.

Для подготовки кадров к таким видам деятельности в учебные планы, по которым осуществлялось с середины 1990-х гг. их профессиональное образование, были введены такие общепрофессиональные дисциплины, как «Теория и история народной художественной культуры», «Педагогика народного художественного творчества» и др. Студенты, обучавшиеся по специализации «Теория и история народной художественной культуры», изучали также этнологию, этнопедагогику, этническую историю России, этнографию, этнолингвистику, мифологию, этнопсихологию, народные игры, устное народное творчество, народное песенное творчество, народные музыкальные инструменты, народные танцы, народное декоративно-прикладное творчество, фольклорный театр, народные праздники, а также методологию и методы исследований народной художественной культуры, методику преподавания специальных дисциплин и др.

По каждой этнокультурной дисциплине в Московском государственном университете культуры и искусств были изданы программы, в 2000 г. появился первый вузовский учебник по народной художественной культуре [9]. Для аспирантов и соискателей был разработан авторский курс «Народная художественная культура» [1]. В нем рассматривались сущность, структура, функции народной художественной культуры, ее роль и место в традиционной народной празднично-обрядовой и семейно бытовой культуре, особенности педагогической и научно-исследовательской деятельности в сфере народной художественной культуры.

Развитие практики этнокультурного образования студентов в вузах России сопровождалось научными исследованиями. Первые диссертации по этнокультурному образованию были выполнены в рамках научной школы «Теория, история и методика преподавания народной художественной культуры» (основатель научной школы Т.И. Бакланова) и защищены в середине 1990-х - начале 2000-х гг. [2].

В настоящее время исследования нашей научной школы продолжаются, способствуя, во-первых, обновлению содержания этнокультурного образования студентов, обучающихся по направлению подготовки высшего образования «Народная художественная культура», а во-вторых, разработке и внедрению этнокультурных компонентов содержания образования студентов, обучающихся по другим направлениям, в том числе «Социально-культурная деятельность» и «Педагогическое образование» [4, 8].

Для дальнейшего развития таких исследований необходимо обновление понятийно-терминологической системы этнокультурного образования. Рассмотрим некоторые компоненты такой системы, разработанной нами с учетом современных определений понятий «образование», «культура», «культурное наследие» и др. Ключевыми понятиями в этой системе являются «этнокультурное образование» и «этнохудожественное образование».

Понятия «этнокультурное образование» и этнохудожественное образование» были впервые введены в научный оборот в 1990-х гг. автором данной статьи [1, 7], а затем получили распространение в работах других авторов, стали применяться при разработке научных основ подготовки кадров [10 и др.], в исследованиях не только этнокультурной, но и социально-культурной деятельности, которую, на наш взгляд, можно определить как деятельность социально-культурных институтов по организации и педагогическому руководству досуговой деятельностью различных групп населения в сфере культуры.

Рассматриваемым понятиям предшествовали понятия «народность образования» (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.), «народная педагогика» (Г.С. Виноградов), «этнопедагогика» (Г.Н. Волков), «русская национальная школа» (И.Ф. Гончаров).

Наше определение понятия «этнокультурное образование» соотнесено с понятием «образование» в Федеральном законе Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также с понятиями «культура» и «культурное наследие» в «Основах государственной культурной политики», утвержденных Указом Президента РФ от 24.12.2014 г. № 808. Этнокультурное образование, на наш взгляд, есть целенаправленный процесс воспитания и обучения на материале и средствами этнической (т.е. народной) культуры, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также это совокупность приобретаемых этнокультурных знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта этнокультурной деятельности и этнокультурных компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов в сфере народной культуры.

Этнохудожественное образование, с нашей точки зрения - это один из видов этнокультурного образования, содержанием которого является народная художественная культура, т.е. совокупность произведений народного художественного творчества, традиционных форм и способов их создания, воспроизведения, бытования, сохранения, распространения и передачи от поколения к поколению.

Термин «этнос» (от греч. etnos) применен в данных определениях в значении «народ». Судя по научным источникам, в Древней Греции он изначально использовался в нескольких значениях: как один из видов человеческих общностей (род, племя, толпа, греческий полис, народ) либо для обозначений роя, стаи или стада. Лишь к V в. до н.э. термин «этнос» стал означать только «народ». В отечественную науку термин «этнос» ввел С.М. Широкогоров в книге «Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений» (1923 г.). Затем различные определения понятия «этнос» были предложены С.А. Арутюновым, Ю.В. Бромлеем, Л.Н. Гумилевым, В.И. Козловым, Н.Н. Чебоксаровым и др. Однако до сих пор данное понятие не имеет общепринятого научного определения, дискуссии о нем продолжаются. Поэтому использование в педагогике слова «этнос» в значении «народ» (вслед за древними греками) и, соответственно, трактовка этнокультурного образования как образования в сфере народной культуры (культуры одного или нескольких народов) вполне допустимы.

Содержание этнокультурного образования в сфере культуры того или иного народа имеет свои особенности. Рассмотрим особенности русского этнокультурного образования. Как отмечено в «Основах государственной культурной политики», «ключевая, объединяющая роль в историческом сознании многонационального российского народа принадлежит русскому языку, великой русской культуре». Поэтому одним из важнейших факторов повышения объединяющей роли русской культуры в современном российском обществе должно стать развитие русского этнокультурного образования в контексте культурного разнообразия России и всего современного мира.

Исходя из определения понятия «культура» в «Основах государственной культурной политики» русскую культуру в современных условиях можно определить как совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовно-нравственных ценностей русского народа (Родина, родная природа, народ, русский дом, семья и др.).

Основными компонентами русской культуры являются:

  • празднично-обрядовая культура (прежде всего народные календарные праздники, русские традиции их празднований с использованием различных видов и жанров народного художественного творчества, праздничных народных костюмов, народной кухни и т.д.);
  • семейно-бытовая культура (в том числе детские игры и игрушки, традиции русской свадьбы и др.);
  • художественная культура.

В русской художественной культуре можно выделить четыре основных культурно-исторических пласта - фольклорный, церковный, классический и современный. В практике этнокультурного образования зачастую акцентируется внимание лишь на фольклорном пласте русской культуры. Вместе с тем, на наш взгляд, каждый из названных выше пластов необходимо в полной мере отражать в содержании такого образования, уделяя при этом первостепенное внимание выдающимся памятникам художественной культуры как важной части отечественного культурного наследия.

Понятие «культурное наследие» определено в «Основах государственной культурной политики» как совокупность предметов, явлений и произведений, имеющих историческую и культурную ценность. Русское культурное наследие - это богатейшая сокровищница мирового, общечеловеческого масштаба. Достаточно упомянуть памятники русской культуры, вошедшие в Свод памятников культурного наследия ЮНЕСКО. Это Московский Кремль и Красная площадь, Архитектурный ансамбль Кижского погоста - величайший памятник русского народного деревянного зодчества, исторические памятники г. Новгорода и его окрестностей, белокаменные храмы старинных русских городов Владимира и Суздаля, архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, церковь Вознесения в Коломенском (г. Москва) и др. Все они должны найти достойное отражение в содержании русского этнокультурного образования в контексте этнокультурного разнообразия современной России.

Этнокультурное разнообразие всегда было частью человеческой истории. В документах ЮНЕСКО отмечается, что мир состоял и состоит не из простого набора различных культур, а из их потока, который все время меняет русло, образуя новые сливающиеся течения и во­довороты.

Сохранение культурного наследия и этнокультурного разнообразия в условиях глобализации - одна из важнейших задач России и всего международного сообщества. На ее решение нацелены международная деятельность и ряд документов ЮНЕСКО, включая «Рекомендации по сохранению фольклора» (1989 г.), программу «Живые сокровища человечества», которая обеспечивает поддержку народных мастеров - носителей подлинных народных традиций, проекты «Атлас языков народов мира», «Всемирная коллекция традиционной музыки», провозглашение «Шедевров устного и нематериального наследия человечества». Знакомство с этнокультурными проектами и программами ЮНЕСКО, с культурным наследием русского народа, получившим мировое признание, - одна из приоритетных задач русского этнокультурного образования.

Русское этнокультурное образование - часть российского этнокультурного образования, содержанием которого является русская культура, а русское этнохудожественное образование - часть русского этнокультурного образования, содержанием которого является русская художественная культура.

Русское этнокультурное образование в современном российском обществе призвано решать три важнейшие задачи:

  • сохранение этнокультурной идентичности русского народа;
  • повышение ключевой, объединяющей роли русской культуры в историческом сознании всех народов России;
  • продвижение ценностей и шедевров русской культуры в современное мировое культурно-образовательное пространство.

Проблемам русского этнокультурного образования посвящено несколько научных статей, диссертаций и других научных работ. Однако до настоящего времени недостаточно разработаны и научно обоснованы многие аспекты такого образования, в том числе принципы отбора содержания, педагогические технологии, критерии эффективности и др. Учитывая, что русское этнокультурное (в том числе этнохудожественное) образование может реализовываться в двух вариантах - как монокультурное или как часть поликультурного образовательного процесса, на основе диалога этнических культур, в контексте этнокультурного разнообразия современной России, важно разработать и апробировать вариативные модели такого образования в различных регионах РФ.

Дальнейшее развитие этнокультурного образования студентов будет способствовать сохранению традиционных культур народов России в целях патриотического и духовно-нравственного воспитания граждан нашей страны, сохранения этнокультурного разнообразия РФ и развития межкультурных коммуникаций.

Рецензенты:

Сергеева В.П., д.п.н., профессор, профессор общеинститутской кафедры теории и истории педагогики ИППО ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва;

Ткалич С.К., д.п.н., профессор, профессор кафедры дизайна Института искусств и креативных технологий ГБОУ ВО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова», г. Москва.