Сетевое издание
Современные проблемы науки и образования
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

О НЕОБХОДИМОСТИ ДОПРИЗЫВНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ И ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

Зиамбетов В.Ю. 1 Холодова Г.Б. 1 Зиамбетов В.Ю. 2 Матявина С.И. 2
1 ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет»
2 ГБОУ ВПО ОрГМУ «Оренбургский государственный медицинский университет»
В настоящей статье проведена аналитическая исследовательская работа по проблеме подготовки юношей-студентов к военной службе. Проведена работа по выявлению уровня знаний, двигательных умений и навыков по военной подготовке студентов допризывного возраста. Авторы выявили уровень знаний молодежи в области военной истории России, степень военно-патриотического сознания, отношение к гражданским обязанностям. Подчеркивается значимость готовности студентов к прохождению военной службы по призыву в Вооруженных силах Российской Федерации и защите. Даются рекомендации по решению образовательных задач с целью устранения возникших противоречий, по внедрению и повышению эффективности процесса допризывной военной подготовки студентов, а также по реализации воспитательной работы со студенческой молодежью в области военно-патриотического воспитания, гражданско-исторического осмысления, формирования личности юношей в целом.
военная служба
военная история
умения и навыки
военно-патриотическое воспитание
допризывная военная подготовка студентов
1. Зиамбетов В.Ю. О необходимости применения военно-прикладных физический упражнений на занятиях по физической культуре в высших учебных заведениях // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2010. – № 3. – С. 62-64.
2. Зиамбетов В.Ю. Военно-спортивная игра пейнтбол как эффективное средство военно-прикладной физической подготовки молодежи // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2011. – № 4. – С. 399-400.
3. Зиамбетов В.Ю. Военно-патриотическое воспитание и подготовка к военной службе студенческой молодежи // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2013. – № 2. – С. 90-95.
4. Зиамбетов В.Ю. Военно-прикладная физическая подготовка и военно-патриотическое воспитание студентов: методические рекомендации / Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2014. – 54 с.
5. Зиамбетов В.Ю. Военно-прикладная физическая подготовка и военно-патриотическое воспитание студентов: методические рекомендации / Оренбургский гос. ун-т. – Оренбург: ОГУ, 2014. – 54 с.
6. Зиамбетов В.Ю. Подготовка студентов к выполнению нормативов по пулевой стрельбе в рамках физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 4; URL: http://www.science-education.ru/127-20621 (дата обращения: 20.07.2015).
Актуальность и противоречие. Глубокая модернизация Вооруженных сил Российской Федерации (ВС РФ)  для приведения их в состояние соответствия с современным уровнем научно-технического прогресса, с современной геополитической обстановкой в мире и угрозами: угроза действий стран Североатлантического альянса (НАТО), «Исламского государства» (ИГИЛ); распространение экстремизма и терроризма; ненависть к России в Соединенных Штатах Америки (США), в Украине и в других Европейских странах. Все это способствует значительному росту требований к современному российскому солдату, проходящему военную службу по призыву и осваивающему все более усложняющуюся программу боевой подготовки в войсках. В этой связи повышается значимость системы подготовки молодежи к военной службе, соответственно уровень подготовленности допризывника должен быть высоким и удовлетворять современным потребностям ВС РФ.

Но, несмотря на данные тенденции, уровень готовности призывников к военной службе пока остается не совсем достаточным. Опрос офицеров воинских частей показал, что значительная часть солдат с высшим образованием, несмотря на образование и социальную зрелость, демонстрируют низкую мотивацию к исполнению своего конституционного долга, нерешительны в ситуациях, когда необходимо принимать решения и нести ответственность. Офицеры сталкиваются с трудностями при подборе грамотных младших командиров, а выпускники вузов не подходят из-за таких недостатков. Также многие солдаты показывают низкие знания по основам военной подготовки, военной истории, значении России в победе над фашизмом; не могут делать простейший анализ и выводы по современной военно-политической обстановке, опираясь на примеры истории; испытывают трудности в адаптации и освоении программы боевой подготовки.

Проблема. Несмотря на систему знаний по основам военной службы программы безопасности жизнедеятельности, сложившуюся в ходе образовательного процесса в 10 классе школы (в колледже), юноша, получив отсрочку на призыв и обучаясь в университете 4-6 лет, может забыть существенный объем знаний, усвоенных им ранее в школе, утратить умения и навыки (это подтвердят данные нашего исследования), которые необходимы для нормальной адаптации молодого солдата к военной службе на первом этапе, а также успешного усвоения современной программы боевой подготовки в дальнейшем [4]. Несмотря на свою значимость на современном этапе, подготовка студентов к военной службе в вузах не является обязательной, имеет редкий, инициативный и бессистемный характер,  а чаще  вообще не проводится. Хотя в вуз (по самым разным оценкам) поступает более половины выпускников школ, годных к военной службе, и это, в будущем, интеллектуальная основа общества. В сфере подготовки студентов к военной службе в вузе возникает некий вакуум в области допризывной военной и военно-патриотической подготовки будущих защитников Отечества. А ведь студенческий возраст - это возраст, когда наиболее бурно формируются взгляды и убеждения личности, большая часть которых будет с ней во взрослой жизни и будет определять его отношение к обществу, государству, семье, коллегам.

Цель и задачи. Данная работа проводилась с целью определить степень готовности юношей-студентов к военной службе и подтвердить необходимость допризывной военной подготовки и военно-патриотического воспитания в вузе. Задачи: 1) выявить степень сформированности двигательных умений и навыков по военной подготовке; 2) определить уровень гражданского и военно-патриотического сознания студентов через их отношение к российской государственности и знание военной истории страны; 3) дать рекомендации по повышению эффективности процесса подготовки студентов-юношей к военной службе и военно-патриотическому воспитанию.  

Новизна. Считаем, что проведение допризывной военной подготовки (желательно учебной дисциплины) со студентами вуза позволит использовать новые, специфические средства в педагогике высшей школы. Будет обеспечена преемственность в системе «школа - вуз» в данном направлении работы. Если вспомнить Советский период развития страны, то он отличался наивысшей степенью готовности Советской армии, расцветом ее мощи и соответствующим высоким уровнем начальной военной подготовки граждан в школах. Более 80 % студентов являлись гражданами, уже прошедшими срочную военную службу, и в системе подготовки студентов вуза к военной службе не было необходимости, такая работа в институтах не проводилась.

Сегодня ситуация совершенно противоположная, около 80 % юношей-студентов являются допризывниками, имеющими отсрочку от призыва, а подготовки к военной службе в вузе нет. Внедрение в вузах системы подготовки студентов к военной службе поможет в корне изменить сложившуюся обстановку.

Ход исследования, его результаты, рекомендации. Опрос 378 студентов-юношей 3-го курса университетов города показал, что около 50 % ребят не помнят, какой учебный материал по военной подготовке они осваивали в школе, а подавляющее большинство из них не смогли выполнить элементарные физические упражнения по военной подготовке: сборка и разборка автомата; одевание индивидуальных средств радиоактивной, химической и биологической защиты (РХБЗ), стрельба из автомата,  строевые приемы с оружием и без. Смог удовлетворительно выполнить упражнения только человек (табл. 1). Также исследование показало, что многие не имеют представления о характере подобных упражнений, а некоторые считали их совершенно не нужными, потому что имели негативное отношение к прохождению военной службы.

Таблица 1

Количество студентов, удовлетворительно выполнивших военно-прикладные упражнения

Название упражнения

«Удовлетворительно»

«Не удовлетворительно»

1. Разборка автомата

83

295

2. Надевание общевойскового защитного комплекта (ОЗК)

59

319

3. Основные строевые приемы с оружием

32

346

4. Основы стрельбы из автомата

241

137

5. Приемы рукопашного боя с автоматом и штык-ножом

95

283

Опрос также показал неудовлетворительные теоретические знания по допризывной военной подготовке (табл.2).

Таблица 2

Результаты опроса по теории допризывной военной подготовки

Вопрос

«Удовлетворительно»

«Не удовлетворительно»

1. Назовите в порядке возрастания воинские звания в ВС РФ

102

276

2. Перечислите основные виды боя

23

355

3. Назовите правила безопасности при стрельбе из автомата

86

292

4. Перечислите воинские подразделения, части, соединения в порядке возрастания (Например: расчет, отделение, взвод ...)

43

335

5. Назовите виды и рода ВС РФ

58

320

Элементарные знания, которые не являются  строго специфическими и непосредственно для служебного пользования, которые некоторые мальчики знают уже в начальных классах, показались большинству студентов незнакомыми и вызвали большие затруднения.

Результаты опроса по знанию государственной символики и российской военной истории были также не утешительными, результаты ответа на 9 вопросов из 20 показаны в таблице 3.

Таблица 3

Результаты опроса по некоторым вопросам военной истории и государственной символики

Вопрос

«Удовлетворительно»

«Не удовлетворительно»

1. Перечислите исторические сражения Х-ХVIв.в.

75

303

2. Перечислите войны, в которых участвовала Россия в XVIII-XIXв.в. (не менее 5)

32

346

3. Назовите основные победы русских войск в I мировой войне

141

237

4. Назовите даты (года) боевых действий Советской армии  в Испании, на р. Халхин-гол, оз. Хасан, Советско-финской войны

68

310

5. Перечислите и назовите даты (года) основных операций Великой отечественной войны (не менее 10).

83

295

6. Перечислите хотя бы 10 Маршалов Победы

32

346

7. «Кто такой генерал Власов?» (1941-45г.)

126

252

8. Назовите полную дату начала и окончания II мировой войны

53

325

9. Опишите герб РФ ( ФЗ «О государственном гербе РФ»)

8

370

Выяснилось, что на современном этапе идеологическая пустота в студенческой сфере не чем не заполняется или заполняется хаотично, а общество, преподаватели (педагоги), как показывают нижеуказанные данные  нашего исследования, в этом участвуют с самой низкой эффективностью, бессистемно, не работает система «школа - вуз». Сложившейся обстановкой активно пользуются представители религиозного экстремизма, фашизма, сатанизма, гомосексуализма,  антигосударственные деятели («западники»), разлагающие сознание и здоровье студенческой молодежи. К тому же, не следует забывать о социальной (государственной) функции вуза - подготовка будущих поколений к жизни, а первое с чем столкнется юноша-выпускник вуза, это прохождение военной службы по призыву. Не думаем, что государству нужен профессионал высокого класса, который не знает основ нашей государственности, не патриотичен, не способный и не желающий, при необходимости, встать на защиту его интересов и чести.

Результаты исследования показывают, что ситуация в данном направлении образовательной работы. Допризывная военная подготовка и военно-патриотическое воспитание студентов вузов являются необходимыми. Эффективная реализация данного элемента позволит подготовить юношей студентов по основам военной службы так, что офицерам в войсках уже не надо будет много времени терять на основы военной службы, подготовка солдат в войсках будет начинаться с более высокого, качественно нового уровня, и, соответственно, военнослужащие будут достигать больших высот боевой подготовки, отвечая новым вызовам и угрозам. Например: обучение в вузе сборке и разборке автомата, стрельбе из положения лежа, одевание средств РХБЗ. А в войсках уже стрельба из различных положений, в составе подразделения (в «двойках» и «тройках»), в сложных условиях и из различных видов стрелкового оружия, передвижение (вождение техники) и выполнение других задач в ОЗК. С таким же успехом в вузах можно готовить студентов по основам тактики, топографии, уставам, огневой, инженерно-саперной, медико-санитарной, строевой, военно-физической военно-исторической подготовки.

Россия имеет самую яркую и славную военную историю, и об этом необходимо напоминать студентам, давая краткую характеристику тем или иным событиям, связанным с памятной датой. Федеральный закон РФ «О днях воинской славы (победных днях) России» (1995 г.) определяет 16 дней воинской славы. Кроме этого, имеются 58 праздников и памятных дней ВС РФ, имеющих большое историческое значение для государства. Военно-патриотическое воспитание может вести при помощи занятий по военной истории, бесед с ветеранами, экскурсий в воинские части и по памятным местам, военно-исторического информирования (1-2 минуты) в начале каждого занятия по любой из дисциплин вуза. Сочетание непосредственной допризывной военной подготовки с воспитательной работой позволяют наиболее полно и эффективно использовать воспитывающий характер обучения. Это формирует мотивацию студентов к освоению знаний, умений и навыков военного характера и придает им значимость [4].

Выводы. Низкий уровень знаний, двигательных умений и навыков, а также гражданского и военно-патриотического сознания позволит повысить, сделать приемлемым организацию процесса по военной подготовке допризывной студенческой молодежи в вузах. Проведением данной работы мы хотели обратить внимание научной общественности и преподавателей вузов (руководства) на данную проблему с целью обсуждения вопроса о возможности введения дисциплины в учебные планы. Ведь есть в учебном плане (по всем направлениям подготовки) такие дисциплины, как «Культура речи», которой начинают учить еще родители с раннего детства; «Физическая культура», которую изучают еще с детского сада, и мы не утверждаем, что они не нужны, наоборот, все правильно они важны и значимы. Но почему в этой стройной логичной системе «семья - детский сад - школа - вуз» нет такого важного элемента, как военно-патриотическое воспитание студенческой молодежи и их военная подготовка до призыва.

Противникам «излишней милитаризации системы высшего профессионального образования» (исходя из опыта выступлений по данному вопросу на конференциях) всегда отвечаем, что это система, прежде всего, подготовки гражданина-патриота своей страны; человека искренне любящего свою землю и народ; активной и здоровой личности; будущего всесторонне развитого специалиста, коллеги, мужа, отца, друга, а потом уже будущего защитника Отечества; сына, которым будут гордиться его родители.

Министерство обороны РФ с сентября 2016 году планирует осуществлять обучение студентов по программе солдат и сержантов запаса. Данный курс планируется разделить на теоретический раздел и практический. Обучение будет проходить в межвузовских центрах военной подготовки, которые будут созданы на базе существующих военных кафедр вузов (всего 72 военные кафедры в вузах России). В Оренбургской области (и в других регионах России) нет вузов с военной кафедрой. Даже если организовать межвузовский центр в г. Оренбурге, остается непонятным вопрос о том, как готовить студентов к военной службе в других вузах области, а также студентов, которые не желают посещать данное обучение (занимаются спортом, творчеством, научной работой), но будут считаться юношами призывного возраста и после окончания вуза будут призваны на военную службу. В условиях кризиса этот процесс затянется или вообще будет отложен до наступления благоприятных условий (оплата труда многочисленным преподавателям, создание и поддержание учебно-материальной базы, основных фондов межвузовских центров). А если ввести обязательную учебную дисциплину в вузе (максимум создать кафедру допризывной военной подготовки), то в любом вузе страны всегда найдутся офицеры запаса, которые справятся с подобными задачами, и потребуется относительно немного материальных средств (макеты автоматов, пистолетов, винтовок и пулеметов, макеты гранат, гранатометов и мин, шлемы, противогазы, ОЗК, саперные лопатки, компасы, бинокли, подсумки и ремни, наглядные пособия и немного специфической литературы).

На современном этапе обозначилась тенденция к повышению мотивации студентов-юношей к прохождению военной службы по призыву после окончания вуза. Считаем, что это вызвано качественными улучшениями в армии, необходимостью военной службы для дальнейшего трудоустройства и государственной службы. Поэтому педагогическому сообществу необходимо этим эффективно пользоваться, удовлетворяя растущие потребности студенческой молодежи в данной области.  

Осуществление данной работы позволит повысить уровень начальной военной, морально-психологической готовности студентов, повысить значимость вуза в эффективной подготовке допризывников и способствовать повышению обороноспособности страны.

Рецензенты:

Кирьякова А.В., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», заведующий кафедрой общей и профессиональной педагогики, г. Оренбург;

Ольховая Т.А., д.п.н., ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный университет», профессор кафедры общей и профессиональной педагогики, г. Оренбург.


Библиографическая ссылка

Зиамбетов В.Ю., Холодова Г.Б., Зиамбетов В.Ю., Матявина С.И. О НЕОБХОДИМОСТИ ДОПРИЗЫВНОЙ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ И ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 5. ;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=21536 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674