Но, несмотря на данные тенденции, уровень готовности призывников к военной службе пока остается не совсем достаточным. Опрос офицеров воинских частей показал, что значительная часть солдат с высшим образованием, несмотря на образование и социальную зрелость, демонстрируют низкую мотивацию к исполнению своего конституционного долга, нерешительны в ситуациях, когда необходимо принимать решения и нести ответственность. Офицеры сталкиваются с трудностями при подборе грамотных младших командиров, а выпускники вузов не подходят из-за таких недостатков. Также многие солдаты показывают низкие знания по основам военной подготовки, военной истории, значении России в победе над фашизмом; не могут делать простейший анализ и выводы по современной военно-политической обстановке, опираясь на примеры истории; испытывают трудности в адаптации и освоении программы боевой подготовки.
Проблема. Несмотря на систему знаний по основам военной службы программы безопасности жизнедеятельности, сложившуюся в ходе образовательного процесса в 10 классе школы (в колледже), юноша, получив отсрочку на призыв и обучаясь в университете 4-6 лет, может забыть существенный объем знаний, усвоенных им ранее в школе, утратить умения и навыки (это подтвердят данные нашего исследования), которые необходимы для нормальной адаптации молодого солдата к военной службе на первом этапе, а также успешного усвоения современной программы боевой подготовки в дальнейшем [4]. Несмотря на свою значимость на современном этапе, подготовка студентов к военной службе в вузах не является обязательной, имеет редкий, инициативный и бессистемный характер, а чаще вообще не проводится. Хотя в вуз (по самым разным оценкам) поступает более половины выпускников школ, годных к военной службе, и это, в будущем, интеллектуальная основа общества. В сфере подготовки студентов к военной службе в вузе возникает некий вакуум в области допризывной военной и военно-патриотической подготовки будущих защитников Отечества. А ведь студенческий возраст - это возраст, когда наиболее бурно формируются взгляды и убеждения личности, большая часть которых будет с ней во взрослой жизни и будет определять его отношение к обществу, государству, семье, коллегам.
Цель и задачи. Данная работа проводилась с целью определить степень готовности юношей-студентов к военной службе и подтвердить необходимость допризывной военной подготовки и военно-патриотического воспитания в вузе. Задачи: 1) выявить степень сформированности двигательных умений и навыков по военной подготовке; 2) определить уровень гражданского и военно-патриотического сознания студентов через их отношение к российской государственности и знание военной истории страны; 3) дать рекомендации по повышению эффективности процесса подготовки студентов-юношей к военной службе и военно-патриотическому воспитанию.
Новизна. Считаем, что проведение допризывной военной подготовки (желательно учебной дисциплины) со студентами вуза позволит использовать новые, специфические средства в педагогике высшей школы. Будет обеспечена преемственность в системе «школа - вуз» в данном направлении работы. Если вспомнить Советский период развития страны, то он отличался наивысшей степенью готовности Советской армии, расцветом ее мощи и соответствующим высоким уровнем начальной военной подготовки граждан в школах. Более 80 % студентов являлись гражданами, уже прошедшими срочную военную службу, и в системе подготовки студентов вуза к военной службе не было необходимости, такая работа в институтах не проводилась.
Сегодня ситуация совершенно противоположная, около 80 % юношей-студентов являются допризывниками, имеющими отсрочку от призыва, а подготовки к военной службе в вузе нет. Внедрение в вузах системы подготовки студентов к военной службе поможет в корне изменить сложившуюся обстановку.
Ход исследования, его результаты, рекомендации. Опрос 378 студентов-юношей 3-го курса университетов города показал, что около 50 % ребят не помнят, какой учебный материал по военной подготовке они осваивали в школе, а подавляющее большинство из них не смогли выполнить элементарные физические упражнения по военной подготовке: сборка и разборка автомата; одевание индивидуальных средств радиоактивной, химической и биологической защиты (РХБЗ), стрельба из автомата, строевые приемы с оружием и без. Смог удовлетворительно выполнить упражнения только человек (табл. 1). Также исследование показало, что многие не имеют представления о характере подобных упражнений, а некоторые считали их совершенно не нужными, потому что имели негативное отношение к прохождению военной службы.
Таблица 1
Количество студентов, удовлетворительно выполнивших военно-прикладные упражнения
Название упражнения |
«Удовлетворительно» |
«Не удовлетворительно» |
1. Разборка автомата |
83 |
295 |
2. Надевание общевойскового защитного комплекта (ОЗК) |
59 |
319 |
3. Основные строевые приемы с оружием |
32 |
346 |
4. Основы стрельбы из автомата |
241 |
137 |
5. Приемы рукопашного боя с автоматом и штык-ножом |
95 |
283 |
Опрос также показал неудовлетворительные теоретические знания по допризывной военной подготовке (табл.2).
Таблица 2
Результаты опроса по теории допризывной военной подготовки
Вопрос |
«Удовлетворительно» |
«Не удовлетворительно» |
1. Назовите в порядке возрастания воинские звания в ВС РФ |
102 |
276 |
2. Перечислите основные виды боя |
23 |
355 |
3. Назовите правила безопасности при стрельбе из автомата |
86 |
292 |
4. Перечислите воинские подразделения, части, соединения в порядке возрастания (Например: расчет, отделение, взвод ...) |
43 |
335 |
5. Назовите виды и рода ВС РФ |
58 |
320 |
Элементарные знания, которые не являются строго специфическими и непосредственно для служебного пользования, которые некоторые мальчики знают уже в начальных классах, показались большинству студентов незнакомыми и вызвали большие затруднения.
Результаты опроса по знанию государственной символики и российской военной истории были также не утешительными, результаты ответа на 9 вопросов из 20 показаны в таблице 3.
Таблица 3
Результаты опроса по некоторым вопросам военной истории и государственной символики
Вопрос |
«Удовлетворительно» |
«Не удовлетворительно» |
1. Перечислите исторические сражения Х-ХVIв.в. |
75 |
303 |
2. Перечислите войны, в которых участвовала Россия в XVIII-XIXв.в. (не менее 5) |
32 |
346 |
3. Назовите основные победы русских войск в I мировой войне |
141 |
237 |
4. Назовите даты (года) боевых действий Советской армии в Испании, на р. Халхин-гол, оз. Хасан, Советско-финской войны |
68 |
310 |
5. Перечислите и назовите даты (года) основных операций Великой отечественной войны (не менее 10). |
83 |
295 |
6. Перечислите хотя бы 10 Маршалов Победы |
32 |
346 |
7. «Кто такой генерал Власов?» (1941-45г.) |
126 |
252 |
8. Назовите полную дату начала и окончания II мировой войны |
53 |
325 |
9. Опишите герб РФ ( ФЗ «О государственном гербе РФ») |
8 |
370 |
Выяснилось, что на современном этапе идеологическая пустота в студенческой сфере не чем не заполняется или заполняется хаотично, а общество, преподаватели (педагоги), как показывают нижеуказанные данные нашего исследования, в этом участвуют с самой низкой эффективностью, бессистемно, не работает система «школа - вуз». Сложившейся обстановкой активно пользуются представители религиозного экстремизма, фашизма, сатанизма, гомосексуализма, антигосударственные деятели («западники»), разлагающие сознание и здоровье студенческой молодежи. К тому же, не следует забывать о социальной (государственной) функции вуза - подготовка будущих поколений к жизни, а первое с чем столкнется юноша-выпускник вуза, это прохождение военной службы по призыву. Не думаем, что государству нужен профессионал высокого класса, который не знает основ нашей государственности, не патриотичен, не способный и не желающий, при необходимости, встать на защиту его интересов и чести.
Результаты исследования показывают, что ситуация в данном направлении образовательной работы. Допризывная военная подготовка и военно-патриотическое воспитание студентов вузов являются необходимыми. Эффективная реализация данного элемента позволит подготовить юношей студентов по основам военной службы так, что офицерам в войсках уже не надо будет много времени терять на основы военной службы, подготовка солдат в войсках будет начинаться с более высокого, качественно нового уровня, и, соответственно, военнослужащие будут достигать больших высот боевой подготовки, отвечая новым вызовам и угрозам. Например: обучение в вузе сборке и разборке автомата, стрельбе из положения лежа, одевание средств РХБЗ. А в войсках уже стрельба из различных положений, в составе подразделения (в «двойках» и «тройках»), в сложных условиях и из различных видов стрелкового оружия, передвижение (вождение техники) и выполнение других задач в ОЗК. С таким же успехом в вузах можно готовить студентов по основам тактики, топографии, уставам, огневой, инженерно-саперной, медико-санитарной, строевой, военно-физической военно-исторической подготовки.
Россия имеет самую яркую и славную военную историю, и об этом необходимо напоминать студентам, давая краткую характеристику тем или иным событиям, связанным с памятной датой. Федеральный закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России» (1995 г.) определяет 16 дней воинской славы. Кроме этого, имеются 58 праздников и памятных дней ВС РФ, имеющих большое историческое значение для государства. Военно-патриотическое воспитание может вести при помощи занятий по военной истории, бесед с ветеранами, экскурсий в воинские части и по памятным местам, военно-исторического информирования (1-2 минуты) в начале каждого занятия по любой из дисциплин вуза. Сочетание непосредственной допризывной военной подготовки с воспитательной работой позволяют наиболее полно и эффективно использовать воспитывающий характер обучения. Это формирует мотивацию студентов к освоению знаний, умений и навыков военного характера и придает им значимость [4].
Выводы. Низкий уровень знаний, двигательных умений и навыков, а также гражданского и военно-патриотического сознания позволит повысить, сделать приемлемым организацию процесса по военной подготовке допризывной студенческой молодежи в вузах. Проведением данной работы мы хотели обратить внимание научной общественности и преподавателей вузов (руководства) на данную проблему с целью обсуждения вопроса о возможности введения дисциплины в учебные планы. Ведь есть в учебном плане (по всем направлениям подготовки) такие дисциплины, как «Культура речи», которой начинают учить еще родители с раннего детства; «Физическая культура», которую изучают еще с детского сада, и мы не утверждаем, что они не нужны, наоборот, все правильно они важны и значимы. Но почему в этой стройной логичной системе «семья - детский сад - школа - вуз» нет такого важного элемента, как военно-патриотическое воспитание студенческой молодежи и их военная подготовка до призыва.
Противникам «излишней милитаризации системы высшего профессионального образования» (исходя из опыта выступлений по данному вопросу на конференциях) всегда отвечаем, что это система, прежде всего, подготовки гражданина-патриота своей страны; человека искренне любящего свою землю и народ; активной и здоровой личности; будущего всесторонне развитого специалиста, коллеги, мужа, отца, друга, а потом уже будущего защитника Отечества; сына, которым будут гордиться его родители.
Министерство обороны РФ с сентября 2016 году планирует осуществлять обучение студентов по программе солдат и сержантов запаса. Данный курс планируется разделить на теоретический раздел и практический. Обучение будет проходить в межвузовских центрах военной подготовки, которые будут созданы на базе существующих военных кафедр вузов (всего 72 военные кафедры в вузах России). В Оренбургской области (и в других регионах России) нет вузов с военной кафедрой. Даже если организовать межвузовский центр в г. Оренбурге, остается непонятным вопрос о том, как готовить студентов к военной службе в других вузах области, а также студентов, которые не желают посещать данное обучение (занимаются спортом, творчеством, научной работой), но будут считаться юношами призывного возраста и после окончания вуза будут призваны на военную службу. В условиях кризиса этот процесс затянется или вообще будет отложен до наступления благоприятных условий (оплата труда многочисленным преподавателям, создание и поддержание учебно-материальной базы, основных фондов межвузовских центров). А если ввести обязательную учебную дисциплину в вузе (максимум создать кафедру допризывной военной подготовки), то в любом вузе страны всегда найдутся офицеры запаса, которые справятся с подобными задачами, и потребуется относительно немного материальных средств (макеты автоматов, пистолетов, винтовок и пулеметов, макеты гранат, гранатометов и мин, шлемы, противогазы, ОЗК, саперные лопатки, компасы, бинокли, подсумки и ремни, наглядные пособия и немного специфической литературы).
На современном этапе обозначилась тенденция к повышению мотивации студентов-юношей к прохождению военной службы по призыву после окончания вуза. Считаем, что это вызвано качественными улучшениями в армии, необходимостью военной службы для дальнейшего трудоустройства и государственной службы. Поэтому педагогическому сообществу необходимо этим эффективно пользоваться, удовлетворяя растущие потребности студенческой молодежи в данной области.
Осуществление данной работы позволит повысить уровень начальной военной, морально-психологической готовности студентов, повысить значимость вуза в эффективной подготовке допризывников и способствовать повышению обороноспособности страны.
Рецензенты:
Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», заведующий кафедрой общей и профессиональной педагогики, г. Оренбург;
Ольховая Т.А., д.п.н., ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», профессор кафедры общей и профессиональной педагогики, г. Оренбург.