Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ON THE NECESSITY PRE-CONSCRIPTION MILITARI TRAINING AND MILITARI-PATRIOTIC EDUCATION UNIVERSITY STUDENTS

Ziambetov V.Yu. 1 Kholodova G.B. 1 Ziambetov V.Yu. 2 Matyavina S.I. 2
1 Federal State Educational Institution of Higher Professional Education "Orenburg State University"
2 Orenburg State Medical University
In this paper, an analytical research on the problem of youth-training students for military service. Work on identifying the level of knowledge, motor skills of pre-conscription military training of students of age. The authors found awareness of young people in the military history of Russia, the degree of military and patriotic consciousness, attitudes toward civic duties. It emphasized the importance of readiness of students to undergo military service in the Armed Forces of the Russian Federation and protection. Recommendations to address the educational problems in order to eliminate any contradictions on the implementation and effectiveness of pre-conscription military training of students as well as for the implementation of educational work with students in the field of military-patriotic education, civil and historical understanding, identity formation of young men in general.
military service
military history
military-patriotic education and skills
pre-conscription military training of students
Актуальность и противоречие. Глубокая модернизация Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ)  для приведения их в состояние соответствия с современным уровнем научно-технического прогресса, с современной геополитической обстановкой в мире и угрозами: угроза действий стран Североатлантического альянса (НАТО), «Исламского государства» (ИГИЛ); распространение экстремизма и терроризма; ненависть к России в Соединенных Штатах Америки (США), в Украине и в других Европейских странах. Все это способствует значительному росту требований к современному российскому солдату, проходящему военную службу по призыву и осваивающему все более усложняющуюся программу боевой подготовки в войсках. В этой связи повышается значимость системы подготовки молодежи к военной службе, соответственно уровень подготовленности допризывника должен быть высоким и удовлетворять современным потребностям ВС РФ.

Но, несмотря на данные тенденции, уровень готовности призывников к военной службе пока остается не совсем достаточным. Опрос офицеров воинских частей показал, что значительная часть солдат с высшим образованием, несмотря на образование и социальную зрелость, демонстрируют низкую мотивацию к исполнению своего конституционного долга, нерешительны в ситуациях, когда необходимо принимать решения и нести ответственность. Офицеры сталкиваются с трудностями при подборе грамотных младших командиров, а выпускники вузов не подходят из-за таких недостатков. Также многие солдаты показывают низкие знания по основам военной подготовки, военной истории, значении России в победе над фашизмом; не могут делать простейший анализ и выводы по современной военно-политической обстановке, опираясь на примеры истории; испытывают трудности в адаптации и освоении программы боевой подготовки.

Проблема. Несмотря на систему знаний по основам военной службы программы безопасности жизнедеятельности, сложившуюся в ходе образовательного процесса в 10 классе школы (в колледже), юноша, получив отсрочку на призыв и обучаясь в университете 4-6 лет, может забыть существенный объем знаний, усвоенных им ранее в школе, утратить умения и навыки (это подтвердят данные нашего исследования), которые необходимы для нормальной адаптации молодого солдата к военной службе на первом этапе, а также успешного усвоения современной программы боевой подготовки в дальнейшем [4]. Несмотря на свою значимость на современном этапе, подготовка студентов к военной службе в вузах не является обязательной, имеет редкий, инициативный и бессистемный характер,  а чаще  вообще не проводится. Хотя в вуз (по самым разным оценкам) поступает более половины выпускников школ, годных к военной службе, и это, в будущем, интеллектуальная основа общества. В сфере подготовки студентов к военной службе в вузе возникает некий вакуум в области допризывной военной и военно-патриотической подготовки будущих защитников Отечества. А ведь студенческий возраст - это возраст, когда наиболее бурно формируются взгляды и убеждения личности, большая часть которых будет с ней во взрослой жизни и будет определять его отношение к обществу, государству, семье, коллегам.

Цель и задачи. Данная работа проводилась с целью определить степень готовности юношей-студентов к военной службе и подтвердить необходимость допризывной военной подготовки и военно-патриотического воспитания в вузе. Задачи: 1) выявить степень сформированности двигательных умений и навыков по военной подготовке; 2) определить уровень гражданского и военно-патриотического сознания студентов через их отношение к российской государственности и знание военной истории страны; 3) дать рекомендации по повышению эффективности процесса подготовки студентов-юношей к военной службе и военно-патриотическому воспитанию.  

Новизна. Считаем, что проведение допризывной военной подготовки (желательно учебной дисциплины) со студентами вуза позволит использовать новые, специфические средства в педагогике высшей школы. Будет обеспечена преемственность в системе «школа - вуз» в данном направлении работы. Если вспомнить Советский период развития страны, то он отличался наивысшей степенью готовности Советской армии, расцветом ее мощи и соответствующим высоким уровнем начальной военной подготовки граждан в школах. Более 80 % студентов являлись гражданами, уже прошедшими срочную военную службу, и в системе подготовки студентов вуза к военной службе не было необходимости, такая работа в институтах не проводилась.

Сегодня ситуация совершенно противоположная, около 80 % юношей-студентов являются допризывниками, имеющими отсрочку от призыва, а подготовки к военной службе в вузе нет. Внедрение в вузах системы подготовки студентов к военной службе поможет в корне изменить сложившуюся обстановку.

Ход исследования, его результаты, рекомендации. Опрос 378 студентов-юношей 3-го курса университетов города показал, что около 50 % ребят не помнят, какой учебный материал по военной подготовке они осваивали в школе, а подавляющее большинство из них не смогли выполнить элементарные физические упражнения по военной подготовке: сборка и разборка автомата; одевание индивидуальных средств радиоактивной, химической и биологической защиты (РХБЗ), стрельба из автомата,  строевые приемы с оружием и без. Смог удовлетворительно выполнить упражнения только человек (табл. 1). Также исследование показало, что многие не имеют представления о характере подобных упражнений, а некоторые считали их совершенно не нужными, потому что имели негативное отношение к прохождению военной службы.

Таблица 1

Количество студентов, удовлетворительно выполнивших военно-прикладные упражнения

Название упражнения

«Удовлетворительно»

«Не удовлетворительно»

1. Разборка автомата

83

295

2. Надевание общевойскового защитного комплекта (ОЗК)

59

319

3. Основные строевые приемы с оружием

32

346

4. Основы стрельбы из автомата

241

137

5. Приемы рукопашного боя с автоматом и штык-ножом

95

283

Опрос также показал неудовлетворительные теоретические знания по допризывной военной подготовке (табл.2).

Таблица 2

Результаты опроса по теории допризывной военной подготовки

Вопрос

«Удовлетворительно»

«Не удовлетворительно»

1. Назовите в порядке возрастания воинские звания в ВС РФ

102

276

2. Перечислите основные виды боя

23

355

3. Назовите правила безопасности при стрельбе из автомата

86

292

4. Перечислите воинские подразделения, части, соединения в порядке возрастания (Например: расчет, отделение, взвод ...)

43

335

5. Назовите виды и рода ВС РФ

58

320

Элементарные знания, которые не являются  строго специфическими и непосредственно для служебного пользования, которые некоторые мальчики знают уже в начальных классах, показались большинству студентов незнакомыми и вызвали большие затруднения.

Результаты опроса по знанию государственной символики и российской военной истории были также не утешительными, результаты ответа на 9 вопросов из 20 показаны в таблице 3.

Таблица 3

Результаты опроса по некоторым вопросам военной истории и государственной символики

Вопрос

«Удовлетворительно»

«Не удовлетворительно»

1. Перечислите исторические сражения Х-ХVIв.в.

75

303

2. Перечислите войны, в которых участвовала Россия в XVIII-XIXв.в. (не менее 5)

32

346

3. Назовите основные победы русских войск в I мировой войне

141

237

4. Назовите даты (года) боевых действий Советской армии  в Испании, на р. Халхин-гол, оз. Хасан, Советско-финской войны

68

310

5. Перечислите и назовите даты (года) основных операций Великой отечественной войны (не менее 10).

83

295

6. Перечислите хотя бы 10 Маршалов Победы

32

346

7. «Кто такой генерал Власов?» (1941-45г.)

126

252

8. Назовите полную дату начала и окончания II мировой войны

53

325

9. Опишите герб РФ ( ФЗ «О государственном гербе РФ»)

8

370

Выяснилось, что на современном этапе идеологическая пустота в студенческой сфере не чем не заполняется или заполняется хаотично, а общество, преподаватели (педагоги), как показывают нижеуказанные данные  нашего исследования, в этом участвуют с самой низкой эффективностью, бессистемно, не работает система «школа - вуз». Сложившейся обстановкой активно пользуются представители религиозного экстремизма, фашизма, сатанизма, гомосексуализма,  антигосударственные деятели («западники»), разлагающие сознание и здоровье студенческой молодежи. К тому же, не следует забывать о социальной (государственной) функции вуза - подготовка будущих поколений к жизни, а первое с чем столкнется юноша-выпускник вуза, это прохождение военной службы по призыву. Не думаем, что государству нужен профессионал высокого класса, который не знает основ нашей государственности, не патриотичен, не способный и не желающий, при необходимости, встать на защиту его интересов и чести.

Результаты исследования показывают, что ситуация в данном направлении образовательной работы. Допризывная военная подготовка и военно-патриотическое воспитание студентов вузов являются необходимыми. Эффективная реализация данного элемента позволит подготовить юношей студентов по основам военной службы так, что офицерам в войсках уже не надо будет много времени терять на основы военной службы, подготовка солдат в войсках будет начинаться с более высокого, качественно нового уровня, и, соответственно, военнослужащие будут достигать больших высот боевой подготовки, отвечая новым вызовам и угрозам. Например: обучение в вузе сборке и разборке автомата, стрельбе из положения лежа, одевание средств РХБЗ. А в войсках уже стрельба из различных положений, в составе подразделения (в «двойках» и «тройках»), в сложных условиях и из различных видов стрелкового оружия, передвижение (вождение техники) и выполнение других задач в ОЗК. С таким же успехом в вузах можно готовить студентов по основам тактики, топографии, уставам, огневой, инженерно-саперной, медико-санитарной, строевой, военно-физической военно-исторической подготовки.

Россия имеет самую яркую и славную военную историю, и об этом необходимо напоминать студентам, давая краткую характеристику тем или иным событиям, связанным с памятной датой. Федеральный закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России» (1995 г.) определяет 16 дней воинской славы. Кроме этого, имеются 58 праздников и памятных дней ВС РФ, имеющих большое историческое значение для государства. Военно-патриотическое воспитание может вести при помощи занятий по военной истории, бесед с ветеранами, экскурсий в воинские части и по памятным местам, военно-исторического информирования (1-2 минуты) в начале каждого занятия по любой из дисциплин вуза. Сочетание непосредственной допризывной военной подготовки с воспитательной работой позволяют наиболее полно и эффективно использовать воспитывающий характер обучения. Это формирует мотивацию студентов к освоению знаний, умений и навыков военного характера и придает им значимость [4].

Выводы. Низкий уровень знаний, двигательных умений и навыков, а также гражданского и военно-патриотического сознания позволит повысить, сделать приемлемым организацию процесса по военной подготовке допризывной студенческой молодежи в вузах. Проведением данной работы мы хотели обратить внимание научной общественности и преподавателей вузов (руководства) на данную проблему с целью обсуждения вопроса о возможности введения дисциплины в учебные планы. Ведь есть в учебном плане (по всем направлениям подготовки) такие дисциплины, как «Культура речи», которой начинают учить еще родители с раннего детства; «Физическая культура», которую изучают еще с детского сада, и мы не утверждаем, что они не нужны, наоборот, все правильно они важны и значимы. Но почему в этой стройной логичной системе «семья - детский сад - школа - вуз» нет такого важного элемента, как военно-патриотическое воспитание студенческой молодежи и их военная подготовка до призыва.

Противникам «излишней милитаризации системы высшего профессионального образования» (исходя из опыта выступлений по данному вопросу на конференциях) всегда отвечаем, что это система, прежде всего, подготовки гражданина-патриота своей страны; человека искренне любящего свою землю и народ; активной и здоровой личности; будущего всесторонне развитого специалиста, коллеги, мужа, отца, друга, а потом уже будущего защитника Отечества; сына, которым будут гордиться его родители.

Министерство обороны РФ с сентября 2016 году планирует осуществлять обучение студентов по программе солдат и сержантов запаса. Данный курс планируется разделить на теоретический раздел и практический. Обучение будет проходить в межвузовских центрах военной подготовки, которые будут созданы на базе существующих военных кафедр вузов (всего 72 военные кафедры в вузах России). В Оренбургской области (и в других регионах России) нет вузов с военной кафедрой. Даже если организовать межвузовский центр в г. Оренбурге, остается непонятным вопрос о том, как готовить студентов к военной службе в других вузах области, а также студентов, которые не желают посещать данное обучение (занимаются спортом, творчеством, научной работой), но будут считаться юношами призывного возраста и после окончания вуза будут призваны на военную службу. В условиях кризиса этот процесс затянется или вообще будет отложен до наступления благоприятных условий (оплата труда многочисленным преподавателям, создание и поддержание учебно-материальной базы, основных фондов межвузовских центров). А если ввести обязательную учебную дисциплину в вузе (максимум создать кафедру допризывной военной подготовки), то в любом вузе страны всегда найдутся офицеры запаса, которые справятся с подобными задачами, и потребуется относительно немного материальных средств (макеты автоматов, пистолетов, винтовок и пулеметов, макеты гранат, гранатометов и мин, шлемы, противогазы, ОЗК, саперные лопатки, компасы, бинокли, подсумки и ремни, наглядные пособия и немного специфической литературы).

На современном этапе обозначилась тенденция к повышению мотивации студентов-юношей к прохождению военной службы по призыву после окончания вуза. Считаем, что это вызвано качественными улучшениями в армии, необходимостью военной службы для дальнейшего трудоустройства и государственной службы. Поэтому педагогическому сообществу необходимо этим эффективно пользоваться, удовлетворяя растущие потребности студенческой молодежи в данной области.  

Осуществление данной работы позволит повысить уровень начальной военной, морально-психологической готовности студентов, повысить значимость вуза в эффективной подготовке допризывников и способствовать повышению обороноспособности страны.

Рецензенты:

Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», заведующий кафедрой общей и профессиональной педагогики, г. Оренбург;

Ольховая Т.А., д.п.н., ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», профессор кафедры общей и профессиональной педагогики, г. Оренбург.