В период с 1994 до 2010 гг. было утверждено несколько Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) специальности «Народное художественное творчество» и направления «Народная художественная культура». Основным их разработчиком был автор данной статьи как председатель Учебно-методического совета по народной художественной культуре УМО вузов РФ по образованию в области народной художественной культуры, социально-культурной деятельности и информационных ресурсов. При разработке первых ФГОС были учтены результаты наших исследований по проблемам перестройки подготовки кадров в конце 1980-х - начале 1990-х гг. [3 и др.].
В марте 2015 г. Министерство образования и науки Российской Федерации утвердило новый Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 51.03.02 «Народная художественная культура» (уровень бакалавриата). В нем сохранены многие положения предыдущих стандартов, просматривается преемственность с ними. Согласно данному ФГОС область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает реализацию государственной культурной политики, организацию народного художественного творчества, изучение, сохранение и трансляцию в современное мировое культурно-информационное пространство ценностей народного художественного творчества, а также многообразного художественного наследия народов России, осуществление межнационального и международного культурного сотрудничества. Среди объектов профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, в этом ФГОС названы этнокультурные и социокультурные общности, различные виды любительских коллективов, образовательные организации, в которых осуществляется изучение и преподавание теории и истории народной художественной культуры, и др.
Для подготовки кадров к таким видам деятельности в учебные планы, по которым осуществлялось с середины 1990-х гг. их профессиональное образование, были введены такие общепрофессиональные дисциплины, как «Теория и история народной художественной культуры», «Педагогика народного художественного творчества» и др. Студенты, обучавшиеся по специализации «Теория и история народной художественной культуры», изучали также этнологию, этнопедагогику, этническую историю России, этнографию, этнолингвистику, мифологию, этнопсихологию, народные игры, устное народное творчество, народное песенное творчество, народные музыкальные инструменты, народные танцы, народное декоративно-прикладное творчество, фольклорный театр, народные праздники, а также методологию и методы исследований народной художественной культуры, методику преподавания специальных дисциплин и др.
По каждой этнокультурной дисциплине в Московском государственном университете культуры и искусств были изданы программы, в 2000 г. появился первый вузовский учебник по народной художественной культуре [9]. Для аспирантов и соискателей был разработан авторский курс «Народная художественная культура» [1]. В нем рассматривались сущность, структура, функции народной художественной культуры, ее роль и место в традиционной народной празднично-обрядовой и семейно бытовой культуре, особенности педагогической и научно-исследовательской деятельности в сфере народной художественной культуры.
Развитие практики этнокультурного образования студентов в вузах России сопровождалось научными исследованиями. Первые диссертации по этнокультурному образованию были выполнены в рамках научной школы «Теория, история и методика преподавания народной художественной культуры» (основатель научной школы Т.И. Бакланова) и защищены в середине 1990-х - начале 2000-х гг. [2].
В настоящее время исследования нашей научной школы продолжаются, способствуя, во-первых, обновлению содержания этнокультурного образования студентов, обучающихся по направлению подготовки высшего образования «Народная художественная культура», а во-вторых, разработке и внедрению этнокультурных компонентов содержания образования студентов, обучающихся по другим направлениям, в том числе «Социально-культурная деятельность» и «Педагогическое образование» [4, 8].
Для дальнейшего развития таких исследований необходимо обновление понятийно-терминологической системы этнокультурного образования. Рассмотрим некоторые компоненты такой системы, разработанной нами с учетом современных определений понятий «образование», «культура», «культурное наследие» и др. Ключевыми понятиями в этой системе являются «этнокультурное образование» и «этнохудожественное образование».
Понятия «этнокультурное образование» и этнохудожественное образование» были впервые введены в научный оборот в 1990-х гг. автором данной статьи [1, 7], а затем получили распространение в работах других авторов, стали применяться при разработке научных основ подготовки кадров [10 и др.], в исследованиях не только этнокультурной, но и социально-культурной деятельности, которую, на наш взгляд, можно определить как деятельность социально-культурных институтов по организации и педагогическому руководству досуговой деятельностью различных групп населения в сфере культуры.
Рассматриваемым понятиям предшествовали понятия «народность образования» (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.), «народная педагогика» (Г.С. Виноградов), «этнопедагогика» (Г.Н. Волков), «русская национальная школа» (И.Ф. Гончаров).
Наше определение понятия «этнокультурное образование» соотнесено с понятием «образование» в Федеральном законе Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также с понятиями «культура» и «культурное наследие» в «Основах государственной культурной политики», утвержденных Указом Президента РФ от 24.12.2014 г. № 808. Этнокультурное образование, на наш взгляд, есть целенаправленный процесс воспитания и обучения на материале и средствами этнической (т.е. народной) культуры, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также это совокупность приобретаемых этнокультурных знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта этнокультурной деятельности и этнокультурных компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов в сфере народной культуры.
Этнохудожественное образование, с нашей точки зрения - это один из видов этнокультурного образования, содержанием которого является народная художественная культура, т.е. совокупность произведений народного художественного творчества, традиционных форм и способов их создания, воспроизведения, бытования, сохранения, распространения и передачи от поколения к поколению.
Термин «этнос» (от греч. etnos) применен в данных определениях в значении «народ». Судя по научным источникам, в Древней Греции он изначально использовался в нескольких значениях: как один из видов человеческих общностей (род, племя, толпа, греческий полис, народ) либо для обозначений роя, стаи или стада. Лишь к V в. до н.э. термин «этнос» стал означать только «народ». В отечественную науку термин «этнос» ввел С.М. Широкогоров в книге «Этнос. Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений» (1923 г.). Затем различные определения понятия «этнос» были предложены С.А. Арутюновым, Ю.В. Бромлеем, Л.Н. Гумилевым, В.И. Козловым, Н.Н. Чебоксаровым и др. Однако до сих пор данное понятие не имеет общепринятого научного определения, дискуссии о нем продолжаются. Поэтому использование в педагогике слова «этнос» в значении «народ» (вслед за древними греками) и, соответственно, трактовка этнокультурного образования как образования в сфере народной культуры (культуры одного или нескольких народов) вполне допустимы.
Содержание этнокультурного образования в сфере культуры того или иного народа имеет свои особенности. Рассмотрим особенности русского этнокультурного образования. Как отмечено в «Основах государственной культурной политики», «ключевая, объединяющая роль в историческом сознании многонационального российского народа принадлежит русскому языку, великой русской культуре». Поэтому одним из важнейших факторов повышения объединяющей роли русской культуры в современном российском обществе должно стать развитие русского этнокультурного образования в контексте культурного разнообразия России и всего современного мира.
Исходя из определения понятия «культура» в «Основах государственной культурной политики» русскую культуру в современных условиях можно определить как совокупность формальных и неформальных институтов, явлений и факторов, влияющих на сохранение, производство, трансляцию и распространение духовно-нравственных ценностей русского народа (Родина, родная природа, народ, русский дом, семья и др.).
Основными компонентами русской культуры являются:
- празднично-обрядовая культура (прежде всего народные календарные праздники, русские традиции их празднований с использованием различных видов и жанров народного художественного творчества, праздничных народных костюмов, народной кухни и т.д.);
- семейно-бытовая культура (в том числе детские игры и игрушки, традиции русской свадьбы и др.);
- художественная культура.
В русской художественной культуре можно выделить четыре основных культурно-исторических пласта - фольклорный, церковный, классический и современный. В практике этнокультурного образования зачастую акцентируется внимание лишь на фольклорном пласте русской культуры. Вместе с тем, на наш взгляд, каждый из названных выше пластов необходимо в полной мере отражать в содержании такого образования, уделяя при этом первостепенное внимание выдающимся памятникам художественной культуры как важной части отечественного культурного наследия.
Понятие «культурное наследие» определено в «Основах государственной культурной политики» как совокупность предметов, явлений и произведений, имеющих историческую и культурную ценность. Русское культурное наследие - это богатейшая сокровищница мирового, общечеловеческого масштаба. Достаточно упомянуть памятники русской культуры, вошедшие в Свод памятников культурного наследия ЮНЕСКО. Это Московский Кремль и Красная площадь, Архитектурный ансамбль Кижского погоста - величайший памятник русского народного деревянного зодчества, исторические памятники г. Новгорода и его окрестностей, белокаменные храмы старинных русских городов Владимира и Суздаля, архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой Лавры, церковь Вознесения в Коломенском (г. Москва) и др. Все они должны найти достойное отражение в содержании русского этнокультурного образования в контексте этнокультурного разнообразия современной России.
Этнокультурное разнообразие всегда было частью человеческой истории. В документах ЮНЕСКО отмечается, что мир состоял и состоит не из простого набора различных культур, а из их потока, который все время меняет русло, образуя новые сливающиеся течения и водовороты.
Сохранение культурного наследия и этнокультурного разнообразия в условиях глобализации - одна из важнейших задач России и всего международного сообщества. На ее решение нацелены международная деятельность и ряд документов ЮНЕСКО, включая «Рекомендации по сохранению фольклора» (1989 г.), программу «Живые сокровища человечества», которая обеспечивает поддержку народных мастеров - носителей подлинных народных традиций, проекты «Атлас языков народов мира», «Всемирная коллекция традиционной музыки», провозглашение «Шедевров устного и нематериального наследия человечества». Знакомство с этнокультурными проектами и программами ЮНЕСКО, с культурным наследием русского народа, получившим мировое признание, - одна из приоритетных задач русского этнокультурного образования.
Русское этнокультурное образование - часть российского этнокультурного образования, содержанием которого является русская культура, а русское этнохудожественное образование - часть русского этнокультурного образования, содержанием которого является русская художественная культура.
Русское этнокультурное образование в современном российском обществе призвано решать три важнейшие задачи:
- сохранение этнокультурной идентичности русского народа;
- повышение ключевой, объединяющей роли русской культуры в историческом сознании всех народов России;
- продвижение ценностей и шедевров русской культуры в современное мировое культурно-образовательное пространство.
Проблемам русского этнокультурного образования посвящено несколько научных статей, диссертаций и других научных работ. Однако до настоящего времени недостаточно разработаны и научно обоснованы многие аспекты такого образования, в том числе принципы отбора содержания, педагогические технологии, критерии эффективности и др. Учитывая, что русское этнокультурное (в том числе этнохудожественное) образование может реализовываться в двух вариантах - как монокультурное или как часть поликультурного образовательного процесса, на основе диалога этнических культур, в контексте этнокультурного разнообразия современной России, важно разработать и апробировать вариативные модели такого образования в различных регионах РФ.
Дальнейшее развитие этнокультурного образования студентов будет способствовать сохранению традиционных культур народов России в целях патриотического и духовно-нравственного воспитания граждан нашей страны, сохранения этнокультурного разнообразия РФ и развития межкультурных коммуникаций.
Рецензенты:
Сергеева В.П., д.п.н., профессор, профессор общеинститутской кафедры теории и истории педагогики ИППО ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет», г. Москва;
Ткалич С.К., д.п.н., профессор, профессор кафедры дизайна Института искусств и креативных технологий ГБОУ ВО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова», г. Москва.
Библиографическая ссылка
Бакланова Т.И. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРАКТИКА РАЗВИТИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТУДЕНТОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21588 (дата обращения: 06.02.2025).